Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:45, курсовая работа
Актуальность ипотечного кредитования заключается в развитии долгосрочного ипотечного жилищного кредитования – создать эффективно работающую систему обеспечения доступным по стоимости жильем граждан со средними доходами, основанную на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов. Наличие собственного жилья вносит в жизнь людей элемент благополучия и стабильности, и очень важно, по мнению социологов, чтобы жилье появлялось как можно раньше, а не после десятилетних ожиданий. В этом отношении альтернативы ипотечному жилищному кредитованию не существует.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТА 6
1.1. Понятие ипотечного кредитования 6
1.2 Особенности применения ипотечного кредита 8
1.3 Механизм ипотечного кредитования 12
2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Анализ рынка жилищного строительства в Республике Беларусь 16
2.2 Экономическое развитие Республики Беларусь и инфляционные
процессы в жилищном строительстве………………………….………….…….17
2.3 Особенности ипотечного кредитования в Республике Беларусь 22
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 31
3.1 Зарубежный опыт ипотечного кредитования 31
3.2 Направления развития ипотечного кредитования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Окончание таблицы
Состоит на учете нуждаю- щихся в улуч- шении жилищ- ных условий (на конец года),тыс. чел., в т.ч.: |
669,8 |
685,4 |
703,6 |
687,1 |
651,8 |
623,8 |
612,5 |
609,9 |
585,2 |
579,7 |
568,8 |
558,8 |
- |
в городской местности |
634,8 |
649,7 |
669,2 |
654,3 |
623,0 |
596,9 |
587,3 |
583 |
558,4 |
552,3 |
543,4 |
535,3 |
- |
в сельской местности |
35,0 |
35,7 |
34,4 |
32,8 |
28,8 |
26,9 |
25,2 |
26,9 |
26,8 |
27,4 |
25,4 |
23,5 |
- |
Число граждан, улучшивших жилищные ус- ловия, тыс. чел. |
89,1 |
79,9 |
75,2 |
66,7 |
55,8 |
32,0 |
31,2 |
36,8 |
39,2 |
30,9 |
24,2 |
25,9 |
586,9 |
в процентах от общего
числа граждан, состоящих на учете
нуждающихся в улучшении |
13,3 |
11,7 |
10,7 |
9,7 |
8,6 |
5,1 |
5,1 |
6,0 |
6,7 |
5,3 |
4,3 |
4,6 |
- |
в процентах от вводимого в действие жилья, % |
103,5 |
95,2 |
105,9 |
112,9 |
109,6 |
117,2 |
81,7 |
79,8 |
82,2 |
89,8 |
61,4 |
79,9 |
- |
Расчетный прирост очере- ди нуждающих- ся в улучшении жилищных ус- ловий, тыс. чел. |
* |
95,5 |
93,4 |
50,2 |
20,5 |
4,0 |
19,9 |
34,2 |
14,5 |
25,4 |
13,3 |
15,9 |
- |
Приватизация жилищного фонда | |||||||||||||
Количество приватизиро -ванных квартир, тыс. ед. |
6,8 |
39,0 |
69,3 |
196,9 |
200,3 |
112,2 |
75,3 |
77,4 |
85,6 |
192,0 |
57,9 |
11,8 |
1124,5 |
Общая площадь приватизиро -ванных квартир, млн м2 |
0,4 |
2,2 |
4,1 |
10,0 |
10,4 |
5,8 |
3,9 |
3,9 |
4,4 |
10,2 |
3,1 |
0,6 |
59,0 |
в процентах от общей площади жилищного фонда, % |
0,2 |
1,2 |
2,1 |
5,0 |
5,2 |
2,9 |
1,9 |
1,9 |
2,1 |
4,9 |
1,5 |
0,3 |
29,2 |
Статистические данные свидетельствуют о переменном опережении либо отставании темпов индекса СМР по отношению к иным приведенным индексам. Так, в период с 2001 по 2005 год темп роста индекса СМР отстает от темпов роста индекса потребительских цен, с 2006 по 2009 год темп роста индекса СМР опережает темп роста индекса потребительских цен.
В 2010 году произошло относительное снижение темпа роста индекса СМР по отношению к темпу роста индекса потребительских цен, индекса производителей промышленной продукции и темпу роста индекса тарифов на грузовые перевозки. Это связано, прежде всего, с изменением ценовой политики в строительстве, направленным на снижение его стоимости.
По данным ИСПИ при Администрации Президента РБ стоимость строительства жилья на сегодняшний день несопоставима с доходами большинства населения республики. Так, в 2010 году, чтобы построить 1 м2 жилья, гражданину со средним достатком нужно отдать зарплату за 2-3 месяца.
Стоимость строительства 1 м2 общей площади в многоквартирных жилых домах типовых потребительских качеств, строящихся с государственной поддержкой, к началу 2009 года составляла 100-150 долларов США.
Для граждан, не состоящих на учете нуждающихся, она равнялась 250-350 долларам США, в домах же, имеющих повышенные потребительские качества, — 350-500 долларам США.
Средняя стоимость 1 м2 общей площади жилых домов, построенных в 2010 году (без индивидуальных застройщиков), составила 275 тыс. белорусских рублей при среднемесячной зарплате работников за январь-ноябрь 121 тыс. руб., в 2009 году — соответственно 153 тыс. руб. и 59 тыс. руб.
Значительную долю в
стоимости строительства
Таблица 3 - Данные по размеру затрат на инфраструктуру при строительстве жилья по регионам республики
Регион |
Долевое участие в строительстве инфраструктуры, включая внеплощадочные сети на благоустройство, % | |
2009 г. |
2010 г. | |
Брест |
38 |
40 |
Витебск |
35 |
25 |
Гомель |
30 |
38 |
Гродно |
30 |
30 |
Минская обл. |
- |
- |
Могилев |
46 |
25 |
Минск |
47 |
27 |
В состав инфраструктуры
включены внеплощадочные сети на благоустройство,
строительство предприятий
Работу по снижению стоимости строительства в 2010 году можно считать положительной. Если сопоставляемые цены в течение 2010 года возросли соответственно на 46,12% и 37,45%, то в строительстве — на 28,21%, в т.ч. в крупнопанельном домостроении по Минску — на 24,46%. В июле 2010 года была принята методика перезаключения подрядных договоров, которая носила рекомендательный характер.
Система ценообразования в жилищном строительстве постоянно совершенствуется. Сегодня разработана и внедрена методика прогнозирования цен в строительстве, в т.ч. по элементам затрат, обеспечивая точность прогноза на ближайшие 6-9 месяцев. Укрупненные цены и такой прогноз могли бы стать основой формирования окончательных договорных цен. Такой подход позволяет, с одной стороны, стимулировать сокращение его сроков, с другой — на практике реализовать принцип декларирования финансовых возможностей заказчика по этапам и на весь период строительства и тем самым сократить объемы незавершенного строительства и как следствие — стоимости. В республике утверждены укрупненные расценки для КПД и ежемесячно утверждаются соответствующие индексы по всем сериям, что позволяет легко реализовать методику.
В 2008 г. с принятием Закона Республики Беларусь "Об ипотеке" создана правовая основа для функционирования института ипотеки. Однако в настоящее время реализация ипотечного кредитования затруднена по ряду следующих причин:
- высокая стоимость жилья и
одновременно низкая
Мало кто способен купить квартиру в столице за сумму, эквивалентную 100 и более тыс. долларов, выплачивая затем по кредиту сумму, эквивалентную 500--700 долл. каждый месяц;
- высокие процентные
ставки по кредитам
- отсутствие у банков
дешевых долгосрочных ресурсов,
которые могли бы быть
- отсутствие подменного фонда жилья. Ведь зачастую нужно вначале продать свою квартиру и выплатить так называемый взнос собственными средствами, а уже затем построить (или купить) новую, ипотечную ;
- отсутствие вторичного рынка закладных;
- проблематичность обращения
взыскания по договору об ипоте
- проблемы может вызвать
обращение взыскания на
Кроме того, члены семьи собственника, даже если они перестали быть таковыми, но продолжают проживать в этом жилом помещении, имеют право пользования им.
Выселить их принудительно практически невозможно. Для того чтобы реализовать механизм ипотечного кредитования в полном объеме, необходимо внести соответствующие дополнения к уже принятому Закону, а также внести изменения в Жилищный и Гражданский кодексы, другие законодательные акты.
Развитие ипотечного кредитования позволит как расширить возможности приобретения жилья гражданами, обеспечить развитие строительного комплекса и сопутствующих отраслей, так и стимулировать развитие банковской деятельности.
Проводимая Национальным банком денежно-кредитная и процентная политика направлена в том числе и на увеличение доступности кредитных ресурсов банков для населения, в частности, на ипотечное кредитование недвижимости: проводится постепенное снижение ставки рефинансирования Национального банка, ведется постоянная работа с банками по снижению процентных ставок как по привлекаемым ресурсам, так и по кредитам.
Вместе с тем обеспечение
доступности жилья для
Необходимо отметить, что ипотека в Республике Беларусь должна стать доступным и действенным способом решения жилищной проблемы населения страны.
Залог недвижимости (ипотека) является одним из наиболее надежных способов обеспечения кредитных обязательств. Вместе с тем залог недвижимости успешно применяется в качестве правового института, на котором базируется система долгосрочного ипотечного кредитования. Создание в Республике Беларусь такой системы послужит одним их важнейших источников инвестиций для всех отраслей экономики.
Опыт большинства европейских стран и США доказывает возможность и целесообразность введения системы ипотечного кредитования даже в условиях неустойчивой переходной экономики, несовершенного законодательства, неразвитого фондового рынка и отсутствия высоких доходов населения. Данное обстоятельство объясняется тем, что ипотечное кредитование является существенным фактором экономического и социального развития страны, особенно в период выхода из экономического и социального кризисов.
Несмотря на наличие
необходимой нормативной
Главными причинами такого положения, на наш взгляд, следует считать:
- нерешенность ряда
правовых и организационных
- высокие кредитные риски;
- отсутствие долгосрочных дешевых кредитных ресурсов;
- недостаточно высокий уровень доходов;
- неразвитость инфраструктуры ипотечного рынка;
- отсутствие механизмов
привлечения инвестиций для
Тем не менее и руководство государства, и сами граждане понимают, что альтернативы системе долгосрочного ипотечного кредитования нет.
Как правило, в большинстве стран формирование системы долгосрочного ипотечного кредитования начинается с организации жилищной ипотеки. По такому же пути идет и наша страна, определив в качестве приоритетов создание элементов системы и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие ипотечного кредитования жилищного строительства. При правильной организации ипотека превращается в самофинансируемую систему, которая служит мощным фактором формирования рынка жилья и обеспечивает его функционирование.
Создание условий для формирования полноценной системы долгосрочного ипотечного кредитования строительства жилья была призвана решить Концепция создания системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2001 № 1173 (далее - Концепция).
Основные принципы развития
системы долгосрочного
Однако, по нашему мнению, такая позиция разработчиков Концепции привела к повторению ситуации, возникшей в свое время в Российской Федерации. Наличие нормативной правовой базы, ряда элементов и субъектов ипотечного рынка не обеспечило создания в этой стране успешно действующей системы долгосрочного кредитования.
Как представляется, основными принципами формирования системы долгосрочного ипотечного кредитования в Республике Беларусь должны стать осуществляемые одновременно разработка нормативной правовой базы ипотеки и предоставление доступа участникам ипотеки к дешевым долгосрочным кредитным ресурсам. В последующем требуется обеспечить защиту интересов кредитора и заемщика посредством страхования, специальных государственных гарантий, отлаженной процедуры обращения взыскания на заложенное имущество, создать необходимые элементы рынка долгосрочного ипотечного кредитования, обеспечить приоритетное развитие ипотечного кредитования жилищного строительства и сельского хозяйства.
Информация о работе Перспективы развития ипотечного кредитования в Республике Беларусь