Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:01, курсовая работа
Целью данной контрольной работы является изучение привлеченных ресурсов коммерческого банка.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить состав и источники привлеченных ресурсов;
- рассмотреть методы управления привлеченными ресурсами;
Введение……………………………………………………………3
Ресурсы банка, их экономическая характеристика и классификация……………………...…………………………..5
Привлеченные ресурсы………………………………………..8
Ресурсы депозитного характера:
Депозитные операции………………………………14
Депозитные и сберегательные сертификаты…....22
Ресурсы недепозитного характера………………….........25
Ресурсы, приобретенные на межбанковском
рынке……………………………………………..…..25
Ресурсы, привлеченные путем выпуска долговых
ценных бумаг………………………………………..29
Управление привлеченными средствами……………………32
Риски пассивных операций, их оценка и предупреждение…34
Заключение………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………
2.2. Ресурсы недепозитного характера
2.2.1.
Ресурсы, приобретенные
на межбанковском рынке
Под межбанковскими кредитами (МБК) понимается предоставление ресурсов в любой форме, которая может представлять обязательства по кредитам, векселям, депозитам, финансовому лизингу, активным остаткам по корреспондентскому счету (овердрафту), исполненным гарантиям, выданным за другие банки.
Многообразие способов предоставления межбанковских кредитов связано с постоянным развитием рынка банковских услуг и поиском форм сотрудничества, способных повысить оперативность перемещения ресурсов, обеспечить снижение кредитных рисков, упростить процедуру документального оформления.
На рынке кредитных ресурсов коммерческие банки могут выступать в роли кредиторов (при проведении активных операций по размещению ресурсов) и кредитополучателей (при проведении пассивных операций по привлечению ресурсов).
У банков-кредитополучателей может существовать несколько причин привлечения ресурсов от других банков. Одной из них является снижение остатков средств на корреспондентском счете в НБ и ухудшение показателей ликвидности. Другой причиной может служить возможность использования купленных ресурсов на конкретные цели с получением от этого доходов в размерах, превышающих расходы на их покупку. Такие операции, по сути, являются спекулятивными, но при их проведении банки руководствуются соображениями выгоды в доходах.
Зачастую приобретение ресурсов у других банков связано с их мобилизацией для кредитования крупных клиентов. Здесь на первый план выходят соображения престижа банка, поддержание его имиджа и желание обеспечить весь комплекс банковских услуг своим первоклассным клиентам. Следует иметь в виду, что мобилизация ресурсов для кредитования на консорциальной основе не считается межбанковским кредитованием.
Кредитные отношения между банками РБ регламентируются Национальным банком РБ в меньшей степени, чем отношения по кредитованию субъектов хозяйствования.
Условия
выдачи и погашения кредита на
межбанковском рынке банки
Помимо взаимного кредитования банки могут пользоваться также кредитами Национального банка РБ. Виды кредитов, формы и способы их предоставления зависят от экономической ситуации, направлений денежно-кредитной политики, развития различных сегментов финансового рынка. На разных этапах развития экономики республики изменялись формы и способы рефинансирования банков.
В
целях регулирования
Кредиты Национальным банком РБ предоставляются на условиях срочности, возвратности и платности в соответствии с заключенным с банком генеральным кредитным договором на предоставление Национальным банком РБ кредитов, обеспеченных залогом ценных бумаг. В обеспечение кредитов передаются ценные бумаги, включенные в ломбардный список ценных бумаг, принимаемых Национальным банком РБ в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов.
Кредиты овернайт предоставляются банкам Национальным банком РБ для обеспечения бесперебойности расчетов. Предоставление кредитов овернайт банкам осуществляется в пределах индивидуальных лимитов, устанавливаемых Комитетом по монетарной политике по каждому банку в отдельности.
Кредиты овернайт предоставляются Национальным банком РБ на срок, предусматривающий в качестве даты погашения кредита и уплаты процентов по нему в следующий за днем выдачи кредита (зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка) рабочий день.
Ломбардные кредиты предоставляются банком на срок до 30 дней включительно двумя способами:
Ломбардные кредитные аукционы могут проводиться в двух формах:
При проведении ломбардного кредитного аукциона в форме аукциона процентных ставок заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Ставкой отсечения является минимальная процентная ставка, по которой Национальным банком РБ предоставляются кредиты банкам по результатам ломбардного кредитного аукциона.
Ломбардные кредитные аукционы в форме аукциона процентных ставок проводятся одним из следующих способов:
При проведении ломбардного кредитного аукциона в форме аукциона по объявленной процентной ставке превышение суммарного объема принятых к аукциону заявок над объемом кредита, размещаемого на аукционе, является основанием для пропорционального сокращения суммы каждой заявки банка. При этом заявки банков удовлетворяются частично.
Во
многих случаях банки из-за неэффективного
управления активами и пассивами
и их разбалансированности по суммам
и срокам прибегают к систематическому
использованию кредитов Национального
банка РБ для поддержания текущей ликвидности.
В разработанных в Национальным банком
РБ рекомендациях по межбанковскому кредиту
подчеркивается, что он не должен рассматриваться
банками как постоянный источник «коротких
денег». Его основным назначением должно
быть пополнение корреспондентских счетов
банка для проведения текущих активных
операций и оперативное регулирование
краткосрочной ликвидности.
.
2.2.2.
Ресурсы, привлеченные
путем выпуска долговых
ценных бумаг
Одной из основных классификаций операций банка с ценными бумагами является их деление в зависимости от целей проведения на активные и пассивные. Осуществляемые банками пассивные операции с ценными бумагами, как и иные пассивные операции банков, направлены на формирование их ресурсной базы. С целью мобилизации ресурсов банки выпускают и реализуют собственные ценные бумаги. В составе ресурсов банка выделяют собственные и привлеченные средства. В зависимости от того, какую часть ресурсов формирует (наращивает) коммерческий банк, он выпускает тот или иной вид ценных бумаг. Акции являются долевыми ценными бумагами и порождают между эмитентом и инвестором отношения собственности. Облигации, векселя, банковские сертификаты являются долговыми ценными бумагами, несущими отношения займа.
Формирование банком, организованном в виде акционерного общества, уставного капитала происходит посредством выпуска акций. Привлеченные ресурсы мобилизуются путем выпуска различных долговых ценных бумаг: векселей, банковских сертификатов (депозитных и сберегательных), облигаций. Операции по выпуску банком собственных ценных бумаг определяются в экономической литературе как эмиссионные операции. Однако к трактовке термина «эмиссионные операции» существуют различные подходы. В некоторых случаях к эмиссионным операциям банков с ценными бумагами относят лишь выпуск банком собственных акций и облигаций и не считают таковым выпуск банком векселей и оформление банковскими сертификатами (сберегательными и депозитными ) срочных вкладов.
Векселя по своей форме бывают простые и переводные. Однако существующее законодательство предусматривает возможность эмиссии коммерческими банками РБ только простых векселей. (Приложение 6) Банковские векселя могут быть дисконтными с конкретными сроками погашения. По банковским векселям может предусматриваться начисление процентов. Оно производиться по векселям со сроком платежа «по предъявлению» или «во время, определенное от предъявления». Ставка процента указывается на самом векселе. Начисление процентов, если не указана иная дата, производится со дня составления векселя. В отдельных случаях возможна эмиссия банком векселей на беспроцентной основе. Векселя белорусских банков могут быть номинированы как в национальной, так и в иностранной валюте. При выпуске векселей банки уплачивают вексельный сбор.
Выпуск векселей осуществляется на основании решения органами управления банка. Банки, планирующие эмиссию векселей, должны разработать и утвердить внутренний документ, регламентирующий условия выпуска и обращения его векселей. Банки самостоятельно определяют для себя наиболее приемлемые условия, однако они не должны противоречить действующему в РБ законодательству. Обязательным условием при выпуске векселей банком должна быть регистрация их бланков в НБ. Бланки векселей должны обладать определенной степенью защиты. Векселя, выпущенные банком, могут приобретать юридические лица, причем продажа векселей предусмотрена как резидентам, так и нерезидентам РБ. При приобретении векселя между клиентом и банком должен быть заключен соответствующий договор купли-продажи. Средства на покупку векселя перечисляются только с расчетного (текущего) счета покупателя. Банк должен выписать вексель не позднее двух рабочих дней после поступления этих средств на счет банка. Именно дата поступления средств банку, а не дата выписки векселя, будет являться датой составления векселя. (Эта дата имеет принципиальное значение для начисления процентов по векселям и в других случаях.)
К другим ценным бумагам, выпускаемым банками, относятся депозитные и сберегательные сертификаты. Данный вид ценных бумаг был рассмотрен ранее в главе 2.1.2 «Депозитные и сберегательные сертификаты».
Для привлечения дополнительных объемов ресурсов банки имеют возможность осуществлять эмиссию облигаций. (Приложение 7)
Выпуск
этого вида ценных бумаг пока не
получил достаточно широкого распространения,
но ряд белорусских банков практикует
эмиссию облигаций, которые выпускаются
на серийной основе и могут приобретаться
юридическими или физическими лицами.
Выпуски облигаций для различных типов
клиентов отличаются условиями их продажи
и погашения и при их выпуске банки руководствуются
общими требования законодательства по
ценным бумагам.
3.
Управление привлеченными
средствами
Привлеченные средства являются наиболее значительной частью пассивов банка, в несколько раз превышающей его собственные средства. Фактически привлеченные средства — это основной источник формирования ресурсов коммерческого банка, которые направляются на проведение активных операций.
Целью управления обязательствами банка является привлечение достаточного объема средств с наименьшими затратами для финансирования тех активных операций, которые намеревается осуществить банк. Итак, в процессе формирования фондов следует учитывать два основных параметра управления — стоимость привлеченного средства и их объем.
Для обеспечения желательной структуры, объемов и уровня затрат по депозитным обязательствам используются разные методы привлечения средств, вообще сводящиеся к двум группам — ценовые и неценовые методы управления привлеченным средством.
Сущность ценовых методов состоит в использовании процентной ставки по депозитам как главного рычага в конкурентной борьбе за свободные денежные средства физических и юридических лиц. Повышение предлагаемой банком ставки позволяет привлечь дополнительные ресурсы. И, наоборот, банк, перенасыщенный ресурсами, но ограниченный немногими прибыльными направлениями их размещения, сохраняет или даже уменьшает депозитные ставки.
Неценовые методы управления привлеченными средствами банка базируются на использовании разнообразных приемов поощрения клиентов, которые прямо не связаны с изменением уровня депозитных ставок. К таким приемам принадлежат: реклама; улучшенный уровень обслуживания; расширение спектра предлагаемых банком счетов и услуг; комплексное обслуживание; дополнительные виды бесплатных услуг; расположение филиалов в местах, максимально приближенных к клиентам; приспособление графика работы к потребностям клиентов и т.п.