Методы стабилизации денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Экономические мотивы стабилизации денежного оборота связанны с острой необходимостью обеспечения сбалансированности экономики; нормальных пропорций между производством и обменом, без чего невозможна социальная ориентация экономики; достижения оптимальной величины (доли) необходимого продукта, с тем чтобы он стимулировал повышение производительности труда, эффективное использование мощного потенциала высококачественной рабочей силы, которая еще сохранила национальную психологию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 7
1.1. Сущность и структура денежного оборота………………………………....7
1.2. Методы стабилизации денежного обращения 9
1.3. Методы проведения денежных реформ 23
2. СТАБИЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
2.1. Тенденции развития методов стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 1991-2010 гг…………………………………………..27
2.2. Методы стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 2011-2012 гг……………………………………………………………………………32
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

курс методы стабилиз.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Антиинфляционные мероприятия  в денежно-кредитной сфере, меры денежных властей по снижению инфляции реализуются в рамках рестрикционной денежно-кредитной политики. Она включает ограничение эмиссии денег центральным банком, а также применение общих и селективных методов денежно-кредитного регулирования, направленных на уменьшение объемов кредитования экономики и ограничение денежной массы.

Обычно денежно-кредитная  политика влияет на темпы инфляции через воздействие на спрос на внутреннем рынке. Рестрикционные мероприятия (повышение учетной ставки и нормы  обязательных резервов, продажа государственных ценных бумаг центральным банком) приводят к ограничению ресурсов банковской системы, используемых для кредитования, и росту рыночных процентных ставок (политика «дорогих денег»).

Центральный банк может  также предпринимать меры по стимулированию роста объемов срочных денежных вкладов и снижению в структуре денежной массы доли наиболее ликвидных активов. Это приведет к замедлению скорости оборота денег, что аналогично к уменьшению денежной массы в обращении. В результате сократится внутренний спрос, возрастут товарно-материальные запасы в реальном секторе экономики. Это заставляет хозяйствующие субъекты пересматривать свои планы производства и политику ценообразования в сторону их снижения — темпы роста объема производства и инфляции замедляются.

Одной из главных проблем  проведения эффективной антиинфляционной денежно-кредитной политики в настоящее  время является определение ее целевых  ориентиров.

Важность правильного  определения промежуточных монетарных целей обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, для органов денежно-кредитного регулирования невозможно прямое достижение конечных целей денежно-кредитной политики (к ним обычно относят экономический рост, высокий уровень занятости населения, стабильность цен, равновесие платежного баланса и т.д.). Во-вторых, довольно сложно оценить эффективность мер денежно-кредитного регулирования на основе наблюдений только за конечными целями, так как воздействие на них денежно-кредитной политики происходит с лагом времени. Кроме того, промежуточные цели обычно таргетируются, чтобы снизить инфляционные ожидания экономических агентов и соответствующим образом скорректировать их решения относительно цен на товары и услуги.

При проведении денежно-кредитной  политики применяются в основном следующие промежуточные цели:

- показатели денежной  массы (в зависимости от страны  — денежная база, М1, М2, М3 или  другие показатели);

- рыночные ставки процента;

- валютный курс [16, с. 197].

Критериями их выбора являются измеримость, управляемость, предсказуемость влияния на конечные цели.

Каждая из этих промежуточных, целей денежно-кредитной политики имеет свои преимущества и недостатки. Так, к преимуществам денежной массы  традиционно относили существование  на долгосрочных временных интервалах достаточно прочной и устойчивой связи между динамикой ее отдельных агрегатов и динамикой рыночных цен.

Недостатком денежной массы  является невозможность полного  контроля за ее динамикой со стороны  центрального банка, особенно за агрегатами более широкими, чем М1. Центральный банк не может полностью регулировать прирост денежной массы даже за счет внутренних факторов, не говоря уже о внешних (например, он не может достаточно эффективно контролировать воздействие международных финансовых рынков). Кроме того, эффективность использования денежных агрегатов снижается в условиях колебания спроса на деньги и нестабильности скорости оборота денег.

Целевые показатели по процентным ставкам в настоящее время  применяются достаточно редко. Преимуществом  процентных ставок в качестве промежуточных целей денежно-кредитной политики является то, что их динамика легко доступна для наблюдения, их можно использовать при крайне неустойчивом спросе на деньги (когда динамика денежной массы не коррелирует с динамикой инфляции).

 

В то же время на рыночные процентные ставки центральные банки воздействуют в основном опосредованно, причем их воздействие не является основным фактором формирования рыночных ставок. К тому же регулирование центрального банка оказывает лишь краткосрочное воздействие на уровень рыночных процентных ставок и почти не влияет на формирование долгосрочных ставок процента. Кроме того, центральный банк может воздействовать на номинальные ставки процента, в то время как для принятия инвестиционных решений важна величина реальной процентной ставки, которая во многом зависит от инфляционных ожиданий, на которые трудно повлиять.

Страны с малой открытой экономикой, развивающиеся страны и  страны с переходной экономикой в  качестве промежуточной цели денежно-кредитной  политики достаточно успешно используют валютный курс, который с разной степенью жесткости фиксируется по отношению к стабильной иностранной валюте или корзине валют. Привязка обменного курса может осуществляться различными способами: формальная фиксация валютного курса, подвижная привязка (режим, при котором устанавливаются темпы снижения обменного курса), привязка с широким валютным коридором и т.д. Наиболее жестким вариантом привязки обменного курса является политика валютного управления, которая будет рассмотрена далее.

Преимуществами обменного  курса как опорного показателя являются его наглядность (информация о его  динамике постоянно доступна и понятна  всем экономическим агентам), а также  непосредственная взаимосвязь с  уровнем внутренних цен (в открытой экономике). Стабилизация валютного курса снижает инфляционные ожидания, укрепляет доверие к национальной денежной единице.

Однако длительная фиксация номинального валютного курса, если для этого нет соответствующих  экономических условий, может привести к развитию кризисных явлений в денежно-кредитной и валютной сферах, негативно повлиять на платежный баланс страны. Следует также иметь в виду, что чем жестче фиксация, тем больше проводимая денежно-кредитная и финансовая политика государства подчиняется целям валютной политики: регулирование денежного предложения, конъюнктуры финансовых рынков, дефицита госбюджета и расходов государства должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить стабилизацию не только номинального, но и реального курса национальной валюты. При проведении такой стабилизационной политики монетарные органы ограничены в выборе мер денежно-кредитного регулирования.

В последнее десятилетие  в качестве целевого ориентира денежно-кредитной  политики в ряде стран, главным образом  развитых, стали использовать уровень внутренних цен. Отказ от применения промежуточных опорных показателей и переход к прямому таргетированию инфляции был связан с тем, что глобализация и либерализация финансовых рынков, в том числе валютных, привели к усилению воздействия внешних факторов на внутреннее денежное обращение. В этих условиях использование в качестве целевых ориентиров денежно-кредитной политики тех или иных денежных агрегатов или валютного курса оказалось недостаточно эффективным, не гарантировало достижение конечной цели денежно-кредитного регулирования — стабильности цен.

К преимуществам таргетирования инфляции можно отнести: понятность и наглядность целей органов  денежно-кредитного регулирования  населению и участникам рынков; возможность  проводить более гибкую денежно-кредитную политику, свободную от обязательств по выбору и достижению промежуточных целей. Центральный банк сосредоточивает свои усилия на достижении стабильности цен как основной цели денежно-кредитной политики (приоритетной по отношению к таким ее конечным целям, как экономический рост, высокая занятость и т.д.). Для этого он может использовать весь инструментарий денежно-кредитного регулирования в зависимости от конкретной макроэкономической ситуации.

 

При таргетировании инфляции действия центрального банка, не связанные конкретной промежуточной целью, могут быть направлены и на регулирование денежного предложения, и на регулирование валютного курса — в зависимости от того, динамика какого показателя на данном временном отрезке более тесно коррелирует с темпами инфляции. Такая политика позволяет более прагматично подходить к денежно-кредитному регулированию, используя различные теоретические концепции и мировой опыт антиинфляционного регулирования в зависимости от складывающихся экономических условий.

Однако достичь целевых  ориентиров инфляции при проведении денежно-кредитной политики достаточно сложно, так как инфляция напрямую не контролируется центральным банком (в отличие, например, от некоторых  денежных агрегатов). В ходе денежно-кредитного регулирования повышается вероятность ошибок (так как движение цен реагирует на регулирующие мероприятия со значительным опозданием), а это может подорвать доверие к проводимой политике. Кроме того, ужесточение денежно-кредитного регулирования при достижении целевых ориентиров инфляции может привести к снижению темпов экономического роста, увеличить безработицу, привести к другим негативным социальным последствиям.

При таргетировании инфляции в качестве целевого ориентира чаще всего выступает индекс потребительских цен, который является основным показателем инфляции, понятен населению и в связи с этим более всего подходит для воздействия на инфляционные ожидания. Однако существуют различия во мнениях, какие показатели инфляции следует использовать и какие изменения индексов цен считать допустимыми, — то есть что понимать под стабильностью цен.

В последние годы растет число сторонников точки зрения, что даже самая умеренная инфляция имеет долгосрочные негативные последствия  для экономики. Соответственно в  качестве целевого ориентира некоторыми экономистами предлагается нулевая инфляция, то есть отсутствие изменения таргетируемого индекса цен. Это предложение основывается на монетаристском представлении о равномерном распространении денежных колебаний в экономике.

Противники этой точки  зрения считают, что цены неодинаково  реагируют на денежно-кредитное  регулирование — на практике цены на разные товары и услуги растут разными  темпами. Следовательно, для достижения нулевой инфляции необходимо, чтобы  рост цен на одни товары компенсировался снижением цен на другие товары, а этого очень сложно достичь. Как правило, критики нулевой инфляции придерживаются мнения, что умеренная инфляция (до 5—6 % в год) не наносит серьезного ущерба экономике и издержки ужесточения денежно-кредитной политики для ее снижения будут больше, чем положительный эффект от отсутствия инфляции.

Существуют различные  подходы не только к выбору целевых  ориентиров, но и к способам проведения денежно-кредитной политики. В частности, выделяют дискреционную денежно-кредитную политику и автоматическую денежно-кредитную политику, то есть политику, осуществляемую в рамках заранее определенных правил.

При проведении дискреционной  денежно-кредитной политики центральный  банк обладает полной свободой действий: в зависимости от экономической ситуации он сам определяет направление (экспансия или рестрикция), степень жесткости и методы денежно-кредитного регулирования. По мнению сторонников данного подхода, такая свобода необходима для того, чтобы центральный банк для достижения установленных целевых ориентиров имел возможность быстро и адекватно реагировать на изменения экономической ситуации. При этом он может использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитного регулирования.

Автоматическая денежно-кредитная политика проводится центральным банком согласно ранее установленным законам и правилам, по большей части независимо от существующей экономической ситуации. Сторонниками такого подхода являются экономисты, придерживающиеся монетаристских воззрений. Они считают, что современная рыночная экономика по своей природе является стабильной и саморегулирующейся, поэтому частое изменение темпов роста денежной массы будет отрицательно влиять на уровень инфляции, не оказывая реального воздействия на экономический рост. Кроме того, по их мнению, воздействие мер денежно-кредитного регулирования на конечные цели проявляется со значительным опозданием, а к тому времени экономическая ситуация может измениться коренным образом. В этом случае регулирующие мероприятия дадут результат, далекий от ожидаемого.

Наиболее известное  правило автоматической денежно-кредитной  политики утверждает, что увеличение денежной массы (денежная эмиссия) должно происходить постоянно и равномерно, независимо от колебаний конъюнктуры. Темпы этого увеличения должны совпадать с ожидаемыми темпами роста реального производства в долгосрочной перспективе и обеспечивать сдерживание инфляции на уровне, приемлемом с точки зрения органов денежно-кредитного регулирования. Это стабилизирует обстановку, дисциплинирует правительство и экономических агентов, снижает инфляционные ожидания, так как известно, что предложение денежной массы не будет увеличиваться.

Одним из вариантов проведения автоматической денежно-кредитной  политики является "currency board" — "валютное управление". Политика валютного управления используется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой для борьбы с высокой инфляцией. Она включает:

- отказ от установления  целевых ориентиров денежно-кредитной политики; публичное объявление правил, предусмотренных режимом валютного управления;

- фиксацию обменного  курса национальной денежной  единицы по отношению к базовой  валюте (как правило, валюте развитой  страны с низкими темпами инфляции);

- полное покрытие валютными резервами центрального банка его денежной базы;

- автоматическое осуществление  эмиссии национальных денег только  при покупке базовой валюты;

- запрет на проведение  центральным банком дискреционных  операций (операций по денежно-кредитному  регулированию) [13, с. 235].

Таким образом, политика валютного управления предполагает отказ центрального банка от выполнения одной из основных своих классических функций — денежно-кредитного регулирования. Валютное управление позволяет в  наиболее простой форме решить проблему высокой инфляции, но его введение практически означает отказ государства от самостоятельной монетарной политики.

Информация о работе Методы стабилизации денежного обращения