Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 08:44, курсовая работа
ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ - дать оценку современного состояния и развития потребительского кредитования в Республике Казахстан. Для достижения указанной цели были поставлены следующие ЗАДАЧИ:
* Охарактеризовать систему потребительского кредитования как инструмент преодоления кризисных явлений в условиях транзитивной экономики;
* Изучить зарождение кредитной системы в РК;
* Проанализировать процесс внедрения и развития потребительского кредитования в РК;
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Сущность потребительского кредита…………………………….. 5
1.1 История возникновения потребительского кредита …………… ….5
1.2 Роль потребительского кредита в экономике………………………. 7
1.3 Основные формы и виды ……………………………………………..9
Глава 2. Условия и порядок предоставления потребительского кредита .15
2.1 Условия предоставления кредита …………………………………..15
2.2 Порядок предоставления кредита …………………………………..15
Глава3. Перспективы роста потребительского кредита…………….........16
Заключение ……………………………………………………………........22
Список литературы………………………………………………………... 24
Банки меняют свою кредитную политику в направлении увеличения объемов потребительского кредитования.
По мере развития рынка потребительского кредитования и усиления конкуренции кредитные ставки снижаются, особенно с приходом иностранных инвесторов.
Сохранению высоких темпов роста рынка будут способствовать следующие факторы:
активный приход иностранных инвесторов в данный сектор;
расширение кредитной инфраструктуры и внедрение новых инструментов кредитования;
повышения доверия населения к банковской системе;
продолжение роста денежных доходов;
рост финансовой грамотности населения;
развитие системы кредитных бюро.
Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на сектор потребительского кредитования оказывает активное развитие сетевой розничной торговли (и наоборот).
Чем представлена кредитная корзина в данный момент на рынке кредитных продуктов?
Прежде всего, это стандартный банковский кредит, целевой или на неопределенные цели, получить который можно в отделении банка. Для этого надо пройти более или менее сложную процедуру рассмотрения заявки - банк принимает решение в течение нескольких дней или недель. Как правило, стандартный банковский кредит сопровождается относительно высокими требованиями к заемщику, требуется подтверждение его доходов или залог. Однако, имея такие гарантии, банк снижает свои риски и в результате предлагает более низкие ставки.
Другая ниша - это магазинные, или экспресс-кредиты. Это кредиты на определенные товары - бытовую технику, автомобили и т.д. В идеальном случае решение о выдаче (или невыдаче) такого кредита принимается практически мгновенно, однако практика показывает, что иногда решения приходится ждать по нескольку часов. Скорость принятия решения о выдаче кредита обусловлена минимальным набором необходимых для этого документов и справок. Однако и ставки по ним одни из самых высоких, что должно компенсировать банкам высокие риски передачи средств в долг "человеку с улицы". Очевидно, что такого рода кредиты не предполагают предварительного "близкого знакомства" банка и клиента и могут характеризоваться скорее как одноразовые.
Самостоятельный и относительно новый вид кредитования для частных лиц на казахстанском рынке - это овердрафты. Ставки здесь устанавливаются довольно высокие, но надо иметь в виду, что этот продукт максимально удобен в использовании с потребительской точки зрения.
Наконец,
самостоятельный кредитный
До недавнего времени стандартный банковский кредит абсолютно доминировал по объемам, а экспресс-кредиты были наиболее массовым и быстрорастущим сегментом. Однако сейчас ситуация меняется. Все большему числу заемщиков процедура получения стандартного кредита кажется слишком затянутой и обременительной. Как правило, требуется выполнение одного или нескольких условий: поручительство от нескольких лиц, документальное подтверждение официальных доходов, наличие собственности, ценных бумаг или иных активов.
Налицо также тенденция вытеснения стандартных нецелевых кредитов, которые направлялись на покупку недвижимости, настоящими ипотечными кредитами.
В Казахстане сегмент экспресс-кредитования рос наибольшими темпами, но опыт других рынков показывает, что так будет не всегда, в конечном итоге клиенты предпочитают постоянные, а не одноразовые отношения с банками - кредитные карты (англо-американский и азиатский путь развития) или овердрафт (европейский путь).
Рынок экспресс-кредитования становится все более конкурентным, что приводит к падению ставок. В большинстве торговых точек сразу несколько банков предлагают кредиты и при этом снижают ставки. Итак, продолжающееся сокращение прибыли сделает одноразовое кредитование невыгодным. Для получения большей отдачи от этого бизнеса банки должны выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, предлагая им банковские продукты длительного пользования - кредитные карты и/или текущие счета с овердрафтом.
Валютная структура портфеля потребительских кредитов распределяется в пользу национальной валюте. В течение ушедшего года доля кредитов в иностранной валюте сократилась с 18% до 15,6%. В дальнейшем она будет падать, до 10% совокупного кредитного портфеля. Среди кредитов физическим лицам подавляющую долю составляют ссуды со сроком погашения более 3 лет. На них приходится около 72% портфеля кредитов. Второе место занимают кредиты от года до 3 лет (18% портфеля) и от полугода до года (10% портфеля). Большая срочность подавляющей части ссуд обеспечивает банки, занимающиеся потребительскими кредитами, высокими доходами на протяжении нескольких лет вперед. Иными словами, банки - лидеры потребительского кредитования будут оставаться также лидерами по объему годовой прибыли в течение нескольких предстоящих лет.
Казахстанский рынок становится все более привлекательным для зарубежных финансовых структур. В результате усилится конкуренция между казахстанскими и иностранными банками. Когда речь идет об иностранном банке, люди "покупают", прежде всего, его историю, насчитывающую порой не одну сотню лет. Ведь имя автоматически подразумевает накопленный опыт в ведении бизнеса. При этом казахстанцам кажется, что ситуация в западных странах стабильнее заведомо, а значит, гарантии сохранности вкладов выше. Иностранные банки также рассчитывают на узнаваемость собственного бренда, пытаясь обойти казахстанских конкурентов в борьбе за частного вкладчика и заемщика.
Главное преимущество иностранных банков в том, что они выгодно отличаются от казахстанских кредитных организаций в плане капитализации. Если отечественным банковским институтам приходится опираться на счета предприятий и физических лиц, то иностранные банки имеют свободный доступ на внешний рынок заимствований.
Говоря о перспективах расширения кредитных операций в части работы с населением необходимо, по всей видимости, принять более гибкую политику в отношении клиента, как в общих вопросах кредитования, так и в узких (схема погасительных платежей), т.к. не смотря на значительное количество заявок, на получение кредита, многие из предложений оказываются нереализованными по причине не оперативности. Либо излишней жесткости условий банка к потенциальному заемщику или к виду обеспечения.
Идеальным
вариантом могло служить
Перспективными
направления в сфере
Говоря
о кредитовании физических лиц в
целом, можно сказать, что, несмотря
на довольно высокие расходы по ведению
этого направления
В сфере кредитования физических лиц наиболее перспективными представляется; выдача потребительских кредитов под покупку дорогостоящего ликвидного имущества - новых автомобилей, дорогой мебели и пр., по которым дополнительные затраты как времени, так и денежных средств невелики относительно суммы выдаваемого кредита, а спрос стабилен. Срок кредитования не позволит имуществу сильно упасть в цене в процессе эксплуатации, а возможность пользоваться приобретаемой вещью в период кредитования позволяет клиенту застраховаться на случай повышения цен на эту продукцию. Данное направление уже начало развиваться, заключаются договора с фирмами, торгующими соответствующими видами товаров и при соответствующей рекламной кампании сулит неплохие перспективы.
Также перспективен практически неосвоенный рынок жилья, а именно предоставление ссуд под покупку квартир или частных домов. Кредитование под покупку недвижимости относится к довольно крупным долгосрочным операциям, что в перспективе будет обеспечивать банку стабильный длительный доход.
В условиях рынка конкурентную борьбу выдерживает тот банк, который постоянно расширяет круг оказываемых клиентам услуг, улучшает качество вкладного и кредитного обслуживания, предлагает разного рода комиссионно-посреднические услуги.
С учетом зарубежного опыта и при сохранении курса нашей экономики на рыночные отношения основные направления развития банковских операций по кредитованию населения могут быть следующими.
Формирование целевых вкладов для приобретения жилья. Проблема источников финансирования жилищного строительства, на мой взгляд, может быть решена при взаимодействии банков, строительных организаций и местных органов власти.
Применение пластиковых карточек как эффективного средства привлечения новых вкладчиков. В перспективе казахстанскими банками мог бы быть взят на вооружение и опыт работы банков США, предлагающих населению пакет различных услуг - счетов связанных услуг, например обычный чековый счет, на который при необходимости переводятся средства со сберегательного вклада, с него же выставляются аккредитивы и туристические чеки, допускается овердрафт, выдаются кредитные и дебитные карточки, чековые книжки.
Банки
должны активно предоставлять
В настоящее время многие граждане нуждаются в предоставлении долгосрочных ссуд на приобретение сельскохозяйственной техники, транспортных средств, оборудования, материалов для строительства жилья. Здесь рыночная экономика предлагает широкое использование ипотечного кредита - долгосрочных ссуд, предоставляемых банками под залог (заклад) недвижимости, прежде всего земли. Для Казахстана это новый вид кредита.
При строительстве и покупке жилья гражданам должно быть предоставлено право на получение кредита под залог, в том числе недвижимости. В процессе развития залогового кредитования, по нашему мнению, будут происходить:
увеличение потоков подготовительных информационных материалов (законодательной базы, правил работы банков, прав и обязанностей заемщиков и др.) для расширения круга потребителей;
снижение
уровня процентных ставок по кредитам
и соответственно повышение банками
качества услуг в интересах заемщиков,
предложение дополнительного
повышение доверия к банкам в результате улучшения информирования населения о результатах работы банков, инвестиционных программах, проектах и т.д.
Положительный эффект могут оказать: введение целевых жилищных сертификатов и жилищно-строительных вкладов и предоставление на этой основе первоочередного права на получение инвестиционного кредита владельцам сертификатов и вкладов после соблюдения установленных условий (срока хранения и необходимой суммы накопления средств на сертификатах и вкладах); повышение уровня информированности частных заемщиков с новых видах кредитов и банковских услуг; соблюдение банками индивидуального подхода при кредитовании и учет интересов заемщика; проведение маркетинговых исследований банков с целью выявления потребности населения в новых видах кредитов.