Проблемы стабилизации и повышения надежности банковской системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы исследовать проблемы стабилизации и повышения надежности банковской системы России.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач;
исследовать банковскую систему России, основные этапы ее развития
изучить меры правительства и Банка России по стабилизации экономического положения банков
изучить основные проблемы и предложить возможные инструменты развития банковской системы России

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Банковская система России 4
1.2. Характеристика банковской системы РФ 4
1.2. Основные этапы развития Российской банковской системы (РБС) 11
ГЛАВА 2 Проблемы стабилизации и повышения надежности банковской системы России 19
2.1. Меры правительства и Банка России по стабилизации экономического положения банков 19
2.2. Основные проблемы и пути развития банковской системы Росси 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Файлы: 1 файл

Копия Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 130.05 Кб (Скачать)

     Рассмотрим  еще один элемент банковской системы - банки с иностранными инвестициями. В соответствии с Положением Банка  России от 23.04.1997 № 437 под кредитными организациями с иностранными инвестициями понимаются кредитные организации - резиденты, уставный капитал которых сформирован с участием средств нерезидентов независимо от их доли в уставном капитале.

     В Законе о банках предусмотрена возможность  квотирования участия нерезидентов в банковской системе России. Размер (квота) такого участия может устанавливаться  федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России (ст. 18 Закона о банках).

     Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

     Банк  России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков при  достижении установленной квоты.

     На  законодательном уровне в настоящее  время такой квоты не установлено. Тем не менее кредитная организация  обязана получить предварительное  разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов. на отчуждение (в том числе продажу) своих  акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации - резиденты - на отчуждение принадлежащих  им акций (долей) кредитной организации  в пользу нерезидентов.

     Кроме того, Банк России вправе по согласованию с Правительством Российской Федерации  устанавливать для кредитных  организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения  на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных  государствах в отношении банков с российскими инвестициями и  филиалов российских банков применяются  ограничения в их создании и деятельности.

     Положение Банка России от 23.04.1997 № 437 устанавливает  ряд особенностей регистрации кредитных  организаций с иностранными инвестициями.

     Основным  учредителем дочерней кредитной  организации с иностранными инвестициями признается иностранный банк, который  в силу преобладающего участия в  уставном капитале. либо в соответствии с заключенным договором. либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые своей дочерней кредитной организацией.

     Если  лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа кредитной  организации, является иностранным  гражданином или лицом без  гражданства, коллегиальный исполнительный орган кредитной организации  не менее чем на 50% должен быть сформирован  из граждан Российской Федерации.

     Комитету  банковского надзора Банка России предоставляется право принимать  решение об ином соотношении иностранных  граждан, лиц без гражданства  и граждан Российской Федерации  в коллегиальном исполнительном органе.

     Количество  работников - граждан Российской Федерации - должно составлять не менее 75% общего количества работников кредитной организации  с иностранными инвестициями.

     Дочерняя  кредитная организация иностранного банка (резидент) вправе открывать на территории Российской Федерации филиалы  в соответствии с законодательством  Российской Федерации и нормативными актами Банка России после получения  предварительного разрешения. Филиалы  кредитной организации с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации регистрируются Банком России в установленном им порядке. Порядок  открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных  кредитных организаций регулируется Приказом Банка России от 07.10.1997 № 02-437.

     К особенностям структуры российской банковской системы относится также  наличие особых институтов, чья деятельность связана с переходным периодом и  потребностью оказывать поддержку  банкам, пребывающим в стадии становления. Это Ассоциация российских банков (АРБ) и государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО).

     Основные  функции АРБ — анализ тенденций  и подготовка предложений по определению  дальнейшего развития и реформирования БС; работа по повышению капитализации  банков; усилению роли банков в реальном секторе экономики и др. На АРКО возложены функции банковского  «санатора» и «ликвидатора» (осуществление  процедур банкротства).

 

1.2. Основные этапы развития Российской банковской системы (РБС)

    В октябре 1989 г. был создан первый банк современной банковской системы России, ориентированный на функционирование в условиях рыночной экономики. За это время пройден значительный путь от понимания категории «банк» до формирования целостной системы, имеющей сложившуюся структуру, задачи, весьма существенную роль в развитии российской экономики − перераспределение ресурсов и регулирование финансовых потоков.

     

    Этап 1. Становление РБС

     

    Создание  РБС в конце 80-х гг. прошлого века практически не имело отечественного фундамента. Дореволюционный опыт нельзя рассматривать в силу временной  отдаленности, а советские банки  выполняли преимущественно распределительные  функции. Этап становления (1989–1999 гг.) характеризовался спонтанным развитием  банков и созданием ускоренными  темпами их избыточного количества. К концу 1993 г. их число превысило 2 тыс., 1997 г. — 2,5 тыс. с последующим  сокращением до 1,7 тыс. за счет несостоятельности  и консолидации.

      Острый недостаток банковских  услуг в условиях роста компаний  при возможности получения банками  значительных доходов и высокой  инфляционной составляющей явились  стимулами количественного, но  не всегда качественного роста.  Инфраструктурные и регуляторные  возможности, законодательство отставали  от потребностей РБС. Кризисы  1992, 1994, 1995 гг., системный кризис августа  1998 г. ускорили развитие этих  компонентов. Катализатором кризиса  1998 г. послужили девальвация рубля  и последовавшая банковская паника. Но предпосылки были подготовлены  заранее: усиление долгового кризиса,  ухудшение ситуации на финансовых  рынках, несбалансированность валютных  позиций, пирамида государственного  облигационного долга. 

    Последствиями кризиса помимо декапитализации  и банкротства за короткий период более чем 250 банков (в том числе  системообразующих) стали нарушение  функционирования платежной системы; потеря ликвидности межбанковского рынка, отсутствие возможности государственных  заимствований; необходимость возврата депозитов проблемными коммерческими  банками, прежде всего населению; остановка  рынка срочных сделок в результате неисполнения большинства из них. Налицо была необходимость существенной реструктуризации РБС.

     

    Этап 2. Ускоренное развитие

     

    Реструктуризация  РБС была проведена высокими темпами. При этом стимулирующее влияние  оказало развитие промышленного  сектора, его потребностей и возможностей. Возможности государства для  восстановления РБС были ограничены и концентрировались на создании условий регуляторного и законодательного характера. В частности, для санации  и реструктуризации банков было создано  Агентство по реструктуризации кредитных  организаций (АРКО), использован механизм бридж-банков («Росбанк», «Импэксбанк», «Первое ОВК» и др.), за счет чего были отделены и оставлены в старых банках токсичные активы. К 2002 г. была восстановлена система расчетов. Наметилась тенденция к консолидации РБС, в том числе за счет иностранных  инвесторов.

      Проблемными оставались требовавшие  решения вопросы слабого доверия  к банковской системе со стороны  населения как потенциально стабильного  ресурсного источника, неразвитость  продуктового ряда и финансовых  инструментов, сохранение высоких  рисков банковского кредитования, низкий уровень капитализации. 

      Сравнительно полноценная банковская  система в России сформировалась  только в начале XXI в. К 2003 г.  темпы роста банковской системы  приобрели устойчивый характер. Рост активов и капитала был  достаточно высок не только  в номинальном, но и в реальном  выражении: среднегодовые темпы  роста активов и капитала за 2000–2008 гг. составили 36 и 44% соответственно. Среднегодовые темпы реального  роста по этим параметрам за  первое десятилетие XXI в. составили  21 и 28%, существенно превысив темпы  роста ВВП. 

      Если структура активов РБС менялась незначительно,то за последние полтора года значимо изменилась структура пассивов. Отток средств клиентов с 60 до 55% (связан прежде всего с сокращением доли вкладов физических лиц с 26 до 23% пассивов) дополнился уменьшением доли собственных средств банков с 14 до 12%, так как сократились фонды и прибыль. 

    Меры  по наращиванию государственных средств в экономике частично компенсировали этот разрыв. Выросли резервы под ссуды как фактор ухудшения качества кредитных портфелей банков.

    Институциональные изменения произошли во владении банками. Если число банков с участием государства в капитале сократилось, то доля активов таких банков возросла и составила на середину 2009 г. более 50%. Существенно возросла доля банков с иностранным участием в капитале. Количество таких банков приблизилось к 230, в том числе банков со стопроцентным  иностранным участием выросло до 80 (рост в 1,8 и 2,7 раза соответственно). Доля банков, контролируемых иностранным  капиталом, достигла 18,6% в активах и 17,6% в капитале РБС (выросла по сравнению с 2007 г. почти на 2 процентных пункта).

    Была  реализована количественная стабилизация РБС. Если с 2003 г. вновь зарегистрировано всего 50 новых кредитных организаций, то число действующих сократилось  почти на 230 (количество банков немногим превышало 1000). Анализ концентрации РБС  по группам банков, упорядоченным  по величине активов, показывает , что на 5 крупнейших банков («Сбербанк РФ», «ВТБ», «Газпромбанк», «Россельхозбанк» и «Банк Москвы») к концу 2008 г. приходилась почти половина объема банковских услуг (46% активов, 49% размещенных средств, 49% банковского капитала, 40% средств предприятий и организаций, 57% привлеченных средств населения, 52% бюджетных средств).

    Почти 70% банковских услуг приходится на 20 крупнейших банков, а на 50 крупнейших банков приходится 80% банковских услуг. 200 крупнейших банков России обеспечивают почти 95% банковских услуг. Следовательно, на оставшиеся 800 с лишним (более 80% общего количества) мелких банков приходится только порядка 5% банковских услуг. Половина этих банков находится в Москве, где нет недостатка в предложении  таких услуг. Поэтому вопрос о  консолидации банковского сектора  вполне назрел. За последний год  рост активов и капитала отмечается именно для наиболее крупных банков.

    Журнал TheBanker констатирует рост РБС в составе  мировой ТОР-1000. В 2008 г. в этот пул  попал 35 российских банков по сравнению  с менее чем 20 в 2004 г. Два банка («Сбербанк РФ» и «ВТБ») попали в первую сотню. Активы российских банков соизмеримы с активами стран BRIC (порядка 0,5% мирового уровня), за исключением Китая, на который приходится более 5% мировых активов.

      Предпосылки «перегрева» РБС 

    Высокие темпы роста привели к существенному  росту банковских показателей по отношению к ВВП. Если к началу 1998 г. активы составляли порядка 27%, а  капитал — 2% от ВВП, то по итогам 2008 г. эти показатели выросли соответственно до 67 и 9%. Это выше значений, предусмотренных  стратегией развития РБС, хотя по-прежнему ниже уровня большинства европейских  стран.

    Банковские  услуги по привлечению и размещению средств, являющиеся традиционными  для банков, быстро росли по отношению  к ВВП: в три раза по кредитам экономике  — с 13 до 48% ВВП, более чем в 4 раза — до 9% ВВП — по капиталу. На конец 2008 г. 66% составляли кредиты предприятиям (13,5 трлн руб.), 18% — физическим лицам (3,8 трлн руб.). Банковские услуги составляли до 90% финансовых услуг.

     

    За  первую половину 2009 г. объем активов  практически не вырос, а рост просроченной задолженности до 4,5% кредитного портфеля по российской отчетности является одной  из болевых точек РБС. По многим банкам просрочка не была в достаточной  мере обеспечена ростом собственных  средств и резервов на возможные  потери по ссудам. В условиях текущего кризиса развитие РБС практически  остановилось.

      Динамика услуг физическим лицам  носит разнонаправленный характер. Если кредитование, которое в  1998–2000 гг. практически отсутствовало,  выросло до 9% ВВП, то привлечение  средств населения в депозиты (наиболее стабильный источник  фондирования в развитых странах), напротив, снизилось с 26 до 14% ВВП,  что определяет одну из проблемных  точек банковской системы России. Уровень нормы накопления в  России имеет тенденцию относительного  падения, что, несомненно, нарушает  пропорции банковских услуг. Относительный  отток вкладов можно объяснить  не столько снижением уровня  доверия к банковской системе  (система страхования вкладов  и общий экономический фон  пока что не дают оснований  для резких действий), сколько  снижением уровня доходов населения. 

Информация о работе Проблемы стабилизации и повышения надежности банковской системы России