Роль Центрального Банка РФ в регулировании национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность и функции ЦБРФ определяющие его роль в регулировании национальной экономики.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
-) определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации;
-) рассмотрение функций Банка России, как по отдельности, так и в комплексном взаимодействии;
-) изучение осуществляемых ЦБ РФ операций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Сущность и функции Центрального банка РФ………………………..….....5
1.1 Основы деятельности Центрального банка России …..……….....…….5
1.2 Функции Центрального банка РФ..……………………...…….…...…...10
1.3 Полномочия и функции Центрального банка РФ по отношению
к кредитным организациям……………………………………………..14
2 Анализ денежно-кредитной политики Центрального банка РФ…………17
2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования……………………………………………………...……....17
2.2 Процентная политика Центрального банка РФ………………………...20
2.3 Политика резервных требований……………………………….………..22
2.4 Рефинансирование кредитно-банковских институтов…………….……24
2.5 Проведение валютной политики…………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….36

Файлы: 1 файл

Курсовая Роль Центрального Банка РФ в регулировании национальной экономики (ДКБ).doc

— 334.50 Кб (Скачать)

Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты (в отдельных странах – и небанковские кредитные учреждения). Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право учреждений на обращение в центральный банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма их организации, но и уровень платежеспособности. Ставка рефинансирования ЦБ РФ за 2002-2004 гг. отражена в таблице 3.

Таблица 3 Ставка рефинансирования Центрального банка Российской  Федерации 

Период действия

%

Нормативный документ

С 15 июня 2004 г.

13

Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1444-У

15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г.

14

Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У

21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г.

16

Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У

17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г.

18

Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У

7 августа 2002 г. – 16 февраля  2003 г.

21

Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 № 1185-У

9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г.

23

Телеграмма ЦБ РФ от 08.04.2002 № 1133-У


 

Кредиты рефинансирования, предоставляемые  Центральным банком, различаются в зависимости от:

  • формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • сроков использования (краткосрочные – на 1 или несколько дней и среднесрочные – на 3-4 месяца);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральными банками через аукционы);
  • целевого характера (корректирующие и сезонные кредиты).

Учетные кредиты.

Учетные (дисконтные) карты – это  ссуды, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам под учет векселей. Иными словами, учетные кредиты выдаются центральным банком посредством покупки у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока.

Центральные банки предъявляют  к векселям, представляемым к учету, определенные требования относительно их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.д. К переучету в центральных банках допускаются только векселя, имеющие поручительство гарантов, финансовое положение которых отвечает предъявляемым требованиям.

В зависимости от имеющихся у  центрального банка задач в области  денежно-кредитной политики уровень  учетных лимитов либо понижается, либо повышается. При повышении уровня лимита расширяется объем учетных кредитов. В условиях ограниченной ликвидности банки стремятся расширить использование учетных кредитов как менее дорогостоящих по сравнению с ломбардными кредитами.

Повышая уровень лимита, центральные  банки стремятся выровнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежной массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а интерпретируется как «техническое» регулирование банковской ликвидности.

Как правило, на все виды векселей, учитываемые в центральном банке, распространяются единые учетные ставки. Однако в некоторых странах допускаются отклонения от данной практики.

Краткосрочные (корректирующие, сроком на 1 или несколько дней) и среднесрочные кредиты  (на 3-4 месяца).

Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования имеют краткосрочные кредиты, зачастую однодневные, которые центральные банки предоставляют лишь в том случае, если коммерческие банки не могут изыскать кредиты на межбанковском рынке, тем самым вынуждая их приспосабливаться к экономическим и финансовым обстоятельствам, не прибегая постоянно к регулярным кредитам центрального банка.

Особое место в практике центральных банков занимают сверхкраткосрочные однодневные кредиты, выдаваемые для ежедневной корректировки банковских балансов. Данный вид кредитов относится к дорогостоящим, поскольку однодневные кредиты предоставляются по более высоким процентным ставкам.

Кредиты более длительного срока  пользования выдаются центральными банками кредитным учреждениям, которые не имеют прямого выхода на национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в финансовых средствах или же острый недостаток в кредитных ресурсах вследствие долгосрочного характера своих активов.

В случае использования сезонных кредитов центрального банка потенциальный  заемщик обязан представить доказательства сезонного характера потребности в кредитах. При этом часть своих сезонных потребностей он должен покрыть за счет собственных ресурсов.

К учреждениям, широко использующим сезонные кредиты центрального банка, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании прежде всего сельского хозяйства. Для некоторых из них сроки предоставления сезонных кредитов могут исчисляться несколькими месяцами.

Кредиты более длительного срока использования выдаются кредитным институтам, испытывающим финансовые трудности вследствие форс-мажорных обстоятельств. Удовлетворение запросов на кредит в этом случае будет зависеть от возможности исправить сложившееся положение, реальности возврата ссуды в установленный срок, размера возможного ущерба вследствие банкротства данного учреждения.

Этими видами кредита пользуются кредитные  учреждения, испытывающие проблемы с  ликвидностью продолжительного характера, которые возникают вследствие ухудшения состояния денежного рынка. К ним относятся кредитные институты, в структуре активов которых преобладают долгосрочные требования и которые испытывают трудности с ликвидностью в периоды повышения процентных ставок на рынках краткосрочных кредитов.

2.5 Проведение валютной  политики.

 

Центральный банк в большинстве  стран является проводником государственной  валютной политики. Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.

В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:

  • регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня);
  • управление официальными валютными резервами;
  • валютное регулирование и контроль;
  • международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.

Основные показатели оборота валютного рынка РФ за 2004г. показаны в таблице 4.

 Основные показатели оборота валютного рынка Российской Федерации за 2004 год. 

                                                                                                                                                Таблица 4

Период

Общий (сумма всех валют/2)

Российский рубль

(RUB)

Доллар США (USD)

ЕВРО (EUR)

Йена (JPY)

Швейцарский франк (CHF)

Австралийский

Доллар (AUD)

Канадский доллар

(CAD)

Белорусский рубль (BYR)

Гривна (UAH)

Тенге (Казахский)

(KZT)

Прочие

январь 

28 801

19 922

28 193

6 245

340

145

12

100

68

1

1

33

февраль

33 085

24 497

32 593

6 292

442

124

12

34

81

1

2

28

март 

26 129

16 090

25 309

7 043

748

156

11

26

57

1

2

29

апрель 

22 154

15 745

21 474

4 403

745

171

9

42

58

1

2

14

май

22 624

16 874

21 771

4 008

734

314

21

74

47

1

2

10

июнь 

18 689

12 216

17 469

4 635

1 007

267

3

36

41

1

2

9

июль 

15 144

10 655

14 313

3 542

672

103

8

27

17

1

4

11

август 

16 114

11 933

15 378

3 132

633

183

7

48

29

1

5

11

сентябрь 

15 171

10 938

14 529

2 924

534

164

8

108

32

2

8

17

октябрь

19 566

14 689

19 178

3 310

306

297

22

117

35

3

3

17

ноябрь 

25 915

20 023

25 503

4 377

175

301

42

94

41

2

4

16

декабрь

35 289

27 311

34 792

6 324

283

305

17

79

43

2

4

9


 

Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции в той или иной степени практически все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением – центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».

На различных этапах экономического развития направления валютной политики определяются экономической и политической ситуацией в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, вытекающими из участия этой страны в международных кредитно-финансовых организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Основные функции Центрального банка РФ – эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью  кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства.

Денежно-кредитная политика, первоначально  предназначенная на конъюнктурное  регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, Центральный банк   изменил методы денежно-кредитной политики: на смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания.

Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и  орган государственного управления специальной компетенции и юридическое  лицо, осуществляющее хозяйственную  деятельность.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Административные функции можно  условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

Функция защиты гражданского оборота  и укрепления доверия к кредитной  системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с  принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, выполнение абсолютно  всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ  РФ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.

Роль Центрального банка Российской Федерации на сегодняшний день очень велика и в  условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. 

Информация о работе Роль Центрального Банка РФ в регулировании национальной экономики