Организация надзора в банковской системе беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата, особенно во время кризиса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….5
1.Сущность и значение банковского надзора ……………….……….7
1.1. Цели, виды и значение банковского надзора ………………….…………7
1.2. Основные принципы эффективного банковского надзора……………....12
1.3.Организационная структура банковского надзора…………………………14
2. Этапы банковского надзора. ……………………………………………….18
2.1. Регистрация банков, лицензирование банковской деятельности………….18
2.2.Контроль соблюдения системы экономических нормативов……………….......21
2.3 Дистанционный надзор и инспектирование банков………………………..26
3.Банковский надзор в Республике Беларусь………………………………..30
3.1.Правовое обеспечение надзора в банковской системе Республики Беларусь…………………………………………………………………………30
3.2 . Перспективы развития системы банковского надзора………………….32
Заключение ……………………….36
Список использованных источников ……………………….38
Приложения ……………………….40

Файлы: 1 файл

самоубийство (Автосохраненный).docx

— 127.79 Кб (Скачать)

    По  источникам используемой информации банковский надзор подразделяется на: документальный и фактический.

    Документальным  называется банковский надзор, при  котором используются данные, имеющиеся  в формах отчетности, постановлениях и распоряжениях поднадзорных банков, их учетных регистрах и в другой документальной информации.[4]

    Фактическим называется банковский надзор, при  котором состояние деятельности банка устанавливается на основании  обследования, инспектирования или  другими способами, связанными с  конкретными выездами на места специалистов Национального банка.

    Документальный  и фактический банковский надзор тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

    По  признаку полноты охвата банковским надзором деятельности поднадзорных банков различают сплошной и выборочный надзор.

    Сплошной  надзор охватывает проверкой все  без исключения операции банка, подлежащие надзору, а выборочный – лишь их часть с тем, чтобы его результаты можно было распространить на все  аналогичные операции контролируемого  банка. Точность результатов надзора  при этом должна гарантироваться  достаточной представительностью (репрезентативностью) выборки банковских операций.

    Специализированный  надзор за деятельностью банковской системы осуществляет Национальный банк Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставляемых ему  законодательством Республики Беларусь и основываясь на законе «О Национальном банке Республики Беларусь».

    Пруденциальный надзор за деятельностью банков является одним из видов контроля, осуществляемого правительствами большинства стран мира, и служит обеспечению надежности и безопасности функционирования отдельных кредитных учреждений, а также поддержанию общественного доверия к стабильности банковской системы в целом.

    С целью осуществления своих функций  в области банковского надзора  Национальный банк Республики Беларусь проводит проверки банков и их филиалов и применяет санкции по отношению  к нарушителям.

    В ходе надзора проводится проверка выполнения соответствующих правил, инструкций, положений, других нормативных документов, обязательных для исполнения всеми  банками на территории Республики Беларусь, обеспечивающих безопасное и ликвидное  функционирование банковской системы. Устанавливается также, надежно  ли функционирует внутренний аудит  в банках, в полном ли объеме и  в срок представляется бухгалтерская  и статистическая отчетность. Надзор осуществляется посредством надлежащего  лицензирования и применения его  норм и процедур.

    Таким образом, регулирование банковской деятельности имеет большое значение в развитии экономики любой страны. И важнейшим инструментом в этой сфере является банковский надзор. От его качества во многом зависит своевременность вскрытия нарушений в организации банковской деятельности, и, следовательно, возможность предупреждения различного рода злоупотреблений, недостач и растрат. 

    1.2. Основные принципы эффективного банковского надзора

    Принципы  банковского надзора — главные  положения, правила, которые должны соблюдаться при регулировании банковской деятельности. Эти принципы определены самой сущностью, особым статусом, ролью кредитных учреждений.

     Основные  принципы эффективного банковского  надзора, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору, были приняты на ежегодном собрании Международного валютного фонда и Всемирного банка международным финансовым сообществом в октябре 1997 года в Гонконге. В этом основополагающем документе кратко сформулированы рекомендации надзорным органам по осуществлению банковского надзора, выявлению и оценке рисков.

     Республика  Беларусь также поддержала внедрение  Основных принципов в национальную систему надзора за банками. Они  подлежат внедрению в систему  надзора и распространяются на:

  • предварительную   разработку   условий   для   эффективного    банковского надзора (принцип 1);
  • лицензирование и структуру собственности (принципы 2-5);
  • регулирование и требования к банковской системе (принципы 6-15);
  • методы банковского надзора (принципы 16-20);
  • требования к информации (принцип 21);
  • официальные полномочия органов надзора (принцип 22);
  • международные банковские операции (принципы 23-25).

    Принципы    являются    минимальными    требованиями,    которые можно  применять    в   рамках   национальных   юридических   систем.   Их необходимо дополнить  другими   мерами,   предназначенными  для  определения условий и рисков, присущих кредитным системам отдельных стран.

    В банковской системе Республики Беларусь большинство принципов в той или иной мере выполняется. Неполное выполнение относится главным образом к принципам, касающимся независимости органа банковского надзора и его обеспеченности необходимыми ресурсами, а также осуществления надзора на консолидированной основе.

    В целях достижения более полного  соответствия Базельским принципам Национальный банк разработал и представил в Национальное собрание проект изменений и дополнений в Банковский кодекс, а также осуществляет планомерную работу по устранению выявленных недостатков в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.

    Следует отметить, что, согласно внешней экспертной оценке соответствия законодательства Республики Беларусь в области банковского надзора и практики его применения Основным принципам, в сентябре 2008 г. в рамках программы FSAP существующая организация инспекционного надзора в Республике Беларусь признана соответствующей Основным принципам.

    Таким образом, в соответствии с основными принципами банковский надзор должен иметь перспективный взгляд на профиль риска банков, что позволяет ему заблаговременно устранять любую серьезную угрозу стабильности банковской системы со стороны любых действующих или возникающих рисков. 

        1.3. Организационная структура банковского надзора

    Организационная структура банковского надзора  в различных государствах строится   с   учетом   национальных   особенностей,   но   при   этом   учитывается интернациональный характер банковской системы. Система банковского надзора в государстве может включать виды и органы контроля, которые показаны в таблице 1. 2.

    Банковский  надзор до недавнего времени имел тенденцию к внутренней ориентации, однако многие банки стали международными организациями с филиалами и отделениями, клиентурой за рубежом, с активными корреспондентскими отношениями. Национальным органам надзора трудно проследить за зарубежными операциями банков. Возникла необходимость взаимодействия между органами национального и международного банковского надзора.[5]

    Международный контроль и надзор осуществляются в рамках различных объединений самостоятельных государств, практикующих координацию денежно кредитной, валютной и финансовой политики с помощью международных валютно-финансовых, аудиторских организаций. Международные органы надзора стремятся к тому, чтобы содействовать прочности и стабильности международной банковской системы.

Таблица 1.2- Виды и органы банковского надзора

Межгосударственный 

Контроль

Внутригосударственный контроль
Государственный

Контроль

Аудит Контроль

Собственников

Международные

валютно-финансовые

организации

Центральный банк страны Аудит внешний (аудитор, аудиторская организация) Собрание акционеров
Международные аудиторские организации Специальные органы надзора Аудит внутренний (служба аудита банка) Совет (правление) банка
  Смешанная система   Ревизионная комиссия и другие органы внутрибанковского контроля

    Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [5].

    Базельский комитет является надзорным органом, создан управляющими банков десяти промышленно развитых европейских стран в 1975 г. Он состоит из представителей банков, надзорных органов и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Швейцарии, Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Комитет заседает в Банке международных расчетов в Базеле (Швейцария), где размещается его Секретариат.

    Базельский комитет по банковскому регулированию выполняет функции международного методологического центра по регулированию и надзору за банками. Он обобщает опыт стран, разрабатывает рекомендаций и стандарты банковского надзора, используемые большинством государств мира.

    Внутригосударственный   банковский   надзор   может   иметь следующие разновидности:

  • основные    обязанности   в   области    банковского    надзора   вменяются центральному банку;
  • создаются самостоятельные органы надзора, отделенные от центрального банка;
  • внедряется смешанная система, при которой Центральный банк  разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами,    например, с Министерством финансов, Банковским комитетом и др.

     В Республике Беларусь надзор  за коммерческими банками осуществляется:

  • соответствующими надзорными подразделениями Национального банка;
  • внутренним аудитом (аудиторскими службами коммерческого банка);
  • внешним    аудитом   (аудиторскими    организациями,   осуществляющими независимый аудит);
  • собственниками.

    За  Национальным банком закреплено право надзора за деятельностью банков, филиалов и представительств банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования, что обусловлено:

   — наличием у Национального банка сети управлений, отделов, что позволяет эффективно   осуществлять   надзор   за   банками   на   местах,   используя   свою инфраструктуру и подготовленные кадры;

  • возможностью сэкономить время и исключить затраты на создание какого-либо нового специализированного органа по надзору;
  • возможностью     использовать     получаемую     Национальным     банком отчетность о деятельности банков и контролировать развитие операций банков, их финансовое положение и влияние на экономику;
  • большим    историческим    опытом    банковского    надзора    со    стороны центральных банков других государств;

   — связью с международными организациями в области надзора. 
       Проверки Национального банка не заменяют аудиторских проверок, проводимых для подтверждения достоверности бухгалтерского баланса и отчетности, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами.

    Органы, задействованные в надзоре, должны иметь четкие задачи и обязанности. Прежде всего, они должны располагать оперативной самостоятельностью и не зависеть от политического и правительственного влияния. Органы надзора должны быть независимы и от банков, за которыми они осуществляют надзор. Необходимы также механизмы получения от банков информации для оценки деятельности банка, а также обмена информацией между надзорными органами и обеспечения ее конфиденциальности. Органы банковского надзора должны иметь право принимать адекватные меры воздействия в случае несоответствия деятельности банков пруденциальным нормам, а также в случае нарушения банками законодательства.[14]

    В Национальном банке реализация функций  надзорного органа возложена на Главное управление банковского надзора и соответствующие подразделения территориальных Главных управлений Национального банка. Его структура приведена в приложении А.

    Из  вышеизложенного следует, что для  эффективной деятельности банковского  надзора необходимо придерживаться  главных положений и правил, которые определены самой сущностью и ролью кредитных учреждений. Банковский надзор осуществляется на межгосударственном, внутригосударственном, банковском и внутрибанковском уровнях, имеет большое количество форм, основывается на различных источниках информации, но всегда преследует одну цель – поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Этапы банковского надзора

        2.1.Регистрация банков и лицензирование банковской деятельности

    Банковским  кодексом Республики Беларусь установлено, что банковская деятельность может  осуществляться только на основании  лицензии, выдаваемой Национальным банком. Установлен перечень операций, относящихся к банковским. Определен порядок государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, который конкретизируется в Инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 28.06.2001 № 175. [18 c. 8]

Информация о работе Организация надзора в банковской системе беларуси