Национальный банковский совет ЦБ РФ и его взаимодействие с Советом директоров Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим общую характеристику структуру Банка России, его правовое положение, функции, структуру. Затем перейдем к более подробному рассмотрению Национального банковского совета, его особенностей, взаимодействие с Советом директоров. Также мы уделим внимание понятию «консультативный совет», особенности его деятельности, отличие между Консультативным и Национальным банковским советом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. БАНК РОССИИ, ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ФУНКЦИИ 4
1.1. Правовой статус 4
1.2. Функции Центрального банка. 5

2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ 15
2.1. Правовой статус НБС……………………………………………........15
2.2. Структура национального банковского совета и совета директоров Банка России…………………………………………………………………….17
2.3. Полномочия национального банковского совета 20
2.4. Проблема улучшения национального банковского совета 23

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ОРГАНОВ 25
3.1. Назначение и цели деятельности консультативных органов 25
3.2. Правовой статус консультативных органов 27
3.3. Предложения Комиссии по банкам и банковской деятельности РСПП по организации Консультативного совета 28
3.4. Различия между наблюдательным и консультативным советом 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

кур по кб. нац бан совет - копия.docx

— 79.16 Кб (Скачать)

В подавляющем числе стран  центральный банк располагает только одним советом, который имеет статус совещательного органа по всем ключевым вопросам деятельности центрального банка. Однако в странах с развитым правом, с традицией предварительных консультаций и обсуждений, с широкой географией деятельности центрального банка – при денежных властях учреждено несколько советов. Наиболее ярким тому примером служит ФРС США, где при Совете управляющих действуют профильные Консультативный совет по делам потребителей, Федеральный консультативный совет и Консультативный совет сберегательный учреждений. При банке Франции существует узкий Консультативный комитет, призванный урегулировать взаимоотношения кредитных организаций с их клиентами, а также широкий Консультативный совет, обеспечивающий центральный банк информацией и рекомендациями относительного текущего состояния и перспектив развития секторов экономики. Кроме того, в крупных странах с большим числов территориальных единиц развита сеть консультативных советов. В США каждый федеральный резервный банк имеет собственные совещательные органы. Аналогичным образом немецкий Бундесбанк располагает сетью консультативных советов в региональных офисах местных земель. При каждом региональном офисе Бундесбанка должен действовать консультативный совет (Beirat), члены которого регулярно встречаются с президентом офиса.

Несмотря на то что при центральном банке чаще всего функционирует только один консультативный орган, он может иметь не общие, а профильные задачи. К примеру, в Японии Центральный совет по обеспечению информацией о финансовых услугах (Central Council for Financial Services Information), созданный ещё в 1952 г., имеет конкретные задачи в области разработки и реализации сберегательной политики. Банк Японии выполняет функции его секретариата.

В 1997 г. при Банке Негара (Малайзия) появился Шариатский совет (Shariah Advisory Council of Bank Negara) как орган для поддержания исламской традиции в банковском деле и на финансовых рынках. Его члены назначаются министром финансов в соответствии с законом о Центральном банке Малайзии. Однако такая специализация встречается достаточно редко. Как правило, центральные банки создают временные советы для решения специфических задач. К примеру, при том же Банке Японии в 1996 г. действовала временная Группа по изучению деятельности Центробанка Японии (Central Bank Study Group), результаты работы которой завершились принятием в 1998 г. нового закона о Банке Японии.

 

  • Правовой статус консультативных органов

По оценкам экспертов, около 30% центральных банков в мире обладают консультативными органами, но лишь 10% центробанков закрепило их существование законодательно. Если советы получают официальный институциональный статус, их назначение и организационная структура прописывается в законе о центральном банке. В США, Германии, Беларуси, Венесуэле, Мальте, Малайзии и многих других странах закон о центральном банке содержит отдельный раздел о консультативном органе.

В более мягком случае закон  о центральном банке просто упоминает  о возможности наличия подобных органов. К примеру, в странах СНГ (кроме Беларуси) деятельность консультативного совета четко не регламентирована (табл. 1).  В ряде случаев (США – Консультативный совет сберегательных учреждений, Украина – Группа экономических советников и др.) порядок работы консультативного совета регламентируются внутренними документами центрального банка, что позволяет более гибко организовать его деятельность.

В России также необходимо регламентировать консультативный  орган внутренними документами  Банка России. При отечественных  экономических ведомствах действуют  постоянные и временные координационные  и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии). Все они регламентируются внутренними документами учреждений, к которым приписаны (табл. 2).

 

  • Предложения Комиссии по банкам и банковской деятельности РСПП по организации Консультативного совета при Председателе Банка России

Консультативный совет Банка  России (далее КС) – постоянно  действующий общественный совещательный орган при Председателе Банка России, работающий на безвозмездной и добровольной основе. Члены КС, за исключением Председателя Банка России и его первого заместителя, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за свою деятельность.

Работу КС Банка России целесообразно строить на следующих принципах:

    • представление различных экономических интересов;
    • экспертная квалификация членов КС;
    • состав КС не должен пересекаться с Национальным банковским советом и Комитетом Государственной Думы по кредитным организациями и финансовым рынкам (исключение составляет Председатель Банка России);
    • экономическая и политическая независимость КС от исполнительной и законодательной ветвей власти;
    • общественная ответственность членов КС в рамках своих профессиональных компетенций;
    • подотчётность КС непосредственно Председателю Банка России.

Цель деятельности – учёт мнений членов КС для обеспечения сбалансированной точки зрения руководства Центрального банка на деятельность Банка России.

Задачи:

    • обмен профессиональными мнениями и суждениями по вопросам денежно-кредитной политики, а также банковского надзора и регулирования;
    • информационно-аналитическое обеспечение и донесение экспертных оценок различных экономических групп до руководства Центрального банка;
    • выработка рекомендаций по проектам банковских нормативно-правовых актов.

Правовой статус Консультативного совета:

Порядок работы КС устанавливается  внутренними документами Банка  России (приказом Председателя Банка  России и Положением о КС). Регламентация работы КС в документах Банка России позволит гибко настроить его организацию.

 

Формирование  состава Консультативного совета:

Число членов КС определяется Председателем Банка России, однако их максимальная численность не должна превышать двадцати человек. Кандидаты членов КС выдвигаются от организаций, имеющих квоты участия в КС. Председатель Банка России утверждает членов КС по представлениям организаций. Срок полномочий членов КС устанавливает равным сроку пребывания в должности членов Совета директоров – четырем годам. Члены КС выводятся из его состава по истечении четырех лет или в случае прекращения их деятельности в организации, которую они представляют. Члены КС могут входит в него неоднократно.

Председатель  консультативного совета:

Председательствует на заседаниях КС Председатель Банка России, а  в случае его отсутствия – замещающее его лицо из числа членов Совета директоров.

Стороны, представленные в Консультативном совете:

  • Председатель Банка России;
  • Первый заместитель Председателя Банка России;
  • Представители четырех ведущих некоммерческих банковских объединений: Ассоциации российских банков; Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия»), Ассоциация коммерческих банков Северо-Запада и Уральского банковского союза.
  • Представители двух ведущих общественных организаций, отражающих интересы реального сектора экономики: Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
  • Несколько представителей научно-исследовательских кругов, специализирующихся на деятельности Центрального банка: Российской Академии наук, Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Московской финансово-промышленной академии, Финансовой академии при Правительстве РФ, Государственного университета управления и др.
  • Ответственный секретарь КС назначается Председателем Банка России из числа штатных сотрудников Банка России.

Заседания Консультативного совета:

Заседания КС проходят не реже одного раза в полугодие или по мере необходимости.

 

  • Различия между наблюдательным и консультативным советом

В ряде стран деятельность центрального банка курирует наблюдательный совет, в т.ч. и в России. В нашей стране кардинальное отличие Национального банковского совета от Консультативного совета заключается в следующем. Национальный банковский совет является коллегиальным органом Банка России, представляющим органы государственной власти (Совета Федерации, Государственной Думы, Президента и Правительства), тогда как Консультативный совет представляет интересы негосударственного сектора – участников рынка, экспертов и деятелей науки.

Во-вторых, Национальный банковский совет осуществляет контроль над  административно-хозяйственной деятельностью  Банка России (как уже упоминалось выше – утверждает расходы на содержание служащих и на пенсионное обеспечение, на капитальные вложения, административно-хозяйственные нужды), тогда как Консультативный совет является сугубо совещательным органом.

В-третьих, Национальный банковский совет утверждает порядок ведения отчетности Банка России (правил бухгалтерского учета и отчетности) и контролирует осуществление внутренних операций (в частности, порядка формирования провизий), в то время как Консультативный совет властными функциями не обладает.

По кругу своих обязанностей Национальный банковский совет осуществляет текущий мониторинг деятельности центрального банка и контроль со стороны исполнительной и законодательной ветвей государственной власти. Через него формируется контроль государства над деятельностью Банка России (назначение главного аудитора и прием доклада об итогах аудита, внесение предложений о проверках Счетной палатой), а также осуществляется своевременная координация взаимодействия Центрального банка с Федеральным Собранием и Правительством РФ.

В отличие от него Консультативный  совет предназначен для информационно-аналитического обеспечения деятельности центрального банка и ни в коей мере не задействован в государственном надзоре за деятельностью денежных властей. Консультативный совет в первую очередь необходим для проведения профессиональной экспертизы, информирования руководства центрального банка и сбалансирования интересов различных секторов экономики.

Международный валютный фонд считает необходимым включение  консультативного органа в организационную структуру центрального банка для обеспечения высокого качества исходной информации, на основании которой руководство принимает решения. Как отмечают специалисты МВФ в рекомендациях по аудиту центрального банка, ключевое отличие консультативных органов состоит в том, что они не имеют формальной возможности влиять на процесс принятия решений центральным банком – им не делегируются никаких властных полномочий.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе мы разобрали структуру, организацию  деятельности, полномочия Национального банковского совета, а также его взаимодействие с Советом директоров Банка России. Поняли, что Национальный банковский совет контролирует важнейшие решения Совета директоров, его финансово-хозяйственную деятельность. Через него формируется контроль государства над деятельностью Банка России (назначение главного аудитора и прием доклада об итогах аудита, внесение предложений о проверках Счетной палатой), а также осуществляется своевременная координация взаимодействия Центрального банка с Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Также было описаны проблемы работы Национального банковского  совета. Во-первых, это тот факт, что в Федеральном законе не прописано, что члены Национального банковского совета должны иметь высшее юридическое или экономическое образование, российское гражданство и опыт практической работы в банках или финансовых организаций в должности руководителей подразделений не менее четырех лет. Во-вторых, нужно отметить безвозмездный характер работы членов Наблюдательного совета. Любую работу необходимо оплачивать, иначе не будет ответственного отношения к порученному делу.

Федеральный закон о Центральном  банке, принятий в 2002 г., внес некоторые изменения, касающиеся Национального банковского совета, который получил значительные полномочия. Национальный банковский совет не относится к органам управления  Центральным банком, так как действует на общественных началах, но от него теперь многое зависит. Он стал играть значительную роль в принятии решений по денежно-кредитной политике страны.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1

Консультативные органы центробанков стран СНГ по состоянию на апрель 2007 г.

Денежные власти

Регламентация в  законе о центральном банке

Национальный банк Республики Азербайджан

Статья 50. В плане сотрудничества с кредитными организациями Национальный банк может учреждать советы и рабочие группы, включающие представителей банков и их общественных союзов (ассоциаций) для проведения консультаций по важным банковским проблемам и разработке соответствующих мер.

Центральный банк Армении

Статья 39. Сотрудничество с банковскими  союзами и ассоциациями. В сотрудничестве с банковскими союзами и ассоциациями Центральный банк для исследования и урегулирования проблем, связанных  с банковской деятельностью, может участвовать в рабочих группах и других подобных структурах.

Национальный банк Республики Беларусь

В целях совершенствования денежно-кредитной  политики и банковской системы Республики Беларусь при Национальном банке  создается Консультативный совет, в функции которого входит оказание Национальному банку экспертных, информационных и консультативных услуг. Консультативный совет состоит из представителей Президента Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка, банков и экспертов. Председателем Консультативного совета является Председатель Правления Национального банка. Компетенция Консультативного совета определяется положением о нем, утверждаемым Правлением Национального банка.

Национальный банк Республики Казахстан

Статья 8. Функции, полномочия и права  Национального банка Казахстана.

Национальный банк Казахстана:

н) вправе участвовать в создании и деятельности организаций, способствующих осуществлению Национальном банком Казахстана возложенных на него функций и (или) являющихся частью инфраструктуры финансового рынка;

н-1) вправе  создавать консультативно-совещательные  органы Национального банка Казахстана.

Национальный банк Украины

Действует группа экономических советников председателя Национального банка Украины, однако его деятельность законодательно не регламентирована.

Информация о работе Национальный банковский совет ЦБ РФ и его взаимодействие с Советом директоров Банка России