Проблемы стабилизации и повышения надежности банковской системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы исследовать проблемы стабилизации и повышения надежности банковской системы России.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач;
исследовать банковскую систему России, основные этапы ее развития
изучить меры правительства и Банка России по стабилизации экономического положения банков
изучить основные проблемы и предложить возможные инструменты развития банковской системы России

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Банковская система России 4
1.2. Характеристика банковской системы РФ 4
1.2. Основные этапы развития Российской банковской системы (РБС) 11
ГЛАВА 2 Проблемы стабилизации и повышения надежности банковской системы России 19
2.1. Меры правительства и Банка России по стабилизации экономического положения банков 19
2.2. Основные проблемы и пути развития банковской системы Росси 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Файлы: 1 файл

Копия Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 130.05 Кб (Скачать)

      Доля средств предприятий и  организаций на счетах в банках  снизилась с 19 до 12% пассивов (составили  3,5 трлн руб. на конец 2008 г.), а доля средств населения находится  на уровне 21–25%, снизившись к концу  2008 г. до минимального значения  в диапазоне (соответственно 6,3 трлн  руб.). Еще одним ресурсным источником  являются долговые обязательства  на отечественном рынке, которые  выросли с 0,2 до 1,2 трлн руб.  и на конец 2008 г. составили  1 трлн руб., или около 4% пассивов. Собственные средства банков  на конец 2008 г. составили порядка  14%, или 3,8 трлн руб.

    Для развития реального сектора экономики, реализации инвестиционных проектов требуются  «длинные» деньги. Важным источником фондирования для банков и предприятий  стали зарубежные заимствования. На начало 2009 г. они составляли 34% всего  внешнего долга (166 млрд долларов США) по сравнению с 7% долга, приходящегося  на государственные органы. Несмотря на более низкие ставки по этим ресурсам в докризисный период, связанные  с ними валютные риски, риски ликвидности  и неустойчивость данного источника  фондирования проявились в последние  два года, что потребовало помощи хозяйствующим субъектам от государства.

      Кризис и банковская система

      На протяжении 2001–2007 гг. проблема  рисков не была определяющей. Кризис вернул проблему устойчивости  РБС в число первоочередных. Доля  проблемных и безнадежных ссуд  за первую половину 2009 г. выросла  в два раза — до 7,6% даже по  российской отчетности. Это создает дополнительную нагрузку на банковский капитал и является потенциальной угрозой усиления банковского кризиса.

    Структурные проблемы РБС были вызваны «перегревом» расширения кредитования. Совместно  с традиционной проблемой снижения уровня сбережений это усугубляет риски  устойчивости ресурсной базы. Отношение  средств клиентов к совокупным выданным ссудам существенно уменьшилось  до 85% из-за снижения темпов роста клиентских средств при относительно высоком  темпе роста кредитования. За счет резкого уменьшения прибыли существенно  понизилась эффективность РБС (более  чем в 2 раза за первый квартал 2009 г.), как и рентабельность активов  и капитала.

    Первая  стадия кризиса преодолена РБС за счет своевременных мер, принятых Банком России. Меры, во многом аналогичные  тем, которые были предприняты другими  странами мирового сообщества (предоставление кредитов банкам, снижение ФОР и  регуляторных требований, повышение  уровня страховых покрытий), были дополнены  мягкой девальвацией рубля. В то же время предоставление гарантии по кредитам предприятий государство практически  не использовало, хотя и декларировало  такую возможность. Это в определенной мере ограничивает кредитование, но, с  другой стороны, снижает возможность  долгового кризиса.

      Основную опасность, по мнению  банков (результаты опроса Банка России ), представляют кредитный и рыночный риски. В настоящее время более 60 банков используют внутренние модели рейтингов, предусмотренные Базелем II. Используется и продвинутый подход, включая модели дискриминантного и эконометрического анализа . В исследованиях рейтинговых агентств потребность в капитале оценивается исходя из целевого коэффициента адекватности капитала и уровня резервов до кризиса. Проведенный анализ показывает, что проблема избавления от «токсичных» активов является одним из основных факторов ускорения выхода из кризиса. По мнению Г. Грефа , массовые невыплаты компаниями-заемщиками по выданным ранее кредитам могут начаться в третьем квартале 2009 г. В то же время формирование единого центра концентрации плохих активов не планируется, а резкого всплеска дефолтов в России, по-видимому, удалось избежать.

      Механизм рекапитализации задействован  для стабилизации банковской  системы не только в России, но и в США, в Великобритании, в странах Евросоюза. Рекапитализация  может происходить в той или  иной форме как за счет довнесения  средств акционерами или государством, так и в результате слияния  с более сильными банками. Госпрограмма  по поддержке капитала первого  уровня может стать существенным  сглаживающим фактором. Кредитные  потери в мелких частных банках  могут способствовать консолидации в секторе. Не исключено, что требуемые вливания в капитал могут быть существенными (порядка 0,5 трлн руб.), однако ожидается, что процесс будет управляемым.

      Относительно ряда КО осуществляются  меры по предупреждению банкротства.  Активы и капитал таких банков  составили до 3% банковского сектора.  Среди этих банков три банка  из числа Тор 30 («КИТ-Финанс»,  «Связь-банк» и «Глобэкс»), которые  рассматривались как системные  дестабилизаторы РБС. Агентство  по страхованию вкладов в соответствии  с законом оперативно решало  все вопросы по выплате вкладов  физических лиц вкладчикам банков, у которых была отозвана лицензия. Ряд банков находятся под оперативным  управлением этой организации. 

      Этап 3. Проблемные вопросы устойчивого развития РБС

    Проведенный анализ показал, что одним из основных вопросов предстоящего этапа развития РБС (начиная с 2010 г.) является устойчивость. Поэтому следующий этап — этап устойчивого развития — будет  строиться именно на этой основе. Устойчивое развитие, понимаемое в рамках концепции  контроллинга как стремление обеспечить успешное функционирование организационной  системы (в том числе и банка) в долгосрочной перспективе, является узловой компонентой управления как для отдельных банков, так  и для РБС в целом на среднесрочную  перспективу. Без решения этих проблем  обеспечение устойчивости и эффективности  РБС будет труднореализуемой  задачей.

      Узловыми компонентами концепции  контроллинга являются: философия  доходности (ориентация на эффективную  работу организации и устойчивый  рост ее стоимости в долгосрочной  перспективе); разбиение задач контроллинга  на циклы; создание информационной  системы, адекватной задачам целевого  управления с учетом рисков. Концепция  стратегической навигации предусматривает  координацию, адаптивное стратегическое  управление и планирование, сбалансированность  интересов хозяйствующих субъектов  и заинтересованных лиц, в том  числе в рамках корпоративного  управления .

    Поэтому систематизируем основные проблемы, которые, по мнению авторов, являются наиболее значимыми для успешного развития РБС на очередном этапе. Можно  выделить следующие проблемы, требующие  системного решения.

    1.     Устранение системной недоразвитости  РБС в части:

    консолидации (комплексное управление РБС, совершенствование  требований к универсальным банкам, развитие специализированных КО (региональных, продуктовых));

    законодательного  регулирования (внедрение отчетности по МСФО, комплексирование систем риск-менеджмента, совершенствование пруденциального  надзора, в том числе за финансовым рынком в целом);

    технологического  развития (модернизация платежных систем, развитие систем банковских и кредитных  карт, внедрение новых продуктов  и услуг, в том числе нетрадиционных).

    2.     Обеспечение пропорционального  развития РБС в интересах кредитования  реальной экономики и населения,  в том числе модернизации. Решение  ресурсной проблемы, в том числе  за счет отечественных возможностей  для смягчения зависимости от  зарубежных заимствований. Стимулирование роста нормы сбережения.

    3.     Укрепление капитальной базы  РБС. Формирование эффективных  схем привлечения ресурсов в  капитал банков, в том числе  через механизмы публичных размещений. Регулирование доли иностранного  капитала в РБС. 

    4.     Решение проблемы эффективного  регулирования финансовых институтов (включая банки и банковские  холдинги) на национальном и наднациональном  уровнях. Повышение информационной  прозрачности для обеспечения  устойчивого долговременного развития.

     5.     Развитие категории  независимой оценки бизнеса в  интересах принятия бизнес-решений  и управления рисками, в том  числе упорядочивание деятельности  рейтинговых агентств.

     6.     Трансформация структуры  продуктов и услуг, определяемых  вызовами времени, прежде всего  развитие дистанционных услуг  в связи с направленностью  современного бизнеса на ускорение  расчетов и переход на менее  затратные технологии обслуживания  клиентов.

    Проблема  формирования ресурсной базы является одной из ключевых для развития РБС. При этом для развития экономики  крайне важно стимулирование формирования ресурсных фондов для ее модернизации. С этой целью можно рассматривать:

    привлечение ресурсов государственных фондов (золотовалютного, развития и др.) для стимулирования модернизации (в форме гарантий, софинансирования проектов, участия  в создании целевых фондов и др.);

    развитие  целевого внутреннего заимствования,для  чегомогут быть использованы механизмы  облигационных займов и формирования фондов, причем основной является проблема доверия, меры по формированию которого станут ключевыми (участие или гарантии государства, крупных компаний и  др.);

    стимулирование  сбережений населения за счет целевого их использования в виде первоначальных накоплений на решение жилищных и  бытовых проблем, участия в фондах, стимулирующих процентов при  безотзывном размещении средств  на депозитах, выборочное повышение  уровня страховых гарантий для отдельных  видов вкладов, а также стимулирования сбережений организаций, может быть за счет страхования вложений и экономических  факторов;

    упорядоченное и регулируемое привлечение иностранного капитала преимущественно на прямое финансирование инвестиционных проектов.

    Следует также отметить, что назрела модернизация самой банковской системы в части  структурной модернизации, регуляторных новаций, модернизации банковских технологий.

    Отдельным вопросом, от которого во многом зависит  не только устойчивость БС, но и устойчивость всей финансовой системы, является проблема координации регулирования фондовых и валютных операций как фактора  системного риска. В то же время накопились вопросы, требующие оперативного решения  в условиях кризиса. Если проблемы ликвидности  РБС в настоящее время достаточно успешно решаются, то проблема «плохих» долгов остается актуальной и требует  своего решения. Эта проблема тесно  связана с вопросом докапитализации, который может стоять крайне остро, прежде всего для крупнейших банков.

 

ГЛАВА 2 Проблемы стабилизации и повышения надежности банковской системы России

2.1. Меры правительства  и Банка России  по стабилизации  экономического положения  банков

 

    В марте 2011 года Правительство и Центральный  банк Российской Федерации приняли  «Стратегию развития банковского сектора  РФ на период до 2015 года».

    В соответствии с указанной стратегией основные задачи Правительства Российской Федерации и Банка России по изменению модели развития банковского сектора Российской Федерации

    Изменение модели развития банковского сектора  потребует от Правительства Российской Федерации и Банка России реализации комплекса мероприятий, направленных на:

    1. Совершенствование правовой среды,  включая развитие законодательства  и создание иных условий, обеспечивающих  возможности рационального ведения  бизнеса, более эффективную защиту  частной собственности и развитие  конкуренции на всех сегментах  финансового рынка.

    2. Формирование,  в том числе  в рамках работы Правительства  Российской Федерации и Банка  России по созданию Международного  финансового центра,  инфраструктуры, отвечающей современным требованиям  и базирующейся на использовании  передовых банковских технологий, развитии системы регистрации  залогов, бюро кредитных историй,  платежной и расчетной инфраструктуры, института центрального контрагента  и иных инфраструктурных  институтов  и условий.

    3. Повышение качества корпоративного  управления и управления рисками  в кредитных организациях.

    4. Совершенствование банковского  регулирования и банковского  надзора, прежде всего путем  развития в них содержательной  составляющей и приведения правовых  условий и практики их осуществления  в полное соответствие с международными  стандартами. Указанная работа  должна дополняться формированием  системы регулирования и надзора  (контроля) за деятельностью всех  организаций, оказывающих финансовые  услуги,  исходя из принципа  пропорциональности предъявляемых  требований системной значимости  организаций и уровню принимаемых  ими рисков.

Информация о работе Проблемы стабилизации и повышения надежности банковской системы России