Методы стабилизации денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Экономические мотивы стабилизации денежного оборота связанны с острой необходимостью обеспечения сбалансированности экономики; нормальных пропорций между производством и обменом, без чего невозможна социальная ориентация экономики; достижения оптимальной величины (доли) необходимого продукта, с тем чтобы он стимулировал повышение производительности труда, эффективное использование мощного потенциала высококачественной рабочей силы, которая еще сохранила национальную психологию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 7
1.1. Сущность и структура денежного оборота………………………………....7
1.2. Методы стабилизации денежного обращения 9
1.3. Методы проведения денежных реформ 23
2. СТАБИЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
2.1. Тенденции развития методов стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 1991-2010 гг…………………………………………..27
2.2. Методы стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 2011-2012 гг……………………………………………………………………………32
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

курс методы стабилиз.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Антиинфляционные мероприятия  государства по регулированию процессов ценообразования носят административный характер и могут быть направлены: на контроль над ценами в государственном секторе экономики, что способствует сдерживанию роста общего уровня цен; на законодательное определение пределов роста цен на отдельные товары или группы товаров; на использование антимонопольного законодательства для противодействия повышению цен в монополизированном секторе экономики и т.д.

Однако искусственное  занижение и сдерживание цен  способно дать положительный эффект только в краткосрочном периоде  и само по себе не может оказать  заметного влияния на развитие инфляционного процесса. Более того, рассматриваемые меры могут усугубить негативные социально-экономические последствия инфляции, поскольку препятствуют эффективному перераспределению ресурсов и стимулируют инфляционное перераспределение доходов.

Государственные органы осуществляют политику доходов с целью ограничения платежеспособного спроса населения путем прямого контроля одновременно заработной платы и цен. Ее применение аргументируется значительной ролью фактора роста издержек производства, и прежде всего заработной платы, в развитии инфляции. При этом профсоюзы рассматриваются как своего рода монополисты на рынке труда, которые необоснованно повышают цену рабочей силы. Контроль за ростом цен применяется для ограничения доходов предпринимателей и сдерживания роста заработной платы, если он не обусловлен соответствующим ростом производительности труда. Эффективность политики доходов в основном зависит от того, насколько действенным и стабильным будет сотрудничество государственных органов с профсоюзами и предпринимателями.

При проведении политики доходов могут применяться различные  методы: прямое "замораживание" заработной платы и цен; установление нормативных  пределов роста заработной платы  и цен; установление верхних пределов заработной платы только для государственного сектора с целью воздействия на частный сектор путем примера; введение налога на сверхнормативный фонд оплаты труда; применение системы поощрений и санкций (например, ставок налога) для соблюдения установленных пределов роста цен и заработной платы и т.д.

Эти мероприятия обычно носят краткосрочный характер, так  как негативно влияют на жизненный  уровень населения и встречают  достаточно сильное противодействие  профсоюзов. Кроме того, длительный контроль над заработной платой и ценами искажает рыночные ценовые ориентиры. Как уже отмечалось, для эффективного распределения ресурсов в экономике относительные цены и относительные ставки заработной платы должны изменяться. В связи с этим политика доходов должна осуществляться таким образом, чтобы при жестком ограничении общего уровня цен относительные цены могли изменяться, а это сделать очень трудно.

На коротком отрезке  времени негативные последствия  политики доходов будут относительно невелики, но чем дольше действуют  ограничения на заработную плату и цены, тем сильнее искажаются ценовые пропорции. В экономике появляются "узкие места" в виде дефицита отдельных товаров; вследствие этого после отмены ограничений нередко происходит нейтрализация сдерживающего эффекта за счет ускорения роста цен.

Таким образом, эффективность  политики доходов с позиций сдерживания  инфляции остается спорной, специалисты  считают, что существенную роль в  антиинфляционном регулировании политика доходов сыграла только в нескольких странах.

Как правило, политика доходов не рассматривается органами государственного регулирования как основной способ борьбы с инфляцией. Чтобы не вызвать значительного роста безработицы, ее проведение должно сопровождаться принятием мер по сокращению совокупного спроса.

При необходимости, наряду с использованием рассмотренных методов макроэкономической стабилизации для сдерживания инфляционных процессов, прибегают также к средствам валютной политики, в частности, к повышению курса национальной валюты, ограничению притока в страну "горячих денег" и т.п. Например, при наличии значительного активного сальдо платежного баланса ревальвация валюты приводит к относительному удешевлению импортных товаров, способствует уменьшению совокупного спроса и снижению деловой активности вследствие сокращения экспорта, то есть оказывает рестрикционное воздействие. Ограничение притока краткосрочных иностранных капиталов в страну также сдерживает расширение внутреннего денежного оборота.

Однако следует иметь в виду, что поддержание завышенного  обменного курса при продолжающемся возрастании внутренних цен и ухудшении платежного баланса может привести к значительному снижению ценовой конкурентоспособности национальных товаров и вытеснению их импортными, а при исчерпании валютных резервов — к вынужденной девальвации национальной денежной единицы, усугубляющей кризисное состояние экономики.

При развитии гиперинфляции  некоторые страны прибегают к  жесткой антиинфляционной политике, известной под названием "шоковая  терапия". Ее суть заключается в  резком ограничении темпов прироста денежной массы в обращении до нескольких процентов в месяц  на протяжении достаточно длительного периода времени (не менее года). Одновременно "замораживаются" заработная плата и все доходы населения или значительно сокращаются темпы их прироста, намного уменьшаются расходные статьи государственного бюджета. В результате быстро и резко сжимается совокупный спрос, темпы роста цен падают до нескольких процентов в месяц, устраняется фактор инфляционных ожиданий, и хозяйствующие субъекты начинают активно приспосабливаться к изменившейся экономической конъюнктуре. Безусловно, в силу своей жесткости политика "шоковой терапии" весьма болезненна для населения и экономики, но при решительном и грамотном проведении эффективно подавляет инфляцию, обеспечивает быстрый выход из экономического кризиса и создание реальных предпосылок для экономического роста.

1.3. Методы проведения денежных реформ

Устойчивость денег  означает длительное постоянство величины их меновой стоимости и выражается в определенном количестве товаров  и услуг, которые приходятся на денежную единицу. Чем длиннее период, в течение которого можно купить за одну и ту же сумму денег одинаковую массу товаров или услуг, тем выше устойчивость денег и тем лучше они выполняют свои функции.

Под денежной реформой понимают изменение денежной системы, направленное на упорядочение и стабилизацию денежного обращения в стране. В широком смысле слова это переход от одной денежной системы к другой, то есть введение в оборот новой денежной единицы, а в узком смысле — частичные изменения денежной системы.

 Необходимо учитывать,  что как средство борьбы с инфляцией денежная реформа не является самодостаточным мероприятием и для достижения долговременных положительных результатов должна проводиться параллельно с ужесточением финансовой и денежно-кредитной политики и сопровождаться антикризисными мерами, направленными на предотвращение спада производства [10, с. 84].

По методам проведения все денежные реформы делятся  на три типа:

- обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег. Например, в Греции в 1944 г. обмен производился в соотношении 1 новая драхма на 1 млрд старых;

- временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей. Подобные реформы проводились во Франции (1945 и 1948), в Бельгии (1944), Австрии (1945);

- сочетание первого и второго методов денежных реформ. Этот метод был использован в Западной Германии в 1948 г. и получил название «шоковой терапии». Методы «шоковой терапии» применялись в международной практике и в прошлом, и в настоящем, и, несмотря на существенные отличия отдельных ее вариантов, всё они включают три основных постулата. Первый — рыночные отношения являются единственным средством по излечению от всех бед и недостатков государственной экономики. Провозглашается необходимость более быстрого перехода к рыночной экономике, несмотря на все трудности и социальные издержки. Второй (центральный) — широкое использование свободного ценообразования. Третий — переход к рыночной экономике связан с неизбежным заметным снижением жизненного уровня населения и ростом безработицы.

В истории денежного  обращения известны следующие виды денежных реформ: переход от одного типа денежных систем к другому, или  от одного денежного товара к другому (примеры: от одного металла к другому, от биметаллизма к монометаллизму и от последнего к золотомонетному, золотослитковому, золотодевизному стандарту); замена монет или денежных знаков (пример: в 1695 году в Англии был принят закон, по которому все старые монеты, потерявшие свой первоначальный вес требовалось сдать для перечеканки в новые полновесные); изменения в системе эмиссии денег (пример: в 1913 году в США изменился порядок эмиссии денег и обеспечения банкнот. Право эмиссии от казначейства перешло к 12 резервным банкам ФРС, а банкноты стали выпускаться не под государственные ценные бумаги, а под обеспечение золотом (40%) и коммерческими векселями (60%)); образование новой денежной системы в связи с государственным переустройством (пример: после распада СССР появились новые денежные системы: Азербайджан на основе денежной единицы манат, Армения - драм, Грузия - лари, Казахстан - тенге, Киргизия - сом и др.).

Ведущими методами преодоления  последствий инфляционной нестабильности денежной системы стали методы нулификации, ревалоризации и реставрации. Самым распространенным из них является метод нулификации обесцененных денег. Нулификация означает деноминацию обесцененной денежной массы и замену ее новой укрупненной денежной единицей с одновременным перечислением в установленном порядке целесообразным соотношением как денежных знаков, так и всех цен, тарифов и заработной платы. То есть в процессе использования метода нулификации проводится изменение масштаба цен, расчетным способом определяется покупательная сила новой денежной единицы с учетом сбалансированности эмитированного количества новых денег с товарной массой. В прошлом, когда в обращении вращались полноценные деньги и разменные банкноты, обесцененные бумажные деньги законодательно определялись недействительными и провозглашалось возвращение к полноценным металлическим деньгам.

Противоположными по механизму действия являются методы ревалоризации и реставрации. Ревалоризация означает реализацию комплекса экономических преобразований для постепенного возобновления доинфляционной стоимости бумажных денег. Однако метод ревалоризации успешно действует тогда, когда инфляция только подняла покупательную способность денег, когда обесценивание денег охватило 40-60% их стоимости. Тогда политика ревалоризации становится сильным рычагом устранения инфляционных факторов, основанием динамического роста производства и повышения его эффективности при одновременном проведении мероприятий систематического изъятия из обращения обесцененных денег.

В условиях золотомонетного  обращения реставрация означает возобновление обмена банкнот на золото по их нарицательной стоимости.

Современными самыми распространенными методами проведения стабилизационных мероприятий стали  методы: девальвации, ревальвации и  проведения политики дефляции. В частности, причиной применения метода девальвации может быть выполнение платежного баланса с хроническим пассивным сальдо и означает официальное понижение стоимости денежной единицы или снижения курса национальных денег относительно иностранных валют или золота. Мировая практика использует два метода девальвации: открытой девальвации, когда обмен бумажных денег осуществляется на металлические монеты по курсу ниже номинала; скрытой девальвации, когда обмен бумажных денег осуществляется по номиналу, но с одновременным понижением весового количества металла в денежной единице.

Противоположным по своему действию является метод ревальвации. В прошлом он предусматривал увеличение золотого содержания национальной денежной единицы при условиях действия золотовалютного стандарта, а в настоящее время - повышение стоимости денежной единицы относительно курсов других валют. Ревальвация означает рост цен экспортных товаров в иностранной валюте и снижения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Стабилизацию национальной валюты можно начать с традиционной для многих стран политики дефляции. Дефляция означает процесс изъятия из обращения определенной части избыточной массы денег вплоть до возобновления товарно-денежного равновесия.

 

2. стабилизация денежного оборота В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ                                                                 

2.1. Тенденции развития методов стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 1991-2010 гг.

 

С мая 1992 года белорусской национальной денежной единицей стал белорусский рубель, приравненный к 10 рублям СССР. Рубль оставался в обращении до 1 июня 1994 года, и только с этого момента Национальный банк объявил единственным и законным средством платежа белорусский рубель.

В августе  этого же года была осуществлена деноминация  рубля: в 10 раз сократились все виды активов и пассивов, цены, тарифы, а также поступления и доходы, в том числе населения. С января 1995 года в Беларуси прекращено наличное обращение американского доллара и другой СКВ.

В 2000 году и  в Беларуси были выпущены новые деньги, при этом была проведена деноминация. Как и на российских банкнотах 1997 года, на белорусских денежных знаках 2000 года дизайн абсолютно не изменился, на них только убрали три нуля и проставили год "2000".

Таким образом, с 1 января 2000 года в Беларуси введены  в обращение новые банкноты номиналами 1, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1 000 и 5 000 руб., которые соответствовали старым выпускам номиналами 1 000, 5 000, 20 000, 50 000, 100 000, 500 000, 1 000 000 и 5 000 000 белорусских рублей. Пробел в номинальном ряду был восполнен: появились 10 руб. (хотя банкнота номиналом 10 000 руб. ранее отсутствовала).

Название  самих денежных знаков изменилось. Было "расчетный билет Национального  банка Республики Беларусь", стало "билет Национального банка  Республики Беларусь". Кстати, в Украине до настоящего времени бумажные денежные знаки не имеют никакого названия.

Как и в других странах бывшего СССР, денежно-кредитная система (ДКС) Беларуси возникла на основе весьма специфической денежно-кредитной системы административно-командного типа. С точки зрения анализа институциональной динамики важно то, что она характеризовалась полным монополизмом государства в этой сфере, нерыночными методами формирования и распределения заемных фондов, а также жестким разделением наличного и безналичного денежного обращения. Вместе с тем ДКС СССР была весьма мощной. Коэффициент монетизации составлял величину более 70%, отношение суммы кредитов к уровню ВВП — примерно такую же. В начале 1990-х гг. положение резко изменилось [14, с. 27].

Информация о работе Методы стабилизации денежного обращения