Организация надзора в банковской системе беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата, особенно во время кризиса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….5
1.Сущность и значение банковского надзора ……………….……….7
1.1. Цели, виды и значение банковского надзора ………………….…………7
1.2. Основные принципы эффективного банковского надзора……………....12
1.3.Организационная структура банковского надзора…………………………14
2. Этапы банковского надзора. ……………………………………………….18
2.1. Регистрация банков, лицензирование банковской деятельности………….18
2.2.Контроль соблюдения системы экономических нормативов……………….......21
2.3 Дистанционный надзор и инспектирование банков………………………..26
3.Банковский надзор в Республике Беларусь………………………………..30
3.1.Правовое обеспечение надзора в банковской системе Республики Беларусь…………………………………………………………………………30
3.2 . Перспективы развития системы банковского надзора………………….32
Заключение ……………………….36
Список использованных источников ……………………….38
Приложения ……………………….40

Файлы: 1 файл

самоубийство (Автосохраненный).docx

— 127.79 Кб (Скачать)

воздействия к банкам, нарушающим банковское законодательство, и к банкам, оказавшимся в кризисном  финансовом положении, реорганизации  и ликвидации банков в случае необходимости.

    Законодательные основы осуществления банковского  надзора заложены в

Банковском  кодексе Республики Беларусь и конкретизируются в нормативно-правовых актах Национального банка Республики Беларусь. [18 с.4]

    Система надзора включает сложное сплетение финансовых, юридических, экономических и административных норм и связей. Наиболее важными являются следующие из них:

    —кодифицированный свод законов, касающихся экономических  субъектов и собственности, включая банковское законодательство;

    —стандарты  учета и отчетности;

    —система  надзорных органов, их функций, полномочий;

    —практика надзора, ее последовательность;

    —система  коррективных мер и экономических  санкции;

   —банковская отчетность. Степень открытости данных для общественности возрастает, поскольку финансовые рынки потребовали более детальной информации. Раскрытие информации финансового характера имеющимся и потенциальным инвесторам, кредиторам и клиентам является средством успешного функционирования банков;

    —использование  международных правил, принципов  банковского надзора.

    Практически все аспекты банковской деятельности подпадают под действие специальных и общих законодательных актов, изложенных в банковском законодательстве. Банковское законодательство - система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов банковских правоотношений. К таким актам относятся: Конституция Республики Беларусь; Банковский кодекс Республики Беларусь; Гражданский кодекс Республики Беларусь; законы Республики Беларусь; декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь или республиканских органов государственного управления.

    Национальный  банк регламентирует порядок осуществления  банковских операций. Он имеет право  издавать правила, инструкции, положения, другие нормативные документы, обязательные для исполнения всеми банками на территории республики, а также республиканскими и местными органами управления, юридическими и физическими лицами, действующими на территории республики. Национальный банк вправе издавать нормативные правовые акты совместно с Правительством или по его поручению с республиканскими органами государственного управления. Нормативные акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь на основе заключения (экспертизы) Министерства юстиции Республики Беларусь.

    Республика  Беларусь признает приоритет принципов  международного права и обеспечивает соответствие им банковского законодательства. Нормы банковского законодательства, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются составной частью действующего банковского законодательства.    Субъекты    банковской    деятельности    при    осуществлении банковских операций с нерезидентами республики используют международные унифицированные правила, нормативные акты международных организаций, международные банковские стандарты и другие международные правовые акты, если это не противоречит законодательству Республики Беларусь. [13]

    В банковском законодательстве особое внимание уделяется соблюдению требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету. Они представляют собой правила, которым должны следовать при подготовке своих балансовых отчетов коммерческие банки и предприятия. Балансы, декларации о доходах и другие документы бухгалтерского учета играют важную роль для кредиторов, инвесторов и коммерческих партнеров, так как они содержат основную информацию о предприятии.

    Таким образом, соблюдение стандартов финансовой отчетности имеет большое значение не только для органов банковского надзора, но и для самих банков, так как именно на документарной основе оценивается финансовая деятельность отдельных банковских клиентов, сравниваются преимущества одного заемщика перед другим, проводятся сравнения различных банков, как национальных так и зарубежных. И именно на основе документальных и фактических сведений, банковский надзор становятся важным орудием вскрытия и предупреждения нарушений законодательства, банковской дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрибанковских резервов.

        3.2. Перспективы развития  системы банковского  надзора в Республике  Беларусь

    Экономика Республики Беларусь сейчас находиться в условиях системной нестабильности. Банковская сфера сталкивается с  рядом проблем, которые сложно решить только с помощью введения государственных  гарантий на выполнение банками своих  обязательств, краткосрочных инструментов монетарной политики, поддержки ликвидности и рекапитализации банков. Не менее важным является решение задач, связанных с улучшением институциональной структуры банковской системы, повышение качества корпоративного управления, дальнейшее совершенствование банковского надзора.

      Белорусская двухуровневая банковская система, характеризуется высокой концентрацией, низким уровнем ликвидности и высоким уровнем кредитных рисков преимущественно в связи с несовершенством и низкой эффективностью действующей в Республике Беларусь системы организации финансирования приоритетных государственных программ. На уровне отдельных банков следует отметить в целом низкий уровень корпоративного управления и управления рисками в банках, что обусловлено отсутствием достаточного практического опыта в этой области, недостаточным осознанием собственниками и руководством банков важности управления рисками.

    В связи с этим совершенствование  законодательства, регулирующего банковскую деятельность и надзор, направлено на укрепление устойчивости банковской системы, обеспечение ее интеграции в мировую банковскую и финансовую системы, исключение возможности системных  кризисов, повышение доверия к  банкам со стороны национальных и  иностранных инвесторов и вкладчиков, создание равных условий для устойчивого  динамичного развития банков на базе единых рыночных начал в развитии экономики страны и использование преимущественно косвенных методов влияния на процессы, происходящие в банковской системе. [12]

    Банковский  сектор Республики Беларусь на 1 июля 2011 г. включает 31 действующий банк. Количество банков с иностранным участием в  уставном капитале – 26, из них –  со 100-% иностранным участием – 9, с  иностранным участием свыше 50 % – 14. Все банки в нашей стране являются универсальными. В то же время они существенно разнородны в силу различий в форме собственности, масштабе, клиентуре и направлениях деятельности (Приложение В).

    В данный период основным перспективным  направлением развития традиционных методов  банковского надзора в вышеперечисленных банках является дальнейшее внедрение в надзорный процесс элементов риск-ориентированного содержательного надзора за деятельностью банков. Уже сейчас при проведении комплексных проверок деятельности банков, на основании мотивированного суждения проверяющих осуществляется оценка уровня рисков и качества управления ими. В дальнейшем эта оценка используется Национальным банком при выборе надзорных мер воздействия к банкам, оценке профессиональной деятельности их руководства, а также при установлении сроков проверок деятельности банков. В перспективе методы риск-ориентированного надзора за деятельностью банков должны внедряться и в деятельность дистанционного надзора.

    Для дальнейшего повышения эффективности  банковского надзора необходимо также планомерно осуществлять совершенствование банковского надзора комплексно на всех его этапах.

    Преимущественно качественная оценка финансового состояния  банков будет проводиться на комплексной  основе, включая критерии, характеризующие качество управления банком, систем внутреннего контроля, адекватность оценки банками рисков их реальному состоянию и процедур по управлению ими.

    На  стадии лицензирования первоочередными  задачами должна стать разработка требований к деловой репутации руководителей банков, а также порядка и методики оценки бизнес-планов создаваемых банков.

    Входе текущего надзора (как дистанционного, так и инспектирования) должно продолжаться совершенствование процедур и методов анализа деятельности банков, выявления проблем на возможно ранней стадии их возникновения, своевременного и эффективного применения мер надзорного воздействия.

    Особым  направлением совершенствования надзора в Беларуси должна стать разработка методов и процедур консолидированного надзора за банковскими группами и банковскими холдингами.

    Таким образом, учитывая ограничения по использованию  существующих в мире систем мониторинга  надежности и устойчивости банков, перечень используемых в настоящее  время в рамках инспекционного и  дистанционного

надзора в Республике Беларусь систем, а  также уровень технологий и наличие  необходимых бюджетных и человеческих ресурсов, наиболее целесообразным представляется осуществление следующих мероприятий  по внедрению риск-ориентированного дистанционного надзора в Республике Беларусь:

    — систематизация информации о банках за прошлые периоды с учетом применимости ее для проведения оценки рисков банков;

    —разработка новой аналитической системы  дистанционного мониторинга финансовых коэффициентов и анализа однородных групп банков, позволяющей получать оценку профиля риска банков;

    — разработка методологии оценки надежности и устойчивости банков с использованием новой системы дистанционного мониторинга  финансовых коэффициентов и анализа  однородных групп банков, в том  числе методики раннего выявления  проблемных банков;

    — разработка нормативных правовых документов по проведению оценки рисков банков и  использованию ее результатов с  целью выбора режима надзора (стандартного или усиленного) и необходимых  мер надзорного реагирования;

    — оптимизация организационной структуры  дистанционного надзора для эффективного выполнения новых задач;

    — подготовка к разработке и внедрению  в дальнейшем комплексной системы  оценки профиля риска банков.

    Следует отметить, что технической основой  реализации предлагаемых мероприятий  является завершение формирования информационно-аналитической  системы (ИАС) Национального банка, обеспечивающей консолидацию и централизацию  информационных ресурсов, комплексную  информатизацию задач денежно-кредитного регулирования и банковского  надзора, и внедрение автоматизированных систем управления рисками (АСУР) в  соответствии с Концепцией автоматизации  управления рисками банковской деятельности в Республике Беларусь. В связи  с этим соответствующие задачи должны быть включены в текущие и перспективные  планы внедрения ИАС и АСУР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      На основе приведённого анализа  можно сделать вывод о том,  что для благополучного развития общества одним из необходимых условий является развитие экономики. А это невозможно без развитой и стабильной банковской системы, так как банки играют огромную роль в экономической жизни общества. Без соответствующего надзора не может быть надежной и стабильной банковской системы.

    Основным  подразделением Национального банка, осуществляющим банковский надзор, является Главное управление банковского  надзора, которое анализирует основные процессы, протекающие в банковской системе страны. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

    Для успешного применения банковского  надзора необходимо теоретическое  знание, что же представляет собой  банковский надзор, для чего он необходим, его основные цели и задачи, на какие  виды он подразделяется, какие государственные  органы выполняют функции банковского  надзора.

    Для органов банковского надзора  необходима стандартная банковская отчетность не только при осуществлении  финансовой оценки деятельности отдельных банковских клиентов, но и для проведения сравнений различных банков, включая зарубежные.

    Национальный  банк устанавливает и контролирует выполнение необходимых требований для регистрации банков и выполнения ими различных банковских операций. Для поддержания стабильности в  банковской системе он установил  Правила регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии, с  которыми для коммерческих банков предусматривается  и контролируется выполнение экономических  нормативов, в том числе нормативов достаточности капитала, ликвидности, ограничения крупных рисков и  ряда других.

    Несмотря  на то, что банковская система Республики Беларусь  в условиях рыночных отношений  относительно молодая, у нас в  стране, как и в большинстве  развивающихся стран мира, при  разработке методов банковского  надзора используют как результаты своих научных исследований, так  и опыт зарубежных стран, рекомендации международных организаций.

    От  качества проводимого банковского  надзора во многом зависит своевременность  вскрытия нарушений в организации  банковской деятельности, и, следовательно, возможность предупреждения различного рода злоупотреблений, недостач и растрат.

Информация о работе Организация надзора в банковской системе беларуси