Организация надзора в банковской системе беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата, особенно во время кризиса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….5
1.Сущность и значение банковского надзора ……………….……….7
1.1. Цели, виды и значение банковского надзора ………………….…………7
1.2. Основные принципы эффективного банковского надзора……………....12
1.3.Организационная структура банковского надзора…………………………14
2. Этапы банковского надзора. ……………………………………………….18
2.1. Регистрация банков, лицензирование банковской деятельности………….18
2.2.Контроль соблюдения системы экономических нормативов……………….......21
2.3 Дистанционный надзор и инспектирование банков………………………..26
3.Банковский надзор в Республике Беларусь………………………………..30
3.1.Правовое обеспечение надзора в банковской системе Республики Беларусь…………………………………………………………………………30
3.2 . Перспективы развития системы банковского надзора………………….32
Заключение ……………………….36
Список использованных источников ……………………….38
Приложения ……………………….40

Файлы: 1 файл

самоубийство (Автосохраненный).docx

— 127.79 Кб (Скачать)

    Нормативы минимального размера собственных  средств (капитала) для действующего     банка,     достаточности     капитала,     максимального     размера привлеченных средств физических лиц, соотношения привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском, участия банка (небанковской кредитно-финансовой организации) в инвестиционной деятельности, максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) и максимального размера собственных вексельных обязательств банки (небанковские кредитно-финансовые организации) обязаны соблюдать ежемесячно.

    Норматив  минимального размера уставного  фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка должен соблюдаться на дату его государственной регистрации.

    Норматив  предельного размера неденежной части уставного фонда банка должен соблюдаться на дату его государственной регистрации, а также на дату истечения двух лет после его государственной регистрации. Контроль соблюдения банками норматива осуществляется Национальным банком на основании учредительных документов банка. Остальные экономические нормативы банки обязаны соблюдать ежедневно.

    В первом полугодии  2010  выполнены  нормативы безопасного функционирования, установленные Национальным банком Республики Беларусь. Так, достаточность  капитала по банковскому сектору  на 1 июля 2010 г. составила 19,8%. Этот показатель более чем в 2 раза превышает установленный  норматив для отдельного банка (8%).

    Средний по банковскому сектору норматив краткосрочной ликвидности на 1 июля 2010 г. сложился на уровне 3,5 при минимальном  пруденциальном нормативе, установленном для отдельного банка, 1,0. [10,с.5]

    Из  вышеизложенного следует, что контроль соблюдения системы экономических нормативов позволяет сохранить и повысить устойчивость функционирования банков и способствует поддержанию их ликвидности, а это является одним из ключевых гарантов стабильности и развития всей банковской системы.

        2.3. Дистанционный надзор и инспектирование банков

    Дистанционный (off-site) надзор является составляющей частью текущего надзора за банком и основывается на анализе представляемой банками балансовой, пруденциальной отчетности, материалов инспекций и прочей информации, имеющей отношение к их деятельности. В составе Главного управления банковского надзора Национального банка функции дистанционного надзора закреплены за Управлением организации надзора.

Основной целью  дистанционного надзора является принятие всего комплекса мер надзорного реагирования, содействующих обеспечению  банком безопасного и ликвидного функционирования.

    Основным  инструментом дистанционного надзора  является дистанционный анализ с  использованием автоматизированной системы  сбора и представления отчетности банками, основанный на мониторинге финансовых коэффициентов, выполнения нормативов безопасного функционирования и иных юридических требований, а также на сравнении банков.

Инспекционный надзор так же является одним из важнейших этапов банковского надзора и проводится с целью установить непосредственно на месте реальное финансовое состояние банка; дать оценку принимаемым им на себя рискам, состоянию системы внутреннего контроля, организации управления, выполнению установленных пруденциальных требований, правильности отражения операций в бухгалтерском учете, достоверности отчетности, представляемой в Национальный банк. Кроме того, перед проверяющими

ставятся  задачи выявления ситуаций, создающих  угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, нарушений законодательства, регулирующего  банковскую деятельность.

    По  результатам проверок дается оценка уровню кредитного, процентного, валютного, правового рисков, риску потери ликвидности  и качеству управления ими. Также  рассматриваются вопросы достаточности  капитала банка проводимым им операциям, полнота и правильность формирования основного и дополнительного  капиталов. Особое внимание при проведении проверок уделяется выполнению банками  законодательства по борьбе с отмыванием денег и организации системы  внутреннего контроля в банках.

    По  результатам комплексной проверки составляются акты, в которых указываются  выявленные нарушения законодательства, регулирующего банковскую деятельность, и заключения о финансовом состоянии  банка.

    Заключения  о финансовом состоянии содержат оценки вышеуказанных рисков по результатам  проверок, а также качества руководства  и менеджмента банка, анализ доходов  и расходов банка, организации системы  внутреннего контроля. Кроме того, в заключении о финансовом состоянии  содержатся рекомендации банку по устранению выявленных недостатков, совершенствованию  системы управления.

    Результаты  комплексных проверок банков и предлагаемые Главным управлением банковского  надзора меры реагирования рассматриваются  и утверждаются на заседании Комитета по обеспечению стабильности банковской системы Национального банка. После  каждой проверки практикуется рассмотрение ее результатов непосредственно  в банке в расширенном составе  с участием заместителя Председателя Правления Национального банка, курирующего подразделение банковского  надзора, руководства Главного управления банковского надзора, руководителя проверки, а также руководителей  и членов органов управления банка, специалистов среднего звена управления.[18 с.12-14] 

Инспекционный надзор имеет некоторые ограничения, поскольку требует вовлечения значительных надзорных ресурсов, часто является затратным и обременительным для банков и может осуществляться только на периодической основе. Содержащаяся в инспекционных оценках информация в течение полугода утрачивает значимость. Дистанционный же надзор с использованием аналитических систем мониторинга надежности и устойчивости банков осуществляется непрерывно. Соответственно, полученная в ходе него оценка всегда актуальна.[11]

    Мировой опыт осуществления дистанционного надзора и современные тенденции его развития привели к необходимости качественного улучшения организации банковского надзора в Республике Беларусь посредством внедрения в практику работы органов, осуществляющих дистанционный надзор, методов и инструментов по оценке рисков банковской деятельности  - риск-ориентированный надзор.

    Риск-ориентированные системы надзора позволяют:

    — оптимизировать использование надзорных  ресурсов для обеспечения эффективного и результативного процесса мониторинга  и оценки надежности и устойчивости банков на постоянной основе с целью  обеспечения своевременного реагирования на возникающие у банков проблемы;

    — применить данную систему не только для определения и измерения  рисков банков, но и для оценки качества управления ими;

    — более точно понимать характеристики деятельности, профиля рисков и качества управления банком;

    — выявлять на ранней стадии, вновь возникающие  риски у отдельных банков и  в банковском секторе в целом;

    — оценить перспективы развития банков.

    Риск-ориентированный дистанционный надзор предполагает наличие механизмов оценки вероятности неисполнения банком своих обязательств (дефолта) и его последствий, а также определение системной значимости банков и учет этого элемента при распределении надзорных ресурсов. Соответственно, задачами дистанционного надзора в Республике Беларусь на современном этапе являются:

    — понимание характеристик деятельности, профиля рисков и качества управления банков и их мониторинг на непрерывной  основе;

    — контроль выполнения банками пруденциальных нормативов безопасного функционирования и других юридических требований;

    — выявление потенциальных проблем  у банков на ранней стадии;

    — оценка перспектив развития банков;

    — предоставление руководству банковского  надзора текущей надзорной информации;

    — принятие при необходимости надзорных  мер;

    — содействие эффективному проведению инспекционных  проверок.

    В рамках риск-ориентированного дистанционного надзора особенно важна перспективная оценка, поскольку существенное повышение текущей надежности и устойчивости банка может быть достаточно легко достигнуто за счет проведения некоторых регулирующих операций. Зачастую мотивация проведения таких операций состоит в желании скрыть недостатки менеджмента в банке.

    Выявление не только недостатков менеджмента  в банке, но и фактов проведения регулирующих операций является очень важным. Очевидно, что оценки соблюдения банком нормативов безопасного функционирования, соответствия величины принимаемых рисков уровню его капитала и показателей платежеспособности, то есть показателей деятельности за прошедший период, для данной цели недостаточно. Цель может быть достигнута путем сравнения показателей  деятельности банков со схожими характеристиками значимых операций, финансового положения  и рисков.

    Такой подход позволяет сравнить применяемые  банками механизмы снижения и  управления рисками и, соответственно, выделить из них наиболее эффективные  с точки зрения банковского надзора. В этом состоит принципиальное различие в подходах к оценке надежности и  устойчивости банка с текущей  и перспективной точки зрения. Текущая оценка надежности может  быть сведена к вычислению некоторых  показателей или непрерывного функционала  от показателей. Перспективная оценка базируется на их сопоставлении по принципу “больше-меньше” (“лучше-хуже”), то есть на порядковых сопоставлениях.

    В первую очередь совершенствование практики проведения дистанционного надзора касается оптимизации и улучшения подходов к оценке основных рисков банковской деятельности (кредитного, валютного, риска потери ликвидности), выработки критериев и процедур по идентификации и определению уровня процентного, операционного и правового риска, прочих рисков банковской деятельности, "материализация" которых может оказать негативное влияние на безопасное и ликвидное функционирование банка.

    В Республике Беларусь в ходе дистанционного надзора проводится анализ показателей, характеризующих выполнение банком нормативов безопасного функционирования, структуру и качество активов, финансовый результат, а также общую структуру баланса, которого недостаточно для комплексной оценки.

    Таким образом, деятельность банковского надзора в Республике Беларусь направлена на обнаружение на ранней стадии потенциальных проблем в работе банков и внесение своевременных корректив как путем внесения соответствующих рекомендаций исполнительным органам и собственникам банков, так и посредством применения к банкам адекватных мер воздействия.

    Банковский  надзор включает стадии лицензирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществления дистанционного надзора на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применения соответствующих мер воздействия к банкам. На этих стадиях на основании всестороннего анализа показателей работы банков и оценки всех возникающих рисков банковской деятельности определяется реальные финансовые состояния и тенденции развития банков.

    В последние годы особое внимание в  нашей стране уделяется развитию дистанционного банковского надзора, продолжается работа по созданию и автоматизации комплексной системы анализа финансового положения банков. Конечным результатом данной работы должна стать целостная система сбора, обработки и представления данных о деятельности каждого зарегистрированного на территории Республики Беларусь банка, необходимых для определения оценки соблюдения нормативов безопасного функционирования, идентификации и оценки уровня имеющихся рисков. 
 
 

    ГЛАВА 3. Банковский надзор в республике беларусь

    3.1. Правовое обеспечение  надзора в банковской  системе

    Республики  Беларусь

    В Республике Беларусь сложилась система  банковского надзора, в основных чертах соответствующая мировым  стандартам. Она включает стадии лицензирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществления дистанционного надзора на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных  проверок, применения соответствующих  мер

Информация о работе Организация надзора в банковской системе беларуси