Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:53, курсовая работа
Экономические мотивы стабилизации денежного оборота связанны с острой необходимостью обеспечения сбалансированности экономики; нормальных пропорций между производством и обменом, без чего невозможна социальная ориентация экономики; достижения оптимальной величины (доли) необходимого продукта, с тем чтобы он стимулировал повышение производительности труда, эффективное использование мощного потенциала высококачественной рабочей силы, которая еще сохранила национальную психологию.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 7
1.1. Сущность и структура денежного оборота………………………………....7
1.2. Методы стабилизации денежного обращения 9
1.3. Методы проведения денежных реформ 23
2. СТАБИЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
2.1. Тенденции развития методов стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 1991-2010 гг…………………………………………..27
2.2. Методы стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в 2011-2012 гг……………………………………………………………………………32
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
СОДЕРЖАНИЕ
В Республике Беларусь сейчас встала проблема разработки собственного механизма поддержания пропорций и сбалансированности, который обеспечил бы достаточную устойчивость денег, стабилизацию финансов и экономики в целом. К этому побуждают объективные экономические, социально-политические и финансовые мотивы.
Экономические мотивы стабилизации денежного оборота связанны с острой необходимостью обеспечения сбалансированности экономики; нормальных пропорций между производством и обменом, без чего невозможна социальная ориентация экономики; достижения оптимальной величины (доли) необходимого продукта, с тем чтобы он стимулировал повышение производительности труда, эффективное использование мощного потенциала высококачественной рабочей силы, которая еще сохранила национальную психологию.
Для того чтобы инфляция не порождала в экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекая от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и ресурсы, вынуждено принимать определенные меры. Государственная политика может либо приспособиться к инфляции (например, провести индексацию доходов), либо предпринять меры, противодействующие ее развитию (например, сократить денежную массу). Для выработки системы действий в условиях инфляционного роста цен и обесценения денег государство разрабатывает антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика – это комплекс государственных мер по ограничению инфляции путем регулирования денежно-кредитной и других сфер экономики. Она способствует соблюдению равновесия государственного бюджета, взвешенности распределения доходов, целесообразности политики центрального банка и формированию инфляционных ожиданий у граждан страны.
Деньги представляют собой всеобщий эквивалент, выступающий в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов в рамках национального рынка. Их эволюция внешне выступает в виде перехода от одного типа всеобщего эквивалента к другому, что предопределено эволюцией рыночных отношений.
Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.
Тема курсовой работы актуальна, не только потому, что состояние денежного оборота является основным показателем здоровья экономики, но и от объема и структуры зависят остальные показатели функционирования экономики, в том числе: инфляция, безработица, уровень цен. Эти показатели играют важную роль в жизни каждого человека, и отражают состояние общества, как в экономическом, так и в социальном плане.
Целью работы является изучение и анализ методов стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования являются методы стабилизации денежного оборота.
Предметом исследования выступают методы стабилизации денежного оборота в Республике Беларусь в экономике Республике Беларусь.
Денежный оборот - это непрерывное движение денег для обеспечения непрерывности воспроизводства и реализации общественного продукта, перераспределения национального дохода. Субъектами денежного оборота фактически являются все юридические и физические лица, которые принимают участие в создании, распределении, обмене и потреблении ВНП.
На макроэкономическом уровне деньги действуют в функции обмена и доведения товаров до потребителей, а их совокупность отражает общую стоимость общественного богатства [4, с. 57].
Бесконечное движение денег с целью обслуживания непрерывности воспроизводства ВВП называется денежным обращением. Характерными признаками денежного обращения является:
На микроуровне каждый субъект денежных отношений в денежном обороте действует двояко: как получатель определенных денежных доходов; как лицо, которое расходует полученные доходы. В этом случае денежный оборот рассматривается как процесс оборота доходов. Та часть денежного оборота, которая принимает участие в формировании доходов семейных хозяйств, называется национальным доходом.
ВВП = Ка + (Фс + Фн),
где Ка - затраты предыдущих лет; Фс + Фн - вновь созданная стоимость, которая составляет фонд потребления и фонд накопления или национальный доход.
Но на микроуровне деньги двигаются в границах индивидуального круговорота капитала, выступая одной из форм капитала.
Деньги как капитал осуществляют замкнутое движение по кругу. Данному движению свойственен неэквивалентный обмен, то есть вместо денежного платежа собственник не получает реального эквивалента в форме товаров или услуг. В целом, данный сектор денежного оборота называют финансово-кредитным.
В свою очередь финансово-кредитный сектор денежного оборота охватывает две группы экономических отношений.
Сферу перераспределительных отношений, в которой собственность субъектов не отчуждается, а лишь передается напрокат другим лицам, за что собственник получает прибыль от лиц, которые временно пользуются его собственностью. Этот сектор денежного оборота называют кредитным оборотом. Деньги в нем осуществляют такой круговорот:
Д-Т ...П ...Т'- Д’,
Отличается от этого оборота сектор, который связан с куплей-продажей акций. Субъект, который получил деньги продав акции, не обязан возвращать их предыдущему владельцу. Вот почему этот сегмент денежного оборота называют финансовым оборотом [6, с. 168].
Часть денежного оборота
обслуживает отношения
Деньги поступают в обращение посредством механизма банковского кредитования субъектов экономических отношений, что составляет денежный рынок. Посредством денежного рынка осуществляется перераспределение имеющейся денежной массы. Однако возможности мобилизации и перераспределения денежных средств через денежный рынок ограничены, поэтому неминуемо возникает потребность в дополнительных денежных средствах путем дополнительной эмиссии. Объективными причинами дополнительной эмиссии могут быть такие факторы: рост объемов ВНП, для реализации которых банковская система расширяет кредитование; рост чистого импорта (отрицательный платежный баланс); замедление вращения денежной единицы; другие факторы, замедляющие скорость движения денег.
В настоящее время среди ученых и практиков, занимающихся проблемами денежно-кредитного регулирования, получила распространение точка зрения, что даже умеренная инфляция препятствует нормальному развитию экономики. В связи с этим стабилизация денежного обращения, то есть достижение относительной стабильности цен, рассматривается как условие долгосрочного устойчивого экономического роста.
Выбор целей, методов
и инструментов антиинфляционной политики
государства во многом зависит от
того, какая концепция денежно-
Дискуссионность вопросов, связанных с антиинфляционным регулированием экономики, обусловлена главным образом разногласиями во взглядах на причины, порождающие инфляцию. Попытки разрешения теоретических споров о природе инфляции с помощью анализа мировой практики не достигают успехов, так как инфляционный процесс в разных странах и в разные периоды времени имеет выраженную специфику. Это не позволяет механически использовать опыт одной страны для борьбы с инфляцией в другой стране, делать однозначные выводы о возможности и необходимости применения тех или иных методов антиинфляционного регулирования, а также их ожидаемой эффективности.
Как уже отмечалось, экономисты, придерживающиеся монетаристских воззрений, рассматривают инфляцию как однофакторный процесс, вызываемый чрезмерной эмиссией денег. Соответственно способы стабилизации денежного обращения, которые они предлагают, сводятся главным образом к решительному ограничению денежной массы путем сокращения бюджетного дефицита и уменьшения объемов денежно-кредитной эмиссии.
Другие экономисты признают, что рост денежной массы является необходимым условием инфляционного роста цен, но отвергают чисто денежную трактовку инфляции, рассматривая в качестве ее причин и немонетарные факторы. В связи с этим они считают, что для снижения темпов инфляции необходимо предпринимать меры, направленные на прекращение действия факторов, являющихся непосредственной причиной инфляции. В противном случае после окончания ограничительной денежной политики факторы, не поддающиеся монетаристским методам регулирования, опять приведут к развитию инфляции.
Основные методы антиинфляционного регулирования сформировались в развитых странах к 60-м годам XX ст. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости, как уже отмечалось, от господствующих теоретических концепций, а также от характера и уровня инфляции, состояния экономики и т.д.
Государственная макроэкономическая антиинфляционная политика должна иметь адекватные механизмы реализации на уровне хозяйствующих субъектов, обеспечивающие ее эффективность. Если институты рыночной конкуренции и экономической ответственности предприятий (вплоть до банкротства) развиты недостаточно, то ужесточение денежно-кредитной политики с целью ограничения совокупного спроса скорее всего не заставит экономических агентов снижать издержки производства и соответственно уменьшать цены на свою продукцию, а приведет к сокращению производства и спаду деловой активности.
Многофакторность
Антиинфляционные меры в сфере экономики. Если развитие инфляции происходит на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства. Структурная политика обычно осуществляется с целью увеличения предложения тех товаров, относительные цены которых увеличиваются, вызывая тем самым повышение общего уровня цен.
В числе общеэкономических мер немаловажное значение имеет антимонопольная политика, направленная на поддержание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимущества монопольного положения в производстве особо важных товаров или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольное регулирование экономики противодействует лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т.д.
Антиинфляционное
К прямым фискальным методам
регулирования в сфере финансов
относится снижение государственных
расходов, в том числе объемов
государственных закупок и