Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:44, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим общую характеристику структуру Банка России, его правовое положение, функции, структуру. Затем перейдем к более подробному рассмотрению Национального банковского совета, его особенностей, взаимодействие с Советом директоров. Также мы уделим внимание понятию «консультативный совет», особенности его деятельности, отличие между Консультативным и Национальным банковским советом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БАНК РОССИИ, ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ФУНКЦИИ 4
1.1. Правовой статус 4
1.2. Функции Центрального банка. 5
2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ 15
2.1. Правовой статус НБС……………………………………………........15
2.2. Структура национального банковского совета и совета директоров Банка России…………………………………………………………………….17
2.3. Полномочия национального банковского совета 20
2.4. Проблема улучшения национального банковского совета 23
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ОРГАНОВ 25
3.1. Назначение и цели деятельности консультативных органов 25
3.2. Правовой статус консультативных органов 27
3.3. Предложения Комиссии по банкам и банковской деятельности РСПП по организации Консультативного совета 28
3.4. Различия между наблюдательным и консультативным советом 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
В подавляющем числе стран центральный банк располагает только одним советом, который имеет статус совещательного органа по всем ключевым вопросам деятельности центрального банка. Однако в странах с развитым правом, с традицией предварительных консультаций и обсуждений, с широкой географией деятельности центрального банка – при денежных властях учреждено несколько советов. Наиболее ярким тому примером служит ФРС США, где при Совете управляющих действуют профильные Консультативный совет по делам потребителей, Федеральный консультативный совет и Консультативный совет сберегательный учреждений. При банке Франции существует узкий Консультативный комитет, призванный урегулировать взаимоотношения кредитных организаций с их клиентами, а также широкий Консультативный совет, обеспечивающий центральный банк информацией и рекомендациями относительного текущего состояния и перспектив развития секторов экономики. Кроме того, в крупных странах с большим числов территориальных единиц развита сеть консультативных советов. В США каждый федеральный резервный банк имеет собственные совещательные органы. Аналогичным образом немецкий Бундесбанк располагает сетью консультативных советов в региональных офисах местных земель. При каждом региональном офисе Бундесбанка должен действовать консультативный совет (Beirat), члены которого регулярно встречаются с президентом офиса.
Несмотря на то что при центральном банке чаще всего функционирует только один консультативный орган, он может иметь не общие, а профильные задачи. К примеру, в Японии Центральный совет по обеспечению информацией о финансовых услугах (Central Council for Financial Services Information), созданный ещё в 1952 г., имеет конкретные задачи в области разработки и реализации сберегательной политики. Банк Японии выполняет функции его секретариата.
В 1997 г. при Банке Негара (Малайзия) появился Шариатский совет (Shariah Advisory Council of Bank Negara) как орган для поддержания исламской традиции в банковском деле и на финансовых рынках. Его члены назначаются министром финансов в соответствии с законом о Центральном банке Малайзии. Однако такая специализация встречается достаточно редко. Как правило, центральные банки создают временные советы для решения специфических задач. К примеру, при том же Банке Японии в 1996 г. действовала временная Группа по изучению деятельности Центробанка Японии (Central Bank Study Group), результаты работы которой завершились принятием в 1998 г. нового закона о Банке Японии.
По оценкам экспертов, около 30% центральных банков в мире обладают консультативными органами, но лишь 10% центробанков закрепило их существование законодательно. Если советы получают официальный институциональный статус, их назначение и организационная структура прописывается в законе о центральном банке. В США, Германии, Беларуси, Венесуэле, Мальте, Малайзии и многих других странах закон о центральном банке содержит отдельный раздел о консультативном органе.
В более мягком случае закон о центральном банке просто упоминает о возможности наличия подобных органов. К примеру, в странах СНГ (кроме Беларуси) деятельность консультативного совета четко не регламентирована (табл. 1). В ряде случаев (США – Консультативный совет сберегательных учреждений, Украина – Группа экономических советников и др.) порядок работы консультативного совета регламентируются внутренними документами центрального банка, что позволяет более гибко организовать его деятельность.
В России также необходимо регламентировать консультативный орган внутренними документами Банка России. При отечественных экономических ведомствах действуют постоянные и временные координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии). Все они регламентируются внутренними документами учреждений, к которым приписаны (табл. 2).
Консультативный совет Банка России (далее КС) – постоянно действующий общественный совещательный орган при Председателе Банка России, работающий на безвозмездной и добровольной основе. Члены КС, за исключением Председателя Банка России и его первого заместителя, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за свою деятельность.
Работу КС Банка России целесообразно строить на следующих принципах:
Цель деятельности – учёт мнений членов КС для обеспечения сбалансированной точки зрения руководства Центрального банка на деятельность Банка России.
Задачи:
Правовой статус Консультативного совета:
Порядок работы КС устанавливается внутренними документами Банка России (приказом Председателя Банка России и Положением о КС). Регламентация работы КС в документах Банка России позволит гибко настроить его организацию.
Формирование состава Консультативного совета:
Число членов КС определяется Председателем Банка России, однако их максимальная численность не должна превышать двадцати человек. Кандидаты членов КС выдвигаются от организаций, имеющих квоты участия в КС. Председатель Банка России утверждает членов КС по представлениям организаций. Срок полномочий членов КС устанавливает равным сроку пребывания в должности членов Совета директоров – четырем годам. Члены КС выводятся из его состава по истечении четырех лет или в случае прекращения их деятельности в организации, которую они представляют. Члены КС могут входит в него неоднократно.
Председатель консультативного совета:
Председательствует на заседаниях КС Председатель Банка России, а в случае его отсутствия – замещающее его лицо из числа членов Совета директоров.
Стороны, представленные в Консультативном совете:
Заседания Консультативного совета:
Заседания КС проходят не реже одного раза в полугодие или по мере необходимости.
В ряде стран деятельность центрального банка курирует наблюдательный совет, в т.ч. и в России. В нашей стране кардинальное отличие Национального банковского совета от Консультативного совета заключается в следующем. Национальный банковский совет является коллегиальным органом Банка России, представляющим органы государственной власти (Совета Федерации, Государственной Думы, Президента и Правительства), тогда как Консультативный совет представляет интересы негосударственного сектора – участников рынка, экспертов и деятелей науки.
Во-вторых, Национальный банковский
совет осуществляет контроль над
административно-хозяйственной
В-третьих, Национальный банковский совет утверждает порядок ведения отчетности Банка России (правил бухгалтерского учета и отчетности) и контролирует осуществление внутренних операций (в частности, порядка формирования провизий), в то время как Консультативный совет властными функциями не обладает.
По кругу своих обязанностей Национальный банковский совет осуществляет текущий мониторинг деятельности центрального банка и контроль со стороны исполнительной и законодательной ветвей государственной власти. Через него формируется контроль государства над деятельностью Банка России (назначение главного аудитора и прием доклада об итогах аудита, внесение предложений о проверках Счетной палатой), а также осуществляется своевременная координация взаимодействия Центрального банка с Федеральным Собранием и Правительством РФ.
В отличие от него Консультативный
совет предназначен для информационно-
Международный валютный фонд считает необходимым включение консультативного органа в организационную структуру центрального банка для обеспечения высокого качества исходной информации, на основании которой руководство принимает решения. Как отмечают специалисты МВФ в рекомендациях по аудиту центрального банка, ключевое отличие консультативных органов состоит в том, что они не имеют формальной возможности влиять на процесс принятия решений центральным банком – им не делегируются никаких властных полномочий.
В данной курсовой работе мы разобрали структуру, организацию деятельности, полномочия Национального банковского совета, а также его взаимодействие с Советом директоров Банка России. Поняли, что Национальный банковский совет контролирует важнейшие решения Совета директоров, его финансово-хозяйственную деятельность. Через него формируется контроль государства над деятельностью Банка России (назначение главного аудитора и прием доклада об итогах аудита, внесение предложений о проверках Счетной палатой), а также осуществляется своевременная координация взаимодействия Центрального банка с Федеральным Собранием и Правительством РФ.
Также было описаны проблемы работы Национального банковского совета. Во-первых, это тот факт, что в Федеральном законе не прописано, что члены Национального банковского совета должны иметь высшее юридическое или экономическое образование, российское гражданство и опыт практической работы в банках или финансовых организаций в должности руководителей подразделений не менее четырех лет. Во-вторых, нужно отметить безвозмездный характер работы членов Наблюдательного совета. Любую работу необходимо оплачивать, иначе не будет ответственного отношения к порученному делу.
Федеральный закон о Центральном банке, принятий в 2002 г., внес некоторые изменения, касающиеся Национального банковского совета, который получил значительные полномочия. Национальный банковский совет не относится к органам управления Центральным банком, так как действует на общественных началах, но от него теперь многое зависит. Он стал играть значительную роль в принятии решений по денежно-кредитной политике страны.
Таблица 1
Консультативные органы центробанков стран СНГ по состоянию на апрель 2007 г.
Денежные власти |
Регламентация в законе о центральном банке |
Национальный банк Республики Азербайджан |
Статья 50. В плане сотрудничества с кредитными организациями Национальный банк может учреждать советы и рабочие группы, включающие представителей банков и их общественных союзов (ассоциаций) для проведения консультаций по важным банковским проблемам и разработке соответствующих мер. |
Центральный банк Армении |
Статья 39. Сотрудничество с банковскими
союзами и ассоциациями. В сотрудничестве
с банковскими союзами и |
Национальный банк Республики Беларусь |
В целях совершенствования |
Национальный банк Республики Казахстан |
Статья 8. Функции, полномочия и права
Национального банка Казахстана Национальный банк Казахстана: н) вправе участвовать в создании и деятельности организаций, способствующих осуществлению Национальном банком Казахстана возложенных на него функций и (или) являющихся частью инфраструктуры финансового рынка; н-1) вправе создавать консультативно- |
Национальный банк Украины |
Действует группа экономических советников председателя Национального банка Украины, однако его деятельность законодательно не регламентирована. |