Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь.
В курсовой работе особое внимание уделено решению следующих задач:
изучению теоретических основ формирования и функционирования налично-денежного оборота;
анализу налично-денежное обращение в Республики Беларусь;
определению путей оптимизации налично-денежного обращения в Республике Беларусь.
Последние два метода по воздействию на денежное обращение близки к политике минимальных резервных требований. В частности, инвестиционные требования представляют собой обязательство кредитного учреждения держать на счете в центральном банке часть суммы активов или часть их прироста за определенный период в виде государственных облигаций или ценных бумаг, выпускаемых специальными кредитными учреждениями (институтами).
Кредитные "потолки" представляют собой верхние пределы общей суммы кредитов или их прироста, устанавливаемые для банков (иногда в индивидуальном порядке), либо лимит суммы или количества кредитов, выдаваемых одному клиенту. Это применяется тогда, когда нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений. Тогда центральные банки вводят прямое лимитирование кредитов, суть которого сводиться к установлению кредитного потолка соответственно предусматриваемому темпу роста денежной массы [12, с. 276].
Основными
в системе методов
Совпадение субъективных оценок и объективных явлений в конечном итоге будет определять эффективность антиинфляционной стратегии.
Так, в развитых странах основная ответственность за проведение эффективной антиинфляционной политики, как правило, возлагается на центральный банк как ведущий орган денежно-кредитного регулирования, В этом случае, осуществляя антиинфляционное регулирование денежного оборота, центральные банки могут использовать методы и инструменты денежно-кредитной политики, осуществлять денежные реформы. К мероприятиям в сфере организации денежного обращения могут добавляться меры бюджетно-налогового регулирования, мероприятия в сфере ценообразования, формирования конечных доходов населения и другие регулирующие финансово-кредитные рычаги.
В соответствии с традиционными подходами (монетаризм) регулирование денежного оборота должно носить рестрикционный («сдерживающий») характер, т.е. быть направлено на сокращение спроса на деньги методами денежно-кредитного регулирования.
Денежные реформы — это меры корректирующего характера, компенсирующие негативные последствия инфляции, но не устраняющие ее коренных причин. Денежные реформы предполагают частичное или полное преобразование действующей денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения денежного оборота [6, с. 149].
Существуют следующие наиболее часто используемые методы проведения денежных реформ:
Все
методы проведения денежных реформ в
том или ином виде предполагают изъятие
из каналов денежного обращения
излишних денег, превышающих реальный
спрос со стороны экономики. Выбор
и сочетание инструментов денежно-кредитного
регулирования зависит, прежде всего,
от задач, которые решает центральный
банк на той или иной стадии экономического
развития.
ГЛАВА
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
2.1
Характеристика и особенности
налично-денежного обращения
в Республике Беларусь
Роль
денежного обращения, его правильная
организация проявляются через
устойчивость хозяйственного оборота
и платежно-расчетной системы, способность
республиканских органов
Наличные деньги являются важной составляющей денежной системы страны, от которой в немалой степени зависит ее устойчивое функционирование. Даже самые развитые государства постоянно уделяют значительное внимание наличной составляющей денежной массы.
Оценка
пропорций наличного и
В статье 30 Банковского кодекса Республики Беларусь прописаны права Национальный банк в области денежного обращения. В соответствии с этой статьей Национальный банк устанавливает:
Инструкция
«Об организации наличного
В
целях рационального
Выдача наличных денег юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, физическим лицам производится, как правило, за счет текущих поступлений наличных денег в кассы обслуживающих банков.
При
недостаточности текущих
Национальному
банку принадлежит
На Национальный банк как эмиссионный центр государства возложена задача организации наличного денежного обращения, включая изготовление, выпуск, регулирование обращения, хранение, изъятие и уничтожение наличных денежных знаков, и предоставлены соответствующие права. Он определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение, другие характеристики белорусского рубля.
Для
обеспечения возможности
Учитывая специфику денежного оборота в Беларуси, выделяют следующие денежные агрегаты:
Агрегат М0 (наличные деньги в обороте) - наиболее ликвидная часть денежной массы, пригодная для немедленного использования в качестве платежного средства. Включает банкноты и монеты на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц небанковского сектора. Рассчитывается как эмиссия денег по балансу Национального банка за минусом наличных денежных средств в НБ и банках Республики Беларусь.
Агрегат Ml включает агрегат МО плюс переводные депозиты (остатки средств юридических и физических лиц — резидентов Республики Беларусь на текущих, депозитных и иных счетах до востребования) в белорусских рублях.
Агрегат М2 (денежная масса в национальном определении) включает агрегат Ml плюс другие депозиты (срочные), открытые в банках юридическими и физическими лицами — резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях.
Агрегат М2* (рублевая денежная масса) — это агрегат М2 плюс средства юридических и физических лиц — резидентов Республики Беларусь в ценных бумагах (кроме акций), выпущенных Национальным и другими банками в белорусских рублях.
Агрегат МЗ (широкая денежная масса) — это агрегат М2* плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц — резидентов Республики Беларусь [9, с. 38].
Оценка перспектив развития наличного денежного обращения во многом зависит от прогнозирования оборота наличных денег, проходящего через кассы банков. В процессе прогнозирования определяются размер и источники поступлений наличных денег в банки, размер и целевое направление их выдач из касс, а также выпуск или изъятие наличных денег из обращения. Наличный денежный оборот прогнозируется на предстоящий квартал.
Источниками экономической информации для составления прогнозных расчетов являются:
Основными
исходными ориентирами для
2.2
Анализ и оценка налично-денежного
обращения в Республике
Беларусь
В 2010 году проводилась работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области ведения эмиссионных и кассовых операций, организации наличного денежного обращения. Национальным банком осуществлялся анализ состояния и структуры наличного денежного обращения, купюрного состава банкнот Национального банка, находящихся в обороте, и его соответствия потребностям экономики Республики Беларусь.
В таблице 2.1 представлена информация
об объеме широкой денежной
массы. Агрегаты денежной массы
М0, М1, М2 и М2* рассчитываются
в белорусских рублях. Агрегат М3 дополнительно
включает депозиты в иностранной валюте,
средства в ценных бумагах (кроме акций)
в иностранной валюте, депозиты
в драгоценных металлах.
Информация о работе Организация налично-денежного обращения в Республики Беларусь