Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:52, реферат
Банковская система стран СНГ и Казахстана характеризуется рядом особенностей. В большинстве стран СНГ кредитно-финансовая система находится в промежуточном положении между старой, жесткой и монополизированной системой (Госбанк - специализированные банки - филиалы) и двухуровневой системой (Нацбанк - коммерческие банки). В Казахстане в общих чертах сформировалась и начала действовать двухуровневая банковская система.
одного или группы экспертов. Следовательно эмпирический подход представляет собой алгоритмизацию суждений ответственных работников банков и специалистов в области оценки финансового состояния последних. Известно, что именно экспертный подход в настоящее время является преобладающим не только в казахстанской, но и мировой банковской практике Причиной подобного подхода является.
- сложность формализации и оценки в количественном выражении отдельных сторон деятельности банка;
- качественная разнородность факторов, влияющих на конечные результаты работы банков, что осложняет определение веса, значимости каждого факторов в общей совокупности и оценки их математическим путем. Экономико-математические и статистические методы оценки финансового состояния коммерческого банка предполагают широкое использование математического инструментария при создании системы оценочных показателей, в частности, корреляционный анализ, математическое моделирование, применение статистических приемов и методов оценки работы банка и т.д. Современная практика анализа работы банков свидетельствует о том, что подобного рода методика, в чистом виде, как правило, не встречается, а применяется наряду с эмпирическими, т.е. банки создают обычно методики, в основе которых лежит смешанный подход.
Важным направлением совершенствования деятельности банковской системы Казахстана, повышения ее стабильности является дальнейшая разработка теории и практики анализа финансового состояния коммерческого банка по следующим направлениям:
- разработка Национальным банком Республики Казахстан единой методики рейтинговой оценки банков, согласованной с руководителями коммерческих банков;
- полная и всеобъемлющая автоматизация и компьютеризация анализа финансового состояния банка, создание и совершенствование существующего программного обеспечения для оценки результатов работы банка.
ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Вестник КазГУ. Серия Экономическая. Алматы, 2001, № 2-3
Банковская система и ее определяющий элемент — коммерческие банки, несущая конструкция рыночной экономики. Банковская система, мобилизуя временно свободные денежные средства, превращает их в функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны.
Одной из первоочередных задач центрального банка является обеспечение финансовой устойчивости и стабильности банковской системы. Это во многом определяется макроэкономической средой.
С началом преобразований в экономике происходили изменения и в банковской системе. Появление двухуровневой организации банковских учреждений в республике - это необходимая предпосылка и начало становления банковской системы Казахстана.
Деятельность банков в республике осуществлялась в сложных экономических условиях, складывавшихся под влиянием различных причин, таких, как инфляция, платежный кризис, государственный дефицит, банковский кризис.
Перечисленные, а также некоторые другие условия деятельности коммерческих банков при всех существующих между ними различиях характеризуются взаимосвязью и многими общими чертами.
Созданную в Казахстане двухуровневую банковскую систему пока еще нельзя воспринимать как адекватный аналог банковским системам стран с развитыми рыночными отношениями. Казахстанская банковская система как система переходного и развивающегося хозяйства отличается крайней нестабильностью и резкими структурными сдвигами. На нее непосредственно оказывают влияние масштабные структурные изменения в формах собственности, демонополизация, нарушения целостности хозяйственного комплекса, проведение денежно-кредитной политики.
Период с 1988 г. по 1993 г. стал первым этапом формирования существующей банковской системы. За это время была осуществлена реорганизация существующих государственных отраслевых банков и созданы первые коммерческие банки.
Следующий этап развития банковской системы Казахстана начался с принятием в апреле 1993 года Законов "О национальном банке Республики Казахстан", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан". Это было обусловлено многими факторами, среди которых первостепенное значение имело признание Республики Казахстан в мировом сообществе.
Сложившейся банковской системе Казахстана были характерны следующие особенности:
1. Относительно высокая степень концентрации.
2. Низкий уровень банковского капитала.
На этом этапе состояние банковской системы оценивалось достаточно негативно. Нарушение нормального денежного обращения использовалось отдельными банками в корыстных целях.
Проведенная денежная реформа 15 ноября 1993 г. положила начало третьему этапу развития банковской системы Казахстана. Введение национальной валюты - тенге способствовало появлению банков (более 200 банков). Национальному банку Республики Казахстан представилась самостоятельно проводить денежно-кредитную политику суверенного Казахстана.
В 1994 году с целью повышения ликвидности собственного капитала банка были ужесточены требования к структуре уставных фондов банков второго уровня. Введен новый порядок резервирования и введена плата за резерв, размещенные в Национальном банке Республики Казахстан.
С 1995 года началось количественное сжатие банковской системы, основной целью которой явилось повышение надежности банковской системы Казахстана. Сжатие банков достигалось путем ужесточения требований Национального банка Республики Казахстан, усиления конкуренции между банками. Основной задачей Национального банка Республики Казахстан стало качественное улучшение деятельности всех банков второго уровня.
Программной реформирования банковской системы Республики Казахстан на 1996-1998 гг. предусматривалось:
- углубление денежно-кредитного регулирования;
- совершенствование валютного регулирования и управление золотовалютными резервами;
- улучшение системы банковского надзора и принципов регулирования банковской деятельности;
- реформирование бухгалтерского учета и статистики банковской системы;
- совершенствование платежной системы Республики Казахстан.
В ходе реализации программы реформирования на 1996-1998 гг. банковская система Казахстана претерпела существенные изменения. В начале участвовало 60 банков, затем их количество сократилось до 50 в связи с невыполнениями банками предъявляемых требований. На повышения качества услуг оказало влияние присутствия на казахстанском финансовом рынке банков с иностранным капиталом, а также совершенствование платежной системы. Представители Международного Валютного Фонда дали ей высокую оценку.
Вместе с этим следует отметить, что на экономику Казахстана негативно повлиял мировой финансовый кризис.
Принятие Правительством и Национальным банком Республики Казахстан мер по адаптации финансового рынка в условиях свободно плавающего обменного курса тенге позволили банковской системе адаптироваться к новым условиям. К концу 1999 года удалось снизить ставку рефинансирования с 25% до 18%, обеспечить рост депозитов, в том числе вкладов населения 53 млрд. тенге, значительно увеличить объемы банковских кредитов экономики.
Совместно принятые меры Правительства и Национального банка Республики Казахстан по переходу к свободно плавающего обменному курсу укреплению устойчивости финансового положения Казахстана, улучшение финансового состояния многих предприятий реального сектора и постепенное увеличение доходов населения привело к росту депозитов резидентов в банковской системе в 2000 году по сравнению с 1999 г. на 71,9%. Определенные изменения отмечены в структуре привлеченных депозитов. Возросла доля срочных депозитов до 53,4%, которые являются основным источником кредитования реального сектора. Снижение ставки рефинансирования до 12,5% представлена возможность реальному сектору экономики получить больше кредитных средств, значительная часть которых предоставлена на долгосрочный период.
Важным фактором развития банковской системы Казахстана в 2000 году было увеличение активов на 55%. Совокупные активы банковской системы оценивались на начало 2001 года 530 млрд. тенге. Рост активов банковской системы сопровождались в целом позитивными изменениями. В структуре активов возросла доля работающих и сократилось доля внешних активов, понизилась дифференциация в структуре активов крупных банков. Вместе с этим возросли риски банков, связанные с резким ростом кредитного портфеля.
Возврат привлеченных средств кредиторами и вкладчиками во многом зависит от надежности заемщиков банка и способности обеспечивать приток средств.
Основные условия поддержания стабильности банковской системы - это:
- прочный правовой фундамент;
- эффективная система надзора;
- хороший менеджмент в определенных организациях. Обеспечение безопасности являются базисной функцией регулирования и контроля банковской деятельности, от эффективности которой непосредственно зависит поддержание финансовой стабильности, что должно быть необходимым условием для нормального функционирования рыночных структур различных категорий, государственных институтов и учреждений. Стабильность важна для выработки фундаментальных институциональных и правовых основ рыночной конкуренции, продвижения приоритетов социально-этического маркетинга, исключающего возможности нанесения материального и иного ущерба потребителем, партнером, кредитором, налогоплательщикам государства. Нарушения стабильности во всех случаях ведут к искажению внутренних угроз национальной экономической безопасности.
В целях финансового оздоровления банков и повышения стабильности казахстанской банковской системы необходимо последовательное поведение следующих мер:
- увеличение капиталов банков;
- улучшение качества активов;
- реструктуризация банковской системы.
Реструктуризация кредитных организаций рассматривается как одно из направлений поддержания стабильности банковской системы.
Необходимость реструктурирования вызвана исключительной ролью банковской системы в деле обеспечения безопасности права собственности, которое подвержено возрастающим финансовым рискам в процессе хозяйственной деятельности.
Зарубежный банковский опыт показывает, что при появлении ранней проблемное™ банкиры и большинство политических деятелей не признают серьезности происходящих процессов и предпочитают ограничиваться косметическими мероприятиями. Контролирующие органы стараются частично это преодолеть принятием законов, устанавливающих персональную ответственность руководства банка за несвоевременное предоставление информации контролирующим органам и общественности. Как, правило, руководство коммерческих банков старается справиться с проблемами самостоятельно, опасаясь возникновения паники и массового изъятия вкладов.
Единой методики выявления обанкротившихся банковских учреждений пока не существует. Но в банковской практике большинства стран, уже столкнувшихся с проблемами кризисов, основным признаком проблемное™ коммерческих банков считается их неплатежеспособность. Для того чтобы попытаться взять под контроль ситуацию на ранних стадиях, основной акцент при анализе финансового состояния банков делают на определение их платежеспособности.
Наиболее популярной методикой составления рейтинговых оценок в международной банковской практике является система CAMEL. Несомненными достоинствами этой системы являются ее простота и доступность для понимания, а также достаточно полный охват важнейших показателей деятельности коммерческого банка.
Используемые методики анализа финансового состояния коммерческих банков, их платежеспособности и надежности в казахстанской банковской практике и за рубежом, свидетельствуют о том, что все они по существу оценивают одни и те же объективно существующие факторы, влияющие на функционирование банка. Однако все эти методики отличаются друг от друга множеством конкретных подходов к учету этих факторов, набором факторов, системой конкретных оценочных показателей, отражающих различные стороны банковской деятельности; оценкой значимости тех или иных факторов в общей совокупности и соответственно определением их критериальных значений; системой группировки оценочных показателей в единую модель и получения результата анализа работы банка в целом.
Все подходы к оценке финансового состояния коммерческого банка можно подразделить на эмпирические, экономико-математические, статистические и смешанные. Эмпирический подход предполагает, что отбор, группировка, взвешивание и определение критериальных значений факторов анализа финансового состояния банка производятся на основе субъективного мнения
одного или группы экспертов. Следовательно эмпирический подход представляет собой алгоритмизацию суждений ответственных работников банков и специалистов в области оценки финансового состояния последних. Известно” что именно экспертный подход в настоящее время является преобладающим не только в казахстанской, но и мировой банковской практике. Причиной подобного подхода является:
- сложность формализации и оценки в количественном выражении отдельных сторон деятельности банка;
- качественная разнородность факторов, влияющих на конечные результаты работы банков, что осложняет определение веса, значимости каждого факторов в общей совокупности и оценки их математическим путем. Экономико-математические и статистические методы оценки финансового состояния коммерческого банка предполагают широкое использование математического инструментария при создании системы оценочных показателей, в частности, корреляционный анализ, математическое моделирование, применение статистических приемов и методов оценки работы банка и т.д. Современная практика анализа работы банков свидетельствует о том, что подобного рода методика в чистом виде, как правило, не встречается, а применяется наряду с эмпирическими, т.е банки создают обычно методики, в основе которых лежит смешанный подход.
Информация о работе Особенности банковской системы Казахстана