Рынок ценных бумаг в РБ: состояние и проблемы. Пути решения проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка и позволяет реализовать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает возрастать.

Оглавление

Введение 3
1. Рынок ценных бумаг: понятие, сущность, цели. Виды ценных бумаг 4
2. Мировой опыт: функционирование рынка ценных бумаг в рыночной экономике США 18
3. Рынок ценных бумаг в РБ: состояние и проблемы. Пути решения проблем 29
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ рынок ценных бумаг.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

     В подсистеме перевода денежных среде  сообщение, посланное поставщиком  ценных бумаг инициализирует дебетование счета денежных средств получателя. Явно централизованный кредит отсутствует, хотя дневные овердрафты в Федеральном Резерве допускаются. Существенные овердрафты требуют обеспечения.

     Система клиринга и расчетов по акциям и  облигациям корпораций была основана в 1973 г. и принадлежит Нью-Йоркской и Американской фондовым биржам, Национальной ассоциации дилеров ценных бумаг и участникам DTC. функции расчетного депозитария выполняет DTC, функции расчетного банка - банки Нью-Йоркской клиринговой палаты. Участниками системы являются головные банки, брокеры/дилеры, клиринговые корпорации, страховые компании к пенсионные фонды. Система поддерживает идентификацию ценных бумаг клиентов участников по отдельности либо блоками. Надзор за деятельностью осуществляют Комиссия по ценным бумагам и биржам, Банковский департамент штата Нью-Йорк, Федеральный резервный банк Нью-Йорка.

     Подтверждение и сверка условий сделки большинством участников за осуществляется через Национальную клиринговую корпорацию по ценным бумагам (NSCC) или систему институциональной поставки DTC (ID).

     При переводах ценных бумаг DTC обрабатывает транзакции, введенные через интерфейс NSCC, ID или каналы другого участника. Переводы являются последовательными и начинаются вечером и ночью в Т+4, продолжаются до Т+5 приблизительно до 13.30. Переводы рассматриваются как условные и могут быть пересчитаны, если не получены денежные платежи в конце дня. Овердрафты по ценным бумагам отсутствуют. Поручения на поставку повторяются, если баланс на счету ценной бумаги недостаточен.

     При переводах денежных средств отправитель ценной бумаги может определить поставку против платежа. В этом случае DTC кредитует его счет по деньгам в DTC и дебетует счет получателя. Проводки по дебетам и кредитам делаются непрерывно, расчет окончательного нетто-баланса делается между 16.30 и 17.30. Обратный пересчет по деньгам возможен, если имеет место обратный пересчет по бумагам, которые были инициированы против платежа. Централизованное кредитование несостоятельных участников не поддерживается, хотя практикуется передача в залог ценных бумаг третьей стороне в кредит. В целом переводы ценных бумаг являются окончательными, когда получатель осуществляет расчет своей чистой дебетовой позиции по денежным средствам в конце дня [18, c. 57-58].

      Сложившиеся к настоящему времени национальные модели рынков ценных бумаг строятся на основе анализа и сопоставления методов и инструментов финансирования - привлечения заемного или акционерного капитала, собственных средств и капиталосберегающего финансирования, а также целевого привлечения средств государственного бюджета. В экономической литературе традиционно выделяют англо-американскую и континентальную (европейско-японскую) модели - две альтернативные системы корпоративного финансирования и контроля.

     Характерные признаки англо-американской модели (США, Великобритания):

  • высокая доля акционерного капитала корпораций;
  • финансирование с помощью коммерческих бумаг при пониженной роли банковского сектора в кредитовании экономики;
  • важная роль отводится инвестиционным фондам, компаниям-другим коллективным инвесторам, а присутствие коммерческих банков на рынке ценных бумаг носит ограниченный характер;
  • доля банков в структуре собственников финансовых активов снижается.

         В континентальной модели (Германия и другие страны континентальной Европы, отчасти - Япония) присутствуют другие свойства, в целом обратные первой модели:

  • относительно более низкой является доля акционерного финансирования при повышенном значении облигационных заимствований;
  • малая роль отводится сектору коммерческих бумаг;
  • традиционно активными действующими лицами инвестиционного процесса являются коммерческие банки;
  • типично участие коммерческих банков в уставных капиталах промышленных предприятий. В итоге на рынке ценных бумаг преобладает или ощущается влияние банков, а их доля в финансовых активах относительно стабильна [20, c.46].

 

     

  1. Рынок ценных бумаг в  РБ: состояние и  проблемы. Пути решения  проблем
 

     Появлением  фондового рынка в Республике Беларусь следует считать 1992 год, когда  был принят Закон Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах". Мнение о том, что фондовый рынок в республике отсутствует, представляется некорректным. За 12-летний период данный сегмент финансового рынка стал достаточно развитым в плане инфраструктуры, выпускаемых инструментов, прозрачным и контролируемым со стороны государства. На современном этапе участниками фондового рынка являются более 5000 эмитентов (предприятия, выпускающие ценные бумаги, включая 1795 открытых акционерных обществ; государство; административно-территориальные образования), свыше 1 миллиона инвесторов — владельцев ценных бумаг, а также 126 профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе 27 банков. Создана и функционирует ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", на которой торгуются акции, государственные облигации, облигации Национального банка и иные ценные бумаги.

     Спектр выпускаемых инструментов фондового рынка достаточно широк. Так, в республике выпускаются акции акционерных обществ, облигации юридических лиц, государственные ценные бумаги (в том числе государственные облигации), ценные бумаги Национального банка, муниципальные ценные бумаги, векселя (которые выпускают и банки, и иные юридические лица), депозитные и сберегательные сертификаты. Основная доля выпускаемых ценных бумаг приходится на акции, государственные облигации и банковские векселя. Правительством Республики Беларусь проводится значительная работа по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг, в том числе в сфере обращения ценных бумаг, в вопросах приватизации, налоговом законодательстве и на иных сегментах отечественного рынка ценных бумаг.

     В долгосрочной перспективе необходимо внести изменения в Закон Республики Беларусь "О ценных бумагах и  фондовых биржах", в котором следует определить понятие "эмиссионная ценная бумага"; изменить порядок эмиссии акций акционерных обществ, предусмотрев возможность регистрации акций до внесения изменений в устав (уставный фонд) при продаже акций; расширить способы обеспечения обязательств по облигациям посредством механизма не только залога (облигации с залоговым обеспечением), но и поручительства, банковской гарантии. Требует также закрепления порядок предоставления залога при выпуске облигаций. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг станет более прозрачной, а законодательство о ценных бумагах — системным и менее громоздким [11, c. 4-6].

     Развитие  рынка ценных бумаг (РЦБ) в Республике Беларусь является одной из основных составляющих институциональных преобразований, проводимых в стране уже достаточно продолжительное время. Формирование полноценного, ликвидного и эффективного фондового рынка неоднократно провозглашалось важнейшей задачей в ряде программных документов, определяющих основные направления реформирования в Республике Беларусь. Необходимость развития этого института обусловливается как общей целью - создать в стране социально ориентированную экономику рыночного типа, так и стремлением не остаться в стороне от общемировой тенденции повышения значения фондового рынка в экономиках всех стран, в финансировании предприятий и государства при снижении роли банковских кредитов.

     РЦБ является одним из ключевых механизмов привлечения денежных ресурсов для  инвестирования, модернизации экономики, стимулирования роста производства. Однако, несмотря на проведение ряда мероприятий и определенные изменения в функционировании этого рынка в стране, произошедшие за последние десять лет, он по-прежнему не выполняет свою основную функцию, т.е. не обеспечивает перераспределение денежных ресурсов в реальный сектор на удовлетворение потребностей в инвестициях, формирование рыночной оценки бизнеса. Вместо этою сформировался очень небольшой РЦБ, практически не оказывающий влияния на развитие экономики. По данным международных финансовых организаций (являющихся одним из важнейших источников информации для потенциальных иностранных инвесторов), фондовый рынок Республики Беларусь наряду с существующими в нескольких слаборазвитых африканских государствах находится вне какой-либо категории и вообще не имеет количественной оценки. Основными показателями, характеризующими степень развития фондового рынка (а также уровень развитости акционерного капитала) в той или иной стране, являются капитализация рынка акций (совокупная курсовая стоимость всех выпущенных акций компаний, имеющих регулярную котировку), ее доля в ВВП и оборот по сделкам с акциями. Показатель «капитализация/ВВП» у развитых рынков составляет 60% и выше у развивающихся - 30-40%. К примеру, в 2007 г. в Российской Федерации он превысил 100%. Отсутствие в Беларуси компаний, имеющих значимые показатели регулярной рыночной котировки, не позволяет рассчитать уровень капитализации рынка акций в стране и вообще говорить о наличии фондового рынка как полноценного института. В отчете Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь за 2007г. указывается, что у нас можно рассчитать уровень капитализации первичного рынка акций, под которой в данном случае подразумевается объем эмиссии на сумму 16.75 трлн бел. руб., или около 17% от ВВП.

     Таким образом, несмотря на неоднократные упоминания в ряде прогнозных и программных документов основных задач по развитию в стране рынка ценных бумаг, за последние десять лет не удалось существенным образом изменить положение в данной сфере. Причина этого, на наш взгляд, в том, что при определении перспектив развития РЦБ недостаточно учитывается ряд факторов, оказывающих решающее влияние на основные характеристики данного рынка. К числу важнейших факторов, воздействующих на белорусский фондовый рынок, относятся: тми экономической системы, структура собственности, экономическая политика государства, а также существующий уровень развития рынка и накопленные диспропорции.

     Тип экономической системы. Рынок ценных бумаг основывается па свободных решениях инвесторов и эмитентов о размещении временно свободных денежных средств и привлечении финансовых ресурсов. Поэтому чем выше показатели функционирования рыночной экономики в той или иной стране и экономической свободы, тем больше возможностей для развития в ней фондового рынка. В условиях централизованной экономики РЦБ может существовать лишь как рынок государственных займов. Достичь в его с танов лени и уровня экономически развитых стран задача достаточно сложная. Проведенные исследования показывают, что чем выше доля материальных и денежных ресурсов, распределяемых централизованно (бюджет, субсидированные кредиты и др.), чем больше доля государства в национальном богатстве, тем ниже роль основных рынков, в особенности рынка ценных бумаг, меньше объемы последнего, проще его структура. И наоборот, чем меньше степень вмешательства государства в экономику (в том числе и через его участие в акционерном капитале), тем больше объем фондового рынка и насыщенность хозяйственного оборота ценными бумагами. При доле правительства во внутреннем кредите, превышающей 25%. вероятность того, что капитализация рынка акций достигнет 40%, очень невелика.

     На  РЦБ отрицательно влияет высокая  степень не только вмешательства  государства в экономику, но и ее закрытость в финансовой сфере, которая означает жесткие ограничения: в движении капиталов, на участие иностранных инвесторов в операциях на внутреннем рынке, обращение отечественных финансовых инструментов на иностранных рынках, в области и конвертируемости валюты. К закрытым относится, к примеру, экономика Ирана, тле показатель «капитализация/ВВП» составляет чуть более ) 10%, а рынок облигаций (в исламе процент запрещен) и массовые розничные инвесторы практически отсутствуют. Это так называемый фундаменталистский подход - ориентация на особый национальный путь развития, закрытость экономики, сильную роль государства.

     Существует  также тесная связь между уровнем  политической и социальной стабильности государства, с одной стороны, и  степенью доверия инвесторов, а также  развитием фондового рынка - с другой. Считается, например, что именно политическая стабильность стала важнейшим фактором успехов Китая в привлечении прямых иностранных инвестиций.

     Таким образом, будущее развитие рынка  ценных бумаг в стране зависит  от того, какой социально-экономической метели будет придерживаться общество. При сохранении высокой степени огосударствления экономики, слишком большой доле центрального банка в" перераспределении денежных средств фондовый рынок не будет иметь необходимых условий для развития.

     Структура собственности также влияет на состояние и основные характеристики рынка ценных бумаг: при более сложной и диверсифицированной он более развит. Особенно важное значение имеет структура акционерного капитала. Собственность, если она принадлежит единому держателю, например государству, или является объединенной в крупные доли, определяет сжатый и упрошенный характер рынка ценных бумаг. Концентрация собственности в крупных и контрольных пакетах приводит к тому, что свободной для обращения является лишь незначительная часть акционерного капитала, осуществляются только одиночные сделки блоками.

     Доля  собственности, непосредственно контролируемой государством в экономике (т.е. республиканской, коммунальной, АО с долей государства более 50%), чрезвычайно высока и достигает почти 80%. Удельный вес акционерной среди прочих составляет около 17%, а АО с долей государства менее 50% -всего 4%.

     В структуре акционерных обществ доля тех, в которых государственные пакеты превышают 50%, - более 75%. Это свидетельствует, что на большинстве АО республики контрольные пакеты принадлежат государству и до тех пор, пока его доля не будет уменьшена, акции предприятий на публичном фондовом рынке обращаться не будут. Крупные собственники, как показывает мировой опыт, не заинтересованы в дополнительных выпусках, в размещении акций среди мелких и институциональных инвесторов. Таким образом, для страны характерна «оптовая» структура собственности, следствием чего является отсутствие массового предложения белорусских акций на фондовом рынке в настоящее время, не будет его и в перспективе. Акции заморожены у государства, не поступают на массовые рынки, поскольку пригодны только для одиночных сделок крупными партиями. Население отделено от организованных рынков, практически отсутствуют институциональные инвесторы, иностранные акционеры. Доля иностранной собственности и смешанной с иностранным участием, несмотря на двукратное ее увеличение в 2007 г. (прежде всего е связи с продажей акций Белтрансгаза) составляет всего 4%.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в РБ: состояние и проблемы. Пути решения проблем