Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
– исследование исторических аспектов инфляции;
– анализ ее причин и последствий;
– изучение особенностей инфляционных процессов в Республике Беларусь;
– рассмотреть важнейшие стратегии макроэкономической стабилизации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты механизма инфляции………………………………..5
1.1 Инфляция как социально-экономическое явление.………………………...5
1.2 Характеристика форм и видов проявления инфляции……………………..8
1.3 Факторы развития инфляции………………………………………………..11
2 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…………..15
2.1 Инфляция издержек как форма проявления роста цен на ресурсы………15
2.2 «Шоковая терапия»: сценарии и результаты………………………………19
3 Стратегия макроэкономической стабилизации……………………………...22
3.1 Антиинфляционное регулирование………………………………………...22
3.2 Стабилизация экономики в переходный период…………………………..25
3.3 Методы государственного регулирования в различных моделях
рыночной экономики……………………………………………………………29
3.4 Оптимизация денежного оборота…………………………………………..35
Заключение………………………………………………….…………………...39
Список использованных источников…………………………………………..41
1) по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;
2) государственному регулированию цен на товары монополистов;
3) регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
4) регулированию уровня рентабельности;
5) стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
6) ограничению инфляционных ожиданий;
7) ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов [2, с.659-661].
Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это — ключевые факторы антиинфляционной политики. В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.
Однако, несмотря на достаточно развитое в стране антиинфляционное регулирование, необходимо усилить меры по снижению и сдерживанию уровня инфляции, эффективно использовать методы борьбы с инфляционными процессами, что связано с многочисленными причинами появления инфляции, последствиями, оказывающими отрицательное воздействие на общество. Для этого необходимо детально изучить причины появления и последствия инфляции.
3.2 Стабилизация экономики в переходный период
Переходный период почти во всех странах начинается с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне являются:
инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности;
трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса;
снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции.
Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.
Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран — недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент — борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов.
В соответствии с монетарным подходом темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста объема продукции реального сектора.
Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышение темпов инфляции, в то время как их снижение вызывает обратный эффект. В качестве показателя инфляции в странах с переходной экономикой обычно используется рост индекса потребительских цен.
Рост денежной массы влияет на инфляцию через определенные временные промежутки — лаги, в течение которых изменения объемов денежной массы вызывают изменения в темпах прироста цен.
Согласно немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют многочисленные факторы, находящиеся за пределами сферы денежного обращения.
Во-первых, структурный фактор, значительные диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики, которые быстро не могут быть устранены, а поэтому нехватка тех или иных товаров и услуг долго подталкивает цены в сторону повышения. Еще одним проявлением этого, например, в тяжелой промышленности с длительным производственным циклом, является инерционность экономики, в силу чего производство не способно быстро реагировать на изменения спроса и обмена денежной массы. Поэтому даже жесткая финансовая политика не может в короткое время устранить неравновесие между спросом и предложением.
Во-вторых, монополистический фактор, который в специфических условиях усугубляется огромной ролью естественных монополий (топливно-энергетический комплекс и транспорт).
В-третьих, институциональный фактор, связывающий инфляцию с особенностями правовых и организационных условий функционирования экономических агентов. Действие этого фактора выражается, с одной стороны, в сохранении государственного субсидирования неконкурентоспособных предприятий и банков, что неизбежно ведет к росту инфляции. С другой стороны, институциональный фактор проявляется в отсутствии в начале реформ практики банкротств, что вызывало нерыночную реакцию предприятий на сжатие спроса — неплатежи.
Наличие долгосрочных инфляционных факторов немонетарного характера рождает «фоновую» инфляцию, которую нельзя устранить путем сжатия денежной массы. В определенные периоды «фоновая» инфляция принимает подавленную форму неплатежей и долгов государства перед предприятиями и населением.
Сочетание монетарных факторов инфляции с немонетарными при высокой роли последних свидетельствуют о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ.
Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:
сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);
установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;
сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;
либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.
В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.
Ортодоксальный и гетеродоксный сценарии макроэкономической стабилизации.
Ортодоксальный сценарий представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».
Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.
На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария является социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.
В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.
Переходная экономика индустриального типа, как правило, получает в наследство от административно-командной системы большую или меньшую несбалансированность структуры экономики. Она проявляется, во-первых, в неравномерности развития отдельных отраслей и, во-вторых, в глубоких различиях в технической оснащенности отдельных отраслей и предприятий.
Неравномерность в развитии отдельных отраслей во всех странах с плановой экономикой проявлялась прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей, производящих средства производства, а также военно-промышленного комплекса. В то же время сохранялось и даже усиливалось отставание отраслей, производящих потребительские товары, а также инфрастуктуры (финансовой, информационной, социальной).
Неравномерность технического оснащения отдельных отраслей выражалась в сочетании высокотехнологичных производств и отраслей с преобладанием ручного труда и низким уровнем механизации (производство многих потребительских товаров, сельское хозяйство).
3.3 Методы государственного регулирования в различных моделях
рыночной экономики
Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяют говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.
Рассмотрим универсальные средства госрегулирования, применяемые в последнее время.
Общепринято деление способов государственного регулирования на: правовые, административные, экономические.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.
Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензирование, квотирование и т.д.
С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:
бюджетная и фискальная политика;
денежно-кредитная политика;
программирование;
прогнозирование и планирование.
Методы государственного регулирования экономики - это влияние государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики.
Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).
Методы государственного регулирования экономики классифицируются по двум признаками:
формами влияния;
способами влияния.
По формам влияния методы государственного регулирования экономики делят на две группы: методы прямого и непрямого (косвенного) влияния.
В зависимости от способов влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.
Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. К ним относятся:
определение стратегических целей развития экономики и их отображение в индикативных и других планах, целевых программах;
государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг;
государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции;
лицензирование операций экспорта и импорта товаров, т.е. внешнеторговых операций.
Информация о работе Причины и последствия инфляции: исторический аспект