Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:53, курсовая работа
Экономические мотивы стабилизации денежного оборота связанны с острой необходимостью обеспечения сбалансированности экономики; нормальных пропорций между производством и обменом, без чего невозможна социальная ориентация экономики; достижения оптимальной величины (доли) необходимого продукта, с тем чтобы он стимулировал повышение производительности труда, эффективное использование мощного потенциала высококачественной рабочей силы, которая еще сохранила национальную психологию.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 7
1.1. Сущность и структура денежного оборота………………………………....7
1.2. Методы стабилизации денежного обращения 9
1.3. Методы проведения денежных реформ 23
2. СТАБИЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
2.1. Тенденции развития методов стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 1991-2010 гг…………………………………………..27
2.2. Методы стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 2011-2012 гг……………………………………………………………………………32
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Рассмотрим этапы формирования денежно-кредитной системы Республики Беларусь более подробно.
Начальный этап институциональной трансформации ДКС Республики Беларусь (с начала 1990-х гг. до 1994 г.). В начале 1992 г. была осуществлена либерализация цен, установлена котировка иностранных валют к бывшему союзному (ставшему российским) рублю, банки стали принимать депозиты в иностранной валюте. Два года подряд потребительские цены увеличивались более чем в 20 раз. Коэффициент монетизации, отражающий масштаб ресурсной базы банковской системы, сократился практически на порядок.
Выход из гиперинфляции (1995 г.). В конце 1994 г. Национальный банк установил ставку рефинансирования на уровне 480% годовых, что было сопоставимо с месячным темпом инфляции. Это резко повысило спрос на белорусские рубли со стороны банков, нефинансового сектора и позволило относительно быстро стабилизировать валютный курс. В течение 1995 г. значительно снизился коэффициент долларизации, а темпы инфляции сократились с более 20% в месяц до менее 5%. В целом за 1995 г. цены возросли примерно в 3,4 раза, что по сравнению с 1994 г., когда они возросли более чем в 20 раз, было неплохим результатом [14, с. 29].
Нарастание дисбалансов в денежной системе при положительных темпах роста экономики (1996—1999 гг.). Достигнутая стабилизация денежно-кредитной сферы продолжалась в 1996 г. В 1996 г., и в последующие годы продолжалась накачка экономики деньгами, осуществлялось льготное кредитование отдельных отраслей. Следует подчеркнуть, что сочетание подобной квазибюджетной деятельности банковской системы с особенностями налогово-бюджетной сферы можно назвать довольно парадоксальным.
По сути, банковская система выполняла функцию субсидирования отдельных отраслей реального сектора экономики, который в целом нес повышенную налоговую нагрузку.
Дедолларизация (2000— 2006 гг.). Национальный банк Республики Беларусь в 2000 г. осуществил ряд стабилизационных мер, в некотором смысле аналогичных тем, которые предпринимались в 1994 г. Прежде всего была обеспечена положительная доходность процентных операций в белорусских рублях. В феврале 2000 г. ставка рефинансирования была повышена до 175% годовых, а в течение июня — сентября этого же года Национальный банк довел официальный курс белорусского рубля до рыночных котировок (на начало данного периода вторые превышали первые более чем в 3 раза). 14 сентября 2000 г. был осуществлен переход к единому курсу на уровне 1180 бел. руб. за 1 долл. США. Это положительно повлияло на ситуацию в денежно-кредитной сфере, особенно начиная с 2001 г. Началась дедолларизация экономики.
Современный этап (начиная с 2007 г.). До 2006 г. стабилизационная политика, носившая экстенсивный характер, приносила положительные результаты. В 2011 г. положение изменилось. Началось ускорение инфляции, которая достигла своего исторического минимума в 2011 г. Начался медленный процесс обратной долларизации экономики. Соответствующий коэффициент после снижения в течение шести лет начал возрастать.
Стабильность национальной валюты к доллару США сохранялась на протяжении четырех лет (на 1 января 2005 г. - 2170, на конец 2008 г. - 2200 белорусских рублей за 1 доллар США). Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования. С 1 января 2009 г. Национальный банк осуществил резкую девальвацию белорусского рубля к доллару США (на 20%). Была повышена ставка рефинансирования с 10,25% годовых до 14% годовых [8, с. 11].
Макроэкономические показатели развития Республики Беларусь к началу XXI ст. были весьма неутешительны. Фактически некоторые негативные экономические процессы приобрели почти необратимый характер. Беларусь в 90-е гг. XX ст. характеризовалась отсутствием четкой долгосрочной стратегической программы реформирования национальной хозяйственной системы, также не были определены и отрегулированы базисные отношения собственности.
Вместо реформ
правительство и Национальный банк
Беларуси фактически занимались эмиссий
денег и тем самым
К началу XXI ст. в экономике Беларуси исчезли многие негативные явления, которые были присущи ей в 90-х гг. прошлого столетия. В частности, были устранены сверхвысокие темпы роста инфляции, остановлено резкое падение обменного курса национальной денежной единицы, исчезла явная стагнация производства и т. д. (рис. 2.1). В основном все это было достигнуто не столько экономическими (рыночными) методами, сколько жестким значительным государственным вмешательством в функционирование национальной экономики.
Рис. 2.1 Динамика инфляции в Республике Беларусь
Начиная с 2001 года в республике Национальным банком проводится политика, приоритетной целью которой является обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. Темпы девальвации белорусского рубля последовательно снижались, а в последние годы он даже несколько укреплялся.
Наращивание объёма наличной денежной массы, приведшее к безудержному росту цен – инфляции, соответственно привело к снижению покупательной способности белорусского рубля (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Динамика покупательной способности бел. руб. за период 2005-2012 гг.
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Розничный товарооборот (млрд. руб.) |
24 |
29,5 |
36,3 |
48,2 |
52 |
64,9 |
112,9 |
118,9 |
Налично-денежная масса (трлн. руб.) |
1,99 |
2,8 |
3,3 |
3,84 |
3,65 |
4,5 |
6,7 |
10,3 |
Покупательная способность бел. руб. |
14,070 |
10,536 |
11,0 |
12,552 |
14,247 |
14,422 |
16,851 |
10,573 |
Как видно из данных табл. 2.1, покупательная способность бел. руб. снизилась почти на 40 %, в чем проявляется безудержное наращивание наличной денежной массы (без учета динамики объема реального производства) и, соответственно, рост цен (рост инфляции).
Еще одной особенностью денежного оборота Беларуси в переходных условиях является относительно значительная долларизация. Степень долларизации экономики Беларуси постепенно сокращается. Тем не менее, по меркам экономически развитых государств, в настоящее время доля активов населения в иностранной валюте все еще высока и составляет более 33 %. Это свидетельствует о высокой потенциальной способности обменного курса воздействовать на бухгалтерские балансы банков в случае значительной девальвации или ревальвации. Степень долларизаци экономики в Республике Беларусь особенно возросла после девальвации 2011 года, что обусловлено паникой среди населения.
Важнейшей особенностью денежного рынка Республики Беларусь является низкая степень монетаризации. Она составляет по разным оценкам от 56 до 70 %. В развитых странах Запада оп не превышает 10 %.
Кроме этого, на денежном рынке Республики Беларусь наблюдается значительная зависимость от валютного курса и валютной выручки. Так в первой половине 2012 года наблюдалось превышение спроса над предложением по белорусским рублям. Это было обусловлено значительной экспортной выручкой белорусских предприятий. В результате этого курс доллара только потому оставался на уровне 8000-8300, что Национальный банк Республики Беларусь скупал излишние доллары США. В тоже время в натоящее время валютная выручка белорусских предприятий резко уменьшилась. В результате спрос на белорусские рубли резко упал.
В 2011году национальная экономика столкнулась с неблагоприятным воздействием ряда факторов как монетарного, так и немонетарного характера. Среди них можно выделить существенную девальвацию белорусского рубля, резкое ускорение инфляции, длительный период неопределенности на внутреннем валютном рынке, отток из банков средств населения в национальной и иннстранной валютах, рост удельного веса проблемных активов клиентов, снижение международных рейтингов и пр. В условиях множественности обменных курсов на валютном сегменте финансового рынка имели место уход многих сделок в «тень», снижение степени ликвидности рынка межбанковского кредитования.
Инфляция в 2011 г. достигла самого высокого уровня за последние 11 лет, при этом рост цен в различных секторах экономики и регионах республики был неравномерен. Низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты являются важнейшими условиями стабильного экономического развития страны.
Среди наиболее значимых мер можно отметить: отказ от эмиссионного кредитования государственных программ. Национальный банк с 1 июня 2011 г. полностью прекратил кредитование госпрограмм за счет эмиссионных ресурсов. Соответствующее обязательство закреплено в соглашении с Антикризисным фондом ЕврАзЭС.
Рефинансирование банков осуществляется исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости Национальный банк осуществляет изъятие ликвидности для недопущения избыточного роста денег в экономике.
Поддержание положительного уровня реальных процентных ставок. В частности, это потребовало резкого повышения номинальных процентных ставок во второй половине 2011 г.
Ставка рефинансирования Национального банка была повышена с 10,5% годовых на 1 января 2011 г. до 45% годовых на 1 января 2012 г. Средние процентные ставки межбанковского рынка были повышены с 10,6% годовых в декабре 2010 г. до 62,3% годовых в декабре 2011 г.
Использование гибкого механизма курсообразования. Система курсообразования, при которой на каждый год устанавливались жесткие границы колебаний обменного курса, сегодня, в условиях высокой мировой нестабильности, не позволяет адекватно реагировать на изменения внешних условий и сохранять сбалансированность экономики. В то же время гибкий режим курсообразования позволяет обменному курсу реагировать на изменение внешнеэкономической конъюнктуры, осуществляя автоматическую корректировку внешнеэкономических дисбалансов.
Поэтому Национальный банк стремился постепенно повышать гибкость обменного курса. В 2011 г. был осуществлен переход к режиму “управляемого плавания”.
В рамках данного режима обменный курс белорусского рубля формируется при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Валютные интервенции проводятся Национальным банком в ограниченном объеме и исключительно в целях сдерживания резких колебаний курса.
При этом устойчивость обменного курса поддерживается не напрямую — за счет валютных интервенций Национального банка, а косвенно — за счет мер эмиссионной и процентной политики.
Основной целью денежно-кредитной политики Национального банка совместно с экономическими мерами Правительства в 2012 г. определено снижение инфляции до 19—22% [15].
При этом Национальный банк продолжает проводить курсовую политику в режиме “управляемого плавания” и не принимает никаких жестких ориентиров по величине обменного курса. Вместе с тем поддержание внутренней стабильности национальной валюты — низкой инфляции — создаст фундаментальные предпосылки для обеспечения ее внешней устойчивости — стабильности обменного курса.
Национальный банк совместно с Правительством должен в первую очередь сосредоточиться на решении задачи, снизить прирост потребительских цен в 2013 г. до 10—12%. Успешность достижения заявленной цели будет во многом зависеть от степени жесткости монетарной и бюджетно-налоговой политики.
Процентная политика Национального банка должна быть направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике.
При этом важно учитывать сохраняющиеся высокие инфляционные и девальвационные ожидания, а также наличие определенных рисков во внешнем секторе, поэтому не следует ожидать быстрого снижения номинальных процентных ставок в экономике для увеличения объемов кредитования реального сектора.
Процентная политика должна быть взвешенной, направленной в первую очередь на поддержание монетарной стабильности и обеспечение сбалансированного развития экономики. Следует учитывать интересы как заемщиков, так и вкладчиков. Только в этом случае будут созданы условия, необходимые для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.
Национальный банк должен проводить жесткую эмиссионную политику. Рефинансирование банков будет осуществляться исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности.
В 2013 г. Национальный банк и Правительство Республики Беларусь должны продолжить реализацию мер, направленных на постепенное доведение золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны. Задача-минимум — не допустить снижения резервов.
Для наращивания финансового потенциала и повышения степени устойчивости ДКС Республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике.
Главной предпосылкой перехода в перспективе к более эффективному монетарному режиму является достижение сбалансированности внешнеторговых и финансовых потоков, обеспечивающее должную стабильность обменного курса без систематических валютных операций Национального банка. Это также важно для создания достаточного объема золотовалютных резервов, повышающих экономическую безопасность страны. Эволюционный переход в среднесрочной перспективе к такому режиму монетарной политики обеспечит повышение его прозрачности, будет способствовать росту доверия к этой политике со стороны субъектов экономики.
С целью регулирования скорости денежного обращения и недопущения главным образом инфляции, роста активов и благосостояния государство должно постоянно регулировать эти макроэкономические показатели.