Роль Центрального Банка РФ в регулировании национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность и функции ЦБРФ определяющие его роль в регулировании национальной экономики.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
-) определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации;
-) рассмотрение функций Банка России, как по отдельности, так и в комплексном взаимодействии;
-) изучение осуществляемых ЦБ РФ операций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Сущность и функции Центрального банка РФ………………………..….....5
1.1 Основы деятельности Центрального банка России …..……….....…….5
1.2 Функции Центрального банка РФ..……………………...…….…...…...10
1.3 Полномочия и функции Центрального банка РФ по отношению
к кредитным организациям……………………………………………..14
2 Анализ денежно-кредитной политики Центрального банка РФ…………17
2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования……………………………………………………...……....17
2.2 Процентная политика Центрального банка РФ………………………...20
2.3 Политика резервных требований……………………………….………..22
2.4 Рефинансирование кредитно-банковских институтов…………….……24
2.5 Проведение валютной политики…………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….36

Файлы: 1 файл

Курсовая Роль Центрального Банка РФ в регулировании национальной экономики (ДКБ).doc

— 334.50 Кб (Скачать)

По характеру параметров, устанавливаемых  в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты  денежно-кредитного регулирования  разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно – стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты  денежно-кредитного регулирования  разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным, относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Основными инструментами денежно-кредитного регулирования: установление минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих банков, регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке. Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничение и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит, прежде всего, от задач, которые решает центральный банк на том ил ином этапе экономического развития. Структура наличной денежной массы в обращении по эмиссионному балансу на 1 апреля 2005г. отражена в таблице 1.

Структура наличной денежной массы в обращении по эмиссионному балансу по состоянию на 1 апреля 2005 года                                                                      Таблица 1

 

   Банкноты

Монета

Итого

Сумма (млн. руб.)

1 572 453,80

11 178,30

1 583 632,10

Количество экземпляров (млн.)

4 057,40

22 727,50

26 784,90

Удельный вес по сумме (%)

99,29

0,71

100

Удельный вес по купюрам (%)

15,15

84,85

100

Изменение с 1.01.2005 (млн. руб.)

-89 792,90

155,4

-89 637,50

Изменение с 1.01.2005 (%)

-5,40

1,41

-5,36


 

Оно нацелено на достижение стабильного  экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. Денежно-кредитной  политики более быстрая и гибкая по сравнению с фискальной, обладает слабой зависимостью от политического давления, но в то же время она лишь косвенно влияет на коммерческие банки.   Изменение количества наличных денег в обращении отражено в рисунке 1.

Рисунок 1  Изменение количества наличных денег в обращении за период 01.04.04г.- 01.04.05г.

В ноябре 2004 г., как и в аналогичный  период 2003 г., темпы прироста рублевой денежной массы по сравнению с  октябрем заметно увеличились и  составили 3,7% (при этом в ноябре 2003 г. они были ниже - 3%). В результате за октябрь-ноябрь 2004 г. темпы прироста денежного агрегата М2 более чем в полтора раза были выше, чем за октябрь-ноябрь 2003 года. Это привело к тому, что в октябре-ноябре 2004 г. Темпы прироста рублевой денежной массы за скользящий 12-месячный период повысились. В ноябре этот показатель составил 37,5%, увеличившись по сравнению с октябрем на 1 процентный пункт.

   Заметно меньшие по сравнению  с январем-ноябрем 2003 г. темпы  роста денежной массы М2 при  складывающейся динамике инфляции  обусловили увеличение денежной  массы в реальном выражении за одиннадцать месяцев 2004 г. на 11%, в то время как за соответствующий период 2003 г. этот показатель возрос на 20,3%.

Ситуация в денежной сфере в  ноябре 2004 г. формировалась в условиях высоких объемов поступления  в страну экспортной выручки, что привело в рамках проводимой политики валютного 2004 г. денежный агрегат М2 увеличился на 22,6% (на 33,2% за соответствующий период 2003 г.).     Темпы прироста денежной массы   М2  в периоде 2 000-2004гг. отражены в рисунке 2.       


 

 

 

 

 

                          

 

 

 

Рисунок 2   Темпы прироста денежной массы М2 (в процентах месяц к месяцу 

предыдущего года) за период 2000-2004гг.

 

Заметно меньшие по сравнению с январем-ноябрем 2003 г. темпы роста денежной массы М2 при складывающейся динамике инфляции обусловили увеличение денежной массы в реальном выражении за одиннадцать месяцев 2004 г. на 11%, в то время как за соответствующий период 2003 г. этот показатель возрос на 20,3%. Основными источниками увеличения денежной массы в определении денежного обзора в ноябре 2004 г. были прирост требований к организациям частного сектора на 130,8 млрд. руб. и увеличение на 103,6 млрд. руб. чистых иностранных активов банковской системы.

 

    1. Процентная политика Центрального банка РФ.

 

Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к  кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг, называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетная ставка – это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную  учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляций с официальной  учетной ставкой центральные  банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны небанковских кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом. Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало политики кредитной рестрикции, снижение – кредитной экспансии.

Как правило, в  законах о центральном банке предусмотрена лишь сама возможность установления нижних и верхних границ официальной учетной ставки и не указаны конкретные количественные ограничения. В связи с этим центральный банк полностью автономен в своих действиях и может исходить из сложившейся на данный момент обстановки в экономике и денежно-кредитной сфере. Как следует из практики центральных банков зарубежных стран, официальная учетная ставка может колебаться в пределах – от 5 до 15%.

Изменение процентной ставки центрального банка особенно активно используется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Политика резервных требований.

 

Это механизм регулирования общей  ликвидности банковской системы. Одним из наиболее активно применяемых центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования являются резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков.

Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. Повышение норм обязательных банковских резервов (политика кредитной рестрикции) означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах ЦБ РФ и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышается курс национальной валюты, а также проценты по ссудам. Снижение норм банковских резервов (политика кредитной экспансии) увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению курса национальной валюты и уровня рыночного процента.

Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном  порядке.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность  зачета или переноса избытка или  дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане.

 Вместе с тем временной  разрыв расчетного периода и  периода хранения имеет большое  значение для коммерческих банков: если он составляет один месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды – до одного дня – способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой.

Как правило, интервал между расчетным  периодом и периодом хранения не превышает  двух недель. Величины резервов в периоде 2002-2005гг. отражены в таблице 2.

 

Таблица 2   Резервные деньги в периоде 2002-2005гг (на начало периода).

 

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

2002

963,1

866,7

873,8

892,7

943,9

1006,7

1052,7

1051,4

 

1101,1

1105,9

1119,0

1167,8

2003

1263,7

1177,7

1278,7

1321,1

1423,0

1544,0

1570,9

551,8

 

1541,6

1528,0

 1542,0

1584,6

2004

1947,7

2011,5

2053,6

1977,0

1933,1

1911,0

1959,5

1888,9

 

1870,0

1877,3

 1991,0

2138,7


 

Политика установления минимальных  резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Рефинансирование кредитно-банковских институтов.

 

Первоначально политика рефинансирования банковских институтов центральным  банком использовалась исключительно  для оказания воздействия на состояние  денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений наряду с первичным предназначением рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральные банки постепенно превратились в кредиторов последней инстанции и стали выполнять функции банка банков. Кредитно-банковские институты, испытывающие временные финансовые затруднения, получили возможность обратиться в центральный банк за получением ссуд. Кредиты рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих ликвидных средств и в результате использования заимствований у центрального банка. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощенных резервов. Однако доступ к этим кредитам не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов рефинансирования или их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения кредитополучателя.

Информация о работе Роль Центрального Банка РФ в регулировании национальной экономики