Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
– исследование исторических аспектов инфляции;
– анализ ее причин и последствий;
– изучение особенностей инфляционных процессов в Республике Беларусь;
– рассмотреть важнейшие стратегии макроэкономической стабилизации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты механизма инфляции………………………………..5
1.1 Инфляция как социально-экономическое явление.………………………...5
1.2 Характеристика форм и видов проявления инфляции……………………..8
1.3 Факторы развития инфляции………………………………………………..11
2 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…………..15
2.1 Инфляция издержек как форма проявления роста цен на ресурсы………15
2.2 «Шоковая терапия»: сценарии и результаты………………………………19
3 Стратегия макроэкономической стабилизации……………………………...22
3.1 Антиинфляционное регулирование………………………………………...22
3.2 Стабилизация экономики в переходный период…………………………..25
3.3 Методы государственного регулирования в различных моделях
рыночной экономики……………………………………………………………29
3.4 Оптимизация денежного оборота…………………………………………..35
Заключение………………………………………………….…………………...39
Список использованных источников…………………………………………..41
усиление политической нестабильности;
высокая зависимость экономики от иностранных инвестиций;
внешнеторговый дисбаланс.
В Республике Беларусь «шоковая терапия» применялась на заре получения своего суверенитета. 1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В Республике Беларусь, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в Республике Беларусь к 1996 году составит 4658 раз.
В 1992 году экономическая реформа в Республике Беларусь стала делать первые шаги. Правительство начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок.
В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля.
Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.
Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.
В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.
Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую.
Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз.
Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. - на 12% и в 1994 году - на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах.
Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция вес равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной экономике.
Наряду с причинами инфляции, вытекающими из структуры народнохозяйственного комплекса республики, есть причины и условия развития инфляции, лежащие в “монетарной сфере”. Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики государства, отразившиеся в инфляционных процессах.
Высокий рост потребительских цен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживание темпов роста цен стало главной задачей макроэкономической политики последующих лет. Инфляция в Беларуси в 1991 —1995 гг. была порождена в основном кредитно-денежной политикой ее государственно-финансовых органов. Дальнейшее сокращение кредитной эмиссии привело к адекватному снижению в республике инфляции. Значительное ее снижение в 1995 г. (в 6 раз по сравнению с 1994 г.) практически не отразилось на состоянии экономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться. Это свидетельствовало о том, что реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и т.д. — оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представлялась наиболее простым и доступным средством поддержания экономики.
Специфической особенностью, усиливающей инфляцию Республики Беларусь, является зависимость цен на внутриреспубликанском уровне от цен на энергоносители, которые импортируются из стран СНГ. В результате происходит раскручивание спирали «цена-выпуск». Причинами является и печатанье денег для различных государственных программ, несовершенство налогового законодательства, несовершенство и непоследовательность денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, несовершенство бюджетной политики государства.
3 СТРАТЕГИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ
3.1 Антиинфляционное регулирование
Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу.
Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области, как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из всего множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.
Программа монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты. Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств. Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ [2, с.658-659].
Задача поддержания стабильности цен в качестве цели государственного воздействия на экономику впервые была поставлена в начале XX в., когда автоматический регулятор денежного обращения был заменен государственным регулированием экономической конъюнктуры. К 60-ым гг. в развитых странах сформировались основные методы антиинфляционного регулирования. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, господствующих теоретических концепций и так далее [1, с.152].
В международной практике используют две линии антиинфляционной политики:
дефляционная политика (регулирование спроса) — в виде методов ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы: снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы. Результатом действия этого механизма дефляционной политики является замедление экономического роста и даже кризисные моменты, что нередко служит причиной отказа Правительства от его использования;
политика доходов — в виде параллельного контроля за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов роста.
При выборе вариантов антиинфляционной политики следует учитывать приоритеты государства. Так, если целью правительства является сдерживание экономического роста, то рекомендуется проведение дефляционной политики. Если же необходимо стимулировать экономический рост, то предпочтение должно отдаваться политике доходов. Не исключается и смешанный вариант, когда используются оба метода параллельно, что чаще всего бывает в случае необходимости добиться обуздания инфляции любой ценой.
Некоторые страны, такие, как Польша и Израиль, использовали особую форму борьбы с галопирующей инфляцией — шоковую терапию. Суть ее заключается в резком ограничении темпов прироста денежной массы в обращении до нескольких процентов в месяц, на протяжении достаточно длительного периода времени (не менее года). Одновременно замораживаются заработная плата и все доходы населения или значительно сокращаются темпы их прироста, намного уменьшаются расходные статьи государственного бюджета. В результате быстро и резко сжимается совокупный спрос, темпы роста цен падают до нескольких процентов в месяц, устраняется фактор инфляционных ожиданий. Безусловно, в силу своей жесткости политика шоковой терапии весьма болезненна для экономики и населения (снижается жизненный уровень населения), но при решительном и грамотном проведении эффективно подавляет инфляцию, обеспечивает быстрый выход из экономического кризиса и создание реальных предпосылок для экономического роста.
Важнейшим направлением антиинфляционной политики государства является конкурентное стимулирование производства:
прямое стимулирование предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации;
косвенное стимулирование сбережений для населения (снижение налогов с населения);
стимулирование рыночной конкуренции и снижение ее воздействия на цены и спираль «цены - заработная плата».
Модель антиинфляционной программы может состоять из двух крупных блоков:
а) мера по преодолению экономического спада. Данный блок включает экономические факторы:
1) создание эффективной инвестиционной программы;
2) формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью выравнивания диспропорций производства;
3) привлечение дополнительных капиталов в производственную сферу.
б) мера по сдерживанию финансовых причин инфляции. Данный блок формирует финансовую направленность:
1) покрытие бюджетного дефицита с помощью размещения государственных ценных бумаг и отказа от кредитов центрального банка;
2) резкое снижение чрезмерной эмиссии денег (сверх потребности товарооборота) как наиболее важного денежного инфляционного фактора;
3) активная политика доходов, предполагающая согласование и увязку темпа роста заработной платы, доходов и цен под наблюдением и при посредничестве государства.
Антиинфляционная программа в качестве составного элемента включает в себя инвестиционную политику, заключающуюся в:
привлечении иностранных инвестиций при условии защиты национального производства, как это принято во всем мире;
репатриации утечки отечественных капиталов за границу и пресечении их бегства;
формировании рынка ссудных капиталов;
увеличении инвестиций западноевропейских (в том числе и российских) банков в банковский сектор республики [3, с.118-120].
Отечественный тип инфляции отличается от всех других известных типов. Она зародилась в условиях плановой экономики. Ее особенностью был высокий темп роста цен. С учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, в Беларуси разработаны достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры, которые можно условно разделить на три группы:
а) комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению, включающий меры:
1) по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
2) поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
3) снижению материалоемкости и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
4) реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
5) сокращению трансакционных издержек и другое.
б) комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции, включающий меры:
1) по регулированию объема и структуры денежной массы;
2) проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;
3) сокращению скорости оборота денег;
4) регулированию резервных требований;
5) ограничению бюджетного дефицита;
6) регулированию доходов населения;
7) сокращению бартерных операций, неплатежей;
8) стабилизации белорусского рубля и другое.
в) комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования, включающий меры:
Информация о работе Причины и последствия инфляции: исторический аспект