Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:20, курсовая работа
Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка и позволяет реализовать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает возрастать.
Введение 3
1. Рынок ценных бумаг: понятие, сущность, цели. Виды ценных бумаг 4
2. Мировой опыт: функционирование рынка ценных бумаг в рыночной экономике США 18
3. Рынок ценных бумаг в РБ: состояние и проблемы. Пути решения проблем 29
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Необходимо отметить, что большая работа, проводимая Департаментом по ценным бумагам по внесению изменений в нормативную базу, регулирующую рынок ценных бумаг и направленную на его активизацию, даёт возможность препятствовать фактам злоупотребления правом со стороны отдельных участников рынка ценных бумаг. Но для этого необходимо знать нормативную базу. К сожалению, знание нормативной базы, регулирующей рынок ценных бумаг, ещё не является общедоступным правилом. В обычной жизни, если кто-либо не знает, например, как сложить печку, он обращается к специалисту. Точно так же можно посоветовать поступать и на рынке ценных бумаг. Если неизвестно как поступать или есть сомнения по вопросам существующего порядка купли-продажи ценных бумаг, нужно обращаться к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Члены ассоциации участников рынка ценных бумаг всегда готовы предоставить независимую консультацию по большому числу вопросов, связанных с возможностью купли-продажи ценных бумаг [17, c. 3-4].
Одной из важнейших задач ассоциации участников рынка ценных бумаг является пропаганда знаний о рынке ценных бумаг в Республике Беларусь. С этой целью планируется, совместно с заинтересованными органами государственного управления, организация и проведение семинаров в областных городах, организация лекций по отдельным вопросам непосредственно в коллективах предприятий и организаций по заявкам полномочных представителей этих коллективов [15, c.13].
Хотелось бы отметить, что ряд мероприятий, предусмотренных программой развития рынка корпоративных ценных бумаг республики Беларусь на 2008-2010 годы, уже реализуется. Так, отменена "золотая акция", подготовлены документы:
Начата
работа по подготовке проектов новой
редакции Закона Республики Беларусь
"О ценных бумагах и фондовых
биржах", Закона Республики Беларусь
"Об инвестиционных фондах". Подготовлены
и направлены всем органам республиканского
управления для применения подведомственными
организациями Рекомендации по применению
инструментария фондового рынка в привлечении
инвестиций предприятиями реального сектора
экономики. В целях формирования системы
корпоративного поведения разработан
и доведен до акционерных обществ Свод
правил корпоративного поведения [16, c.
13].
В настоящее время фондовый рынок Республики Беларусь фактически находится на начальном этапе своего развитии. Этот этап, на котором создаётся инфраструктура рынка ценных бумаг, вырабатывается государственная политика в отношении форм и методов регулирования инвестиционных процессов вообще и портфельных инвестиций в частности, происходит формирование законодательной базы функционирования рынка ценных бумаг в целом, а так же каждого из его сегментов и инструментов.
Основной целью правительства Республики Беларусь в переходный период является стимулирование работы реального сектора экономики. В этой ситуации развитие производства на основе прямых инвестиций может положить начало экономическому росту. Однако, как свидетельствуют результаты проведения реформ в постсоциалистических странах, приоритетный подход к привлечению прямых инвестиций не стал основополагающим фактором в экономических преобразованиях этих стран.
Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» был принят в марте 1992 года. С этого времени формирование белорусского рынка ценных бумаг шло по американской модели — полибиржевая система и слабое государственное регулирование. Как показал опыт последующих лет, такая модель в условиях переходной экономики не оправдывает себя и не раскрывает действительного значения и важности ценных бумаг в рыночной экономике. Переоценка роли государства е формировании инфраструктуры и законодательной базы рынка ценных бумаг произошла в 1998 году, когда для белорусского фондового рынка была фактически принята европейская модель — монобиржевая система, сильное государственное регулирование и активное участие банковской системы в инвестиционных процессах на рынке ценных бумаг.
Проблематика белорусского фондового рынка остается открытой. Практически полное отсутствие специализированной научной и учебной литературы затрудняет определение препятствий, стоящих перед развивающимся отечественным рынком ценных бумаг. Исследование роли и места фондового рынка в переходной экономике, анализ проблем экономического, политического, психологического и т.п. характера имеют особую важность для создания полноценного, работоспособного и конкурентоспособного финансового рынка в любой экономической системе.
Реформирование экономики в Республике Беларусь имеет свою специфику, в силу чего невозможно «слепое» перенесение опыта организации фондовых рынков развитых государств, где его формирование происходило на протяжении столетий. Не следует также копировать и повторять российский опыт организации торговли ценными бумагами, при котором большинство сделок заключается на неорганизованном рынке без участия профессиональных посредников, что при отсутствии должного контроля представляет собой неиссякаемый источник различных правонарушений и финансовых махинаций.
Основной целью правительства Республики Беларусь в переходный период является стимулирование работы реального сектора экономики. В этой ситуации развитие производства на основе прямых инвестиций может положить начало экономическому росту. Однако, как свидетельствуют результаты проведения реформ в постсоциалистических странах, приоритетный подход к привлечению прямых инвестиций не стал основополагающим фактором в экономических преобразованиях этих стран.
Даже развитые и диверсифицированные рынки Запада испытывают потрясения, несмотря на отработанные механизмы регулирования притока портфельных инвестиций. Вместе с тем развитие производства и подъем экономики немыслимы без своевременного и достаточного вложения капитала, поскольку только на основе расширенного воспроизводства возможен рост экономики. Поэтому государство в странах с переходной экономикой должно брать на себя решение этой важнейшей задачи. Большинство исследователей переходных экономик постсоциалистических стран до сих пор не пришли к единому мнению о том, при каких условиях в той или иной стране возникает инвестиционный бум, но все они сходятся во мнении о необходимости развития фондового рынка, какую бы роль в проведении экономических преобразований он ни играл — вспомогательную или главную. Ясно одно — этот рынок должен быть достаточно стабильным, прозрачным и обеспечивать защиту от самого главного риска — риска неисполнения сделки.
В настоящее время фондовый рынок в Республике Беларусь фактически находится на начальном этапе своего развития. Это этап, на котором создается инфраструктура рынка ценных бумаг, вырабатывается государственная политика в отношении форм и методов регулирования инвестиционных процессов вообще и портфельных инвестиций в частности, происходит формирование законодательной базы функционирования рынка ценных бумаг в целом, а также каждого из его сегментов и инструментов.
Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» был принят в марте 1992 года. С этого времени формирование белорусского рынка ценных бумаг шло по американской модели — полибиржевая система и слабое государственное регулирование. Как показал опыт последующих лет, такая модель в условиях переходной экономики не оправдывает себя и не раскрывает действительного значения и важности ценных бумаг в рыночной экономике. Переоценка роли государства в формировании инфраструктуры и законодательной базы рынка ценных бумаг произошла в 1998 году, когда для белорусского фондового рынка была фактически принята европейская модель — монобиржевая система, сильное государственное регулирование и активное участие банковской системы в инвестиционных процессах на рынке ценных бумаг.
Теории функционирования фондовых рынков в мировой практике разработаны достаточно хорошо. Однако их применение (особенно в вопросах формирования отношения и роли государства, выборе приоритетов развития инвестиционных процессов как в области объектов инвестиций, так и в области их источников, разработке общей программы развития фондового рынка и т.д.) в условиях транзитивных экономик ограниченно.
Проблематика
белорусского фондового рынка остается
открытой. Практически полное отсутствие
специализированной научной и учебной
литературы затрудняет определение препятствий,
стоящих перед развивающимся отечественным
рынком ценных бумаг. Исследование роли
и места фондового рынка в переходной
экономике, анализ проблем экономического,
политического, психологического и т.п.
характера имеют особую важность для создания
полноценного, работоспособного и конкурентоспособного
финансового рынка в любой экономической
системе.
Информация о работе Рынок ценных бумаг в РБ: состояние и проблемы. Пути решения проблем