Организация налично-денежного обращения в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь.
В курсовой работе особое внимание уделено решению следующих задач:
изучению теоретических основ формирования и функционирования налично-денежного оборота;
анализу налично-денежное обращение в Республики Беларусь;
определению путей оптимизации налично-денежного обращения в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 106.90 Кб (Скачать)

  Последние два метода по воздействию на денежное обращение близки к политике минимальных  резервных требований. В частности, инвестиционные требования представляют собой обязательство кредитного учреждения держать на счете в центральном банке часть суммы активов или часть их прироста за определенный период в виде государственных облигаций или ценных бумаг, выпускаемых специальными кредитными учреждениями (институтами).

  Кредитные "потолки" представляют собой верхние пределы общей суммы кредитов или их прироста, устанавливаемые для банков (иногда в индивидуальном порядке), либо лимит суммы или количества кредитов, выдаваемых одному клиенту. Это применяется тогда, когда нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений. Тогда центральные банки вводят прямое лимитирование кредитов, суть которого сводиться к установлению кредитного потолка соответственно предусматриваемому темпу роста денежной массы    [12, с. 276].

  Основными в системе методов регулирования  денежного оборота являются методы антиинфляционной направленности, выбор которых будет зависеть от природы инфляции, ее основных факторов, а также от главенствующей концепции антиинфляционной политики. В зависимости от того, как в той или ивой стране оценивается природа инфляции, ее ведущие факторы, государство определяет ту или иную стратегию антиинфляционного регулирования. В отличие от сущности инфляции, т.е. причин, ее определяющих, выбор мер антиинфляционной политики со стороны государства зависит от субъективных факторов, господствующей в данный момент в стране теории денежного обращения.

  Совпадение  субъективных оценок и объективных  явлений в конечном итоге будет  определять эффективность антиинфляционной стратегии.

  Так, в развитых странах основная ответственность  за проведение эффективной антиинфляционной политики, как правило, возлагается на центральный банк как ведущий орган денежно-кредитного регулирования, В этом случае, осуществляя антиинфляционное регулирование денежного оборота, центральные банки могут использовать методы и инструменты денежно-кредитной политики, осуществлять денежные реформы. К мероприятиям в сфере организации денежного обращения могут добавляться меры бюджетно-налогового регулирования, мероприятия в сфере ценообразования, формирования конечных доходов населения и другие регулирующие финансово-кредитные рычаги.

  В соответствии с традиционными подходами (монетаризм) регулирование денежного оборота должно носить рестрикционный («сдерживающий») характер, т.е. быть направлено на сокращение спроса на деньги методами денежно-кредитного регулирования.

  Денежные  реформы — это меры корректирующего характера, компенсирующие негативные последствия инфляции, но не устраняющие ее коренных причин. Денежные реформы предполагают частичное или полное преобразование действующей денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения денежного оборота [6, с. 149].

  Существуют  следующие наиболее часто используемые методы проведения денежных реформ:

  • нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты. Данный метод предполагает, как правило, конфискационный характер проведения, что является очень болезненным для населения;
  • реставрация (ревальвация) — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы;
  • девальвация — снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны — официального валютного курса к доллару США и его золотого содержания;
  • деноминация — метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен. В этом случае старые деньги обмениваются на новые без ограничения (в отличие от нуллификации) с одновременным пересчетом всех денежных агрегатов и прочих стоимостных показателей [5, с. 69].
 
 

  Все методы проведения денежных реформ в  том или ином виде предполагают изъятие  из каналов денежного обращения  излишних денег, превышающих реальный спрос со стороны экономики. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит, прежде всего, от задач, которые решает центральный банк на той или иной стадии экономического развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО  ОБРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 

  2.1 Характеристика и особенности налично-денежного обращения в Республике Беларусь 
 

  Роль  денежного обращения, его правильная организация проявляются через  устойчивость хозяйственного оборота  и платежно-расчетной системы, способность  республиканских органов государственного управления обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, через характер и степень  влияния денежной массы на рост цен  и инфляцию.

  Наличные  деньги являются важной составляющей денежной системы страны, от которой  в немалой степени зависит  ее устойчивое функционирование. Даже самые развитые государства постоянно  уделяют значительное внимание наличной составляющей денежной массы.

  Оценка  пропорций наличного и безналичного оборота денег, анализ соотношения  между ними остаются одной из ключевых задач в организации наличного  денежного обращения.

  В статье 30 Банковского кодекса Республики Беларусь прописаны права Национальный банк в  области денежного обращения. В соответствии  с этой статьей  Национальный банк устанавливает:

  • порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчётности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;
  • правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
  • правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;
  • правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения [1].

  Инструкция  «Об организации наличного денежного  обращения в Республике Беларусь»  разработана на основании статей 30 и 39 Банковского кодекса Республики Беларусь и определяет порядок работы по организации наличного денежного  обращения на территории Республики Беларусь в наличных белорусских  рублях. В соответствии с этой инструкцией  обслуживающие банки осуществляют контроль за поступлением и выдачей наличных денег юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам.

  В целях рационального использования  текущих поступлений наличных денег  обслуживающие банки (по решению  руководителя или лица, им уполномоченного) могут запрашивать у юридических  лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, открывших текущие банковские счета, частных нотариусов сведения об установленных  сроках сдачи выручки, размерах выручки, а также сведения об изменении  сроков сдачи выручки и ее размеров.

  Выдача  наличных денег юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, физическим лицам  производится, как правило, за счет текущих поступлений наличных денег  в кассы обслуживающих банков.

  При недостаточности текущих поступлений  наличных денег для удовлетворения потребностей юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных  нотариусов, физических лиц обслуживающие  банки осуществляют подкрепление касс в порядке, установленном законодательством [17].

  Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии денег. Эмиссия  денег осуществляется в целях  поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения. Объемы совокупной эмиссии банкнот и монет устанавливаются  и регулируются исключительно Национальным банком, т. е. он обеспечивает потребности  внутреннего оборота страны необходимым  объемом наличных денег.

  На  Национальный банк как эмиссионный  центр государства возложена задача организации наличного денежного обращения, включая изготовление, выпуск, регулирование обращения, хранение, изъятие и уничтожение наличных денежных знаков, и предоставлены соответствующие права. Он определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение, другие характеристики белорусского рубля.

  Для обеспечения возможности осуществления  эмиссии наличных денег и регулирования денежного обращения НБ предоставлено право создания резервных фондов банкнот и монет и распоряжения ими. Резервный фонд сосредоточен в организованном для этих целей Центральном хранилище.

  Учитывая  специфику денежного оборота  в Беларуси, выделяют следующие денежные агрегаты:

  Агрегат М0 (наличные деньги в обороте) - наиболее ликвидная часть денежной массы, пригодная для немедленного использования в качестве платежного средства. Включает банкноты и монеты на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц небанковского сектора. Рассчитывается как эмиссия денег по балансу Национального банка за минусом наличных денежных средств в НБ и банках Республики Беларусь.

  Агрегат Ml включает агрегат МО плюс переводные депозиты (остатки средств юридических и физических лиц — резидентов Республики Беларусь на текущих, депозитных и иных счетах до востребования) в белорусских рублях.

  Агрегат М2 (денежная масса в национальном определении) включает агрегат Ml плюс другие депозиты (срочные), открытые в банках юридическими и физическими лицами — резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях.

  Агрегат М2* (рублевая денежная масса) — это агрегат М2 плюс средства юридических и физических лиц — резидентов Республики Беларусь в ценных бумагах (кроме акций), выпущенных Национальным и другими банками в белорусских рублях.

  Агрегат МЗ (широкая денежная масса) — это  агрегат М2* плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц — резидентов Республики Беларусь [9, с. 38].

  Оценка  перспектив развития наличного денежного  обращения во многом зависит от прогнозирования  оборота наличных денег, проходящего  через кассы банков. В процессе прогнозирования определяются размер и источники поступлений наличных денег в банки, размер и целевое направление их выдач из касс, а также выпуск или изъятие наличных денег из обращения. Наличный денежный оборот прогнозируется на предстоящий квартал.

  Источниками экономической информации для составления  прогнозных расчетов являются:

  • показатели прогноза основных направлений социально-экономического развития;
  • данные анализа кассовых оборотов банков за предыдущие периоды;
  • оценочные показатели ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому [9, с. 48].

  Основными исходными ориентирами для определения  агрегатов денежной массы в обороте являются данные сводного отчетного баланса Национального банка Республики Беларусь на республиканском и областном (городском) уровнях, отчетные балансы коммерческих банков республики. В качестве дополнительных данных можно использовать прогноз кассовых оборотов и отчетный баланс денежных доходов и расходов населения. 
 
 

2.2 Анализ и оценка налично-денежного обращения в Республике Беларусь 
 

  В 2010 году  проводилась работа по совершенствованию  нормативной правовой  базы  в  области  ведения  эмиссионных  и  кассовых  операций, организации  наличного денежного обращения. Национальным банком осуществлялся  анализ состояния и структуры  наличного  денежного  обращения,  купюрного  состава  банкнот Национального  банка,  находящихся  в  обороте,  и  его  соответствия потребностям экономики Республики Беларусь. 

    В таблице 2.1 представлена информация  об объеме широкой денежной  массы. Агрегаты  денежной  массы  М0, М1, М2  и М2*  рассчитываются  в белорусских рублях.  Агрегат М3 дополнительно включает депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте,  депозиты  в драгоценных металлах.   

Информация о работе Организация налично-денежного обращения в Республики Беларусь