Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:53, курсовая работа
Экономические мотивы стабилизации денежного оборота связанны с острой необходимостью обеспечения сбалансированности экономики; нормальных пропорций между производством и обменом, без чего невозможна социальная ориентация экономики; достижения оптимальной величины (доли) необходимого продукта, с тем чтобы он стимулировал повышение производительности труда, эффективное использование мощного потенциала высококачественной рабочей силы, которая еще сохранила национальную психологию.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 7
1.1. Сущность и структура денежного оборота………………………………....7
1.2. Методы стабилизации денежного обращения 9
1.3. Методы проведения денежных реформ 23
2. СТАБИЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
2.1. Тенденции развития методов стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 1991-2010 гг…………………………………………..27
2.2. Методы стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 2011-2012 гг……………………………………………………………………………32
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Главными из них выступают денежная масса, которая присутствует на рынке; учётная ставка (ставка рефинансирования); нормы обязательных резервов; налоговая политика; курсовая политика; развитие электронных платёжных средств, а так же действия государства по смягчению антициклических колебаний в экономике.
На скорость оборота наличных денег влияет множество факторов, в частности склонность населения к сбережению; способы мобилизации этих сбережений; совпадение сроков получения наличных денег и их расходование; покупки-продажи на организованном и неорганизованном рынках; наличие товаров, платных услуг, их качество; размеры лимитов касс предприятий, организаций; процессы, происходящие на денежных, финансовых рынках, и др. Замедление скорости оборота наличных денег может потребовать дополнительного выпуска денег в обращение. Ускорение возврата денег в кассы банков, наоборот, сократит их выпуск. Денежный оборот способствует формированию доходов и расходов населения, позволяет прогнозировать и моделировать процессы инфляции. Основными на данный момент способами влияния на скорость оборота денежных средств – это частичный отказ от «бумажных» денег и привлечение новых средств, таких как электронные деньги, пластиковые карточки, безналичные расчёты. Это позволяет уменьшить реальную денежную массу на рынке, повысить скорость денежного оборота, а так же снизить рост инфляции.
Таким образом, можно судить о том, что резкое повышение скорости оборота денежных средств характеризует резкое увеличение денежной массы в экономике (эмиссию денежных знаков со стороны Национального банка), что предшествует инфляционным процессам.
Сложность проведения денежно-кредитной политики в нашей стране на данном этапе, по моему мнению, обусловлена не только мировым экономическим кризисом, но и самой национальной денежной единицей, которая не является конвертируемой в других странах и для расчёта государство использует иностранную валюту, тем самым поддерживая экономику других стран.
Большое значение для экономики Республики Беларусь имеет деноминация. Ведь сам факт использования в зарплатах и ценах миллионов и тысяч рублей не вызывает доверия к национальной денежной единице. Один доллар стоит 8 тыс. рублей, что отражает уровень «национального достоинства». В стране самая высокая девальвация и инфляция в СНГ, и это пора исправлять. Отнесение сроков проведения деноминации на 2014 год не имеет каких-то серьезных оснований. Деноминацию в стране имеет смысл проводить как раз именно тогда, когда переход к плавающему курсу состоялся и жесткая денежно-кредитная политика фактически сбила инфляцию.
Долларизация и инфляция в Беларуси тесно взаимосвязаны. Растущая долларизация автоматически ведёт к инфляции, поскольку спрос на дополнительное «финансовое богатство», измеряемое в долларах, ведёт к девальвации по причине недостаточного предложения иностранной валюты. Девальвация вызывает рост цен на импортируемую продукцию, снижает реальный располагаемый доход и создаёт предпосылки для повышения номинальной заработной платы, что необходимо для компенсации потерь реального дохода. На определённом этапе девальвация автоматически ведёт к росту номинальной заработной платы, поскольку в противном случае реальный доход сократится до недопустимо низкого уровня. Таким образом, девальвация и номинальный рост заработной платы стимулируют друг друга и приводят в действие инфляционную спираль «девальвация – зарплата – цены».
Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий:
- активизация рынка корпоративных бумаг;
- расширение спектра инструментов фондового рынка;
- проведение денежной реформы, направленной на деноминацию белорусского рубля;
- развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);
- активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор.
В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Денежное обращение представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет) в спросе. Денежное обращение поэтому обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Поэтому денежное обращение - это кровеносные сосуды для финансовой системы.
Стабилизация денежного обращения необходима в той мере, в которой она создает условия для сбалансированного и устойчивого экономического роста. Государственное регулирование денежного обращения должно способствовать обеспечению экономического роста.
Регулирование денежного оборота осуществляется посредством проведения денежно-кредитной (монетарной) политики, проводимой государством в лице центрального банка. Целью денежно-кредитного регулирования является поддержание покупательской способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.
Макроэкономические показатели развития Республики Беларусь к началу XXI ст. были весьма неутешительны. Беларусь в 90-е гг. XX ст. характеризовалась отсутствием четкой долгосрочной стратегической программы реформирования национальной хозяйственной системы, также не были определены и отрегулированы базисные отношения собственности. Вместо реформ правительство и Национальный банк Беларуси фактически занимались эмиссий денег и тем самым финансировали неплатежеспособные государственные предприятия. Инфляция в стране выражалась трех и четырехзначными цифрами.
В 2011году национальная
экономика столкнулась с
Национальный банк совместно с Правительством должен в первую очередь сосредоточиться на решении задачи, снизить прирост потребительских цен в 2013 г. до 10—12%. Успешность достижения заявленной цели будет во многом зависеть от степени жесткости монетарной и бюджетно-налоговой политики. Процентная политика Национального банка должна быть направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике.
Большое значение для экономики Республики Беларусь имеет деноминация. Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.