Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение развития банковского дела в мире.
Объект исследования – банковское дело. Предмет исследования – развитие банковского дела в мире.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- изучить историю возникновения банков;
- выявить основные предпосылки развития банковского дела;
- рассмотреть основные этапы развития банковской системы России, а также выделить особенности ее развития;
- охарактеризовать современную структуру банковского дела РФ;
Введение……………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические аспекты банковского дела………………..
1.1. Зарождение банковского дела (в мировом масштабе)……….
1.2. Современное состояние банковского дела…………………….
Глава 2. Эволюция банковского дела в России……………………
2.1. Основные этапы развития и преобразования банковского дела в России………………………………………………………………………..
2.2. Современная характеристика банковского дела РФ. Перспективы его развития……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………..
Переломными годами для банковской
системы России стал период с 2003 по
2005 гг. В это время помимо разработки
и принятия первой “Стратегии развития
банковского сектора”, “пакета
МВТ” ключевым моментом стало принятие
закона “О страховании вкладов населения”
Специфика банковской системы России связана и с особенностью построения и контроля деятельности Центрального банка, который находится на её первом уровне. В соответствии с законодательством Банк России подотчётен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая по представлению Президента назначает сроком на 4 года ( начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет) Председателя и членов высшего органа Банка России - Совета директоров. В этот коллегиальный орган входит Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Однако в отличие от центральных банков развитых стран в Банке России отсутствует какой-либо орган, защищающий интересы гражданского общества (в системе функционирования ФРС в США значительную роль играет Совещательный совет по сберегательным учреждениям). Есть основные задачи, которые ставятся национальным законодательством перед ЦБ РФ, ФРС, ЕСЦБ.11
Центральный банк России |
Федеральная резервная система США |
Европейская система центральных банков |
1. Формирование валютного курса рубля |
1. Поддержание долгосрочного роста денежных агрегатов с учётом потенциала увеличения производства |
1. Соблюдение стабильности цен |
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля |
2. Эффективное обеспечение максимальной занятости |
2. Поддержка в Сообществе общей экономической политики |
3. Воздействие на уровень
инфляции инструментами |
3. Обеспечение умеренных долгосрочных процентных ставок |
3. Способствование эффективному распределению ресурсов |
4. Валютное регулирование и валютный контроль |
4. Обеспечение стабильных цен |
4. Стимулирование принятия
странами-членами |
5. Прочие (организация наличного денежного обращения, эмиссии, установление правил расчётов и банковских операций и т.д.) |
5. Обеспечение стабильности
покупательной способности |
5. Поддержка и способствование соблюдению единой денежной и валютной политики |
6. Способствование в проведении общей торговой политики, а также политики в области сельского хозяйства и рыболовства |
Из данной таблицы видно, что задачи стоящие перед Центральным банком России являются исключительно экономическими и направлены в основном на укрепление национальной валюты. В свою очередь задачи, стоящие перед центральными банками развитых стран определены гораздо шире и направлены не только на поддержание курса национальной валюты, но и на стимулирование развития экономики в целом путём эффективного распределения ресурсов и обеспечения максимальной занятости.
Помимо Центрального банка в современной банковской системе России значительное место занимает рынок банковских услуг. Начав своё бурное развитие после августовского кризиса 1998 года, к 2010 году он разработал продукты, способные привлекать не только отечественного клиента, а также клиентов из развитых стран. На этой стадии к основным факторам, способствующим развитию рынка банковских услуг можно отнести следующие:
- улучшение качества банковского обслуживания клиентов путем совершенствования технологий обработки и ускорения расчетов, обслуживания внешнеторговых операций клиентов, предоставление банковских услуг по управлению и хеджированию рисков;
- анализ перспектив оказания услуг крупным клиентам, имеющим выход на мировые рынки;
- развитие банковских услуг в области корпоративных финансов, включая услуги по организации выпуска облигационных заимствований крупнейшими российскими корпорациями на российском рынке, оценку стоимости предприятий, подготовку бизнес-планов, поиск инвесторов, развитие информационных и консультационных банковских услуг.12
В свою очередь нельзя забывать
и о положительном влиянии
иностранных транснациональных
банков, способствующих развитию не только
рынка банковских услуг, но и российской
банковской системы в целом. За последнее
десятилетие сфера услуг
1) корпоративную культуру,
основанную на чётком
2) квалифицированный подход
к управлению кредитным,
3) комплексность в развитии
отношений с клиентами,
Ещё одной особенностью развития сферы услуг российской банковской системы является малое количество универсальных банков, способных предложить весь спектр услуг, востребованных клиентом. Подобная ситуация связана с тем, что универсализация банковской деятельности требует не только значительных вложений средств, но и наличие развитой ресурсной базы в сочетании с разветвлённой филиальной сетью.13
В банковском секторе России остается нерешенным ряд проблем, которые в значительной мере связаны с недостатками в области корпоративного управления:
1. Во многих кредитных организациях сохранялось нечеткое или неэффективное распределение функций между органами управления. Негативными последствиями этого, как правило, являются необоснованное вмешательство в деятельность организации аффилированных лиц, излишняя вовлеченность совета директоров (наблюдательного совета) в оперативное управление банком, при котором, с одной стороны, вопросы стратегии и объективной оценки деятельности организации отодвигаются на второй план, а с другой - исполнительные органы лишаются необходимых полномочий для выполнения своих функций и не несут ответственности за результаты своих действий.
2. Весьма распространенными оставались недостатки в структуре формируемых банками советов директоров (наблюдательных советов), которые касаются как численного состава данного органа управления, так и наличия у членов совета директоров профессиональной квалификации, необходимой для вынесения объективных суждений независимо от взглядов исполнительных органов и собственников банка.
3. Несмотря на совместные усилия Банка России и Федеральной антимонопольной службы России, направленные на совершенствование подходов к раскрытию кредитными организациями информации о реальной стоимости предоставляемых клиентам услуг, в первую очередь при потребительском кредитовании, адекватность раскрываемой информации оставляла желать лучшего.14
Раскрытые выше тенденции развития банковского дела и управления им в стране, по имеющейся информации, в основном были характерны для него и в 2008 году. Отражением этого в определенной мере стали и материалы, вошедшие в принятую в апреле указанного года программу Ассоциации российских банков «Национальная банковская система России 2010-2020», получившую неофициальное название программы банкизации страны.
За годы своего трудного развития российская банковская система (банковский сектор) добилась неоспоримых успехов, причем подчас не благодаря, а вопреки имевшимся обстоятельствам, став важной составной частью национальной экономики, но одновременно накопила груз сложных проблем. Корни этих последних, как представляется, находятся главным образом в следующих четырех сферах:
1) в проводимой властями экономической и финансовой политике в целом и в отношении банковского сектора в частности. Как уже было отчасти показано ранее, особые претензии банки вправе предъявлять к реализующейся в стране денежно-кредитной политике Правительства и Банка России;
2) в неблагополучном состоянии очень большой части предприятий и организаций реального сектора экономики (почти 40% которых являются убыточными и фактически не могут быть для банков контрагентами) и бедности значительной части населения. Между тем не подлежит сомнению, что динамика ресурсной базы банков в значительной степени определяется финансовым состоянием предприятий и организаций, ростом реальных денежных доходов населения;
3) в определенной отчужденности части предприятий и организаций реального сектора, особенно крупных, от проблем отечественных банков (имеется в виду предпочтение, которое они нередко отдают иностранным банкам как в смысле получения кредитов, так и для размещения своих свободных денег);
4) в особенностях организации производства и управления в самих отечественных кредитных организациях.15
В соответствии со “Стратегией
развития банковского сектора Российской
федерации на период до 2008 года”, принятой
Правительством Российской Федерации
и Программой “Национальная банковская
система России 2010-2020”, разработанной
Ассоциацией российских банков, выявленные
проблемы также являются актуальными,
и их решение является приоритетной
задачей правительства при
Важным шагом в этом направлении должна стать разрабатываемая программа развития банковской инфраструктуры каждого региона страны, которая будет охватывать использование возможностей крупных банков федерального масштаба и банков регионального значения в открытии новых филиалов в районах удаленных от мегаполисов.16
Важнейшим элементом любой рыночной экономики является её банковская система, четкое взаимодействие элементов которой способствует успешному развитию страны в целом. Россия как страна, стремящаяся интегрироваться в мировую экономку и проводящая структурные реформы, направленные на сокращение разрыва между ней и развитыми странами не последнее место в этом процессе отводит преобразованию своей банковской системы.
Особенности построения банковской системы России связаны с высокой специализацией банковской деятельности, значительной долей присутствия государства на рынке банковских услуг и размещением банков неадекватно экономическому потенциалу субъектов РФ.
Проблемы функционирования
отечественной банковской системы
связаны со слабостью развития филиальной
сети; высоким уровнем процентных
ставок; малой масштабностью банковской
системы страны и низкой степенью
её капитализации; однородностью банковских
продуктов и низким уровнем оказания
услуг; неразвитостью рынка
Заключение
Сегодня, когда банки все активнее выдвигаются на центральное место в управлении экономикой, на роль ведущих координаторов экономических процессов, все настоятельнее встает проблема создания эффективной структуры коммерческих банков, формирования сильного банковского центра, как проводника единой денежно-кредитной, эмиссионной и валютной политики.
Экономические ориентиры, определяющие направления развития банковской системы России, Лаврушин И.О. видит основанными на более тесном взаимодействии денежной и промышленной политики, денежных и материальных потоков, на сопряженном решении бюджетных проблем, вопросов налоговой политики и сбережений.
Реформирование банковской системы следует, на его взгляд, осуществлять не столько в институциональном, сколько в сущностном плане оздоровления денежных и кредитных отношений.
Анализ процесса формирования банковской системы в России и ее адаптации к рыночным условиям позволяет обобщить основные итоги, сформулировать определенные теоретические выводы и практические рекомендации.
Основными направлениями
дальнейшего развития банковской системы
является создание банков универсального
типа. Наряду с ними в целях развития
определенных секторов рыночной экономики
и сфер банковских услуг необходимо
содействовать созданию условий
для организации