Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:44, курсовая работа
Несмотря на взаимный интерес со стороны коммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства, для России характерен слабый уровень кредитования малого бизнеса. В своей курсовой работе я хотела бы подробнее рассмотреть особенности и проблемы кредитования коммерческими банками субъектов малого предпринимательства, а также возможные пути решения этих проблем.
Цель исследования: изучить особенности, выявить и проанализировать проблемы развития банковского кредитования субъектов малого предпринимательства в России, основные пути решения этих проблем.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности процесса кредитования коммерческими банками малого бизнеса в условиях финансовой нестабильности……………………………………………………………………..6
§ 1.1. Особенности процесса кредитования малых предприятий………………………………………………………………………...6
§ 1.2. Деятельность российских банков по предоставлению кредитов малому бизнесу……………………………………………………………………..8
Глава 2. Проблемы банковского кредитования субъектов малого предпринимательства в России…………………………………………………..14
Глава 3. Перспективы развития и пути решения проблем банковского кредитования малого бизнеса…………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованной литературы..……………………………………...36
Малый бизнес проникает во все сферы производства, обслуживания, сервиса, науки, он стал неотъемлемой частью экономики России. С каждым годом растет доля предпринимателей в числе клиентов банка. Малый бизнес – один из самых привлекательных сегментов рынка, опора любого стабильного, экономически развитого, демократического государства. Залог интенсивного развития этого сегмента рынка, зависит в первую очередь от источника финансирования основного и оборотного капитала.
Поэтому
банковский кредит, как один из наиболее
оптимальных вариантов привлечения финансовых
ресурсов субъектами малого предпринимательства,
должен стать доступным для всех слоев
малого бизнеса, что соответствует и интересам
государства, и интересам коммерческих
банков.
Заключение
Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, а малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенный спрос – что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем. Именно поэтому малый бизнес должен представлять большой интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.
В последние годы интерес к кредитованию субъектов малого предпринимательства со стороны банковского сектора значительно возрос, что подтверждается увеличением доли малого бизнеса в кредитных портфелях большинства крупных банков страны. Те банки, которые стремятся работать с таким сегментом, уделяют много времени и внимания тому, чтобы совершенствовать технологии, подходы и условия кредитов, ежедневно работают над тем, чтобы услуги стали простыми, доступными и отвечающими потребностям любого бизнеса, потребностям всех предпринимателей.
Несмотря на все перечисленные в исследовательской работе существенные сдвиги в области кредитования малого бизнеса, которые наблюдаются на протяжении последних лет, представители субъектов малого предпринимательства, при получении кредитных средств, сталкиваются с множеством проблем, которые касаются как самих предпринимателей, так и кредитных организаций.
Анализ банковского кредитования малого бизнеса выявил следующие экономические особенности кредитования малого бизнеса препятствующие развитию этого сегмента рынка кредитов:
– высокая доля и абсолютная величина операционных (непроцентных) расходов в процессе кредитования, что связано с незначительным размером и сроком самого кредита; –
– ограниченность или полное отсутствие правовых (и экономически оправданных) механизмов снижения кредитного риска на всех этапах кредитования;
– сложность рефинансирования и управления кредитным портфелем, включающим большое число разнообразных маленьких кредитов;
– ограниченность предложения кредитов для малого бизнеса и отсутствие конкурентного рынка услуг по кредитованию.
– непрозрачная и недостоверная отчетность, отсутствие стимулов для адекватного отражения финансовых результатов в отчетности;
– незначительный масштаб бизнеса малого предприятия, затрудняющий оценку его состояния;
– низкое качество проработки бизнес-планов для привлечения кредитов;
–
нестабильность законодательства, главным
образом в области
– незначительный размер собственных средств и отсутствие ликвидных активов, которые малые предприятия могли бы использовать в качестве залога по кредиту;
– отсутствие иного обеспечения, ограниченность программ кредитования под залог автотранспортных средств и недвижимости;
–– сложность и длительность процедуры получения банковского кредита, часто усугубляющаяся недостаточной квалификацией заемщика для надлежащего оформления всех необходимых документов.
Так же необходимо отметить, что острой проблемой для предпринимателей являются высокие процентные ставки. Сейчас ставка по кредитам малым предприятиям в среднем на 3 – 7 процентных пункта выше, чем крупным заёмщикам, и доходит до 23 % годовых. Такое состояние дел не просто угнетает кредитование малого бизнеса банками, а делает его недоступным.
Кредитование
малого бизнеса – динамично
Подводя итог вышесказанному для решения проблем развития и кредитования малого бизнеса в России можно предложить следующее:
- создание на федеральном и региональном уровнях механизмов снижения кредитных рисков через различные схемы гарантирования и обеспечения кредитов малых предприятий, привлечение крупных предприятий области к поручительству за малые и средние предприятия;
–
совершенствование нормативных
требований Банка России, направленных
на удешевление банковского
– субсидирование процентной ставки по кредитам для малых предприятий, работающих в отраслях с низкой рентабельностью;
– стабилизация налогового режима для малых предприятий;
– меры, направленные на повышение прозрачности малого бизнеса;
– развитие инфраструктуры поддержки и образовательная работа в среде малых предприятий;
– создание фондов поддержки малых предприятий, которые бы оказывали помощь в сборе документации и обучении работе с банками;
– стимулирование форсированного формирования фонда кредитных историй.
- развитие сотрудничества мелких и крупных банков в целях расширения банковского кредитования малого бизнеса и снижения кредитных рисков.
В
последнее время субъекты малого
предпринимательства
Несмотря
за значительный спектр проблем в
области кредитования малого бизнеса,
в стране наблюдаются положительные тенденции
в сторону их решения, как со стороны коммерческих
банков и субъектов малого предпринимательства,
так и со стороны федеральных и региональных
органов государственной власти. От их
совместного взаимовыгодного сотрудничества
зависит экономическое благосостояние
страны, эффективность развития сфер человеческой
жизнедеятельности, укрепление позиций
государства на мировой экономической
арене.
Список использованной литературы: