Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность и функции ЦБРФ определяющие его роль в регулировании национальной экономики.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
-) определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации;
-) рассмотрение функций Банка России, как по отдельности, так и в комплексном взаимодействии;
-) изучение осуществляемых ЦБ РФ операций.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Сущность и функции Центрального банка РФ………………………..….....5
1.1 Основы деятельности Центрального банка России …..……….....…….5
1.2 Функции Центрального банка РФ..……………………...…….…...…...10
1.3 Полномочия и функции Центрального банка РФ по отношению
к кредитным организациям……………………………………………..14
2 Анализ денежно-кредитной политики Центрального банка РФ…………17
2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования……………………………………………………...……....17
2.2 Процентная политика Центрального банка РФ………………………...20
2.3 Политика резервных требований……………………………….………..22
2.4 Рефинансирование кредитно-банковских институтов…………….……24
2.5 Проведение валютной политики…………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….36
Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты (в отдельных странах – и небанковские кредитные учреждения). Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право учреждений на обращение в центральный банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма их организации, но и уровень платежеспособности. Ставка рефинансирования ЦБ РФ за 2002-2004 гг. отражена в таблице 3.
Таблица 3 Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
Период действия |
% |
Нормативный документ |
С 15 июня 2004 г. |
13 |
Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1444-У |
15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г. |
14 |
Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У |
21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г. |
16 |
Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У |
17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г. |
18 |
Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У |
7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г. |
21 |
Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 № 1185-У |
9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г. |
23 |
Телеграмма ЦБ РФ от 08.04.2002 № 1133-У |
Кредиты рефинансирования, предоставляемые Центральным банком, различаются в зависимости от:
Учетные кредиты.
Учетные (дисконтные) карты – это ссуды, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам под учет векселей. Иными словами, учетные кредиты выдаются центральным банком посредством покупки у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока.
Центральные банки предъявляют к векселям, представляемым к учету, определенные требования относительно их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.д. К переучету в центральных банках допускаются только векселя, имеющие поручительство гарантов, финансовое положение которых отвечает предъявляемым требованиям.
В зависимости от имеющихся у центрального банка задач в области денежно-кредитной политики уровень учетных лимитов либо понижается, либо повышается. При повышении уровня лимита расширяется объем учетных кредитов. В условиях ограниченной ликвидности банки стремятся расширить использование учетных кредитов как менее дорогостоящих по сравнению с ломбардными кредитами.
Повышая уровень лимита, центральные
банки стремятся выровнять
Как правило, на все виды векселей,
учитываемые в центральном
Краткосрочные (корректирующие, сроком на 1 или несколько дней) и среднесрочные кредиты (на 3-4 месяца).
Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования имеют краткосрочные кредиты, зачастую однодневные, которые центральные банки предоставляют лишь в том случае, если коммерческие банки не могут изыскать кредиты на межбанковском рынке, тем самым вынуждая их приспосабливаться к экономическим и финансовым обстоятельствам, не прибегая постоянно к регулярным кредитам центрального банка.
Особое место в практике центральных банков занимают сверхкраткосрочные однодневные кредиты, выдаваемые для ежедневной корректировки банковских балансов. Данный вид кредитов относится к дорогостоящим, поскольку однодневные кредиты предоставляются по более высоким процентным ставкам.
Кредиты более длительного срока пользования выдаются центральными банками кредитным учреждениям, которые не имеют прямого выхода на национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в финансовых средствах или же острый недостаток в кредитных ресурсах вследствие долгосрочного характера своих активов.
В случае использования сезонных кредитов центрального банка потенциальный заемщик обязан представить доказательства сезонного характера потребности в кредитах. При этом часть своих сезонных потребностей он должен покрыть за счет собственных ресурсов.
К учреждениям, широко использующим сезонные кредиты центрального банка, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании прежде всего сельского хозяйства. Для некоторых из них сроки предоставления сезонных кредитов могут исчисляться несколькими месяцами.
Кредиты более длительного срока использования выдаются кредитным институтам, испытывающим финансовые трудности вследствие форс-мажорных обстоятельств. Удовлетворение запросов на кредит в этом случае будет зависеть от возможности исправить сложившееся положение, реальности возврата ссуды в установленный срок, размера возможного ущерба вследствие банкротства данного учреждения.
Этими видами кредита пользуются кредитные учреждения, испытывающие проблемы с ликвидностью продолжительного характера, которые возникают вследствие ухудшения состояния денежного рынка. К ним относятся кредитные институты, в структуре активов которых преобладают долгосрочные требования и которые испытывают трудности с ликвидностью в периоды повышения процентных ставок на рынках краткосрочных кредитов.
Центральный банк в большинстве стран является проводником государственной валютной политики. Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.
В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:
Основные показатели оборота валютного рынка РФ за 2004г. показаны в таблице 4.
Основные показатели оборота валютного рынка Российской Федерации за 2004 год.
Период |
Общий (сумма всех валют/2) |
Российский рубль (RUB) |
Доллар США (USD) |
ЕВРО (EUR) |
Йена (JPY) |
Швейцарский франк (CHF) |
Австралийский Доллар (AUD) |
Канадский доллар (CAD) |
Белорусский рубль (BYR) |
Гривна (UAH) |
Тенге (Казахский) (KZT) |
Прочие | |
январь |
28 801 |
19 922 |
28 193 |
6 245 |
340 |
145 |
12 |
100 |
68 |
1 |
1 |
33 | |
февраль |
33 085 |
24 497 |
32 593 |
6 292 |
442 |
124 |
12 |
34 |
81 |
1 |
2 |
28 | |
март |
26 129 |
16 090 |
25 309 |
7 043 |
748 |
156 |
11 |
26 |
57 |
1 |
2 |
29 | |
апрель |
22 154 |
15 745 |
21 474 |
4 403 |
745 |
171 |
9 |
42 |
58 |
1 |
2 |
14 | |
май |
22 624 |
16 874 |
21 771 |
4 008 |
734 |
314 |
21 |
74 |
47 |
1 |
2 |
10 | |
июнь |
18 689 |
12 216 |
17 469 |
4 635 |
1 007 |
267 |
3 |
36 |
41 |
1 |
2 |
9 | |
июль |
15 144 |
10 655 |
14 313 |
3 542 |
672 |
103 |
8 |
27 |
17 |
1 |
4 |
11 | |
август |
16 114 |
11 933 |
15 378 |
3 132 |
633 |
183 |
7 |
48 |
29 |
1 |
5 |
11 | |
сентябрь |
15 171 |
10 938 |
14 529 |
2 924 |
534 |
164 |
8 |
108 |
32 |
2 |
8 |
17 | |
октябрь |
19 566 |
14 689 |
19 178 |
3 310 |
306 |
297 |
22 |
117 |
35 |
3 |
3 |
17 | |
ноябрь |
25 915 |
20 023 |
25 503 |
4 377 |
175 |
301 |
42 |
94 |
41 |
2 |
4 |
16 | |
декабрь |
35 289 |
27 311 |
34 792 |
6 324 |
283 |
305 |
17 |
79 |
43 |
2 |
4 |
9 |
Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции в той или иной степени практически все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением – центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».
На различных этапах экономического развития направления валютной политики определяются экономической и политической ситуацией в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, вытекающими из участия этой страны в международных кредитно-финансовых организациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Основные функции Центрального банка РФ – эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства.
Денежно-кредитная политика, первоначально предназначенная на конъюнктурное регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, Центральный банк изменил методы денежно-кредитной политики: на смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания.
Банк России имеет двойственную
правовую природу. Он одновременно и
орган государственного управления
специальной компетенции и
Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.
Административные функции
В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.
Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.
Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ РФ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.
Роль Центрального банка Российской Федерации на сегодняшний день очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать.
Информация о работе Роль Центрального Банка РФ в регулировании национальной экономики