Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
– исследование исторических аспектов инфляции;
– анализ ее причин и последствий;
– изучение особенностей инфляционных процессов в Республике Беларусь;
– рассмотреть важнейшие стратегии макроэкономической стабилизации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты механизма инфляции………………………………..5
1.1 Инфляция как социально-экономическое явление.………………………...5
1.2 Характеристика форм и видов проявления инфляции……………………..8
1.3 Факторы развития инфляции………………………………………………..11
2 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…………..15
2.1 Инфляция издержек как форма проявления роста цен на ресурсы………15
2.2 «Шоковая терапия»: сценарии и результаты………………………………19
3 Стратегия макроэкономической стабилизации……………………………...22
3.1 Антиинфляционное регулирование………………………………………...22
3.2 Стабилизация экономики в переходный период…………………………..25
3.3 Методы государственного регулирования в различных моделях
рыночной экономики……………………………………………………………29
3.4 Оптимизация денежного оборота…………………………………………..35
Заключение………………………………………………….…………………...39
Список использованных источников…………………………………………..41
Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т. д.
Методы косвенного регулирования — предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной, т.е. косвенное регулирование — это влияние на экономические интересы.
К ним относятся:
налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;
регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы;
таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других направлений экономической политики, а также методы морального убеждения.
Из сути этих методов видно, что прямые методы ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В то же время косвенные методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.
Хозяйственный опыт всех современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия. Поэтому перевод экономики этих стран на рыночные основы означает и перемещение акцентов в методах государственного регулирования с административных (прямых) на косвенные методы.
Вместе с тем при всей важности косвенных методов и все возрастающей их значимости невозможен мгновенный переход к их господству. Сама постепенность и, как теперь становится все очевиднее, длительность процессов разгосударствления и формирования смешанной экономики рыночного типа могут потребовать на переходный период сохранения административных методов в тех сферах, для которых они не характерны. Это относится, например, к сфере ценообразования, а также к области внешнеэкономической деятельности.
Существуют и такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желательно, а необходимо. Это контроль над монополистическими рынками; обеспечение экологической безопасности общества и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов; разработка ряда важных общенациональных стандартов, направленных на сохранение здоровья, безопасных условий жизни и труда и контроль за их соблюдением; определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (гарантированный минимум заработной платы, социальные выплаты и пособия); защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных связей. Административные методы плохи не сами по себе, а только тогда, когда они экономически не обоснованы и вторгаются в чужеродную для них область.
Правовые методы государственного регулирования экономики — это деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения.
Правовое регулирование экономики имеет свой предмет, поскольку связан с юридическим определением способов, инструментов и процедур реализации.
Предметом правового регулирования экономики являются:
отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности;
отношения "внутри" государства, между ее органами по поводу распределения полномочий, определение их правового статуса;
отношения между субъектами хозяйственной деятельности (производитель - посредник, заказчик - подрядчик, должник - кредитор, собственник - арендатор и т. д.);
экономические отношения между людьми.
Основой правового регулирования является разработка и юридическое закрепление норм (правил) поведения субъектов экономических отношений.
Административные методы государственного регулирования экономики — это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения.
Их признаки: прямое влияние государственных органов или должностных лиц на действия исполнителей через установление обязанностей, норм поведения, безальтернативного выбора способов решения задач; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.
В экономически развитых странах в нормальных условиях административные методы играют второстепенную роль. Так, сфера административных мер ограничивается преимущественно защитой окружающей среды, созданием благоприятных условий для жизнедеятельности малообеспеченных слоев населения, а также предотвращением развития теневого бизнеса.
Использование административных мер становится целесообразным тогда, когда рыночный механизм и экономические методы государственного регулирования экономики оказываются недостаточными или действуют чересчур медленно.
Основными инструментами административного регулирования являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.д.
Лицензии — это специальные разрешения, которые выдаются субъектам предпринимательской деятельности на осуществление отдельных видов деятельности. Лицензирование направлено на защиту экономических интересов страны, общества и его членов как потребителей товаров и услуг.
Составным элементом лицензирования является перечень видов предпринимательской деятельности, которые имеют лицензионный (разрешительный) статус.
Квота — доля в производстве или сбыте продукции, устанавливаемая в рамках закона или различными соглашениями.
Квотирование осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, стабилизации цен на внутреннем рынке.
Санкции — это система мероприятий, направленных на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности.
За невыполнение субъектами рынка определенных обязательств, в порядке экономических санкций, государство может требовать уплату неустойки, штрафов, пени, а также изымать выручку в государственные или местные бюджеты.
Норма — это, во-первых, научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества, во-вторых, правила поведения людей и осуществление определенных видов экономической деятельности.
Норматив — поэлементная составная нормы, характеризующая количество выработанных или использованных в потреблении товаров (работ, услуг, ресурсов) на любую единицу, например, на душу населения, на одного занятого, на единицу времени (площади, объема) и т.п.
С помощью норм и нормативов осуществляются планово-экономические расчеты, регулирование в сферах производства, труда, социальной защиты населения, охраны окружающей природной среды.
Стандарты — это единые нормы и требования, предъявляемые к промышленному сырью и готовой продукции (по типам, маркам, параметрам, размерам , качеству изделий, по величине измерений, методам апробирования и контроля, правилам паковки, маркировки и правилам сохранности продукции, технологии производства).
Объектами стандартизации являются конкретная продукция, нормы и нормативы, требования, методы, сроки, обозначения и т.д. Соблюдение государственных стандартов является обязательным для всех субъектов экономической деятельности. Государственный заказ является инструментом как административного, так и экономического регулирования. Цены тоже могут использоваться и как инструменты административного регулирования. Целью такого регулирования является предотвращение разрушительного влияния свободного ценообразования на экономику.
Государство осуществляет административное регулирование цен через: установление фиксированных цен на необходимые товары и услуги; введение предельных цен или предельных коэффициентов их повышения, внедрение механизма декларирования изменения цен, замораживание цен на определенный срок и т.д.
Экономическое регулирование осуществляется инструментами фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики.
Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, определяющие бюджетные расходы, и налоги, определяющие бюджетные доходы. Выделяют: стимулирующую фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных расходов и сдерживающую фискальную политику, направленную на сдерживание производства.
В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование государственного сектора, финансирование инвестиционных программ, обслуживание государственного долга.
Налоговая политика применяется для пополнения государственных финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышение конкурентоспособности отечественных производителей.
Налоговая политика реализуется по двум направлениям - это:
во-первых, определение видов налогов и установление налоговых ставок;
во-вторых, предоставление налоговых льгот отдельным субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется с целью влияния на денежное предложение.
Денежная эмиссия — это комплекс мероприятий центрального банка по введению в оборот дополнительных денег, что обуславливает увеличение денежной массы и способствует повышению деловой активности.
Однако чрезмерная эмиссия способна порождать инфляцию. Эмиссия относится к инструментам прямого влияния, поскольку эмиссией государство непосредственно "вмешивается" в рынок денег.
Операции с государственными ценными бумагами связаны с куплей или продажей государством ценных бумаг.
Контрагентами государства являются коммерческие банки, предприятия, население. Если необходимо увеличить предложение денег, центральный банк скупает ценные бумаги. Вследствие этого коммерческие банки получают деньги, увеличивают свои резервы и мультипликативно увеличивают денежное предложение. Обратный эффект наступает, когда центральный банк начинает продавать ценные бумаги.
Изменение нормы обязательных резервов ведет к таким последствиям: при повышении резервной нормы центральный банк понижает денежный мультипликатор и благодаря этому уменьшает прирост денежного предложения. При снижении резервной нормы возрастает денежный мультипликатор, что увеличивает прирост денежного предложения.
Манипулирование учетной ставкой дает возможность центральному банку регулировать спрос коммерческих банков на ссуды, а через них - на резервы банковской системы.
Учетная ставка — это цена ссуды, по которой коммерческие банки обращаются к центральному банку с целью увеличения своих резервов. Она служит ориентиром для банковских процентных ставок. Уровень последних обуславливает уровень спроса на кредиты со стороны субъектов рынка.
Наиболее результативным направлением амортизационной политики является механизм ускоренной амортизации. Его внедрение дает возможность предприятиям уже в первые годы эксплуатации машин и оборудования окупить большую часть их стоимости, накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестирования.
Пропагандистские (нравственно-этические) методы государственного регулирования экономики — это обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т. п.).
Они включают мероприятия воспитания, разъяснения целей и содержания регулирования, способы морального поощрения и тому подобное. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции, психологические установки относительно деятельности государства.
3.4. Оптимизация денежного оборота
Сменяя форму стоимости, деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическим лицом, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.
Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товара и оказание услуг, движение ссудного капитала и доходов различных социальных групп.
Денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах. Такое определение соответствует содержанию современного денежного оборота, где движение совершают именно денежные знаки, а не другие виды денег.
Денежный оборот складывается из отдельных каналов движения денег между:
Информация о работе Причины и последствия инфляции: исторический аспект