Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:44, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим общую характеристику структуру Банка России, его правовое положение, функции, структуру. Затем перейдем к более подробному рассмотрению Национального банковского совета, его особенностей, взаимодействие с Советом директоров. Также мы уделим внимание понятию «консультативный совет», особенности его деятельности, отличие между Консультативным и Национальным банковским советом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БАНК РОССИИ, ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ФУНКЦИИ 4
1.1. Правовой статус 4
1.2. Функции Центрального банка. 5
2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ 15
2.1. Правовой статус НБС……………………………………………........15
2.2. Структура национального банковского совета и совета директоров Банка России…………………………………………………………………….17
2.3. Полномочия национального банковского совета 20
2.4. Проблема улучшения национального банковского совета 23
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ОРГАНОВ 25
3.1. Назначение и цели деятельности консультативных органов 25
3.2. Правовой статус консультативных органов 27
3.3. Предложения Комиссии по банкам и банковской деятельности РСПП по организации Консультативного совета 28
3.4. Различия между наблюдательным и консультативным советом 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
В этой связи новая структура Национального банковского совета более предпочтительна, поскольку создает ему независимость по отношению к председателю Банка России и Совету директоров. Ведь раньше «остальные члены Национального банковского совета», как уже говорилось, назначались по представлению председателя Банка России, да и сам он совмещал две руководящие должности - председателя Банка России и председателя Национального банковского совета.
В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Они назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.
Члены Совета директоров освобождаются от должности:
Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, а в случае его отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.
Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Совета директоров.
Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.
Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Заседания Совета директоров назначаются Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров.
Члены Совета директоров своевременно уведомляются о назначении заседания Совета директоров.
В новом Федеральном законе существенно и то, что в значительной мере отсекается возможность лоббирования интересов тех или иных групп. Это положительный момент, если учесть, что вопросы лоббирования российским правом пока не урегулированы. Другое дело, что нужно предусмотреть юридические нормы, которые бы вводили технологии лоббирования в цивилизованное русло, не препятствующее реализации принципов конкуренции.
Полномочия Национального банковского совета закреплены в Федеральном законе методом простого перечисления. Для того чтобы показать их значение, попытаемся сгруппировать их в определенной последовательности в зависимости от того содержания, которым они наполняются.
Его полномочия достаточно велики (ст. 13 Федерального закона). Некоторые вопросы он только рассматривает, а некоторые решает. Есть предложения и решения, которые он утверждает, и, кроме того, он производит назначения и определения.
Вопросы, которые рассматривает совет:
Кроме того, Национальный банковский
совет ежеквартально
Предложения Совета директоров, которые утверждает совет:
Национальный банковский совет может утверждать при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительные расходы на содержание служащих Банка России, на их пенсионное обеспечение, на страхование жизни и медицинское страхование, а также на дополнительные капиталовложения, прочие дополнительные административно-хозяйственные расходы.
Таким образом, новый Федеральный закон поставил под контроль Национального банковского совета в первую очередь те расходы, которые производятся Банком России на собственные нужды.
Решение вопросов. Национальный банковский совет вправе решать вопросы, связанные с участием Банка России в капиталах кредитных организаций.
Назначения и определения. Национальный банковский совет назначает главного аудитора Банка России и определяет аудиторскую организацию — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России. Это означает, что полномочия внутреннего аудита усилены. Кроме того, улучшен порядок проверки его годовой финансовой отчетности. Поскольку Банк России уже не осуществляет функцию лицензирования аудиторских фирм, появилось больше возможностей в подборе независимой аудиторской фирмы, которая могла бы проверить отчетность Банка России.
Предложения. Национальный банковский совет вправе вносить в Государственную Думу предложения о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений.
Вопрос о проверках Банка России всегда вызывал дискуссии. Это была одна из актуальных проблем в его взаимоотношениях с государством. Отмеченное нововведение усиливает контроль над Банком России со стороны государства. Теперь независимость Банка России уравновешена определенными полномочиями со стороны Национального банковского совета.
Итак, мы видим, Национальный банковский совет осуществляет достаточно серьезные полномочия. Понятно, что от того как они осуществляется, во многом зависит благосостояние народа, а возможно, и судьба экономических реформ. И в то же время Федеральный закон не предусматривает какой то ни было ответственности за принимаемые им решения. Ведь члены совета работают на общественных началах и не являются сотрудниками Банка России. Их направляют и отзывают; сроки их полномочий тоже не определены. В такой ситуации должны быть какие-то механизмы, которые могли бы гарантировать общество от неправильных решений и действий в денежной и кредитной системах. Ими нужно дополнить правовое регулирование организации и деятельности Национального банковского совета.
Вопрос, конечно, не сводится к переименованию этого коллегиального органа и названию его, скажем, «Российский банковский совет», хотя и это важно. Нужно четко понимать, что главные моменты его усиления – принципы профессионализма и репрезентативности. Действующий Федеральный закон не предъявляет никаких требований к членам Национального банковского совета. Между тем вполне очевидно, что минимум требований должен предъявляться.
В федеральном законе, по крайней мере, надо написать, что члены Национального банковского совета должны иметь высшее юридическое или экономическое образование, российское гражданство и опыт практической работы в банках или финансовых организаций в должности руководителей подразделений не менее четырех лет. Им должно быть запрещено занятие предпринимательской деятельностью в прямой или косвенной форме. В том числе и посредством передачи имущества в доверительное управление.
Поскольку важнейшим принципом организации и функционирования любого центрального банка является его независимость, что подтверждается всей мировой практикой, то в федеральном законе надо указать: членом Национального банковского совета не может быть должностное лицо органа законодательной, исполнительной и судебной власти. Помимо прочего, такой подход будет соответствовать контексту проводимой в стране административно-правовой реформы.
Полагаю надо отметить безвозмездный характер работы членов совета. Работа бесплатной быть не может. За любую работу надо платить. Иначе не будет ответственного отношения к порученному делу. Вопрос о том кто должен платить. По мнению А.Г. Братко оплата труда должна в данном случае производится за счёт государственного бюджета, а не за счёт банка России.
В деятельности Национального банковского совета нужно правильно определить приоритеты. Пока, мы видим, интересы банковской системы не получают адекватного выражения ни в законах, ни в решениях банка России.
Технология взаимодействия Центрального банка с наукой и обществом – не на столько простые вопросы, чтобы их можно было отдавать на откуп самого Национального банковского совета. Они должны быть отражены в Федеральном законе, и тогда станут обязательными.
Во-первых, в нем нужно предусмотреть порядок создания и правовой статус научного экспертного совета при Национальном банковском совете. Такой совет должен быть достаточно независим. Лучше, если в его формировании будет принимать участие научная общественность, а не Национальный банковский совет. Иначе он будет карманным, а значит, для общества – бесполезным. Важно, что технология его формирования была предусмотрена федеральным законом. Тогда появится больше гарантий, что экспертный совет будет представлять именно научные предложения, а не закамуфлированные под науку интересы тех или иных групп.
Во-вторых, необходимо создание советов представителей банков, промышленности, сельского хозяйства и профессиональных союзов, а в дальнейшем законодательно закрепить их полномочия. В федеральном законе нужно записать, что меморандумы этих советов, как впрочем и научного экспертного совета, подлежит обязательному рассмотрению на заседаниях совета директоров Банка России, а решения по ним должны опубликоваться в Вестнике банка России.
Главное назначение консультативного совета (комитета) – обеспечить сбалансированную точку зрения центрального банка на свою деятельность. Цели работы консультативного совета могут серьёзно варьироваться. В самом общем виде он предназначен для обмена взглядами и донесения мнения различных экономических групп до руководства центробанка. Этот орган признан консультировать совет директоров и его председателя в целях защиты различных экономических интересов и осуществления коммуникации с банковским сектором.
Как показывает международный опыт, советы также используются для решения региональных проблем, вовлечения представителей различных экономических секторов и групп в обеспечение и реализацию денежно-кредитной политики или учета опыта работы предыдущих председателей центрального банка. Альтернативой консультативного совета является участие приглашенных экспертов в заседаниях совета директоров без права голоса.
Консультативный орган может называться «советом» или «комитет». Например, в Израиле он носит название «Консультативный совет» (Advisory Council), на Филиппинах – «Консультативный комитет» (Advisory Committee). Разница в названиях во многом определяется статусом консультативного органа, его местом в структуре управления центрального банка и делегированными полномочиями. Советы подчинены председателю центрального банка, а комитеты – совету директоров.
Консультативные советы при центральных банках имеют длительную историю. По мере взросления консультативного органа как общественного института разнообразие его характеристик и функций возрастает. Первый подобный совет был создан при ФРС США ещё в 1913 г. одновременно с учреждением американского центрального банка. Он получил название «Федеральный консультативный совет», и в него по сей день входят главы американских частных банков, по одному от каждого штата.
В настоящее время статус,
назначение и организационная структура
консультативных органов