Методы стабилизации денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Экономические мотивы стабилизации денежного оборота связанны с острой необходимостью обеспечения сбалансированности экономики; нормальных пропорций между производством и обменом, без чего невозможна социальная ориентация экономики; достижения оптимальной величины (доли) необходимого продукта, с тем чтобы он стимулировал повышение производительности труда, эффективное использование мощного потенциала высококачественной рабочей силы, которая еще сохранила национальную психологию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 7
1.1. Сущность и структура денежного оборота………………………………....7
1.2. Методы стабилизации денежного обращения 9
1.3. Методы проведения денежных реформ 23
2. СТАБИЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
2.1. Тенденции развития методов стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 1991-2010 гг…………………………………………..27
2.2. Методы стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 2011-2012 гг……………………………………………………………………………32
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

курс методы стабилиз.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Главными из них выступают  денежная масса, которая присутствует на рынке; учётная ставка (ставка рефинансирования); нормы обязательных резервов; налоговая политика; курсовая политика; развитие электронных платёжных средств, а так же действия государства по смягчению антициклических колебаний в экономике.

На скорость оборота  наличных денег влияет множество  факторов, в частности склонность населения к сбережению; способы мобилизации этих сбережений; совпадение сроков получения наличных денег и их расходование; покупки-продажи на организованном и неорганизованном рынках; наличие товаров, платных услуг, их качество; размеры лимитов касс предприятий, организаций; процессы, происходящие на денежных, финансовых рынках, и др. Замедление скорости оборота наличных денег может потребовать дополнительного выпуска денег в обращение. Ускорение возврата денег в кассы банков, наоборот, сократит их выпуск. Денежный оборот способствует формированию доходов и расходов населения, позволяет прогнозировать и моделировать процессы инфляции. Основными на данный момент способами влияния на скорость оборота денежных средств – это частичный отказ от «бумажных» денег и привлечение новых средств, таких как электронные деньги, пластиковые карточки, безналичные расчёты. Это позволяет уменьшить реальную денежную массу на рынке, повысить скорость денежного оборота, а так же снизить рост инфляции.

Таким образом, можно судить о том, что резкое повышение скорости оборота денежных средств характеризует резкое увеличение денежной массы в экономике (эмиссию денежных знаков со стороны Национального банка), что предшествует инфляционным процессам.

Сложность проведения денежно-кредитной политики в нашей стране на данном этапе, по моему мнению, обусловлена не только мировым экономическим кризисом, но и самой национальной денежной единицей, которая не является конвертируемой в других странах и для расчёта государство использует иностранную валюту, тем самым поддерживая экономику других стран.

Большое значение для  экономики Республики Беларусь имеет деноминация. Ведь сам факт использования в зарплатах и ценах миллионов и тысяч рублей не вызывает доверия к национальной денежной единице. Один доллар стоит 8 тыс. рублей, что отражает уровень «национального достоинства». В стране самая высокая девальвация и инфляция в СНГ, и это пора исправлять. Отнесение сроков проведения деноминации на 2014 год не имеет каких-то серьезных оснований. Деноминацию в стране имеет смысл проводить как раз именно тогда, когда переход к плавающему курсу состоялся и жесткая денежно-кредитная политика фактически сбила инфляцию.

Долларизация и инфляция в Беларуси тесно взаимосвязаны. Растущая долларизация автоматически ведёт к инфляции, поскольку спрос на дополнительное «финансовое богатство», измеряемое в долларах, ведёт к девальвации по причине недостаточного предложения иностранной валюты. Девальвация вызывает рост цен на импортируемую продукцию, снижает реальный располагаемый доход и создаёт предпосылки для повышения номинальной заработной платы, что необходимо для компенсации потерь реального дохода. На определённом этапе девальвация автоматически ведёт к росту номинальной заработной платы, поскольку в противном случае реальный доход сократится до недопустимо низкого уровня. Таким образом, девальвация и номинальный рост заработной платы стимулируют друг друга и приводят в действие инфляционную спираль «девальвация – зарплата – цены».

Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий:

- активизация рынка корпоративных бумаг;

- расширение спектра инструментов фондового рынка;

- проведение денежной реформы, направленной на деноминацию белорусского рубля;

- развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);

- активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведённого исследования можно сделать  следующие выводы:

Денежное обращение представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет) в спросе. Денежное обращение поэтому обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Поэтому денежное обращение - это кровеносные сосуды для финансовой системы.

Стабилизация денежного обращения необходима в той мере, в которой она создает условия для сбалансированного и устойчивого экономического роста. Государственное регулирование денежного обращения должно способствовать обеспечению экономического роста.

Регулирование денежного оборота осуществляется посредством проведения денежно-кредитной (монетарной) политики, проводимой государством в лице центрального банка. Целью денежно-кредитного регулирования является поддержание покупательской способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.

Макроэкономические  показатели развития Республики Беларусь к началу XXI ст. были весьма неутешительны. Беларусь в 90-е гг. XX ст. характеризовалась отсутствием четкой долгосрочной стратегической программы реформирования национальной хозяйственной системы, также не были определены и отрегулированы базисные отношения собственности. Вместо реформ правительство и Национальный банк Беларуси фактически занимались эмиссий денег и тем самым финансировали неплатежеспособные государственные предприятия. Инфляция в стране выражалась трех и четырехзначными цифрами.

В 2011году национальная экономика столкнулась с неблагоприятным  воздействием ряда факторов как монетарного, так и немонетарного характера. Среди них можно выделить существенную девальвацию белорусского рубля, резкое ускорение инфляции, длительный период неопределенности на внутреннем валютном рынке, отток из банков средств населения в национальной и иннстранной валютах, рост удельного веса проблемных активов клиентов, снижение международных рейтингов и пр. В условиях множественности обменных курсов на валютном сегменте финансового рынка имели место уход многих сделок в “тень”, снижение степени ликвидности рынка межбанковского кредитования. Инфляция в 2011 г. достигла самого высокого уровня за последние 11 лет. Основной целью денежно-кредитной политики Национального банка совместно с экономическими мерами Правительства в 2012 г. определено снижение инфляции до 19—22%. При этом Национальный банк продолжает проводить курсовую политику в режиме “управляемого плавания” и не принимает никаких жестких ориентиров по величине обменного курса.

Национальный банк совместно  с Правительством должен в первую очередь сосредоточиться на решении задачи, снизить прирост потребительских цен в 2013 г. до 10—12%. Успешность достижения заявленной цели будет во многом зависеть от степени жесткости монетарной и бюджетно-налоговой политики. Процентная политика Национального банка должна быть направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике.

Большое значение для  экономики Республики Беларусь имеет  деноминация. Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.

 

СПИСОК использованных источников

 

  1. Алымов Ю.М. Эффективность монетарной политики как условие устойчивого экономического роста //Банковский вестник/ - 2010.- №6. - С. 5 – 9
  2. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 411-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.07.2008 г., № 372-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 20.09.2012.
  3. Бриштелев А.С. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь //Банковский вестник/ 2005 - №1. - С. 26 – 31
  4. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева [и др.]; под ред. Проф. Г.И. Кравцовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. -444с.
  5. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов / под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт – Издат, 2007 – 620с.
  6. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов / под ред. О.И. Лаврушина. – Изд. 3е, перераб. и дополненное – М.: Кнорус, 2006 – 560с.
  7. Жаботинская Е.И. Экономика и банковский сектор. // Деньги и кредит. – 2003. - № 2. – С.27-31.
  8. Калечиц Д. К вопросу взаимосвязей инфляции, денег и реального выпуска //Банковский вестник/ 2010 - № 6 С. 10-13
  9. Калечиц С. Монетарная политика и экономический рост/ Банковский вестник/ 2009 № 11 - С. 16 – 20.
  10. Организация деятельности центрального банка. / Под ред. С. С. Ткачук. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 295 с.
  11. Республика Беларусь в цифрах. – Мн, 2012. – 476 с.
  12. Статистический ежегодник РБ. – Мн, 2012. – 453 с.
  13. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.:Мисанта, 2003. – 512с.
  14. Тихонов А. /Денежно-кредитная система Республики Беларусь. Ретроспективный анализ //Банковский вестник/ 2009 - № 5 С.26-32
  15. Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2011 г. № 591 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год».
  16. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт-М, 2001. – 543с.



Информация о работе Методы стабилизации денежного обращения