Организация и порядок предоставления банковских кредитов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель выполнения данной контрольной работы – изучение теоретических вопросов касающихся организации и порядка предоставления банками банковских кредитов.
Задача при написании данной контрольной работы состоит в раскрытии данной темы, определение сущности системы банковского кредитования, кредитных операций, оценки кредитоспособности заемщика, рассмотреть механизм предоставления ссуд и кредитный мониторинг. Объектом исследования является организация и порядок предоставления банковских кредитов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Оценка кредитоспособности заемщика……………………………5
1. Современная система банковского кредитования……………………...5
2. Кредитные операции коммерческого банка…………………………….8
3. Оценка кредитоспособности заемщика в коммерческих банках……..11
Глава 2. Механизм предоставления ссуд……………………………………21
1 Способы предоставления банковских ссуд…………………………..21
2. Кредитный процесс……………………………………………………24
Глава 3. Кредитный мониторинг…………………………………………….31
1. Контроль за исполнением кредитного договора…………………….31
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика………34
Заключение…………………………………………………………………….38
Практикум…………………………………………………………………......41
Задача 1……………………………………………………………………...41
Задача 2……………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………...42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

Курсовая Би неб.1.docx

— 240.81 Кб (Скачать)

    Согласно  данному положению ссуды могут  выдаваться банком различными способами:

    - разовым (единовременным) зачислением  денежных средств на банковский  счет клиента либо выдачей  наличных денег заемщику –  физическому лицу (разовая ссуда);

    - открытием кредитной линии, т.е.  заключением договора ,на основании которого заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств ,при соблюдении определенных условий.

    Согласно  Положению  предоставление денежных средств заемщику производится на основании  распоряжения, составляемого специалистами  уполномоченного подразделения  банка и подписанным уполномоченным должностным лицом банка. В этом распоряжении указываются номер  и дата договора; сумма предоставляемых  средств; срок уплаты процентов и  размер процентной ставки; срок (дата) погашения средств; общая сумма либо несколько сумм, если погашение будет осуществляться по частям.

    Так же в распоряжении указывается цифровое обозначение группы кредитного риска (классификация кредитов и приравненной к ним задолженности по группам  риска осуществляется коммерческим банком в установленном Банком России порядке).

    Контроль  банка за использованием и погашением ссуды (кредитный  мониторинг) и выплатой процентов по ней.

    Осуществляя контроль за погашением кредита банк требует от заемщика выполнения обязательств по своевременному возврату банковских кредитов. В противном случае заемщики могут быть признаны в порядке, установленном Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» неплатежеспособными (банкротами).

    После выдачи ссуды банк должен наблюдать  за исполнением заемщиком условий  договора: контролировать целевое использование  ссуды; оценивать финансовое состояние  заемщика и его кредитоспособность; ежеквартально или ежемесячно проверять  сохранность заложенного имущества, соблюдение залоговой маржи; следить  за своевременным поступлением процентов  по ссуде и поступлением платежей заемщика в соответствии с графиком погашения ссуды; вести деловую  переписку с клиентом; регулярно анализировать ссудный портфель.

      Если  заемщик нарушил договор, банк может  приостановить дальнейшую выдачу ссуды, предусмотренную договором, предъявить к взысканию часть оставшейся доли в случае неуплаты очередного взноса, потребовать досрочного погашения  всех предоставленных кредитов. Применение названных мер должно быть оговорено  в кредитном договоре.

      В общем случае взаимодействие подразделений  банка (крупного), так или иначе  участвующих в кредитном процессе, схематично представлено на рис.1.

        

    

    

      

    

 

Рис. 1.Схема  взаимодействия подразделений банка  в процессе кредитования заемщика.

      Только  при четком взаимодействии структурных  подразделений банка и при  качественном выполнении поставленных перед каждым подразделением задач  возможны более тщательные оценки кредитоспособности потенциального заемщика и мониторинг после выдачи кредита, что позволит банку снизить кредитные риски. 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Кредитный мониторинг 

      1. Контроль за исполнением кредитного договора

    После заключения кредитного договора и получения  ссуды организация-заемщик (а равно  поручитель, гарант, хранитель) должны находиться под постоянным контролем, главная цель которого состоит в  обеспечении надлежащего погашения  кредита и регулярной уплаты процентов.

    В течение всего срока действия кредита кредитный инспектор  производит оценку качества заемщика. Кредитный инспектор должен регулярно (ежемесячно) следить за движением  средств по расчетным и текущим  счетам заемщика:

— ежемесячно по счетам в банке; 
— ежеквартально по счетам заемщика в других банках.

    В случае резкого уменьшения таких  поступлений он должен установить причины  этого и принять необходимые  меры, направленные на недопущение  невозврата кредита.

    В течение срока действия кредитного договора от заемщика и от его поручителя (гаранта) требуются документы бухгалтерской отчетности и проводится их тщательный анализ. При этом особое внимание должно быть обращено на следующее:

— снижение объема продаж; 
— снижение доли денежной составляющей в составе выручки от реализации; 
— резкое увеличение дебиторской и кредиторской задолженности (общей суммы и по отдельным видам) и замедление ее оборачиваемости; 
— рост убытков или снижение прибыли; 
— рост отношения заемные средства / оборотные активы; 
— непропорциональный по сравнению с дебиторской рост краткосрочной задолженности; 
— рост просроченных долгов; 
— имеются ли требования третьих лиц в отношении заемщика в арбитражном процессе, что повлечет взыскание с него денежных сумм либо обращение взыскания на имущество, которые сделают погашение кредита проблематичным; 
— имеется ли задолженность заемщика перед бюджетом, взыскание которой сделает погашение кредита проблематичным.

    Кроме того, регулярно изучается информация о состоянии экономического сектора (отрасли), в котором работает заемщик. При выявлении благоприятных  факторов, например таких, как повышение  государством налоговых ставок и  иных изъятий в бюджет, кредитный  инспектор должен обязательно связаться  с заемщиком, чтобы выяснить, какое  конкретное влияние это окажет на заемщика и как заемщик планирует  справиться с данной ситуацией.

    Сотрудники  службы безопасности банка производят независимый и объективный контроль текущего состояния заемщиков (а  также поручителей, гарантов и залогодателей) в части, относящейся к ведению  службы безопасности, в том числе  выявление фактов:

— представления  банку недостоверной и фальсифицированной отчетности и других данных; 
— невыполнения обязательств перед банками и контрагентами; 
— ведущихся судебных разбирательств; 
— резких изменений в планах деятельности клиента; 
— ожидаемых радикальных изменений в составе руководства компании или неблагоприятных тенденций на рынке заемщика; 
— данных о личности руководителей.

    С целью постоянного контроля за сохранностью заложенного имущества и выявления возможных изменений его текущей стоимости систематически, не реже одного раза в месяц, должны проводиться проверки наличия залога в местах его хранения и местонахождения. При этом особое внимание должно быть обращено на следующие обстоятельства:

— снизилась  ли рыночная стоимость обеспечения; 
— имеются ли какие-либо факторы, снизившие ликвидность залога со времени последней проверки; 
— обеспечивается ли режим сохранности залога.

    На  основании имеющейся информации, в том числе поступившей от службы безопасности и иных обеспечивающих служб, кредитный инспектор составляет, не реже 1 раза в 3 месяца, кредитный отчет относительно действующего статуса кредита, в котором должны содержаться ответы на следующие вопросы:

  1. Качество кредита:

— ухудшилось ли финансовое состояние кредита, как  это может повлиять на возможность  погашения кредита и выплату  процентов; 
— обеспечивает ли предприятие объем продаж в связи с использованием кредитных ресурсов в соответствии с ожиданиями; 
— соответствуют ли уровни доходов и расходов, относящиеся к финансируемому проекту, приблизительно ожидаемым; 
— появились ли какие-либо негативные непредвиденные обстоятельства, способные привести к невозврату кредита; 
2. Соблюдение условий кредитного договора:

— соблюдаются  ли заемщиком условия кредитного договоров (выплата процентов и  др.); 
— использует ли заемщик средства кредита в соответствии с его целевым назначением, установленным кредитным договором; 
3. Обеспечение:

— снизилась  ли рыночная стоимость обеспечения; 
— изменилось ли финансовое положение поручителя (гаранта) настолько, что он не может выполнить принятые на себя обязательства, вытекающие из договора поручительства (банковской гарантии); 
— имеются ли какие-либо факторы, оказывающие влияние на снижение ликвидности залога со времени последней проверки; 
— обеспечивается ли режим сохранности залога.

    В случае выявление хотя бы одного из вышеназванных факторов кредитный  инспектор незамедлительно должен составить заключение, содержащее описание обнаруженных фактических данных, могущих  служить основанием для досрочного исполнения обязательства, а также  мотивированный вывод-предложение  о целесообразности (нецелесообразности) требования досрочного исполнения заемщиком  обязательства по кредиту. Рассмотрение вопроса о возбуждении процедуры требования досрочного исполнения кредита осуществляется кредитным комитетом банка в соответствии с его регламентом. 
 

2.  Анализ финансово-хозяйственной  деятельности заемщика

    Для проведения финансового анализа  используются документы, которые предоставляет  заемщик, документы и другая раскрывающая суть информация из других источников (СМИ), а также ранее представленные материалы по другим проектам.

    Основными источниками финансовой информации для анализа являются: бухгалтерский  баланс предприятия (форма № 1 по ОКУД); отчет о финансовых результатах (форма №2); отчет о движении средств (форма №4); приложение к балансу (форма № 5). Обязательным является изучение финансового состояния заемщика в динамике. Для этого необходимо получение бухгалтерской отчетности заемщика не менее чем за 3 последних  квартала (за исключением предприятий с иностранными инвестициями).

    Как правило, анализ финансового состояния  заемщика проводится в следующей  последовательности:

  1. Проведение анализа структуры активов и пассивов. Статьи баланса по активной его части группируются исходя из определенных признаков, таких как уровень ликвидности, оборотные и внеоборотные активы. Статьи баланса по пассивной его части обычно группируются по источникам возникновения и по степени срочности.

    Оборотные и внеоборотные активы вытекают из статей баланса, находящихся в I и II разделах баланса. Собственные источники находятся в IV разделе баланса с учетом строк 640,650,660. Привлеченный капитал складывается из V и VI разделов баланса без учета строк 640,650,660.

    Величина  активов и пассивов сильно зависит  от отраслевой принадлежности анализируемого предприятия. К примеру, доля внеоборотных активов у производственных предприятий может составлять 50% -65% от всей суммы активов и примерно такая же доля собственных источников средств. Что касается торговых предприятий, то у них, как правило, доля оборотных активов колеблется примерно от 75% до 90% и приблизительно такая же доля привлеченных средств.

    2) Проведение анализа  задолженности клиента:

    а) задолженность перед бюджетом и  по другим обязательным платежам (строки баланса 625,626);

    б) краткосрочные займы (строка баланса 610);

    в) задолженность перед кредиторами (строки баланса 621, 622, 627, 628);

    г) краткосрочная задолженность (строки баланса 623, 624, 630);

    д) долгосрочная задолженность (строка баланса 510).

    3) Анализ ликвидности  клиента:

    а) высоколиквидные активы – совокупность остатков всех видов валют (строка баланса 260);

    б) среднеликвидные активы – задолженность дебиторов до 365 дней (строка баланса 240); долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения (строки баланса 140 и 250);

    в) низколиквидные активы – затраты и запасы (строка баланса 210), дебиторская задолженность со сроком погашения более 365 дней (строка баланса 230), прочие оборотные средства (строки баланса 220,270), основные средства (строка баланса 120), незавершенное строительство (строка баланса 130).

    Различные группы активов могут быть обращены в денежную форму и использоваться на погашение возникшей задолженности  в течение определенного времени: высоколиквидные активы — 1-7 дней, среднеликвидные — 8-60 дней, низколиквидные — более 60 дней. Например, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения отнесены по этой причине именно к среднеликвидным активам5.

Информация о работе Организация и порядок предоставления банковских кредитов