Рынок пластиковых карточек

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Межбанковские расчеты в официальной денежной единице Республики Беларусь осуществляются через автоматизированную систему межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь. Оператором АС МБР является Национальный банк Республики Беларусь, функции которого выполняет Расчетный центр Национального банка Республики Беларусь. Обязательным условием для осуществления расчетов через АС МБР является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………...4
1 Внедрение банковских пластиковых карточек ………………………………..5
1.2 История развития пластиковых карт в Беларуси…………………………….5
1.2 Порядок совершения операций с банковскими пластиковыми карточками………………………………………………………………………….7
2 Все о пластиковых карточках «Беларусбанка»………………………………..13
2.1 Есть 4 миллиона - и это не придел!..................................................................13
2.2 Депозит в кармане…………………………………………………………......15
2.3 Услуги дистанционного обслуживания………………………………….......17
3 Банковская пластиковая карточка: выгодно и удобно …….............................22
3.1 Развитие в РБ рынка банковских пластиковых карточек…………… .…...20
3.2 Объем безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек в Брестской области…………………………………………………………… .…22
3.3 Тренинг – новая форма обучения специалистов служб по работе спластиковыми карточками……………………………………………………....25
Заключение …………………………………………………………………… …27
Список использованных источников……………………………………… …...29
Платежная система Республики Беларусь

Файлы: 1 файл

курсовая по пластик карт.docx

— 232.59 Кб (Скачать)

 

Выбор зарплатной технологии как приоритетного в Республике Беларусь направления развития системы  расчетов с использованием карточек был обусловлен тем, что оборот денежных средств, связанный с выплатой заработной платы, является одним из самых крупных  в экономическом обороте государства, а удаленный доступ к карт-счету, который обеспечивает банковская пластиковая карточка, позволил предоставить населению возможность выбора способа расходования заработной платы.

 

Внедрение зарплатной технологии создает для банков возможность  дополнительного пополнения ресурсной базы за счет остатков неиспользованных держателями карточек средств. Реализация этой возможности в значительной мере зависит от процентной политики банка, то есть от размера его платы держателям карточек по остаткам средств на счетах.[8,9]

 

Уже многими банками проводится работа по выполнению мер госпрограммы по развитию внутренней платежной системы. Например, ОАО «АСБ Беларусбанк» предлагает предприятиям организовать выплату заработной платы с использованием пластиковых карточек Maestro, VISA Electron или БелКарт-М. При этом, карточка БелКарт-М выдается сотрудникам предприятий бесплатно, совместно с карточкой Maestro или VISA Electron.

 

Технология выпуска в  обращение и обслуживания по карточкам  «БелКарт-М» основывается на технологии работы аналогичных карточек МПС. Однако с целью повышения уровня безопасности для карточек «БелКарт-М» введены некоторые следующие ограничения в использовании. Во-первых, данная карточка может обрабатываться в точке платежа только электронным способом с применением терминала. Если какой-либо банк еще использует импринтеры, то в этих точках обслуживания карточки «БелКарт-М» приниматься не будут. Поэтому при персонализации карточки информация на ее поверхность наносится методом индент-печати, при котором печатаемые символы не выступают над поверхностью карточки. Текстовая информация на карточке, включая фамилию и имя держателя, печатается на русском или белорусском языке. Во-вторых, важным требованием является обязательный ввод ПИН‑кода для всех без исключения операций с применением карточки «БелКарт‑М». Только в отличие от карточек «БелКарт» с микропроцессором в данном случае ПИН-код ее держателем не выбирается, а назначается банком и выдается держателю в запечатанном конверте. Обязательный ввод ПИН-кода делает бесполезным воровство реквизитов карты, как нанесенных на поверхность пластика, так и записанных на магнитной полосе, поскольку, не зная ПИН-кода, воспользоваться такой карточкой невозможно [19, c. 278]

 

Практика их добровольно-принудительного  распространения уже дала свои плоды - у граждан появилась привычка пользоваться этим платежным инструментом (за 2008 г. объем безналичных операций с использованием банковских пластиковых карточек достиг 47,6 %). Но при этом существуют факторы, внедрение пластиковых карточек психологическая неподготовленность потенциальных держателей карточек, нехватка точек обслуживания карточек, недостаточный уровень общей финансовой культуры, высокая стоимость проектов по пластиковым карточкам, недостаточный сервис, предлагаемый держателям карточек, ограниченная география применения карточек. [15]

 

В настоящее время программы  поощрения потребителей - практически  единственный маркетинговый инструмент, создающий ситуацию, когда каждая из сторон оказывается в выигрыше. С одной стороны, банк увеличивает количество клиентов (в том числе постоянных), а с другой - количество транзакций по своим карточкам, в то время как потребитель получает подарки за приверженность банку.

 

В развитых странах, где сформирована потребительская культура, многие банки  и платежные системы активно используют в своей работе такие программы.Программы поощрения клиентов способствуют более частому использованию карточки банка для оплаты товаров и услуг, помогают установить обратную связь с клиентом, своевременно информировать о новых услугах и проектах. Как показывает мировой опыт, наибольшую эффективность демонстрируют две схемы лояльности.

 

1. Cash-back: программа лояльности, позволяющая клиенту возвращать на свой счет в банке определенный процент от сделанной им покупки. Например, расплатившись в магазине с помощью кредитной карточки и потратив при этом 100 долл., клиент получает обратно 1 цент.

 

2. Программа лояльности, основанная  на поощрении клиента специальными  очками (бонусами). При каждой транзакции  клиенту на специальный неденежный счет поступает определенное количество очков, напрямую зависящее от суммы покупки. Накопив некоторое количество бонусов, клиент может обменять их на значимый для него подарок: билет на самолет, обед в ресторане, технику, поход в кино и так далее [17].

 

Белорусскими банками  проделана определенная работа по стимулированию безналичных расчетов с использованием карточек (скидки, подарки, премии, призы). Однако этого все еще недостаточно. Держатель карточки идет за покупкой не в банк, а в магазин. Поэтому работу по стимулированию безналичных расчетов должны вести не только банки, но и торговля, причем торговля в большей степени. Предоставление специальных скидок и вознаграждений покупателям, оплачивающим товары с использованием банковских пластиковых карточек, должно осуществляться за счет средств ПТС либо путем внедрения совместных программ банков и ПТС, когда они выступают в качестве равноправных партнеров.

 

В этой ситуации у ПТС есть возможность использовать информационные мощности банка (информационные стенды отделений, экранные заставки инфокиосков, банкоматов), что исключено при самостоятельной программе ПТС.

 

К решению проблемы увеличения доли безналичных расчетов следует подходить  комплексно, используя систему мер  организационно-экономического и маркетингового характера. Локомотивом данного процесса могут и должны выступить банки как наиболее подготовленные субъекты рынка, накопившие за эти годы значительный опыт в этой области.

 

Необходимо наладить с предприятиями  и организациями торговли системную  работу, совместно разрабатывать  и внедрять программы лояльности, включающие поощрительные меры для  держателей карточек, активно пропагандировать передовой опыт, проводить совместные рекламные кампании и акции, помочь организовать компьютерный учет покупок в разрезе держателей карточек в каждом магазине.

 

Проведенный анализ рынка банковских пластиковых карточек Республики Беларусь показал, что:

 

1.  Развитие платёжных карточных  систем может иметь результат  только в случае скоординированных действий банков и государства, основанных на принципах взаимного учёта интересов и приверженности выбранной концепции.

 

2.  Предоставление лучших по  качеству и более дешёвых услуг  по банковским пластиковым карточкам, по сравнению с традиционными банковскими услугами, - основное направление деятельности банков в плане повышения прибыльности карточных программ.

 

3.  Массовая эмиссия  банковских пластиковых карт  должна быть обеспечена соответствующими  темпами развития сети приёма  данных платежных карт в предприятиях торговли и сервиса, пунктах выдачи наличных и банкоматах. Согласно показателям, сложившимся в международной практике, средняя нагрузка на 1 банкомат должна составлять 2 600 карточек, на 1 платежный терминал – 160 карточек. По состоянию на 01.01.2009 г. в Республике Беларусь на 1 банкомат приходилось 2 462 карточки, на 1 платежный терминал – 480 карточек. Следовательно, для приближения степени развития инфраструктуры розничного банковского рынка к уровню, сложившемуся в международной практике, число ПТС, оснащенных платежными терминалами, с учетом сложившегося на 01.01.2009 г. объема эмиссии карточек должно быть увеличено, как минимум, в 3 раза.

 

4.  Разработка новых:  карточных продуктов, конкретных  дополнительных программ, направленных на завоевание новых сегментов карточного рынка, на основе крупномасштабных маркетинговых исследований - единственный путь развития систем, направленный на получение максимальной прибыли.

 

5.  Интеграция существующих  в настоящее время платёжных  систем Республики Беларусь с  международными системами - одно из перспективных направлений развития платёжной системы страны.

 

На основе проведенного анализа  надо отметить, что существует ряд  проблем, обуславливающих состояние  рынка платежных карт в Республике Беларусь. Для их решения необходимо активно развивать техническую  инфраструктуру, увеличить спектр услуг  для держателей банковских пластиковых карточек, также использовать наилучшие мировые достижения в этой области, сочетая их с отечественными разработками.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

На основании анализа  теоретического и фактического статистического  материала, а также ситуации, сложившейся в стране в области развития платёжных систем на основе банковских пластиковых карточек можно сделать вывод, что платёжные системы на основе банковских пластиковых карточек - важный элемент безналичного оборота страны, который при разумном контроле со стороны Национального банка может сыграть стабилизирующую роль в экономике страны.

 

В настоящее время в  Республике Беларусь функционируют  следующие платёжные системы: международные - Europay International и Visa International; национальная - «БелКарт». Перспективным видится государственная поддержка системы «БелКарт» как более прогрессивной в технологическом плане и более развитой на данном этапе национальной платежной системы.

 

Программы внедрения банковских карт открывают для банков новый  и перспективный способ привлечения  средств частных лиц и субъектов  хозяйствования. С другой стороны, банки  получают возможность расширить  свои кредитные операции, выдавая  и обслуживая кредитные карточки.

 

Банковские платежные  карты являются также эффективным  инструментом денежно-кредитной политики государства, так как обеспечивают снижение наличной денежной массы в  обращении, дополнительную устойчивость национальной денежной единицы и  экономическую стабильность государства  в целом.

 

Основными операциями, совершаемыми с использованием банковских пластиковых  карт являются получение наличных и оплата товаров и услуг в предприятиях торговли и сервиса. Помимо этого банковские пластиковые карты предоставляют клиентам большое количество сервисных услуг: перевод средств со счета на счет, внесение средств на депозит, выписки со счета, оперативную замену карточек, оплата коммунальных услуг.

 

Безналичные расчеты по пластиковым  карточкам можно представить  как результат взаимодействия нескольких сторон: банков – эмитента и эквайера, держателя карточки, торговой и любой другой организации, подписавшей договор на проведение операций по карточкам и процессингового центра.

 

Предпосылками роста внимания к карточкам являются выгоды, которые  получают все участники расчетов с их использованием. Для владельца  карточки – это возможность получить банковскую услугу или оплатить товар, независимо от времени работы банка  и страны пребывания. Для предприятий торговли и сервиса – увеличение продаж и привлечение новых покупателей. Для банков – это возможность получения недорогих кредитных ресурсов, предоставление банковских услуг для новых социальных групп, сокращение объемов обрабатываемой наличности, улучшение имиджа банка.

 

Безналичные расчеты с  помощью пластиковых карточек становятся все более популярными в Республике Беларусь. Население республики имеет возможность пользоваться услугами таких международных платежных систем как EUROPAY и VISA, а также республиканской межбанковской системы безналичных расчетов «БелКарт».

 

Рынок банковских платежных  карточек можно характеризовать  как развивающийся и относительно стабильный. Развивающийся – с точки зрения роста числа карточек и оборотов по ним, стабильный – с точки зрения постепенного изменения показателей и отсутствия существенных сбоев в работе.

 

В заключение следует отметить, что проект внедрения технологий с использованием банковских пластиковых  карточек имеет долгосрочный характер, и основной эффект от его реализации будет получен не сразу. Поэтому банки не смотря на влияние ряда негативных факторов на процесс распространения банковских пластиковых карточек (экономические проблемы в республике, низкий уровень доходов населения и, как следствие, его низкая сберегательная способность, высокая стоимость оборудования по обслуживанию карточек и так далее) должны провести соответствующую работу в области увеличения эмиссии пластиковых карт, создания соответствующей инфраструктуры приема карточек к оплате, маркетинга карточных продуктов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Банковский кодекс  Республики Беларусь: Кодекс Республики  Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-3: Принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: одобр. Советом Республики 12 окт. 2000г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 11.11.2002г., № 148 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2006.

 

2.  Банковские пластиковые  карточки в Беларуси [Электрон. ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.rbcard.com/rbcard/bankcardsrb.htm. – Дата доступа: 05.03.2009.

 

3.  БелКарт [Электрон. ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.belcard.by. – Дата доступа: 01.03.2009.

 

4.  Бюллетень банковской  статистики №1 (115) [Электрон. ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/2009/bulletin2009_1.pdf. – Дата доступа: 05.03.2009.

 

5.  Воронин, А.С. Пластиковые  карты: учеб. / А.С. Воронин. –  Москва: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2002. – 576 с.

 

6.  Инструкция о порядке  совершения операций с банковскими  пластиковыми карточками, утвержденная Постановлением Правления Национального банка от 30.04.2004 г. № 74 в редакции постановления Национального банка от 16.02.2007 г. № 51. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 16.03.2007 г. – № 8/16075.

 

7.  Концепция развития  банковской системы Республики  Беларусь на 2001-2010 годы, одобрена  указом Президента Республики  Беларусь 28.05.2002 г. № 274 // Нац. реестр  правовых актов Респ. Беларусь, 29.05.2002 г., № 1/3717.

Информация о работе Рынок пластиковых карточек