Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:45, курсовая работа
Актуальность ипотечного кредитования заключается в развитии долгосрочного ипотечного жилищного кредитования – создать эффективно работающую систему обеспечения доступным по стоимости жильем граждан со средними доходами, основанную на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов. Наличие собственного жилья вносит в жизнь людей элемент благополучия и стабильности, и очень важно, по мнению социологов, чтобы жилье появлялось как можно раньше, а не после десятилетних ожиданий. В этом отношении альтернативы ипотечному жилищному кредитованию не существует.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТА 6
1.1. Понятие ипотечного кредитования 6
1.2 Особенности применения ипотечного кредита 8
1.3 Механизм ипотечного кредитования 12
2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Анализ рынка жилищного строительства в Республике Беларусь 16
2.2 Экономическое развитие Республики Беларусь и инфляционные
процессы в жилищном строительстве………………………….………….…….17
2.3 Особенности ипотечного кредитования в Республике Беларусь 22
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 31
3.1 Зарубежный опыт ипотечного кредитования 31
3.2 Направления развития ипотечного кредитования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Основными принципами формирования
системы долгосрочного
Построение в нашей
стране системы долгосрочного
Особую роль на начальном этапе создания системы долгосрочного ипотечного кредитования призвано сыграть государство. Для надежного и эффективного функционирования системы ипотечного кредитования государство должно сформировать соответствующую правовую базу, разработать механизм социальной защиты заемщиков, создать необходимые институты для организации ипотечного рынка и участвовать в управлении ими, а также проводить налоговую политику, стимулирующую участников рынка ипотечного кредитования.
Становление ипотеки
сдерживается не столько недостаточной
правовой базой, сколько отсутствием
в собственности граждан и
юридических лиц значимого
Основными принципами формирования системы долгосрочного ипотечного кредитования в Беларуси должны стать осуществляемые одновременно разработка нормативной правовой базы ипотеки и предоставление доступа ее участникам к дешевым долгосрочным кредитным ресурсам.
После финансовых кризисов в Юго-Восточной Азии (1997--1998 гг.) и США (2007--2008 гг.) проблема ипотечного кредитования стала одной из самых дискутируемых. Очевидно, что этот сектор должен более жестко регулироваться. Мнения ученых суммировал глава исследовательского департамента МВФ Оливье Бланшар: "...Чтобы уменьшить рост цен на жилье, может быть снижено отношение кредита к стоимости жилья" (то есть, возможно, не всегда следует выдавать кредит в размере 100% стоимости жилья).
Понятно, что жилье нужно строить в долг. В нашей стране более половины кредитов населения - это кредиты, выданные на строительство или покупку жилья (более 8 трлн. руб. с 2004 г., ежегодный прирост -50%). Вместе с тем кредиты не должны увеличивать спрос и взвинчивать цены на жилье, как это было во всем мире, да и в Беларуси в канун кризиса.
В будущем регулятор, скорее всего, с помощью нового обязательного норматива по ипотечным кредитам и облигациям, выпущенным на их основе, новых методик оценки ипотечных рисков научится ограничивать " ипотечный пузырь".
Что касается естественного желания каждой семьи решить свою жилищную проблему, то оно, безусловно, должно быть адекватно доходам. Здесь есть две проблемы: во-первых, в Беларуси среднее соотношение месячной зарплаты и стоимости квадратного метра в три раза хуже, чем требуется по теории; во-вторых, у нас слишком высокая стоимость денег (у Национального банка нет более важной задачи, чем снижение инфляции до 3--4% и, соответственно, стоимости кредита до 6-7%). На их решение должны быть направлены все усилия, а не на поиски "новой ипотечно-эмиссионной алхимии" или "мифических банков капитала". (Любая эмиссия в конечном итоге ведет только к новым долгам перед МВФ или Россией.)
Строить, в том числе и жилье, можно только на сбережения общества. Поэтому повышение нормы сбережений населения - непременное условие развития института ипотеки. В банках должны храниться не по две месячных зарплаты на одного белоруса, как сегодня, а минимум годовая зарплата на каждого работающего (как в Китае). Необходимо не столько льготировать проценты по кредитам, сколько создавать стимулы к стройсбережениям. Нам давно нужен закон о стройсбережениях, который будет стимулировать родителей, дедушек и бабушек открыть счет и откладывать деньги на будущую квартиру ребенка до его совершеннолетия или до момента вступления в брак. Таким стимулом во всем мире является освобождение средств, направляемых в стройсбережения, от подоходного налога.
Стимулировать нужно и строительство жилья для сдачи внаем. Пусть те, у кого есть деньги, строят квартиры, общежития, малосемейки и сдают их в аренду.
Такие доходы можно даже освободить от налогов. Следует также оставить разумный налог на собственность, который будет заставлять сдавать лишнее жилье внаем, а не держать его пустым в ожидании подорожания.
В целом в Республике Беларусь строят немало жилья. И тормозит развитие ипотеки не столько несовершенство законодательства (нужны более простые правила выселения, изъятия заложенной квартиры), сколько недостаточное богатство страны. Убеждена, что если за три следующие пятилетки наша страна выйдет на среднеевропейский уровень благосостояния, то и квадратных метров станет в три раза больше
В Западной Европе и США давно сформировалась развитая и законодательно отрегулированная система ипотеки, в основу которой положены четкие методы регистрации недвижимости, а также строгое юридическое оформление возникновения и прекращения залогового права на недвижимое имущество.
По данным Национальной Ассоциации домостроителей США (НАД), стоимость типичного собственного дома в США на 22% больше годового дохода его хозяина.
Технология оформления ипотечных отношений, наиболее развитая в США, предусматривает наличие двух документов:
1) долгового обязательства
(в нем фиксируются вопросы,
относящиеся к задолженности:
размер кредита, порядок
2) договора об ипотеке
(в нем излагаются условия зало
Такое разделение позволяет банку продать предоставленный заем, т.е. обеспечивает возможность вторичного обращения закладной, под которую могут быть выпущены иные ценные бумаги, например облигации. Собственно именно в этом и состоит основное отличие американской системы ипотечного кредитования (разрыв непосредственной связи между индивидуальным инвестором и индивидуальным заемщиком), позволяющее привлекать в целях ипотечного кредитования значительные средства, прежде всего мелких инвесторов, под надежное обеспечение, каковым является недвижимость.
Для германской и английской систем прав характерен вариант, когда основу регистрационной системы, например в Германии, составляет земельная книга, роль и порядок ведения которой регулируются германским уложением и специальным актом «Правила ведения земельной книги». Регистрация земельных участков при установлении ипотеки сопровождается четким юридическим оформлением возникновения и прекращения залогового права на недвижимое имущество в виде закладной. При занесении подобного соглашения в земельную книгу в ней должны быть записаны: вид залогового права, имя должника, имя кредитора, сумма требований кредитора, процентная ставка и другие дополнительные требования, например, повышение процентов за отсрочку.
В современных законодательствах западных стран права и обязанности сторон по договору ипотеки трактуются однообразно. Залогодатель обязан:
– страховать предмет ипотеки;
– принимать меры для его сохранности;
– сообщать всем последующим залогодержателям сведения о всех существующих залогах предмета ипотеки;
– уведомлять залогодержателя об угрозе его утраты или повреждения.
Залогодержатель, в свою очередь, имеет право проверять по документам и фактически наличие, состояние и условия хранения предмета ипотеки. Особо в ипотечном праве оговаривается возможность возникновения угрозы заложенному имуществу. В этом случае кредитор вправе назначить собственнику имущества соразмерный срок для устранения такой опасности. Если же собственник угрозу не устранил, кредитор может потребовать устранения опасности в исковом порядке либо немедленно погасить кредит за счет заложенного имущества. Кредитор имеет право реагировать подобным образом не только на ухудшение состояния недвижимого имущества, но и на поведение собственника или третьих лиц, которое может повлечь за собой такое ухудшение. Для того чтобы своевременно воспользоваться этими правами, банки (кредитодатели) специально оговаривают соответствующие юридические ситуации в формулярах, сопровождающих договор об ипотеке.
В западных странах в качестве разновидности ипотечного кредитования традиционно широко практикуется кредитование под залог сельскохозяйственных земель. Оно осуществляется через систему специальных банков, часто называемых «земельными», «сельскохозяйственными», «аграрными» и т.п., посредством долгосрочного кредитования на условиях ипотеки. Процентные ставки под залог дифференцируются в зависимости от ценности земли, положения должника, степени риска. Источником ипотечного кредитования является эмиссия банками ипотечных облигаций как ценных бумаг, обеспеченных недвижимостью. Наряду с банками такое ипотечное кредитование могут проводить ссудо-сберегательные ассоциации, кооперативы взаимного кредитования, страховые компании.
В США распространена система предоставления земельными банками ипотечного кредита на льготных для фермеров условиях. Эти банки, в свою очередь, управляются Фермерской кредитной ассоциацией. Средства черпаются из фондов, созданных специально для ипотечного кредитования фермеров. Выделяют ипотечный кредит под залог земли и коммерческие банки, но под более высокий процент либо с выплатой разницы в процентных ставках за счет государства [10, с. 190].
С принятием Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. "Об ипотеке" создана правовая база для функционирования ипотеки. При этом необходимо отметить, что и до утверждения Закона банки в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам применяли ипотеку.
Данный Закон создал правовые основы для дальнейшего развития ипотечного кредитования путем конкретизации норм законодательства, возникновения предпосылок для создания институтов классической ипотеки, открывающих банкам путь к рефинансированию через институт закладных, указания особенностей, регулирующих ипотеку различных видов имущества (не только жилья, но и земельных участков, предприятий как имущественных комплексов, капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений).
Мировой опыт свидетельствует,
что ипотека выступает
Однако в настоящее
время, как это было отмечено и
на парламентских слушаниях на тему
"Состояние и перспективы
Для более полного использования ипотечного кредитования в Республике Беларусь полагаем, что необходимо принять ряд мер, направленных на совершенствование законодательной базы, обеспечивающих:
- развитие фондового
рынка, который оказывает
- бесспорную защиту прав и интересов кредитодателя, с одной стороны, и формирование механизмов социальной защиты кредитополучателей, с другой стороны;
- упрощение порядка
обращения взыскания на
- развитие системы
строительных сбережений, вторичного
рынка обращения закладных,
Вместе с тем необходимо отметить, что обеспечение исполнения обязательств с использованием ипотеки в настоящее время широко практикуется банками республики. Однако ввиду понижения платежеспособности субъектов хозяйствования и населения в целом понизился спрос на кредиты, в том числе и на те, целевым назначением которых являлось создание объектов недвижимости, соответственно, уменьшилось количество заемщиков и договоров, обеспечением которых являлась ипотека.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, для того чтобы система ипотечного кредитования в стране заработала в полную силу, необходимо создать соответствующие экономические условия, которые не препятствовали бы ее практическому применению, а также необходим поиск других не менее эффективных технологий привлечения внебюджетных средств в сферу жилищного кредитования. Одним из таких направлений может стать внедрение в нашей стране одноуровневой системы ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений.
Информация о работе Перспективы развития ипотечного кредитования в Республике Беларусь