Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:44, курсовая работа
Несмотря на взаимный интерес со стороны коммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства, для России характерен слабый уровень кредитования малого бизнеса. В своей курсовой работе я хотела бы подробнее рассмотреть особенности и проблемы кредитования коммерческими банками субъектов малого предпринимательства, а также возможные пути решения этих проблем.
Цель исследования: изучить особенности, выявить и проанализировать проблемы развития банковского кредитования субъектов малого предпринимательства в России, основные пути решения этих проблем.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности процесса кредитования коммерческими банками малого бизнеса в условиях финансовой нестабильности……………………………………………………………………..6
§ 1.1. Особенности процесса кредитования малых предприятий………………………………………………………………………...6
§ 1.2. Деятельность российских банков по предоставлению кредитов малому бизнесу……………………………………………………………………..8
Глава 2. Проблемы банковского кредитования субъектов малого предпринимательства в России…………………………………………………..14
Глава 3. Перспективы развития и пути решения проблем банковского кредитования малого бизнеса…………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованной литературы..……………………………………...36
В современных российских условиях, можно выделить следующие основные направления кредитования малого бизнеса:
Рынок кредитования малого бизнеса имеет четко выраженные региональные особенности. Многие экономисты выделяют четыре основных категории рынков кредитования малого бизнеса: регионы Москвы и Санкт - Петербурга, города с населением свыше 500 тыс. жителей, города с населением от 250 до 500 тыс. жителей, города с населением менее 250 тыс. жителей.
Москва и Санкт – Петербург имеют следующие характеристики. Высококонкурентная среда – присутствие банков, выделяющих целевые программы кредитования малого бизнеса; следствие минимальные темпы развития и минимальная доходность по кредитным сделкам. Высокая требовательность к условиям предлагаемых кредитов. Предполагаемая основная доля кредитного портфеля будет приходится на кредиты с залоговым обеспечением.
Города с населением свыше 500 тыс. жителей. Конкурентная среда средней насыщенности, как правило, представлены около 10-15 банков конкурентов в области кредитования малого бизнеса. Психологическое восприятие банков удовлетворительное. Средний уровень требовательности к условиям предлагаемых кредитов. С точки зрения развития направления – привлекательные регионы, уровень привлекательности средний. Предполагаемая основная доля кредитного портфеля будет приходится на кредиты с залоговым обеспечением и под обеспечение приобретаемого имущества.
Города с населением от 250 до 500 тыс. жителей. Конкурентная среда представлена, как правило, 3-4 банками. Психологическое восприятие банков нормальное. Доходность по кредитным операциям еще выше. Средний уровень требовательности к условиям предлагаемых кредитов. С точки зрения развития направления – привлекательные регионы, уровень привлекательности выше среднего. Предполагаемая основная доля кредитного портфеля будет приходиться в равной степени на кредиты с залоговым обеспечением и кредиты, обеспеченные финансовым поручительством.
Города с населением менее 250 тыс. жителей. Конкурентная среда практически отсутствует либо представлена 1-2 банками. В настоящее время на данном кредитном рынке спрос значительно превышает предложение. Психологическое восприятие кредитных учреждений достаточно высокое. Предпринимательская активность выше, чем в среднем по России. Доходность по кредитным операциям наиболее высока. С точки зрения развития направления – наиболее привлекательные регионы, банки которых «лучше владеют информацией о деятельности хозяйствующих субъектов, функционируют на данной территории, заинтересованы в развитии региона и готовы кредитовать приоритетные отрасли, в том числе и на долгосрочной основе».15
В
перспективных оценках
Как следует из табл. 4, наиболее благоприятным рынком кредитования малого бизнеса являются города с населением от 250 тыс. и от 250 до 500 тыс. жителей. Основными доминирующими факторами при принятии решения о входе в данные регионы являются низкий уровень конкуренции, отсутствие либо незначительное влияние банков конкурентов, незначительные требования к характеристикам кредитных продуктов, высокий уровень предпринимательской активности, достаточная низкая стоимость трудовых ресурсов и прочих расходов. Из способов региональной экспансии предпочтительнее выбрать поэтапное открытие точек продаж кредитов с последующим открытием на их базе полноценных филиалов.
Конкуренция в сфере кредитования малого бизнеса усиливает важность стоимости услуг как инструментов конкурентоспособности банков. В связи с этим минимальная стоимость кредитных продуктов в каждом отдельном регионе будет определяться методом ориентации на конкурентов.
Таблица 4
Анализ привлекательности в региональном разрезе
Критерии оценки привлекательности | Значимость | Москва,
С-Петербург |
Свыше
500 тыс. жителей |
От 250
до 500 тыс. жителей |
До
250 тыс. жителей |
Экономические факторы: | 0.2 | ||||
Общее экономическое развитие | 0.05 | 8 | 8 | 8 | 4 |
Развитие предпринимательства | 0.1 | 4 | 10 | 9 | 4 |
Экономические риски | 0.05 | 7 | 7 | 7 | 6 |
Социально-культурные факторы: | 0.1 | ||||
Потенциал социальных конфликтов | 0.025 | 9 | 9 | 9 | 7 |
Особые требования к продукции | 0.05 | 4 | 4 | 4 | 10 |
Социально-культурные риски | 0.025 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Технологические факторы: | 0.2 | ||||
Уровень продукции | 0.1 | 3 | 3 | 3 | 9 |
Уровень технологии | 0.1 | 3 | 3 | 3 | 8 |
Географические факторы: | 0.2 | ||||
Расположение вблизи крупных городов | 0.1 | 5 | 5 | 10 | 10 |
Развитие инфраструктуры | 0.1 | 10 | 10 | 10 | 3 |
Рыночные шансы: | 0.3 | ||||
Рыночный потенциал | 0.1 | 3 | 3 | 8 | 10 |
Рост рынка | 0.1 | 7 | 7 | 10 | 10 |
Интенсивность конкуренции | 0.1 | 2 | 2 | 7 | 10 |
Итого | 1 | 5.76 | 6.23 | 7.53 | 7.77 |
Источник:
И.П. Власов «Кредитование малого и
среднего бизнеса: перспективы развития»//
Анализ сложившейся экономической ситуации в стране показывает, что в настоящее время, есть пути и направления преодоления основных проблем кредитования субъектов малого предпринимательства.
Чибисов А.А. (аспирант кафедры «Финансы и кредит» Московской государственной технологической академии) классифицирует необходимые меры по развитию кредитования малого бизнеса на отдельные группы16:
Первая группа – меры государственной поддержки институтов кредитования малого бизнеса.
В нее входят:
-
разработка программ поддержки
организаций
- увеличение в федеральном и региональных бюджетах объема финансовых средств на развитие системы гарантийных фондов;
Широкое применение гарантийных механизмов позволило бы многократно увеличить объемы кредитования малого бизнеса. Мировой опыт показывает, что происходит повсеместный отказ государства от прямых денежных дотаций в пользу косвенных мер поддержки, среди которых основную роль играют гарантии возврата выданных финансовыми организациями кредитов. Учитывая ограниченные финансовые возможности государства, необходимо активно привлекать дополнительные источники финансирования, в частности международные финансовые институты и организации. В России можно выделить несколько международных структур, активно работающих в сфере кредитования малого бизнеса: Агентство США по международному развитию, ЕБРР, МФК, МБРР, Министерство международного развития Правительства Великобритании, Фонд Евразия, Швейцарское Агентство развития и сотрудничества и др.
- увеличение в федеральном и региональных бюджетах объема финансовых средств на субсидирование процентных ставок по кредитам. По мнению представителей банковского сообщества и малого бизнеса, государство должно субсидировать 60% процентной ставки банка, сами банки - 20%, предприниматели - 20%. Большинство экспертов отмечает крайнюю неэффективность системы господдержки малого бизнеса через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Действующая система предусматривает перечисление средств из Федерального фонда в его региональные отделения, далее происходит прямое («точечное») финансирование отдельных предпринимателей. Необходимо создать механизмы, позволяющие использовать денежные средства и имущество ФФПМП для субсидирования процентной ставки по кредитам, а также в качестве залогового обеспечения (с возможной передачей части государственного имущества в собственность ФФПМП).
-
расширение сферы применения
городских программ по
-
созданию специализированных
-
совершенствование системы
В
плане правовой и финансовой поддержки
малого предпринимательства на федеральном
уровне сделано не мало. Например, уменьшена
налоговая нагрузка для малых
предприятий в связи с
Сформировалась активная позиция государства в отношении венчурных фондов в финансировании проектов малого инновационного бизнеса. Оказывается поддержка малым предприятиям в решении финансово-имущественных проблем.
Ко второй группе мер по совершенствованию механизма кредитования малого бизнеса относятся мероприятия самих предпринимателей:
- ведение открытой отчетности – это снизит недоверие банковского сектора к сфере малого бизнеса;
-
повышение собственного уровня
юридической грамотности:
К третьей группе относятся шаги, предпринимаемые банками. В первую очередь это:
- понижение процентных ставок кредитования;
-
пересмотр политики
- упрощение процедуры кредитования малого бизнеса;