Началась активная чеканка золотых
монет. Указом от 1897
года в обращение вводится пятирублевая
золотая монета стоимостью ⅓ империала,
а указом от 11 декабря 1898 года вводится
десятирублевая монета стоимостью ⅔ империала,
массой 8,6 граммов. Таким образом, в обращении находились
золотые монеты с номиналами в 15рублей
(империал), 10 рублей, 7 рублей 50 копеек
(полу-империал) и 5 рублей.
Наряду с золотыми монетами в
обращении находились серебряные монеты.
Полноценные монеты чеканились
из высокопробного серебра номиналом
1 рубль, 50 и 25 копеек, а из низкопробного
серебра номиналами 20, 15, 10 и 5 копеек. С
введением системы золотого монометаллизма
серебряная монета была превращена во
вспомогательное средство платежа. Вспомогательным
средством также выступала медная монета
с номиналом 5, 3, 2, 1, ½ и ¼ копейки.
Начиная с 1905 года, в обращении страны
началась постепенная
замена бумажных денежных знаков на кредитные
билеты новых образцов с номиналом в 1,
3, 5, 10, 25, 50, 100 и 500 рублей.
В конце XIX века сложилась международная
система золотомонетного
стандарта. Россия одной из последних
стран ввела золотомонетный стандарт.
С 1897 года Государственный банк России
начал свободную продажу и покупку золотых
монет на кредитные билеты по фиксированному
курсу. Это укрепляло курс рубля к другим
валютам. Кредитные билеты, золотая, серебряная
и медная монеты стали обращаться как
равные в соответствии со своим номиналом.
Кредитные билеты стали деньгами в их классической
форме.
К началу первой мировой
войны денежное обращение в России находилось
в расцвете. На 1 января 1914 г. кредитных
билетов было на сумму 1 664 млн. рублей.
Золотой запас государственного банка
составлял 1 695 млн. рублей, из них 1
528 млн. рублей находилось внутри страны
и 167 млн. рублей за границей, что обеспечивало
золотое покрытие билетов на 101,8% и оставляло
эмиссионное право свободным, в размере
330,5 млн. рублей. Де-нежных знаков находилось
в обращении на сумму 2 231 млн. рублей, в
том числе монет золотом на 494,2 млн. рублей,
полноценным серебром на 123 млн. рублей,
разменным серебром на 103 млн. рублей, медью
на 18 млн. рублей.
Перед
началом войны министр финансов
П. Барк принимает экстренные меры, чтобы
спасти золотой запас страны. На заседании
Государственной думы он потребовал прекратить
размен кредитных билетов на золото «безотлагательно,
так как каждый день промедления вел бы
к сокращению золотых запасов; сохранение
же золота является вернейшим залогом
для скорейшего восстановления металлического
обращения, когда обстоятельства военного
времени минуют».
За
четыре дня до объявления войны с
Германией, 27 июля 1914 года, Государственная
дума принимает закон «О некоторых мерах
финансового характера ввиду обстоятельств
военного времени», который приостановил
размен кредитных билетов на золото и
отменил действовавший в стране с 1897 года
эмиссионный закон.
Но
было уже поздно, золото исчезло
из обращения. «В казну вернулась только
незначительная его часть – 50 млн. рублей,
436 млн. рублей осело у населения в качестве
сокровища, а 452 млн. рублей ушло за границу».
Эпоха
золотого монометаллизма для России
закончилась.
Отмена
размена кредитных билетов на
золото положила начало инфляционному
процессу. Хотя для царизма война не явилась
неожиданностью, он оказался плохо подготовлен
к ней. Правительство России не располагало
достаточными финансовыми ресурсами даже
для осуществления мобилизации в стране.
Россия вступила в войну неподготовленной
ни в военном, ни в экономическом и финансовом
отношениях. «Промышленность России сильно
отставала от других капиталистических
стран. В ней преобладали старые фабрики
и заводы с изношенным оборудованием.
Сельское хозяйство при наличии полукрепостнического
землевладения и массы обнищавшего, разоренного
крестьянства не могли служить прочной
экономической основой для ведения продолжительной
войны».
Успешное
ведение войны во многом зависит
от того, в состоянии ли государство быстро
перестроить народное хозяйство на военный
лад, использовать старые и найти новые
источники средств для мобилизации боевых
сил и покрытия издержек войны, не доводя
в то же время государственные финансы
до явного упадка и не расстраивая народнохозяйственные
отношения уже в первые месяцы войны. В
этом состоит одна из существеннейших
сторон так называемой финансовой боевой
готовности.
Россия
была весьма далека от этого. Уже на
втором году войны наступил финансовый
кризис, который в последующие годы все
более углублялся. Война дезорганизовала
до основания все народное хозяйство.
Хотя подавляющая часть производственного
аппарата страны была переключена на выпуск
вооружения, боеприпасов и предметов военного
снаряжения, тем не менее, промышленность
не могла выполнить все новые заказы. В
связи с этим значительная сумма открытых
кредитов ежегодно оставалась неиспользованной.
За 1914-1916 гг. Совет Министров открыл кредиты
на 27 188 млн. рублей, израсходовано же было 25
046,2 млн. рублей.
Война
с первых же дней вызвала громадное
увеличение расходов. Численность армии
возросла с 1,36 млн. человек (контингент
мирного времени) до 10,8 млн. – на 1 января
1917г. Одно лишь проведение мобилизации
и переброски армий потребовало крупных
затрат. В дальнейшем военные расходы
нарастали из месяца в месяц, увеличившись
с 826 млн. рублей в 1913г. до 14,5 млрд. рублей – в 1916г. и 10
млрд. рублей – за первую половину 1917г.
Во второй половине 1914 года военные расходы равнялись
в среднем 10-12 млн. рублей в день, в первой
половине 1915г. – 19 млн. рублей и во второй
– 28 млн., в 1916г. – соответственно 35 и 46
млн., в первой половине 1917г. – 55 млн.
рублей.
Финансовое
напряжение усугублялось тем, что с
началом войны царское правительство
в интересах успешного ведения войны вынуждено
было отказаться от важнейшего источника
доходов – казенной продажи водки, что
уменьшало бюджетные поступления ежегодно
почти на миллиард рублей.
Главным
способом получения средств в
бюджет были учет краткосрочных обязательств
государственного казначейства и связанный
с ними выпуск бумажных денег в обращение.
Краткосрочные обязательства передавались
департаментом казначейства «по мере
действительной потребности в средствах»
в Петроградскую контору Государственного
банка, а госбанк перечислял соответствующую
сумму на текущий счет департамента казначейства.
Это и было основным «обеспечением» эмиссии
кредитных билетов.
С первых
дней после вступления России в войну
правительство для покрытия дефицита
государственного бюджета начало использовать
эмиссию кредитных билетов, выпускать
их «в размерах, вызываемых потребностями
военного времени», т.е. безгранично. Звонкая
монета, вследствие этого, стала исчезать
из обращения. Раньше всего исчезла золотая
монета, затем стали исчезать из оборота
серебряные рубли, полтинники, четвертаки.
К концу 1915 года исчезла также разменная
серебряная и медная монета.
Для покрытия военных расходов, законом от 27
июля 1914 года, правительство России предоставило
Государственному банку право выпустить
в обращение дополнительно 1,2 млрд. рублей
кредитных билетов без покрытия золотом,
а положение Совета Министров от 17 марта
1915 года еще на 1 млрд. рублей. Таким образом,
в обращении стало 2,5 млрд. необеспеченных
денег. В следующем году указом от 29 августа
1916года право госбанка на выпуск необеспеченных
золотом кредитных билетов было увеличено
до 5,5 млрд. рублей, а положением Совета
Министров от 27 декабря 1916 года – до 6,5
млрд. рублей.
Крупные выпуски кредитных билетов
привели к быстрому росту их массы
в обращении. На 1 января 1914 г. их было
в обращении 1 633 млн. рублей, на 1 января 1915 г. – 2 947 млн. рублей,
на 1 января 1916 г. – 5 617 млн. рублей, на 1
января 1917 г. – 9 103 млн. рублей.
К началу 1916 года денежная масса в
обращении состояла
исключительно из бумажных денежных знаков,
быстро обесценивающихся. Количество
кредитных билетов в обращении увеличилось
почти в шесть раз, реальное процентное
отношение золотого запаса к массе кредитных
билетов составляло на 1 января 1917 года
только 16,2%.
Выпуск кредитных билетов правительство
использовало для закупки сырьевых
и продовольственных ресурсов,
необходимых для ведения войны. Обесценение
денег в результате огромного выпуска
кредитных билетов приобрело форму эмиссионного
налога на население. Снижение покупательной
способности рубля уменьшило и без того
скромные денежные накопления рабочих
и крестьян.
Летом 1915 года в России
начал ощущаться острый недостаток разменной
монеты. Для ликвидации этого дефицита,
постановлением Совета министров от 25
сентября 1915 года, был осуществлен выпуск
марок-денег номиналом 1, 2, 3, 10, 15 и 20 копеек,
на оборотной стороне которых сообщалось
о хождении их наравне с медной или серебряной
монетой. Указом от 5 декабря 1915 года был
осуществлен выпуск казначейских разменных
денежных знаков номиналами 1, 2, 3, 5, 10, 15,
20 и 50 копеек. Однако номиналы в 10, 15 и 20
копеек в обращение не выпущены и уничтожены.
Чтобы ускорить изготовление кредитных
билетов, указом от 6 декабря 1915 года начали
выпускать билеты достоинством в 1 рубль,
но не с порядковым номером, а с номером
серии, так называемый «военный выпуск».
С 1 июля 1914 года по 1 марта 1917 года
количество обращающихся бумажных денег
возросло в 6,7 раза, что должно было обесценить
рубль примерно до 15 копеек. В действительности
же курс рубля понизился внутри страны
до 25 копеек, а на внешнем рынке до 56 копеек.
Внутреннее обесценение денежной единицы,
в отличие от наблюдавшегося в подобных
случаях в других странах, было опережающим.
Внешнее обесценение сдерживалось миллиардными
кредитами, которые Россия получала от
союзников, особенно от Англии и Франции,
и теми мероприятиями, которые правительство
тогда проводило для урегулирования
валютного рынка и валютных отношений.
Таким образом, кризис финансовой системы,
хроническая
инфляция, довершившие развал народного
хозяйства России, – таков результат политики
самодержавия, находившегося накануне
своего крушения. Все более углублявшийся экономический
и финансовый кризис, в свою
очередь, вызывал и обострял кризис политический.
4. Денежное обращение
России при Временном правительстве
Вступление
России в первую мировую войну
на некоторое время сняло остроту социальных противоречий.
Все слои населения сплотились вокруг
правительства в едином патриотическом
порыве. Однако, поражения на фронте в
борьбе с Германией, гибель миллионов
россиян, ухудшение положения народа,
вызванное войной, – все это породило
массовое недовольство. К зиме 1916-1917 гг.
все слои населения России осознавали
неспособность царского правительства
преодолеть политический и экономический
кризис.[4]
В начале 1917 года
усилились перебои в поставках
продовольствия в крупные города
России. К середине февраля из-за нехватки
хлеба, спекуляции и роста цен забастовали
рабочие Петрограда.
23 февраля политическая
демонстрация Петрограда положила
начало революции. 25 февраля забастовка
в Петрограде стала всеобщей.
27 февраля массовый переход солдат на сторону рабочих, захват
ими арсенала и Петропавловской крепости
ознаменовали победу революции. На совещании
лидеров думских фракций образован Временный
комитет Государственной думы, с задачей
восстановления государственного и общественного
порядка, создания нового правительства.
2 марта после
переговоров представителей Временного
комитета Государственной думы
и Исполкома Петросовета было
сформировано Временное правительство,
под председательством министра
внутренних дел князя Г.Е. Львова.
В России образовалось двоевластие, при котором
Временное правительство было вынуждено
согласовывать свои действия с Петроградским
Советом рабочих и солдатских депутатов.
Временное правительство выдвинуло лозунг
ведения войны «до победного конца». Дальнейшее
участие России в войне требовало огромных
расходов. Дефицитное состояние государственного
бюджета, возникшее до февральской революции,
крайне обострило для Временного правительства
проблему источников финансирования военных
расходов. Временное правительство разработало
ряд мер по сдерживанию темпов инфляции
в стране, мобилизации денежных ресурсов
для ведения войны. Наиболее крупными
из них являлись выпуск облигаций «Займа
Свободы», введение монополии на продажу
сахара, чая, спичек, махорки и других предметов
народного потребления.
30 марта 1917 года
Временное правительство опубликовало
постановление от 27 марта, которым
был объявлен «Заем Свободы».
Название заем получил из-за
обращения Временного правительства
к народу России: «Сильный враг
глубоко вторгся в наши пределы, грозит сломить нас и вернуть
страну к старому, ныне мертвому строю.
Только напряжение всех наших сил может
дать нам желанную победу… Одолжим деньги
государству, поместив их в новый заем,
и спасем этим от гибели нашу свободу и
достояние». Были выпущены облигации номиналом
в 50, 100, 500, 1 000, 5 000, 10 000, 25 000 рублей и позже,
постановлением от 25 апреля 1917 года, облигации
в 20 и 40 рублей. Облигации выпускались
сроком на 49 лет, из расчета 5% годовых.
Несмотря на
поддержку со стороны исполнительного комитета совета рабочих
и солдатских депутатов, выпущенный правительством
«Заем Свободы», успеха не имел, что признал
министр финансов Шингарев: «…состоятельные
классы скорее поверили новому строю и
пришли к нему на помощь, тогда как массы
населения отнеслись к нему… недоверчиво».
Руководимые большевиками,
рабочие понимали, что заем предназначен
для продолжения войны, выгодной
только буржуазии. За четыре месяца число
подписчиков на заем среди населения
составило лишь 674 тысяч. Временное
правительство получило по займу всего около
4 млрд. рублей.
С первых дней своего
существования Временное правительство
приступило к активной эмиссии бумажных
денег. 4 марта 1917 года Временное правительство
специальным указом расширило право
Государственного банка на выпуск денежных знаков до 8,5 млрд.
рублей. Затем последовал ряд специальных
постановлений (15 мая, 11 июля, 7 сентября,
6 октября), благодаря которым объем эмиссии
был быстро доведен до 16,5 млрд. рублей.