Роль Центрального Банка РФ в регулировании национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность и функции ЦБРФ определяющие его роль в регулировании национальной экономики.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
-) определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации;
-) рассмотрение функций Банка России, как по отдельности, так и в комплексном взаимодействии;
-) изучение осуществляемых ЦБ РФ операций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Сущность и функции Центрального банка РФ………………………..….....5
1.1 Основы деятельности Центрального банка России …..……….....…….5
1.2 Функции Центрального банка РФ..……………………...…….…...…...10
1.3 Полномочия и функции Центрального банка РФ по отношению
к кредитным организациям……………………………………………..14
2 Анализ денежно-кредитной политики Центрального банка РФ…………17
2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования……………………………………………………...……....17
2.2 Процентная политика Центрального банка РФ………………………...20
2.3 Политика резервных требований……………………………….………..22
2.4 Рефинансирование кредитно-банковских институтов…………….……24
2.5 Проведение валютной политики…………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….36

Файлы: 1 файл

Курсовая Роль Центрального Банка РФ в регулировании национальной экономики (ДКБ).doc

— 334.50 Кб (Скачать)

Таким образом, за счёт валютных интервенций Банк России увеличивает ликвидность банковской системы. Основным источником прироста денежной массы и единственным источником увеличения денежной базы уже ряд лет является покупка Банком России иностранной валюты (с целью накопления международных резервов и недопущения чрезмерного укрепления курса рубля по отношению к доллару США с учётом инфляции). 

Помимо интервенций на валютном рынке Банком России стал применяться  более гибкий инструмент – сделки типа «валютный своп». Валютные свопы позволяют корректировать уровень рублёвой и валютной ликвидности рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.

Одним из инструментов денежно-кредитной  политики является изменение процентных ставок по операциям Банка России. Система процентных ставок по операциям Банка России включает: ставку рефинансирования, ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России.

Основное место отводиться ставке рефинансирования. Ставка рефинансирования влияет на политику хозяйствующих  субъектов, т.к. изменение ставки в зависимости от ситуации играет роль сигнала, информируя участников рынка об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив её развития. С 1993 года ставка рефинансирования Банка России изменялась не реже пяти раз ежегодно. Максимальный уровень ставки в 1991г. достигал 20% годовых, в 1992г. – 80, в 1993г. – 210%. С апреля по октябрь 1994г. ставка была постепенно снижена до 130%, однако в результате её дальнейшего повышения в январе 1995г. она вновь достигла 200%. В октябре 1997г. в результате снижений ставка достигла 21%, но уже в ноябре этого же года она вновь взяла курс на повышение и в конце мая 1998г. повысилась до 150%. С июля 1998г. началось постепенное снижение ставки. До 9 апреля 2002г. ставка рефинансирования составляла 25%, 9 апреля 2002г. она была установлена на уровне 23%, 7 августа – 21, с 17 февраля 2003г. – 18, с 21 июня 2003г. – 16, с 15 января 2004г. – 14% годовых, с 15 июня 2004г. – 13% годовых (см. рис.1).

Банк России может воздействовать на уровень и структуру рыночных процентных ставок, устанавливая «коридор» процентных ставок по своим операциям: нижней границей являются ставки по депозитам, верхней – савки по операциям рефинансирования.

 

 

           Рисунок 2 Изменения ставки рефинансирования в период с 1991г. по 2004г.

 

Использование тех или иных инструментов Банком России при реализации денежно-кредитной  политики во многом зависти от условий  развития экономики. Так, несколько  лет подряд не используется метод изменений норм обязательных резервов. В 90-е годы этот метод использовался весьма активно. В 1992-1995гг. норма депозитов до востребования составляла максимально возможную величину – 20%. Затем нормы депозитов изменялись ежегодно и по несколько раз. С 1 января 2000г. нормативы обязательных резервов по привлечённым средствам юридических лиц в рублях и привлечённым средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте установлены в размере 10%, а по рублёвым депозитам физических лиц – 7%. Вплоть до 2004г. этот метод не затрагивался. В 2004г. для урегулирования проблемы нехватки рублёвой ликвидности на денежном рынке Банк России вынес решение о снижении нормативов обязательных резервов. В соответствии с этим решением норматив по привлечённым средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлечённым средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте был снижен 1 апреля 2004г. с 10 до 9%, 15 июня 2004г. – с 9 до 7%, 8 июля 2004г. – с 7 до 3,5%. Норматив обязательных резервов по средствам физических лиц в валюте РФ был снижен также 8 июля 2004г. с 7 до 3,5%. Это поспособствовало высвобождению средств в размере 150 млрд. рублей. Кроме того, в соответствии с Положением Банка России от 29.03.2004г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», вступившим в силу с 1 июля 2004г., кредитным организациям в установленном порядке может быть предоставлено право усреднения обязательных резервов в пределах установленного коэффициента усреднения в размере 0,2.

Для воздействия  на банковскую ликвидность и денежную базу на основе развития рынка государственных ценных бумаг в России в 1993-1995гг. создались предпосылки для активного использования операций на открытом рынке (предполагается купля – продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки). Операции на открытом рынке влияют на доходность государственных ценных бумаг и оказывают воздействие на уровень рыночных процентных ставок. Начиная с 1996г. в целях регулирования краткосрочной ликвидности банковской системы стали активно применяться операции репо. Позже, в 2001г.,  Банк России разработал порядок проведения операций модифицированного репо с облигациями, этот инструмент получил название биржевое модифицированное репо (БМР). Преимущества этого нового инструмента сводятся к следующему: обратный выкуп бумаг ЦБ РФ осуществляет у их фактического держателя; БМР может свободно обращаться на вторичных торгах на основе безотзывной оферты; БМР может использоваться в качестве обеспечения по операциям прямого репо с Банком России.

2004г. был отмечен  недостатком банковской ликвидности  и в этих условиях ЦБ РФ  активизировал  предоставление  денежных средств кредитным организациям посредством проведения аукционов прямого РЕПО, кроме того, ломбардных кредитных аукционов и др. Достаточно сказать, что в 2004г. увеличение уровня ликвидности банковского сектора обусловило размещение Банком России в сентябре 2004г. собственных облигаций (ОБР) в объёме 34,5 млрд. руб. по рыночной стоимости, чем активно воздействовал на конъюнктуру денежного рынка. В 2005г. ЦБ РФ намерен осуществлять постепенную замену операций по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа аналогичными сделками с ОБР. Помимо этого планируется, что наряду с этим будут активно использоваться операции продажи ОФЗ из собственного портфеля Банка России без обязательства обратного выкупа и наоборот. Сохранится возможность проведения аукционов ОМР на срок 28 дней.

Помимо выше рассмотренных методов  денежно-кредитной политики существует ещё один немаловажный инструмент – прямые количественные ограничения, суть которых сводится к тому, что ЦБ вправе устанавливать лимиты рефинансирования банков, устанавливать лимиты на проведение банковских операций, ввести запрет на отдельные операции, исходя из направлений денежно-кредитной политики. В этих же целях Банком России используется эмиссия облигаций от своего имени.

Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом Центрального Банка и находится только в его компетенции.

Выпуск  денег - главный источник денежных средств  Центрального Банка, используемый для  авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Советом Министров РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями, она осуществляется в двух формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета.

Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля ресурсов.   Главная особенность этой функции состоит в том, что Центральный Банк как “банк банков” производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Предоставление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, установленным Центральным Банком.

Регулирование процентных ставок коммерческих банков осуществляется установлением маржи  или предельного уровня превышения ставок рефинансирования Центрального Банка.

Функция организации безналичных  расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции “банк банков” устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.

Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнение этой функции Банк рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.

Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных  учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их операций Центральный Банк осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа производится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов.

Функция регулирования золотовалютных резервов страны. Центральный Банк России является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции по покупке и продаже золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках.

Функция составления платежного баланса  страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот Центрального Банка служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства.

В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов Центральный банк РФ составляет платежный баланс Российской Федерации. В балансе отражается соотношение платежей и поступление в страну инвалюты, на основе чего рассчитывается сальдо баланса. Соотношение платежей в области внешней торговли имеет большое значение для курса рубля по отношению к иностранным валютам. При превышении экспорта над импортом спрос на отечественную валюту возрастает, а при обратном соотношении – падает, что оказывает соответствующее воздействие на курс рубля. Поэтому поддержание стабильности платежного баланса – одна из наиболее важных задач Центрального Банка, связанная с регулированием курса рубля.

Успешное выполнение функций Центрального Банка РФ – необходимое условие эффективного развития рыночной экономики нашей страны.

Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков, продажи и покупки  золота и иностранных валют и  поддержания внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Полномочия и функции Центрального банка России по отношению к кредитным организациям.

 

Исходя из основных целей ЦБ РФ, главной его задачей является минимизация негативных социально-экономических последствий утери ликвидности кредитными организациями. Реализация этой задачи предполагает предупреждение системного банковского кризиса, снижение риска неконтролируемой утери банковской ликвидности. Очевидно, что решение этих задач зависит не только от процедур регулирования кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их коммерческой деятельности, что особенно актуально в современных условиях. Для реализации поставленных перед Банком России  целей и задач он должен обладать  необходимыми полномочиями, которые закреплены в ст.55 и 56 Закона « О ЦБ РФ». Регулирующие полномочия ЦБ РФ проявляются в установлении обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской  и статистической отчетности, а также обязательных экономических нормативов. Надзорная функция ЦБ РФ выражается в проведении контроля за соблюдением кредитными организациями действующего банковского законодательства, получении от них информации о состоянии деятельности коммерческих банков и анализе полученной информации.

Банк России не имеет права вмешиваться  в оперативную деятельность кредитных организаций и побуждать их выполнять несвойственные им функции. Реализуя надзорную функцию, ЦБ РФ может проводить проверки кредитных организаций как силами своих специалистов, так и привлекать к их проведению аудиторские фирмы. Банк России имеет право регулярно анализировать деятельность кредитных организаций, используя представленную ими отчетность, а также направлять соответствующие предписания кредитным организациям, в случае невыполнения которых он налагает санкции на банки, начиная со штрафа и заканчивая запретом на проведение тех или иных банковских операций вплоть до отзыва лицензии. Результаты анализа деятельности коммерческих банков позволяют Центральному банку РФ делать выводы об их финансовом состоянии, определить признаки возникающих в деятельности банков проблем и их глубину, оценить степень угрозы интересам кредиторов банка, его вкладчиков, состояние ликвидности банка и в целом банковской системы региона и страны. Все это дает возможность Банку России, и прежде всего его территориальным учреждениям, принимать решение о дальнейших шагах в отношении данного банка. Основной задачей, которая решается органами регулирования при применении мер воздействия к коммерческим банкам, является приведение их деятельности в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством и нормативными документами ЦБ РФ. Подразделения Банка России применяют к коммерческим банкам меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Применяемые меры могут включать как меры воздействия одного типа (предупредительные или принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов. Если действия кредитной организации наносят банковской системе ущерб, то Центральный банк РФ имеет право:

1) взыскать с такой организации  штраф до 1% оплаченного капитала;

2) потребовать от кредитной организации  осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов;

3) потребовать замены руководства  кредитной организации или ее  реорганизации;

4) изменить для кредитной организации  обязательные нормативы на срок  до шести месяцев;

5) ввести запрет на определенные  виды банковских операций на  срок до одного года;

6) запретить открытие филиалов  в течение года;

7) назначить временную администрацию  по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

8) отозвать лицензию на осуществление банковских операций.

Для достижения поставленных перед  Банком России целей и задач он вправе осуществлять с российскими  и иностранными кредитными организациями  такие операции:

  • предоставлять кредиты на срок не более года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
  • покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
  • покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
  • покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и  иные ценные бумаги со сроками погашения не более 1 года,
  • покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями.

2  Денежно – кредитная политика  Центрального банка РФ.

2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного  регулирования.

 

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое ЦБ, является одним  из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов. Оба эти направления денежно-кредитной политики реализуются с помощью специфических методов.

Информация о работе Роль Центрального Банка РФ в регулировании национальной экономики