Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:10, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Деньги и денежное обращение"
Введение ______________________________________________________________________3
Тема 1. Сущность и происхождение денег __________________________________________4
Тема 2. Эмиссия наличных и безналичных денег_____________________________________11
Тема 3. Денежное обращение _____________________________________________________16
Тема 4. Денежные системы _______________________________________________________23
Примерная тематика курсовых работ (рефератов) по курсу «Деньги и денежное обращение»____________________________________________________________________28
Литература по дисциплине «Деньги и денежное обращение»____________________________________________________________________30
Вопросы к экзамену (зачету)______________________________________________31
Омский филиал
НОУ
«московская финансово-
академия»
КУРС
ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«ДЕНЬГИ
И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ______________________________
Тема 1. Сущность и происхождение
денег ______________________________
Тема 2. Эмиссия наличных и
безналичных денег_________________________
Тема 3. Денежное обращение ______________________________
Тема 4. Денежные
системы ______________________________
Примерная тематика
курсовых работ (рефератов) по курсу «Деньги
и денежное обращение»____________________
Литература по
дисциплине «Деньги и денежное обращение»____________________
Вопросы к экзамену
(зачету)______________________
Введение
Деньги и денежное обращение оказывают существенное влияние на социально-экономические отношения, так как деньги сегодня являются важнейшими атрибутами цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Деньги и денежное обращение – это сложные организмы, порождающие экономические связи, способные облегчить обмен или создать определенные преграды на пути движения продукта.
Курс «Деньги и денежное обращение» предполагает изучение сущности денег на макро и микроуровне, а также процесс формирования и функционирования денежной системы РФ с учетом развития рыночных отношений.
Предметом изучения настоящего курса является теоретические и практические основы денег и денежного обращения, а также принципы организации и функционирования денежной системы в РФ.
Изучение курса направлено на формирование у студентов базовых знаний теоретических основ и практических навыков в области денежных отношений, складывающихся в рыночной экономике.
В процессе изучения дисциплины «Деньги и денежное обращение» студенты знакомятся с основными терминами, понятиями, принципами организации денежного обращения и функционирования денежной системы.
Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов представления о сущности и функциях денег, их роли в воспроизводственном процессе, принципах организации денежного обращения.
Изучив данную тему, студент должен знать:
уметь:
Задачей
курса является реализация требований,
установленных Государственным общеобразовательного
стандарта высшего профессионального
образования к подготовке специалистов
по вопросам функционирования и роли денег
в экономике, закрепление теоретических
знаний и умение использовать их в практической
деятельности.
Тема
1. СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ДЕНЕГ
План:
1.1. Сущность и происхождение денег
1.2. Функции денег
1.3.
Виды денег
1.1.
Сущность и происхождение
денег
Возникновение денег объективно связано с развитием общественного производства и экономических отношений в обществе.
Возникновение
слова «деньги» связано с тем,
что древние римляне
Непосредственными предпосылками появления денег являются:
во-1-х, переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами;
во-2-х, имущественное обособление производителей товаров — собственников изготовляемой продукции.
Начальный период развития человеческого общества характеризовался господством натурального хозяйства. Продукция, производимая людьми предназначалась прежде всего для собственного потребления.
По мере развития человеческого общества развивалось производство продукции для обмена на другие товары или для реализации.
Непосредственный обмен товара на товар может быть лишь:
а) при наличии потребности продавца именно в том товаре, который предлагается к обмену другой стороной;
б) другие товаропроизводители должны располагать возможностью предъявить к обмену продукцию, нужную данному производителю;
в) при обмене должно соблюдаться требование эквивалентности стоимости обмениваемых товаров.
Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег.
Деньги
известны с далекой древности, появились
они как результат более
Товар – есть предмет, вещь, который, благодаря своим свойствам, удовлетворяет какие – либо человеческие потребности.
Для натурального хозяйства, было характерно производство продукции для собственного потребления. Обмен касался лишь случайно оставшихся излишков. Общественное разделение труда вызвало к жизни постоянный обмен продуктами труда, т.е. необходимость товарного производства.
Обмен – это движение товара от одного товаропроизводителя к другому и предполагает эквивалентность (скот = зерну = топору = и т.д.), что требует соизмерения разных по виду, качеству, форме, назначению товаров. Такое соизмерение разных товаров требует единой общей их основы, т.е. их стоимости.
Стоимость товара - общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в этом товаре.
При обмене одного товара на другой товар на рынке общества тем самым подтверждает, что на эти товары затрачен труд, т.е. оба товара имеют стоимость. В связи с этим труд, затраченный на производство отдельных товаров различен, и товары имеют разную стоимость, отсюда возникает и необходимость количественно измерить труд или стоимость (Пример: 1 овца = 1 мешку зерна), т.е. появляется понятие меновой стоимости.
Меновая стоимость – это способность товара обменяться на другие товары в определенных пропорциях.
Эволюция обмена товаров предполагает развитие форм стоимости:
Пример: 1 овца = 1 мешку зерна.
Пример: 1 мешок зерна = 1 овце
1 топору
1 аршину холста.
3. Всеобщая форма стоимости – когда товар становиться главной целью производства, каждый товаропроизводитель за продукт своего труда стремился получить всеобщей товар, который нужен всем. В связи с этим из товарной массы стали выталкиваться товары, выполняющие роль всеобщего эквивалента. Всеобщим эквивалентом становиться скот, меха. Однако на этой роли такие товары задерживались ненадолго, поскольку не удовлетворяли требованиям товарного обращения. В результате развития обмена всеобщим эквивалентом в течение длительного периода становиться один товар – металл.
«Всеобщая форма» товарообмена становится «денежной», когда всеобщий эквивалент находит идеальный для осуществления своей посреднической функции природный материал — золото (непортящийся, портативный, общепризнанный по ценности, воплощающий в малом объеме много труда, стабильно дорогой, однокачественный во всех экземплярах и т.д.).
Только теперь меновая стоимость приобретает форму «цены».
4. Денежная форма стоимости, для которой характерны такие черты как:
С переходом от полноценных денег к знакам стоимости и развитием безналичных расчетов деньги утрачивают товарную форму. Денежные знаки сохраняют лишь меновую стоимость, все больше отличаясь от обычного товара.
Таким образом, «деньги» — конечная форма внешнего выражения внутреннего противоречия товара, когда он уже распался на образующие его стороны («потребительную стоимость» и «стоимость»), причем каждая приобрела самостоятельность формы проявления и движения.
Информация о работе Курс лекций по "Деньгам и денежному обращению"