Проблемы и перспективы совершенствования деятельности коммерческих банков в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:

Раскрыть функции и операции коммерческих банков, описать организационную структуру коммерческого банка

В заключении обобщить выводы по теме.

Составить список использованной литературы

Цель работы - изучение коммерческих банков, их характеристики и операций.

Оглавление

Введение

I. Теоретические основы деятельности коммерческих банков

1.1 Роль и значение коммерческих банков в кредитно-финансовой системе

1.2 Виды организационных структур коммерческих банков

1.3 Функции и операции коммерческих банков

1.3.1 Аккумулирование временно свободных денежных средств

1.3.2 Кредитование экономики и населения

1.3.3 Организация и проведение безналичных расчетов

II. Анализ деятельности банков (на примере Народного Сберегательного банка Казахстана)

2.1 Общая характеристика

2.2 Депозитная политика

2.2 Функции и операции банка

III. Проблемы и перспективы совершенствования деятельности коммерческих банков в Республике Казахстан

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Коммерческие банки.docx

— 71.02 Кб (Скачать)

Структуры, ориентированные на предоставление различных видов банковской продукции, встречаются довольно часто в  банках, оказывающих своим клиентам большие объемы отдельных видов  услуг.

Руководитель  подразделения, специализирующегося  на предоставлении конкретного вида операций, и его специалисты, имеющие  высокую квалификацию, большой практический опыт в данной сфере, делают его высококонкурентноспособным. Банки, организованные по продукционному признаку, таким образом, получают дополнительные преимущества при доведении качества услуг до мировых стандартов, а  также в развитии новых видов  банковской продукции.

В структуре  этих банков могут быть такие управления: краткосрочного кредитования, долгосрочного  кредитования, ценных бумаг, трастовое, финансовых услуг и др. В каждом управлении могут быть подведомственные узкоспециализированные отделы (например, в управлении краткосрочного кредитования -- отделы кредитования предприятий, кредитования населения, малых предприятий; в  управлении финансовых услуг -- отделы лизинга, факторинга и др.).

В мелких банках вместо управлений создаются  лишь специализированные отделы.

Структура, ориентированная на различные группы потребителей. Построенные по такому принципу банки сосредоточивают  свое внимание на определенной группе клиентов, т.е. на определенных потребительских  сегментах. В структуре крупных  банков могут быть управления обслуживания корпораций, фирм с отделами кредитования, инвестиционных услуг, трастовых операций; управление обслуживания населения  с соответствующими отделами.

Региональные  организационные структуры. Когда  банк действует с большим географическим охватом, то в основу его организации  может быть положен принцип региональной организационной структуры, предполагающий построение деятельности через сеть отделений, предлагающих услуги в различных  регионах. Такая структура, ориентированная  на обслуживание клиентов в рамках областей, районов, позволяет наилучшим  образом учитывать местные условия.

В республике в настоящее время преобладает  дивизиональная структура коммерческих банков, ориентированная на предоставление банковских услуг самого разного  рода, на работу с различными группами клиентов, а также на региональные местные особенности.

При любой  схеме организационной структуры  банков основными подразделениями, выполняющими банковские операции, являются отделы, где работают высококвалифицированные  банковские специалисты.

В общей  организационной структуре банка  можно выделить два типа отделов: выполняющие линейные функции и  выполняющие штабные функции.

Линейные  отделы непосредственно заняты выполнением  операционной работы: вкладной, ссудной, трастовой, покупки и продажи  ценных бумаг и т. д.

Штабные отделы занимаются обслуживанием линейных отделов, т.е. инфраструктурой, обеспечивают их нормальную работу. Это отделы планирования, кадров, юридический, статистический и  т.д. Организационную структуру банка  формируют управления и отделы управления (в средних и мелких банках -- отделы) банка, они сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Так, операции банка по мобилизации  и концентрации кредитных ресурсов, т.е. пассивные операции, выполняет  управление депозитных операций, а  учетно-ссудные операции, т.е. активные операции, -- кредитное управление и  т.д. Большое внимание уделяется  коммерческими банками вопросам организации хозрасчета, рентабельности, ликвидности, выполнению разных видов  услуг (факторинговых, лизинговых, консультативных, информационных и т.д.). Для этого  формируются соответствующие структурные  подразделения.

Управление  прогнозирования деятельности банка  призвано реализовывать управленческие функции банка в целях обеспечения  основных принципов его деятельности -- ликвидности, рентабельности и надежности. Соответственно, в его структуре  имеются 3 отдела. Отдел ликвидности  занимается комплексом вопросов по определению  ликвидности банка. Отдел хозрасчета призван прогнозировать доходы и  расходы банка, анализировать фактические  доходы и расходы и определять рентабельность. Отдел разработки основ  коммерческой деятельности занимается определением кредитного потенциала, выработкой актов деловой политики банка.

Управление  депозитных операций предназначено  для учета и анализа привлеченных средств и собственного капитала банка. Оно обычно имеет отделы депозитных операций, фондовый. Первый занимается заключением договоров с вкладчиками, учетом и анализом депозитных средств, второй -- учетом и анализом собственных средств банка.

Кредитное управление призвано заниматься вопросами  кредитования заемщиков. Обычно оно  имеет отделы краткосрочного кредитования населения, межбанковских операций и др.

Управление  филиалами банка занимается руководством и контролем деятельности филиалов, оказанием практической методической помощи филиалам банка.

Управление (отдел) расчетно-кассовых операций призвано открывать и вести счета клиентов, осуществляя расчеты и проводя  кассовые операции.

Валютное  управление (отдел) осуществляет операции с валютой.

Управление (отдел) анализа и статистики выполняет  работу по накоплению и анализу статистической информации и оказанию информационно-справочных услуг клиентам и др.

Коммерческий  банк в зависимости от размера  имеет другие службы: отдел кадров, юридический отдел, хозяйственный, ревизионный, внедрения и эксплуатации ЭВМ и др.

Известно  несколько принципиальных схем построения банка. Каждая из них адекватна определенному  типу кредитного рынка. Так, более простая  схема построения банка -- это пирамидальная. Она соответствует кредитному рынку, где ограниченный круг клиентов, отсутствуют  другие кредитные учреждения, и расположен банк в основном в сельской местности. Для этой схемы характерны предельная простота вертикальных связей, прямое и непосредственное подчинение отделов  руководству банка.

В банке  такого типа 6--8 отделов: ссудный, инвестиционный, кассовых и депозитных операций, трастовый, ревизионный и административный.

Универсальный крупный банк с отделениями (Казкоммерцбанк, Народный банк, Туран Алембанк) может  иметь региональную структуру. У  этой структуры все больше полномочий переходит от центральных органов  управления к низкому уровню -- отделениям и филиалам. В связи с этим между  ними появляются промежуточные звенья (например, при региональной структуре  исполнительные службы по областям). ТуранАлембанк, Народный банк имеют областные управления, а Казкоммерцбанк -- управления филиалов и отделений.

В организационной  структуре функциональных подразделений  коммерческого банка в США  реализуются как оперативные, так  и штабные функции. К первым относятся  функции, непосредственно связанные  с выполнением поставленных перед  банком задач, -- это такие виды деятельности, как кредитование, инвестирование, доверительные операции, осуществление  международных расчетов, прием депозитов. Функции штабных отделов заключаются  в консультировании исполнителей, маркетинге, бухгалтерском учете и анализе, методической работе и т.д.

Основными функциональными структурами управления банком являются отделы кредитования, учетно-ссудных операций, международных  операций, инвестиций и ценных бумаг и др. Штабные отделы -- это их инфраструктура, т.е. они создают благоприятные условия для нормальной работы основных подразделений.

Организационная структура банков с сетью отделений  иная, чем у бесфилиальных банков, хотя выполняемые ими функции  в целом одинаковы. Основные различия касаются управления отделениями и  функций, возложенных на высших должностных  лиц главной конторы. Организационная  структура банков с сетью отделений  также включает в себя линии оперативной  деятельности и функциональные подразделения, однако последние имеют, пожалуй, больший  вес.

В организационных  структурах коммерческих банков США  также имеет место у мелких, средних банков без филиалов в  условиях локального рынка и ограниченного  клиента пирамидальная схема  построения банка. Все отделы непосредственно  подчиняются через вице-президента самому президенту.

Крупные универсальные коммерческие банки  с отделениями и филиалами, обслуживающие  большие массы клиентов, в разных регионах могут иметь географическую схему построения банка. В этой схеме  все больше полномочий переходит  от центральных органов управления к руководителям более низкого  ранга, возникают промежуточные  звенья между высшим руководством и  низовыми структурами (например, президент -- исполнительный вице-президент западного  района или южного района -- отделения -- отделы).

Такие крупные территориальные банки  могут иметь так называемую функциональную схему построения банка.

1.3 Функции и операции  коммерческих банков

Сущность  деятельности банков проявляется в  выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов.

Банковскую  услугу можно охарактеризовать как  выполнение банком определенных действий в интересах клиента. В основе любого банковского продукта лежит  необходимость удовлетворения какой-либо потребности.

К основным традиционным услугам в настоящее  время по-прежнему относятся привлечение  вкладов и предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам  банки и получают наибольшую массу  прибыли. Однако даже только в рамках этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных  форм банковских продуктов.

Сегодня универсальные банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий практически все аспекты банковской деятельности и финансовых услуг. В  то же время другие банки в целях  завоевания и прочного удержания  конкурентного преимущества стремятся  специализироваться на оказании строго определенных видов услуг.

Сеть  коммерческих банков способствует становлению  денежного рынка, экономической  основой которого является наличие  временно свободных средств у  юридического и физического лица, а также государства и использование  их на удовлетворение краткосрочных  потребностей экономики и населения.

Коммерческие  банки практически занимаются всеми  видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием  хозяйственной деятельности своих  клиентов.

В соответствии с Законом "О банках в Республике Казахстан" банки могут выполнять  следующие операции:

привлечение депозитов на платной основе;

ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов, их кассовое обслуживание;

предоставление  юридическим и физическим лицам  краткосрочных и долгосрочных кредитов на условиях возвратности, срочности  и платности;

финансирование  капитальных вложений по поручению  владельцев или распорядителей инвестируемых  средств;

выпуск  собственных ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, депозитных сертификатов, акций и других долговых обязательств) в порядке, предусмотренном законом;

покупку, продажу и хранение платежных  документов и иных ценных бумаг и  другие операции с ними;

выдачу  поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих  исполнение в денежной форме;

приобретение  права требования поставок товара и  оказания услуг, принятие риска исполнения таких требований и инкассации этих требований (факторинг);

оказание  брокерских услуг по банковским операциям, выступать в качестве агента клиентов по их риску;

услуги  по хранению документов и ценностей  для клиентов (сейфовый бизнес);

финансирование  коммерческих сделок, в т.ч. без права  продажи (форфейтинг);

доверительные операции по поручению клиентов (привлечение  и размещение средств, управление ценными  бумагами);

оказание  консультационных услуг, связанных  с банковской деятельностью;

осуществление лизинговых операций.

При наличии  специальной лицензии Нацбанка банки  могут осуществлять другие банковские операции, в т.ч. проведение операций с иностранной валютой; привлечение  денежных вкладов населения; оказание услуг по пересылке денег (инкассация).

Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования деятельности коммерческих банков в Республике Казахстан