Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:20, реферат
Банковская система стран СНГ и Казахстана характеризуется рядом особенностей. В большинстве стран СНГ кредитно-финансовая система находится в промежуточном положении между старой, жесткой и монополизированной системой (Госбанк - специализированные банки - филиалы) и двухуровневой системой (Нацбанк - коммерческие банки). В Казахстане в общих чертах сформировалась и начала действовать двухуровневая банковская система.
Особенности
банковской системы
Казахстана
Банковская
система стран СНГ и Казахстана
характеризуется рядом
Менее монополизирована сфера расчетного обслуживания юридических лиц. За крупных клиентов, хранящих или пропускающих через свои счета солидные средства, идет настоящая конкурентная борьба.
Основной
вид активных операций Казахстанских
коммерческих банков - кредитование юридических
лиц (35-37% актива). Можно выделить несколько
закономерностей присущих этому виду
банковской деятельности. Во-первых, характерен
чрезвычайно высокий удельный вес краткосрочных
кредитов (95-96%), неизменна тенденция к
росту данного показателя. Средний срок
кредитов составляет 3-4 месяца, что вызвано
высоким уровнем риска и неопределенности
в условии кризиса и инфляции. Во вторых,
ставки по кредитам государственным предприятиям
ниже, чем по кредитам альтернативному
сектору экономики, а по кредитам на расширение
и модернизацию производство ниже, чем
по кредитам на торгово-закупочные мероприятия.
При кредитовании предприятия различных
форм собственности применяются различные
формы обеспечения возвратности ссуды:
страхование, перестрахование, гарантия,
залог, заклад. К другим видам операций
коммерческих банков относятся вложения
в свободно конвертируемую валюту - (40%
активов) и выдача межбанковских кредитов
(2% активов). Не получили широко распространения
новые виды банковских операций: вложение
в ценные бумаги и паи (0,5-0,6% активов), трастовые
операции, лизинг. Помимо кредитов хозяйственным
органам и банкам, значительная часть
средств коммерческих банков размещена
на корреспондентских и резервных счетах
в Нацбанке и в кассе (15-16%). Из источников
средств банков можно выделить прежде
всего средства на текущих и расчетных
счетах предприятий, кредиты других банков,
в первую очередь Нацбанком, собственные
средства банков. Минимальная и максимальная
процентные ставки составляли по депозитам
соответственно 100 и 180%, по коммерческим
банковским кредитам. На рост процентных
ставок по кредитам влияет увеличение
учетной ставки Нацбанка. К настоящему
времени сложилась ситуация, когда банковские
учреждения в Казахстане действуют как
универсальные банки, без относительной
специализации.
История
развития банковской
системы в Казахстане
Во
времена советской власти Казахстан
не имел своей банковской системы, так
как на территории республики функционировали
филиалы и отделения
Государственный банк России (начал свою деятельность в 1860г.) являлся Центральным банком всей кредитной системы. Ему принадлежало монопольное право на выпуск бумажных денег в обращение. Государственный банк России привлекал в 1914г. больше половины вкладов и текущих счетов, около 1/3 учетно-ссудных операций всех акционерных коммерческих банков. В отличие от центральных эмиссионных банков других стран Государственный банк России кредитовал не только банки, но и промышленность, торговлю, заготовки. К 1914г. он имел 10 контор, 124 отделения и 791 приписную кассу государственного казначейства.
Акционерные коммерческие банки (47 банков с 743 филиалами) занимали доминирующие положение на рынке ссудных капиталов и к 1914г. достигли высокой степени концентрации.
Для обслуживания средней и мелкой буржуазии функционировали мелкие кредитные учреждения: общества взаимного кредита (11081), городские общественные банки (343).
Система ипотечного кредита состояла из государственного дворянского земельного банка, государственного поземельного банка, 10 акционерных земельных банков, 36 городских кредитных банков и прочих банков ипотечного кредита.
Среди прочих кредитных учреждений наиболее распространение получила кредитная кооперация, обслуживающая зажиточные слои деревню. Она состояла из ссудосберегательных касс и кредитных товариществ.
После
Октябрьской революции 1917г. был осуществлен
принцип государственной монополии
организации банковского дела. В стране
был создан Государственный банк, а затем,
в результате национализации частных
коммерческих и других банков, - отраслевые
и территориальные банки, принадлежащие
также государству. Одним из звеньев банковской
системы становятся государственные трудовые
сберегательные кассы. Одновременно с
государственными банками в первые годы
советской власти создаются негосударственные
кредитные учреждения: кооперативные
и частные государственно-
С
1922г. создаются общества взаимного
кредита для кредитования частной
торговли, промышленности, а также государственно-
Коллективизация сельского хозяйства сделала ненужной кредитную кооперацию, которая ликвидируется в 1931г. Вытеснение частного сектора из сферы торговли и промышленности привело к свертыванию деятельности общества взаимного кредита. Функции других кредитных органов переходит к государственным отраслевым банкам: Промбанк, Цекомбанк, Всекобанк, Центральный сельхозбанк и другие, которые были образованы в 1922—1925 гг.
В результате проведения кредитной реформы в СССР в 1930-1932 гг. организованы отраслевые банки на новых принципах. Созданы 4 специальных банка по финансированию и кредитованию капитальных вложений:
Банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), преобразованный из банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства. Он был в 1959 г. реорганизован в Стройбанк СССР;
Банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк СССР), организованный вместо многочисленных кредитных товариществ и республиканских сельскохозяйственных банков (в 1959 г, был упразднен, его функции распределены между Госбанком и Стройбанком СССР);
Банк финансирования капитального строительства кооперация (Всекобанк), созданный на базе Всероссийского кооперативного банка (в 1936 г. Всекобанк был ликвидирован, а его активы и пассивы переданы организованному Торгбанку СССР, упразднен ному в 1959г.);
Банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк); был упразднен в 1959 г., а его функции распределены меду Стройбанком и Госбанком СССР.
Все эти отраслевые банки занимались финансированием и долгосрочным кредитованием отрасли. А в Госбанке СССР было сконцентрировано краткосрочное кредитование всех отраслей народного хозяйства. Роль Госбанка СССР как центрального и ведущего звена всей кредитной системы еще больше возросла. Расчетные и текущие счета всех предприятий и организаций сосредоточились в Госбанке СССР.
Был осуществлен на практике принцип концентрации денежного оборота в одном банке, т.е. каждое предприятие, организация или учреждение могло иметь расчетный или текущий счет только в одном банке. В этом банке они хранили свои средства, получали кредиты и наличные деньги, через него проводили все безналичные расчеты.
Банковская реформа в СССР била проведана в 1987 - 1988гг. В результате на основе учреждений Госбанка СССР и Стройбанка СССР были созданы: Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк. На базе системы сберегательных касс, входивших в состав Госбанка СССР, образован Сберегательный банк, а на основе Внешторгбанка создан Внешэкономбанк. Госбанк СССР перестал осуществлять кассовое и кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны.
На
Промстройбанк СССР было возложено
проведение кредитной политики, повышение
эффективности системы
Структура
специализированных банков была построена
по административно-
Коммерческие
банки, отделенные от Госбанка, обычно
функционировали как
В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев. Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР — он не оказывал действительного влияния на работу специализированных банков.
В этих условиях единственно целесообразным было провести банковскую реформу, осуществить переход банковской системы к ее двухуровневой организации, аналогичной западным образцам.
Перестройка банковской структуры должна была ликвидировать монополию Госбанка на банковское дело. До 1988 г. Госбанк СССР был практически универсальным кредитным учреждением, выполнявшим функции Центрального, коммерческого и инвестиционного банков. Казахская республиканская контора Стройбанка СССР осуществляла обслуживание инвестиций в городе - в промышленности, на транспорте и в других отраслях хозяйства. Внешторгбанк СССР, функционировавший на акционерных началах, обслуживал операции в валюте и с валютой.
После
получения суверенитета, в декабре 1990
г., Казахстан сразу же приступил к созданию
собственной банковской системы, отвечающей
требованиям рыночной экономики. Уже в
январе 1991г. был принят Закон " О банках
и банковской деятельности в Казахской
СССР", что было, по существу, началом
банковской реформы в стране. Республиканский
Государственный банк был преобразован
в Национальный банк, Республики Казахстан
с областными управлениями и отделениями.
Республиканский Промстройбанк. — в акционерно-коммерческий
банк Туранбанк, Агропромбанк в акционерно-коммерческий
банк - Агропромбанк Республики Казахстан,
Внешторгбанк — в акционерно-коммерческий
банк Алембанк, Республиканский Сбербанк
— в акционерно-коммерческий — Сбербанк
Республики Казахстан. В 1993 г. эти банки
были преобразованы в акционерные банки,
а Сбербанк переименован в Народный банк
Республики Казахстан.
Банковская
реформа в Казахстане
с 1991 г.
Необходимость
проведения реформы
банковской системы
В период перехода экономики Республики Казахстан на рыночные отношения необходимы принципиально иные переходы к системе управления кредитом и построению механизма банковского обслуживания хозяйственной деятельности, использованию экономических методов руководства деятельностью предприятия и банков; перестройка системы взаимоотношений как между банками и их клиентами, так и в рамках самой банковской системы - между ее отдельными звеньями, т.е. необходимо реформирование банковской системы с учетом новых явлений и процессов.
Информация о работе Особенности банковской системы Казахстана