Рынок пластиковых денег: проблемы становления и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 06:56, курсовая работа

Краткое описание

Российский рынок пластиковых карт сегодня переживает настоящий бум. Несмотря на бурный рост числа клиентов и объемов сделок по пластиковым картам, видов обслуживания, рынок пластиковых карт имеет недостаточно развитую законодательную основу, повышенный риск мошенничества, нестабильную динамику развития и другие проблемы.
Предметом исследования является конъюнктура рынка пластиковых карт, объектом исследования - рынок пластиковых карт Российской Федерации.
Структура данной курсовой работы включает три раздела. В первом разделе, состоящем из четырех глав, рассмотрены теоретические основы

Оглавление

Введение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ ДЕНЕГ
1.1 Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт
1.2 Виды и особенности выпуска пластиковых карт
1.3 Организация рынка пластиковых карт и его участники
1.4 Зарубежный опыт функционирования рынка пластиковых карт
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Системы платежных расчетов пластиковыми картами
2.2 Конъюнктура рынка пластиковых карт в России
ГЛАВА 3. КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ РОССИИ
3.1 Основные проблемы функционирования рынка пластиковых карт в России
3.2 Формирование направлений совершенствования рынка пластиковых карт на среднесрочный период
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ДКБ .docx

— 62.19 Кб (Скачать)

Основными видами пластиковых карт являются:

1) Кредитные и дебетовые. Кредитные  карточки выпускаются для платежеспособных  потребителей, позволяющие им иметь  автоматически возобновляемый кредит  без специального обеспечения  для покупок. К потенциальным  владельцам предъявляются достаточно  жесткие требования в отношении  их кредитоспособности. Дебетовая  карточка наиболее распространена  и является для ее владельца  удобным средством проведения  платежных операций путем прямого  уменьшения размеров его финансовых  активов;

2) Индивидуальные и корпоративные  карточки. Индивидуальные выдаются  отдельным клиентам банка и  могут быть стандартными или  золотыми (предназначаются для лиц  с высокой кредитоспособностью  и предусматривают множество  льгот для пользователей). Корпоративная  карточка выдается организации (фирме), которая на основе этой карточки  может выдать индивидуальные  карточки избранным лицам, которым  открываются персональные счета, привязанные к корпоративному  карточному счету. Ответственность  перед банком по корпоративному  счету несет организация, а не  индивидуальные владельцы карточек.

3) Пластиковые карты с магнитной  полосой или со встроенной  микросхемой Карточки с магнитной  полосой имеют на обороте магнитную  полосу, где записаны данные необходимые  для идентификации личности владельца  карточки при ее использовании  в банковских автоматах и электронных  терминалах торговых учреждений. Карточка с микросхемой была  изобретена во Франции в 1974 г. и получило большое распространение  в этой стране и за рубежом. Встроенная в карточку микросхема (чип) - является хранителем информации, которая записывается заранее, а  затем может обновляться в  момент совершения сделки. Это  расширяет функциональные возможности  карточки, повышает ее надежность, но имеют более высокую стоимость;

4) Пластиковые карты, основанные  на разных механизмах хранения  данных. Такие карточки (оптические, индукционные и пр.) используются  в медицинских системах, системах  безопасности и других сферах.

5) Обычные пластиковые карты, серебряные  и золотые. Обычная карточка предназначена  для рядового клиента. Серебряная  карточка или бизнес-карта предназначена  для клиентов, уполномоченных расходовать  средства в увеличенных пределах. Золотая карточка предназначена  для наиболее состоятельных и  богатых клиентов. Клиенты, обладающие  значительным состояниями или  доходами, могут получать золотые  кредитные карточки, выдаваемые  лицам, внесшим определенный гарантийный  взнос. Золотые карточки обеспечивают  дополнительные виды услуг, например, бесплатное страхование клиента  от несчастного случая, безлимитное  кредитование при покупках, упрощенную  систему оплаты услуг гостиниц  и т.д.4

Совокупность пластиковых карт, методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования

банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве

 


4 Евпланов А. Личные деньги // Российская бизнес газета, 2010. - №8 (545). - С.2.

платежного средства образуют платежную систему.

Все операции, совершаемые различными держателями карт и учреждениями их выпускающими, образуют рынок пластиковых карт, теоретические основы которого рассмотрим в следующей главе данной курсовой работы.

 

    1. Организация рынка пластиковых карт и его участники

 

Рынок, как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий и с экономической точки зрения представляет собой механизм взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей, осуществляемый посредством движения цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил.

Операции по выпуску, обращению различных видов карт и круг учреждений по их обслуживанию образуют рынок пластиковых карт страны, включающий в себя все платежные системы. Как и на любом другом рынке, на рынке пластиковых карт действуют законы спроса и предложения, устанавливается равновесная цена на каждый вид пластиковой карты.

Рынок пластиковых карт организуется на основе платежных систем. Ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

Банк-эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания.

Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.

Процессинговый центр - это организация, обеспечивающая техническую обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. 5

Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы. В противном случае процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает


5 Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. И др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 479с.

банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы.

Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.

Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации (например, сети Интернет) обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.

Значительный объем совершения операций по пластиковым картам российского рынка происходит через систему банкоматов. Банкоматы - электонно-технические автоматы для выдачи и инкассирования наличных денег при операциях с пластиковыми карточками. Кроме этого, банкомат позволяет держателю карточки получать информацию о текущем состоянии счета (в том числе и выписку на бумаге), а также, в принципе, проводить операции по перечислению средств с одного счета на другой. Банкомат снабжен устройством для чтения карты, а для интерактивного взаимодействия с держателем карточки - также дисплеем и клавиатурой. Банкомат оснащен персональной ЭВМ, которая обеспечивает управление банкоматом и контроль его состояния.

На сегодняшний день большинство моделей рассчитано на работу в

on-line режиме с карточками с  магнитной полосой, однако появились  и устройства, способные работать  со смарт-картами и в off-line режиме.

Денежные купюры в банкомате размещаются в кассетах, которые, в свою очередь, находятся в специальном сейфе. Число кассет определяет количество номиналов купюр, выдаваемых банкоматом. Размеры кассет регулируются, что дает возможность заряжать банкомат практически любыми купюрами. Более того, с целью пресечения возможных хищений их монтируют капитально. Банкоматы могут размещаться как в помещениях, так и непосредственно на улице и работать круглосуточно.

    1. Зарубежный опыт функционирования рынка пластиковых карт

В условиях ускоренного развития рынка пластиковых карт в России, необходимо использовать опыт развитых стран для устранения возможных негативных тенденций данного сегмента финансового рынка.

Крупнейшие международные финансовые ассоциации, такие, как VISA, American Express, Master Card, Europay, Diners Club и JCB, представляют за рубежом своим клиентам практически любую услугу в любой сфере обслуживания. Функционирование таких финансовых ассоциаций опирается на мощную инфраструктуру, за пользование которой выплачивается комиссионные. Они могут рассматриваться как доля создателей этих сетей в распределении доходов.6

В 2009 году операции с кредитными карточками проводили более 10 000 американских банков. В программах VISA и Мaster Card участвуют тысячи заграничных банков более чем в 100 странах мира. Число владельцев кредитных карточек в 2009 году превысило 100 000 000 человек. Карточки системы VISA и Амerican Ехpress принимают около полутора миллионов торговых предприятий и 3,5 млн. их филиалов.

В настоящее время большинство финансовых компаний используют в качестве идентификационного или расчетного средства карточку с магнитной полосой. Однако, понимая преимущества и новые возможности, которые несут смарт-карты, компании VISA и Еuropay начиная с 1994 года

объединили свои усилия и приступают к совместным работам по замене

технологий магнитных карт на технологию, основанную на смарт-картах.


6 Витвицкая Т. Электронные деньги. Экономика и жизнь, №10/2010

На начало 2010 г. в Европе находилось в обращении более 500 млн. карточек Эмитенты карточек в Европе работают на все более насыщающемся рынке. В большей части стран большинство потенциальных держателей новых платежных карточек уже имеют карточки тех или иных существующих систем: в среднем на каждого совершеннолетнего жителя Европы приходится 1,1 карточки. Годовое число платежей по карточкам выросло за 2009 - 2010 г.г. с 11 млрд. с небольшим до 18 млрд. При этом на Великобританию и Францию по-прежнему приходится 60 % общего числа транзакций по карточкам в Европе. В Европе преобладают дебетовые карточки. В Европе дебетовые карточки составляют 55% всех платежных карточек; на них приходится 45% всех транзакций и 35% стоимости денежного оборота. 7

Прибыльность разных типов карточек неодинакова, поэтому разные страны выбирают различные цели и приоритеты. Основными эмитентами платежных карточек являются банки, хотя выпускают карточки не только они. В пятерке стран-лидеров использования банкоматов, в которую, помимо Германии входят Испания, Франция Великобритания и Италия, установлено более 76% от общего числа банкоматов в Европе. По плотности банкоматов на душу населения Испания занимает первое место в Европе. Сегодня на миллион жителей в этой стране приходится 643 банкомата. В России при такой плотности банкоматов должно быть установлено более 95 000 этих устройств.

Ведущие финансовые ассоциации активно прорываются и на формирующийся в нашей стране рынок покупки товаров и услуг по пластиковым карточкам.

 

 


7 Муравьева Л. А. Формирования платежных систем пластиковых карт западных стран // МэиМО. - 2004. - №4. - С.46-52.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Системы платежных расчетов  пластиковыми картами

 

Платежная система - это совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д. 8

Информация о работе Рынок пластиковых денег: проблемы становления и развития