Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:52, реферат
Банковская система стран СНГ и Казахстана характеризуется рядом особенностей. В большинстве стран СНГ кредитно-финансовая система находится в промежуточном положении между старой, жесткой и монополизированной системой (Госбанк - специализированные банки - филиалы) и двухуровневой системой (Нацбанк - коммерческие банки). В Казахстане в общих чертах сформировалась и начала действовать двухуровневая банковская система.
Планируемая программой Правительства стабилизация экономики, а также создание условий для последующего роста позволит Минфину эмитировать ценные бумаги с более длительными сроками обращения. В частности, объемы первичного размещения государственных ценных бумаг будут перемещаться с 3-месячных на 6- и 12- месячные.
Наряду с ГКО на рынок станут выходить и другие виды государственных процентных ценных бумаг (облигаций) со сроком обращения от одного года до 3 лет.
Продолжится совершенствование технологической базы по государственным цепным бумагам, включающее в себя кардинальное улучшение современной, надежной и защищенной платежной системы, что, в свою очередь, позволит расширить географию рынка, а также число профессиональных участников, потенциальных инвесторов и резко увеличит объемы ежемесячного первичного размещения ценных бумаг.
По мере расширения первичного рынка будет развиваться и вторичный рынок государственных ценных бумаг, что даст возможность Нацбанку, наряду с поддержанием ликвидности рынка, более активно проводить операции на открытом рынке, влияющие на денежно-кредитную политику. В 1996 г. Национальный банк ввел в практику операции РЕПО для покупки/продажи государственных ценных бумаг.
Повышению ликвидности рынка государственных ценных бумаг будет способствовать завершение разработки электронной системы расчетов и программного обеспечения, позволяющие обеспечить работу первичных дилеров в своих офисах в режим реального времени.
8. Совершенствование платежной сметами. Развитие и совершенствование платежной системы Республики Казахстан будет проходить в соответствии со стратегией, определенной Нацбанком совместно с Международным валютным фондом и Всемирным банком. По существу закончена преемственность развития платежной системы, начатой еще в 1995 г. В соответствии с принятой стратегией построения и модернизации платежной системы, проходит в два этапа: на первом этапе будет создана промежуточная платежная система (ППС) позволяющая улучшить состояние с платежами и расчетами в республике; на втором – завершено внедрение долгосрочной платежной системы (ДПС).
ППС состоит из трех основных систем:
система перевода в псевдореальном времени, позволяющей Нацбанку более эффективно проводить денежно-кредитную политику на всей территории Республики Казахстан, а банкам второго уровня - работать на финансовых рынках не зависимо от места их расположения. Данная система будет играть роль системы перевода крупных сумм в платежной системе страны;
системы перевода третьих сторон, обеспечивающей расчеты в течение 3 дней с проведением взаиморасчета встречных платежей как на уровне области, так и страны в целом по существующему набору платежных инструментов. Данная система будет предназначена в основном для перевода небольших сумм;
система расчетов по государственным ценным бумагам (система поставки ценных бумаг), обеспечивающей быстрое и эффективное развитие ликвидного вторичного рынка ценных бумаг.
ППС будет функционировать до внедрения долгосрочной платежной системы. Вместе с тем с внедрением ППС должна быть заложена необходимая инфраструктура, отвечающая требованиям планируемой ДПС. В связи с этим ППС должна быть по возможности доступной, гибкой, базирующейся на имеющихся технических и программных средствах и не требующей больших затрат на ее внедрение и эксплуатацию при обеспечении необходимого уровня защиты информации. ППС должна помогать банкам второго уровня адаптироваться в новых условиях работы и осуществить переход на единый корреспондентский счет и на новый бухгалтерский план счетов. Также необходимо ответить, что в этот период произойдет выделение бюджетного банка, который будет иметь по одному корреспондентскому счету в каждой области и рассчитываться через платежную систему.
При построении ППС будут учтены специфические особенности, которыми обладает Республика Казахстан в настоящие время, и выработаны оптимальные решения.
Для реализации программы построения ППС создан Казахстанский центр межбанковских расчетов (КЦМР) с филиалами в областях, на начальном этапе - при Нацбанке, в дальнейшем при Акционерном обществе закрытого тина, акционерами которого будут Нацбанк и крупнейшие банки второго уровня (прямые участники). КЦМР будет ответствен за все платежи и расчеты по Республике Казахстан, включал систему перевода крупнейших платежей и систему мелких платежей, он должен будет обрабатывать весь спектр платежных инструментов, используемых в республике, и позволять вводить новые.
Основной задачей построения долгосрочной платежной системы (ДПС) является удовлетворение потребностей банковского и финансового секторов в эффективной и безопасной платежной системе с окончательным расчетом в тот же день. ДПС также должна обеспечить полноценное функционирование рынка государственных и негосударственных ценных бумаг, финансовых рынков и т.д. по всей территории Республики Казахстан.
В основе ДПС должны лежать новый бухгалтерский план счетов для Национального банка и банков второго уровня, новые платежные инструменты, соответствующая нормативная база. Платежные документы, предоставленные в электронной форме, должны соответствовать общепринятым мировым стандартам и быть предназначены для машиной обработки, которая построена на современном программном обеспечении и высокопроизводительных технических средствах.
На средства, выделенные Мировым банком, создаются необходимые инфраструктуры ДПС путем закупки нужных средств вычислительной техники, разработки и закупки программных продуктов, обучения персонала. В качестве телекоммуникационной среды для передачи информации между участниками ДПС предлагается использовать созданную Нацбанком сеть передачи данных с коммутацией пакетов по протоколу (X. 25) (BANKNET). Предполагается, что участниками этой телекоммуникационной системы будут банковские и финансовые учреждения Республики Казахстан, и она будет отвечать всем современным требованиям по надежности, производительности и информационной безопасности.
Оператором ДПС должен быть Казахстанский центр межбанковских расчетов. Участниками ДПС будут Национальный банк, банки второго уровня и небанковские финансовые учреждения, подразделяющиеся на прямых и ассоциированных участников. Определение прямых участников должно основываться на объеме платежей (в процентах от общего объема платежей по Казахстану), размере уставного фонда, стабильности и устойчивости банка, возможности выдержать технические требования и т.д. Ассоциированные участники осуществляют свою деятельность через прямых участников.
Система крупных платежей должна работать на принципе рос-расчетов в псевдореальном времени. Бухгалтерский учет проведенных операций осуществляется один раз в конце дня в Национальном банке по результатам работы прямых участников, отразившихся на расчетных счетах.
Система мелких платежей должна обрабатывать большой объем платежей на небольшие суммы в течение клирингового цикла, зависящего от платежного инструмента. Эта система предлагает принцип нетто-расчетов с проведением расчетов на следующий день через систему крупных платежей. Платежи, введенные в одном регионе в системе мелких платежей и предназначенные для другого региона, отражаются на счетах только в регионе получателя. Для каждого прямого участника подсчитывается чистая позиция по данному региону по всем платежам, чья дата расчета совпадает с текущей датой. Чистая позиция должна быть закрыта в течение следующего дня путем перевода средств с расчетного счета на региональные расчетные счета для участников, имеющих чистые дебетовые позиции. Банк, имеющий чистую кредитовую позицию, может перевести средства с регионального расчетного счета на расчетный.
ДПС будет состоять из 3 центров обработки: в Алматы, Астане и, возможно, Актюбинске (прессинговых центрах), обрабатывающих платежи исключительно в электронной форме. Право доступа к системе имеют, как правило, только головные офисы банков, Если какой-нибудь банк дает право доступа к системе крупных платежей своему уполномоченному филиалу (или даже ассоциированному участнику), уполномоченный филиал (ассоциированный участник) имеет право доступа к субсчету на расчетном счете. Таким образом, контролируется позиция по всему банку, а право отправлять платежи в системе крупных платежей могут иметь также и уполномоченные филиалы банков (ассоциированные участники).
На сегодня банковский сектор Казахстана признан самым финансово-устойчивым и гармонично развивающимся среди стран СНГ. При этом, банковский сектор является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики Казахстана. Происходит не только количественный рост показателей деятельности банков, но и улучшается количество и качество банковских услуг, а следование международным стандартам банковской деятельности и Основным принципам эффективного банковского надзора Базельского Комитета по банковскому надзору, позволяет поддерживать финансовую стабильность банковского сектора на достаточном уровне.
6. Проблемы стабильности банковской системы Республики Казахстан.
Одной из первоочередных задач центрального банка является обеспечение финансовой устойчивости и стабильности банковской системы. Это во многом определяется макроэкономической средой.
Принятие Правительством и Национальным банком Республики Казахстан мер по адаптации финансового рынка в условиях свободно плавающего обменного курса тенге позволили банковской системе адаптироваться к новым условиям. К концу 1999 года удалось снизить ставку рефинансирования с 25% до 18%, обеспечить рост депозитов, в том числе вкладов населения 53 млрд. тенге, значительно увеличить объемы банковских кредитов экономики.
Совместно принятый меры Правительства и Национального банка Республики Казахстан по переходу к свободно плавающего обменному курсу укреплению устойчивости финансового положения Казахстана, улучшение финансового состояния многих предприятий реального сектора и постепенное увеличение доходов населения привело к росту депозитов резидентов в банковской системе в 2000 году, по сравнению с 1999 г. на 71,9%. Определенные изменения отмечены в структуре привлеченных депозитов. Возросла доля срочных депозитов до 53,4%, которые являются основным источником кредитования реального сектора. Снижение ставки рефинансирования до 12,5% представлена возможность реальному сектору экономики' получить больше кредитных средств, значительная часть которых предоставлена на долгосрочный период.
Важным фактором развития банковской системы Казахстана в 2000 году было увеличение активов на 55%. Совокупные активы банковской системы оценивались на начало 2001 года 530 млрд. тенге. Рост активов банковской системы сопровождались в целом позитивными изменениями. В структуре активов возросла доля работающих и сократилось доля внешних активов, понизилась дифференциация в структуре активов крупных банков. Вместе с этим возросли риски банков, связанные с резким ростом кредитного портфеля.
Возврат привлечённых средств кредиторами и вкладчиками во многом зависит от надежности заемщиков банка и способности обеспечивать приток средств. Основные условия поддержания стабильности банковской системы - это:
- прочный правовой фундамент;
- эффективная система надзора;
- хороший менеджмент в определенных организациях. Обеспечение безопасности являются базисной функцией регулирования и контроля банковской деятельности, от эффективности которой непосредственно зависит поддержание финансовой стабильности, что должно быть необходимым условием для нормального функционирования рыночных структур различных категорий, государственных институтов учреждений. Стабильность важна для выработки фундаментальных институцианальных и правовых основ рыночной конкуренции, продвижения приоритетов социально-этического маркетинга, исключающего возможности нанесения материального и иного ущерба потребителем, партнером, кредитором, налогоплательщикам государства. Нарушения, стабильности во всех случаях ведут к искажению внутренних угроз национальной экономической безопасности.
В целях финансового оздоровления банков и повышения стабильности казахстанской банковской системы необходимо последовательное поведение следующих мер:
- увеличение капиталов банков;
- улучшение качества активов;
- реструктуризация банковской система.
Реструктуризации кредитных организаций рассматривается как одно из направлений поддержания стабильности банковской системы.
Зарубежный банковский опыт показывает, что при .появлении ранней проблемности банкиры и большинство политических деятелей не признают серьезности происходящих процессов и предпочитают ограничиваться косметическими мероприятиями. Контролирующие органы стараются частично это преодолеть принятием законов, устанавливающих персональную ответственность руководства банка за несвоевременное предоставление информации контролирующим органам и общественности. Как, правило, руководство коммерческих банков старается справиться с проблемами самостоятельно, опасаясь возникновения паники и массового изъятия вкладов.
Единой методики выявления обанкротившихся банковских учреждений пока не существует. Но в банковской практике большинства стран, уже столкнувшихся с проблемами кризисов, основным признаком проблемности коммерческих банков считается их неплатежеспособность. Для того чтобы попытаться взять под контроль ситуацию на ранних стадиях, основной акцент при анализе финансового состояния банков делают, на определение их платежеспособности.
Наиболее популярной методикой составления рейтинговых оценок в международной банковской практике является система CAMEL. Несомненными достоинствами этой системы являются ее простота и доступность для понимания, а также достаточно полный охват важнейших показателей деятельности коммерческого банка.
Используемые методики анализа финансового состояния коммерческих банков, их платежеспособности и надежности в казахстанской банковской практике и за рубежом, свидетельствуют о том, что все они по существу оценивают одни и те же объективно существующие факторы, влияющие на функционирование банка. Однако все эти методики отличаются друг от друга множеством конкретных подходов к учету этих факторов, набором факторов, системой конкретных оценочных показателей, отражающих различные стороны банковской деятельности; оценкой значимости тех или иных факторов в общей совокупности и соответственно определением их критериальных значений; системой группировки оценочных показателей в единую модель и получения результата анализа работы банка в целом.
Все подходы к оценке финансового состояния коммерческого банка можно подразделить на эмпирические, экономико-математические, статистические и смешанные. Эмпирический подход предполагает, что отбор, группировка, взвешивание и определение критериальных значений факторов анализа финансового состояния банка производятся на основе субъективного мнения
Информация о работе Особенности банковской системы Казахстана