Организация надзора в банковской системе беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата, особенно во время кризиса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….5
1.Сущность и значение банковского надзора ……………….……….7
1.1. Цели, виды и значение банковского надзора ………………….…………7
1.2. Основные принципы эффективного банковского надзора……………....12
1.3.Организационная структура банковского надзора…………………………14
2. Этапы банковского надзора. ……………………………………………….18
2.1. Регистрация банков, лицензирование банковской деятельности………….18
2.2.Контроль соблюдения системы экономических нормативов……………….......21
2.3 Дистанционный надзор и инспектирование банков………………………..26
3.Банковский надзор в Республике Беларусь………………………………..30
3.1.Правовое обеспечение надзора в банковской системе Республики Беларусь…………………………………………………………………………30
3.2 . Перспективы развития системы банковского надзора………………….32
Заключение ……………………….36
Список использованных источников ……………………….38
Приложения ……………………….40

Файлы: 1 файл

самоубийство (Автосохраненный).docx

— 127.79 Кб (Скачать)

    Согласно  инструкции решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации может быть принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.

    Национальный  банк на основании решения о государственной  регистрации банка в течение  десяти рабочих дней выдает:

  • свидетельство о государственной регистрации банка;
  • разрешение на право изготовления печатей;
  • документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.

      Национальный банк вправе отказать в регистрации банка в следующих случаях: на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью, несоответствие учредительных документов требованиям законов Республики Беларусь; отсутствие или незаконное происхождение финансовых ресурсов инвесторов для внесения в уставный капитал; профессиональная непригодность председателя Правления банка, его первого заместителя и главного бухгалтера банка; недостоверность представленной информации.[2]

    Национальный  банк Республики Беларусь выдает со свидетельством о государственной регистрации банка лицензию на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

    Банкам  могут быть выданы следующие виды лицензий: 

  • общая лицензия на осуществление банковских операций;
  • внутренняя лицензия на осуществление валютных операций;
  • генеральная лицензия на осуществление валютных операций;
  • лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами;
  • лицензия на привлечение средств физических лиц во вклады и на депозиты;
  • разовая лицензия на осуществление отдельных операций.

    На  основе общей лицензии банк имеет право проводить следующие операции в национальной денежной единице: привлечение средств юридических лиц во вклады и на депозиты; предоставление кредитов от своего имени за счет привлеченных средств, включая финансовый лизинг расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка, инкассация наличных денег и перевозка ценностей управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем этих средств.

    Общая лицензия выдается банку в момент его регистрации. Однако к совершению операций банк вправе приступить только при наличии внутренних положений, регламентирующих порядок их осуществления и контроля.

    С целью приобретения права совершать  операции, разрешенные общей 
лицензией, но в иностранной валюте банк должен получить внутреннюю лицензию на осуществление валютных операций. Данная лицензия распространяется на операции в иностранной валюте, совершаемые только на территории Республики Беларусь. Для возможности совершения валютных операций как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами банку необходимо получить генеральную лицензию на осуществление валютных операций.

    Обязательным  условием для получения лицензий на осуществление валютных операций является выполнение банком всех квалификационных и технических требований, определяющих готовность банка к осуществлению таких операций не только на территории Республики Беларусь, но и за ее пределами.[7. C. 57]

    При наличии генеральной лицензии на осуществление валютных операций или одновременно с ее получением банк может получить лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами. Данная лицензия дает право банку совершать такие операции, как открытие металлических счетов, ответственное хранение драгоценных металлов, кредитование под их залог совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов от своего имени, а также от имени и за счет средств клиентов (депозитные операции). Очевидно, что проведение этих операций сопряжено с высоким риском и требует большой предварительной подготовки. Поэтому лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами банки могут получить только по истечении трех лет своей деятельности. Обязательным условием для получения лицензии является устойчивое финансовое положение банка и наличие собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 5 млн. евро.

    Следует отметить, что еще до выдачи лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами специалистам, которые будут осуществлять эти операции, необходимо пройти обучение в учреждениях, имеющих соответствующие полномочия и тестирование в Национальном банке. Тестирование должны пройти и должностные лица банка, курирующие эти структурные подразделения.

    По  истечении двух лет с момента  регистрации в Национальном банке  Республики Беларусь коммерческий банк имеет право получить лицензию на привлечение средств физических лиц во вклады и на депозиты (в белорусских рублях и иностранной валюте). Обязательным условием для получения указанной лицензии является устойчивое финансовое положение банка, т.е. банк должен выполнять установленные Национальным банком экономические нормативы соблюдать требования по формированию обязательных резервов, депонированных в Национальном банке, работать без убытков и не иметь задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами в течение последних шести месяцев.

    В необходимых случаях банк может  получить разовую лицензию на осуществление отдельных операций. Эта лицензия дает право на проведение конкретной банковской операции в иностранной валюте в разовом порядке.

    Кроме вышеперечисленных операций, для  совершения которых необходима лицензия Национального банка, коммерческий банк проводит ряд других операций с согласия Национального банка и при наличии соответствующей лицензии органов государственного управления. К таким операциям относятся: выдача за третьих лиц гарантий и обязательств, предусматривающих исполнение в денежной форме; факторинг, операции с ценными бумагами; лизинг; сдача в аренду специальных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей и др.[9, c. 112]

    Таким образом, регистрация и лицензирование банковской деятельности являются первыми этапами банковского надзора, в процессе которых обеспечивается контроль за происхождением финансовых ресурсов инвесторов для внесения в уставной фонд, соответствием учредительных документов требованиям законов Республики Беларусь, законностью происхождения капитала, поступающего в банковскую систему и за квалификацией руководителей исполнительных органов банков. 

        2.2. Контроль соблюдения  системы экономических  нормативов

    Одним из основных пруденциальных требований, предъявляемых Национальным банком к банкам в целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Беларуси, является обязательное выполнение банками ряда экономических нормативов, в том числе нормативов достаточности капитала, ликвидности, ограничения крупных рисков и ряда других (Приложение Б).

    Национальному  банку  предоставлено право устанавливать конкретные значения экономических нормативов, определять методику расчета показателей, используемых для оценки их выполнения, устанавливать, в случае необходимости, дополнительные экономические нормативы.

    Контроль  соблюдения банками экономических  нормативов осуществляется на основании  отчетности, представляемой банками  в соответствии с нормативными правовыми  актами Национального банка, а также  в ходе проверок банков.

    Перечень  обязательных экономических нормативов и основные принципы расчета показателей, характеризующих их выполнение, установлен Банковским кодексом и инструкцией  о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (Постановление Правления  Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 137):

  • минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка;
  • предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка, но не более двадцати процентов размера этого фонда;
  • минимальный размер нормативного капитала для действующего банка;
  • нормативы ликвидности банка;
  • нормативы достаточности нормативного капитала банка;
  • нормативы ограничения кредитных рисков;
  • нормативы ограничения валютного риска;
  • нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций;
  • иные нормативы, необходимые для ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов. [3]

    В системе экономических нормативов особое место занимают нормативы  ликвидности банка.

    Под ликвидностью понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами. Ликвидность определяется сбалансированностью активов и пассивов баланса банка по трем основным факторам - суммам, срокам и стоимости.

    В целях поддержания ликвидности  банк должен иметь определенную сумму  высоколиквидных активов, которые могут быть немедленно направлены на выплату обязательств, постоянно анализировать денежные потоки и соответствие активов и пассивов по временному диапазону, при необходимости привлекать средства на межбанковском рынке.[8]

    В целях контроля состояния ликвидности  банка устанавливаются нормативы:

  • мгновенная ликвидность;
  • текущая ликвидность;
  • краткосрочная ликвидность;
  • минимальное соотношение высоколиквидных и суммарных активов.

    Мгновенная   ликвидность   характеризует   соотношение   балансовой   суммы активов до востребования  и пассивов (обязательств) до востребования  и с просроченными сроками. Минимально допустимое значение норматива мгновенной ликвидности устанавливается в  размере 20%.

    Текущая ликвидность характеризует соотношение балансовой суммы активов с оставшимся сроком погашения до 1 месяца, в том числе до востребования (текущие активы), и пассивов с оставшимся сроком возврата до I месяца, в том числе до востребования и с просроченными сроками (текущие пассивы). Минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности устанавливается в размере 70%.

    При расчете мгновенной и текущей  ликвидности активы и пассивы  включаются в сумме по балансу без учета соответственно степени ликвидности и риска одновременного слияния. При оценке сроков погашения активов и возврата пассивов в случае отсутствия четко определенных сроков применяют принцип консервативности: сумма таких активов в расчете мгновенной и текущей ликвидности не участвует, сумма пассивов относится к обязательствам до востребования.

    Краткосрочная ликвидность характеризует соотношение активов со сроками погашения до 12 месяцев (фактическая ликвидность) и обязательств со сроками исполнения до 12 месяцев (требуемая ликвидность). Минимально допустимое значение норматива краткосрочной ликвидности устанавливается в размере 1 месяц.

    Фактическая ликвидность - это имеющиеся ликвидные активы для оплаты обязательств в соответствии со сроками погашения или по первому требованию в зависимости от вида обязательств.

    Требуемая ликвидность - сумма ликвидных активов, которую необходимо иметь банку для своевременной оплаты своих обязательств при их востребовании. Она определяется по сумме пассивов до востребования, взвешенных на риск одновременного снятия средств по ним, обязательств, сроки погашения по которым уже наступили, а также сумме отрицательных несоответствий между активами и пассивами по срокам до 12 месяцев.

    Минимально  допустимое значение соотношения высоколиквидных  и суммарных активов банка устанавливается в размере 10%.

    Нормативы достаточности капитала. Активы для  расчёта достаточности капитала в зависимости от степени кредитного риска подразделяются на семь групп, для которых устанавливаются следующие степени риска: 0%, 20%, 35%, 10%, 75%, 100%, 150%.

    Норматив  достаточности капитала - это установленное предельное процентное соотношение размера собственных средств (капитала) банка и общей суммы активов и внебалансовых обязательств, оцененных по уровню риска, за минусом суммы созданных резервов. Нормативы достаточности устанавливаются для собственного и основного капитала.[6, c. 69]

    Соблюдение  основных экономических нормативов - ликвидности и достаточности капитала - не в полной мере и не всегда определяет финансовую стабильность коммерческого банка и страхует его от рисков (финансовых потерь). Именно с целью минимизации возможных финансовых потерь для коммерческих банков устанавливаются нормативы максимальных размеров рисков при проведении операций по размещению и привлечению средств.

Информация о работе Организация надзора в банковской системе беларуси