Национальный банковский совет ЦБ РФ и его взаимодействие с Советом директоров Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим общую характеристику структуру Банка России, его правовое положение, функции, структуру. Затем перейдем к более подробному рассмотрению Национального банковского совета, его особенностей, взаимодействие с Советом директоров. Также мы уделим внимание понятию «консультативный совет», особенности его деятельности, отличие между Консультативным и Национальным банковским советом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. БАНК РОССИИ, ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ФУНКЦИИ 4
1.1. Правовой статус 4
1.2. Функции Центрального банка. 5

2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ 15
2.1. Правовой статус НБС……………………………………………........15
2.2. Структура национального банковского совета и совета директоров Банка России…………………………………………………………………….17
2.3. Полномочия национального банковского совета 20
2.4. Проблема улучшения национального банковского совета 23

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ОРГАНОВ 25
3.1. Назначение и цели деятельности консультативных органов 25
3.2. Правовой статус консультативных органов 27
3.3. Предложения Комиссии по банкам и банковской деятельности РСПП по организации Консультативного совета 28
3.4. Различия между наблюдательным и консультативным советом 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

кур по кб. нац бан совет - копия.docx

— 79.16 Кб (Скачать)

Следовательно, денежное обращение  представляет собой обращение наличных денег и денег в их безналичной форме. Небезынтересно отметить, что до перехода России к рыночным отношениям в понятие "денежное обращение" включалось только обращение наличных денег, в то время как во всех других странах денежное обращение рассматривается в единстве движения денег в виде банкнот и по банковским счетам.

Для управления денежным обращением ЦБ РФ публикует и использует в процессе денежного регулирования различные показатели - денежные агрегаты, принятые в международной практике. Например, агрегат МО показывает сумму наличных денег; агрегат М1 включает агрегат МО и остатки денег, находящихся на счетах в банках. Агрегат М2 отличается от агрегата М1 на сумму срочных вкладов в системе Сбербанка. Для исчисления агрегата МЗ к агрегату М2 добавляются депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Анализ различных показателей, характеризующих денежную массу, позволяет  ЦБ РФ принимать оптимальные решения  в процессе регулирования денежного обращения. Для определения скорости возврата денег сумму их поступлений за год в кассы системы ЦБ РФ относят к среднегодовому показателю агрегата МО.

Скорость обращения наличных денег исчисляется как отношение  их совокупного оборота по приходу  и расходу также к среднегодовому показателю агрегата МО. Для определения скорости обращения всей массы денег, т. е. в их наличной и безналичной формах, возможно использование данных о валовом национальном продукте. Показатель скорости здесь вычисляется как отношение стоимости этого продукта к среднегодовым данным об агрегатах М1 и М2. На скорость обращения денег влияют такие факторы, как уровень цен и инфляция, процентные ставки и состояние платежей, соотношения между наличной и безналичной массой денег, общее состояние экономики и политическая обстановка.

Денежное обращение регулируется Центральным банком в процессе осуществления  кредитной политики, выражаемой в  кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Инструментами кредитной  экспансии или рестрикции являются учетная ставка Центрального банка  и некоторые неэкономические  меры. Официальная учетная ставка - это проценты по ссудам, используемым Центральным банком при кредитовании коммерческих банков.

Определение размера учетной  ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение  учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

Банк может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные  ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

На протяжении 1991-1997 гг. учетная  ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране. Коммерческие банки получают в ЦБ РФ ссуды в порядке рефинансирования и переучета векселей. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку.

Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении.

Процентные ставки ЦБ РФ необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений  со своими клиентами и с другими  банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Операции на открытом рынке. При  осуществлении этих операций Центральный банк не только реализует направление своей кредитно-денежной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.

Под операциями на открытом рынке  имеется в виду купля-продажа  Центральным банком государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. ЦБ РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более 50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.

Если Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если Центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Главной особенностью правового положения  Банка России в настоящее время  является то, что осуществление его  административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи -управлению кредитной системой.

Административные функции можно  условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

Функция защиты гражданского оборота  и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, явственно вырисовывается монопольный характер управления кредитной  системой Центральным Банком РФ. Возникает  опасность, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказываются как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но монопольное положение его в банковской сфере при этом не изменяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ

2.1. Термин «национальный»

Прежде всего, обратим  внимание на само слово «национальный» в названии совета. Уместней было бы назвать его народным. Ведь в Конституции РФ источником государственной власти является народ. В ней не употребляется слово «нация», а только термин – «народ». И говорится, кстати, не о самоопределении народов, то есть так, как об этом сказано в международном праве.

Термины, которыми оперирует  Конституция РФ, - это «национальный», «национальные меньшинства», «национальная  рознь», употребляется не в смысле единой нации, а для подчеркивания  недопустимости национализма. Общество многонационально, поэтому к нему не подходит западные термины. В частности американский эквивалент слова «общество» - «нация». Эти термины не ассоциируются в сознании российских граждан, учитывая конфликтную ситуацию, с теми понятиями, на которые они рассчитаны в западной практике. Поэтому нельзя применять их бездумно, механически.

Представляется, что надо внести изменения в федеральный  закон и назвать его иначе, например, «Наблюдательный совет Банка России», «Российский банковский совет». Тогда будет понятно о чем идет речь.

Вопрос о терминах –  не праздный, поскольку несет смысловую  нагрузку и связан с пониманием данным органом своего предназначения в  российском обществе. Целей и задач, которые перед ними ставятся.

 

  • Правовой статус национального банковского совета
  • В ранее действовавшем  законе с аналогичным названием правовой статус Национального банковского совета закреплялся в главе IV «Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления». Тем самым подчеркивалось, что его статус имеет цель - поддержание такого взаимодействия. Теперь же он приобрел властные полномочия и стал, по существу, контрольным органом по отношению к Совету директоров Центрального банка.

    В Федеральном законе от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Федеральный закон) в главе III «Национальный банковский совет и органы управления Банком России» ст. 12 дается краткое определение Национального банковского совета - «...коллегиальный орган Банка России». Термин «управление» в этой статье не употребляется, что соответствует логике названия данной главы.

    С юридической точки зрения, как следует даже из самого названия, нынешний Национальный банковский совет не относится к органам управления Банком России. Ведь он формируется из представителей всех ветвей власти, но действует на общественных началах и без определения срока действия, конечно, самое главное в организации это совета - порядок его формирования, от которого зависит его репрезентативность.

    Члены Национального банковского  совета не имеют статуса служащих Банка России. Они не назначаются, а направляются в совет, где работают на общественных началах. Федеральный закон не предъявляет квалификационных требований к членам совета. В перспективе этот вопрос надо решать как-то иначе, согласно общей тенденции укрепления банковской системы. Теперь, в отличие от тех требований, которые в 90-е гг. предъявлялись к руководителям кредитных организаций, банковский закон предъявляет квалификационные требования не только к их исполнительным органам, но и к членам советов директоров в кредитных организациях. Аналогичный подход должен быть и в отношении Банка России.

    Хотя члены Национального банковского совета текущим управлением не занимается, но они, по сути, контролируют решения Совета директоров Банка России. А значит, должны быть профессионалами, ведь Банк России, согласно названному закону, осуществляет 19 функций, но у него есть функции, предусмотренные другими законами. Все они - глобальные, и для их осуществления нужны знания и опыт.

    Кроме того, в сложной  структуре Банка России, где множество департаментов, управлений, отделов и секторов, разобраться не специалисту, человеку, который не проработал хотя бы несколько лет в Банке России, невозможно.

     

  • Структура национального банковского совета и совета директоров Банка России
  • В ст. 12 Федерального закона «Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России» предусматривается следующее. Численность совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации из числа его членов, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом РФ, трое - Правительством РФ. При этом в состав Национального банковского совета входит также и председатель Банка России. Там же сказано, что отзыв членов совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав совета.

    Интересно, что Федеральный  закон закрепил сугубо общественный характер Национального банковского совета и при этом делегировал ему некоторые властные полномочия. Речь идет о том, что его члены, исключая председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

    Что касается председателя Национального банковского совета, то он теперь избирается членами Национального банковского совета из их числа, большинством голосов, осуществляет общее руководство деятельностью совета, председательствует на его заседаниях, а в случае его отсутствия данные функции выполняет заместитель, избираемый из числа членов совета большинством голосов от общего числа его членов. Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов совета при кворуме в семь человек.

    При принятии решений мнение членов Национального банковского  совета, оказавшихся в меньшинстве, вносится по их требованию в протокол заседания Национального банковского совета. А если голоса разделились поровну, то голос председательствующего является решающим.

    Собираются заседания  не реже одного раза в квартал и  назначаются председателем Национального банковского совета либо в случае отсутствия - его заместителем. Причем созываться они могут и по требованию председателя Банка России или не менее трех членов Национального банковского совета. О заседаниях члены совета должны быть своевременно уведомлены, что немаловажно в смысле гарантий их участия. Таким образом, новый Федеральный закон внес больше ясности и определенности в правовой статус и структуру Национального банковского совета.

    Согласно старому закону, Национальный банковский совет сильно зависел от председателя Банка России и включал не только представителей от ветвей власти и от Президента РФ, но и экспертов (технология их выдвижения четко не закреплялась).

    Информация о работе Национальный банковский совет ЦБ РФ и его взаимодействие с Советом директоров Банка России