Эволюция банковского дела в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение развития банковского дела в мире.
Объект исследования – банковское дело. Предмет исследования – развитие банковского дела в мире.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- изучить историю возникновения банков;
- выявить основные предпосылки развития банковского дела;
- рассмотреть основные этапы развития банковской системы России, а также выделить особенности ее развития;
- охарактеризовать современную структуру банковского дела РФ;

Оглавление

Введение……………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические аспекты банковского дела………………..
1.1. Зарождение банковского дела (в мировом масштабе)……….
1.2. Современное состояние банковского дела…………………….
Глава 2. Эволюция банковского дела в России……………………
2.1. Основные этапы развития и преобразования банковского дела в России………………………………………………………………………..
2.2. Современная характеристика банковского дела РФ. Перспективы его развития……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ2.docx

— 91.40 Кб (Скачать)

Переломными годами для банковской системы России стал период с 2003 по 2005 гг. В это время помимо разработки и принятия первой “Стратегии развития банковского сектора”, “пакета  МВТ” ключевым моментом стало принятие закона “О страховании вкладов населения”, который гарантирует возврат  определённой суммы средств вкладчиков при банкротстве финансового учреждения.10

Специфика банковской системы  России связана и с особенностью построения и контроля деятельности Центрального банка, который находится  на её первом уровне. В соответствии с законодательством Банк России подотчётен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая по представлению Президента назначает сроком на 4 года ( начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет) Председателя и членов высшего органа Банка России - Совета директоров. В этот коллегиальный орган входит Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Однако в отличие от центральных банков развитых стран в Банке России отсутствует какой-либо орган, защищающий интересы гражданского общества (в системе функционирования ФРС в США значительную роль играет Совещательный совет по сберегательным учреждениям). Есть основные задачи, которые ставятся национальным законодательством перед ЦБ РФ, ФРС, ЕСЦБ.11

Центральный банк России

Федеральная резервная система  США

Европейская система центральных  банков

1. Формирование валютного  курса рубля

1. Поддержание долгосрочного  роста денежных агрегатов с  учётом потенциала увеличения  производства

1. Соблюдение стабильности  цен

2. Защита и обеспечение  устойчивости рубля

2. Эффективное обеспечение  максимальной занятости

2. Поддержка в Сообществе  общей экономической политики

3. Воздействие на уровень  инфляции инструментами денежно-кредитной  политики

3. Обеспечение умеренных  долгосрочных процентных ставок

3. Способствование эффективному  распределению ресурсов

4. Валютное регулирование  и валютный контроль

4. Обеспечение стабильных  цен

4. Стимулирование принятия  странами-членами экономической  политики, базирующейся на тесной  координации национальных экономических  политик и внутренних рынков, на определении общих целей,  на усилении принципов экономики  открытого рынка со свободной  конкуренцией

5. Прочие (организация наличного  денежного обращения, эмиссии,  установление правил расчётов и банковских операций и т.д.)

5. Обеспечение стабильности  покупательной способности доллара  и приемлемого платёжного баланса

5. Поддержка и способствование  соблюдению единой денежной и  валютной политики

   

6. Способствование в проведении  общей торговой политики, а также  политики в области сельского  хозяйства и рыболовства


 

Из данной таблицы видно, что задачи стоящие перед Центральным  банком России являются исключительно  экономическими и направлены в основном на укрепление национальной валюты. В свою очередь задачи, стоящие перед центральными банками развитых стран определены гораздо шире и направлены не только на поддержание курса национальной валюты, но и на стимулирование развития экономики в целом путём эффективного распределения ресурсов и обеспечения максимальной занятости.

Помимо Центрального банка в современной банковской системе России значительное место занимает рынок банковских услуг. Начав своё бурное развитие после августовского кризиса 1998 года, к 2010 году он разработал продукты, способные привлекать не только отечественного клиента, а также клиентов из развитых стран. На этой стадии к основным факторам, способствующим развитию рынка банковских услуг можно отнести следующие:

- улучшение качества банковского обслуживания клиентов путем совершенствования технологий обработки и ускорения расчетов, обслуживания внешнеторговых операций клиентов, предоставление банковских услуг по управлению и хеджированию рисков;

- анализ перспектив оказания услуг крупным клиентам, имеющим выход на мировые рынки;

- развитие банковских услуг в области корпоративных финансов, включая услуги по организации выпуска облигационных заимствований крупнейшими российскими корпорациями на российском рынке, оценку стоимости предприятий, подготовку бизнес-планов, поиск инвесторов, развитие информационных и консультационных банковских услуг.12

В свою очередь нельзя забывать и о положительном влиянии  иностранных транснациональных  банков, способствующих развитию не только рынка банковских услуг, но и российской банковской системы в целом. За последнее  десятилетие сфера услуг российской банковской системы заимствовала у  иностранных банков:

1) корпоративную культуру, основанную на чётком следовании  установленным внутрибанковским процедурам;

2) квалифицированный подход  к управлению кредитным, валютным  и другими рисками;

3) комплексность в развитии  отношений с клиентами, разделение  менеджеров среднего и высшего  звена на менеджеров по развитию  отношений с клиентами и менеджеров  по банковским услугам и продуктам.

Ещё одной особенностью развития сферы услуг российской банковской системы является малое количество универсальных банков, способных  предложить весь спектр услуг, востребованных клиентом. Подобная ситуация связана  с тем, что универсализация банковской деятельности требует не только значительных вложений средств, но и наличие развитой ресурсной базы в сочетании с  разветвлённой филиальной сетью.13

В банковском секторе России остается нерешенным ряд проблем, которые  в значительной мере связаны с  недостатками в области корпоративного управления:

1. Во многих кредитных организациях сохранялось нечеткое или неэффективное распределение функций между органами управления. Негативными последствиями этого, как правило, являются необоснованное вмешательство в деятельность организации аффилированных лиц, излишняя вовлеченность совета директоров (наблюдательного совета) в оперативное управление банком, при котором, с одной стороны, вопросы стратегии и объективной оценки деятельности организации отодвигаются на второй план, а с другой - исполнительные органы лишаются необходимых полномочий для выполнения своих функций и не несут ответственности за результаты своих действий.

2. Весьма распространенными оставались недостатки в структуре формируемых банками советов директоров (наблюдательных советов), которые касаются как численного состава данного органа управления, так и наличия у членов совета директоров профессиональной квалификации, необходимой для вынесения объективных суждений независимо от взглядов исполнительных органов и собственников банка.

3. Несмотря на совместные усилия Банка России и Федеральной антимонопольной службы России, направленные на совершенствование подходов к раскрытию кредитными организациями информации о реальной стоимости предоставляемых клиентам услуг, в первую очередь при потребительском кредитовании, адекватность раскрываемой информации оставляла желать лучшего.14

Раскрытые выше тенденции  развития банковского дела и управления им в стране, по имеющейся информации, в основном были характерны для него и в 2008 году. Отражением этого в определенной мере стали и материалы, вошедшие в принятую в апреле указанного года программу Ассоциации российских банков «Национальная банковская система России 2010-2020», получившую неофициальное название программы банкизации страны.

За годы своего трудного развития российская банковская система (банковский сектор) добилась неоспоримых  успехов, причем подчас не благодаря, а вопреки имевшимся обстоятельствам, став важной составной частью национальной экономики, но одновременно накопила груз сложных проблем. Корни этих последних, как представляется, находятся главным образом в следующих четырех сферах:

1) в проводимой властями экономической и финансовой политике в целом и в отношении банковского сектора в частности. Как уже было отчасти показано ранее, особые претензии банки вправе предъявлять к реализующейся в стране денежно-кредитной политике Правительства и Банка России;

2) в неблагополучном состоянии очень большой части предприятий и организаций реального сектора экономики (почти 40% которых являются убыточными и фактически не могут быть для банков контрагентами) и бедности значительной части населения. Между тем не подлежит сомнению, что динамика ресурсной базы банков в значительной степени определяется финансовым состоянием предприятий и организаций, ростом реальных денежных доходов населения;

3) в определенной отчужденности части предприятий и организаций реального сектора, особенно крупных, от проблем отечественных банков (имеется в виду предпочтение, которое они нередко отдают иностранным банкам как в смысле получения кредитов, так и для размещения своих свободных денег);

4) в особенностях организации производства и управления в самих отечественных кредитных организациях.15

В соответствии со “Стратегией  развития банковского сектора Российской федерации на период до 2008 года”, принятой Правительством Российской Федерации  и Программой “Национальная банковская система России 2010-2020”, разработанной  Ассоциацией российских банков, выявленные проблемы также являются актуальными, и их решение является приоритетной задачей правительства при интеграции в мировую экономику. При интеграции страны в мировую экономику приоритетной задачей правительства является укрепление национальной банковской системы, опорой которой должно стать региональное развитие крупных федеральных банков, способных предоставлять услуги своим клиентам по всей стране.

Важным шагом в этом направлении должна стать разрабатываемая  программа развития банковской инфраструктуры каждого региона страны, которая  будет охватывать использование  возможностей крупных банков федерального масштаба и банков регионального  значения в открытии новых филиалов в районах удаленных от мегаполисов.16

Важнейшим элементом любой  рыночной экономики является её банковская система, четкое взаимодействие элементов  которой способствует успешному  развитию страны в целом. Россия как  страна, стремящаяся интегрироваться  в мировую экономку и проводящая структурные реформы, направленные на сокращение разрыва между ней  и развитыми странами не последнее  место в этом процессе отводит  преобразованию своей банковской системы.

Особенности построения банковской системы России связаны с высокой  специализацией банковской деятельности, значительной долей присутствия государства на рынке банковских услуг и размещением банков неадекватно экономическому потенциалу субъектов РФ.

Проблемы функционирования отечественной банковской системы  связаны со слабостью развития филиальной сети; высоким уровнем процентных ставок; малой масштабностью банковской системы страны и низкой степенью её капитализации; однородностью банковских продуктов и низким уровнем оказания услуг; неразвитостью рынка кредитования нефинансового сектора экономики; низкой степенью доверия населения  к коммерческим банкам; высокой нормой резервирования обязательств коммерческих банков. Анализ “Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации” и программы “Российская банковская система 2010-2020” с точки зрения выделенных проблем развития отечественных банков позволил выявить перспективные направления деятельности Правительства РФ совместно с Центральным банком включающие: отмену пошлины за открытие филиалов; снижение ставки рефинансирования; упрощение списания безнадёжных к взысканию мелких кредитов; снижение нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования; содействие инвестированию в банковский сектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня, когда банки все  активнее выдвигаются на центральное  место в управлении экономикой, на роль ведущих координаторов экономических процессов, все настоятельнее встает проблема создания эффективной структуры коммерческих банков, формирования сильного банковского центра, как проводника единой денежно-кредитной, эмиссионной и валютной политики.

Экономические ориентиры, определяющие направления развития банковской системы  России, Лаврушин И.О. видит основанными  на более тесном взаимодействии денежной и промышленной политики, денежных и материальных потоков, на сопряженном  решении бюджетных проблем, вопросов налоговой политики и сбережений.

Реформирование банковской системы следует, на его взгляд, осуществлять не столько в институциональном, сколько в сущностном плане оздоровления денежных и кредитных отношений.

Анализ процесса формирования банковской системы в России и ее адаптации к рыночным условиям позволяет обобщить основные итоги, сформулировать определенные теоретические выводы и практические рекомендации.

Основными направлениями  дальнейшего развития банковской системы  является создание банков универсального типа. Наряду с ними в целях развития определенных секторов рыночной экономики  и сфер банковских услуг необходимо содействовать созданию условий  для организации специализированных кредитных учреждений: инвестиционных, инновационных, ипотечных, экспортно-импортных  банков, обществ взаимного кредита, ссудно-сберегательных обществ, кредитной кооперации и других, принятых в мировой практике.

Информация о работе Эволюция банковского дела в России