Ипотечный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мной будет рассмотрена необходимость и возможность организации ипотечного кредитования в Российской Федерации как целостной системы, основанной на развитии рыночных кредитно-финансовых механизмов и возможности использования мирового опыта. В работе освещены особенности и механизм российского ипотечного кредитования с учетом состояния жилищного строительства в России в настоящее время, наиболее значимые проблемы в функционировании ипотечного кредитования в Российской Федерации и возможные пути их решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИПОТЕКИ....5
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИПОТЕКИ В РОССИИ…..……………………….5
1.2 СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТА……...……………11
1.3 СХЕМЫ РАСЧЕТОВ ПО ИПОТЕЧНЫМ КРЕДИТАМ………………….14
2. СОСТОЯНИЕ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………….... 20
2.1 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО
КРЕДИТОВАНИЯ ПО ИТОГАМ 2011 ГОДА……………………….……20
2.2 ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
ПО ИЖК И ДОСРОЧНОГО ПОГАШЕНИЯ ИЖК В 2011 ГОДУ…..……21
2.3 ИСТОЧНИКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ИЖК………………………...…23
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ…...……………………………………..25
3.1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ И ИХ
РЕШЕНИЯ В РОССИИ…...…………………………………...…….……..25
3.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В
РОССИИ. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НА 2012 г...………….………………..28
3.3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО
КРЕДИТОВАНИЯ В РФ ДО 2030 ГОДА. ...………….…………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………………..….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………37

Файлы: 1 файл

банки.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Закрытого акционерного общества «Ипотечный агент АИЖК 2010-1»;

Открытого акционерного общества «Ипотечная специализированная организация ГПБ – Ипотека  Два»:

Закрытого акционерного общества «Коммерческий банк ДельтаКредит».

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА 

    ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

3.1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ И ИХ

    РЕШЕНИЯ  В РОССИИ

 

До определенного момента развитие ипотечных операций сдерживалось неблагоприятными макроэкономическими условиями: высокими темпами инфляции, нестабильностью курса рубля, низким уровнем доходов населения. В последнее время ситуация изменилась: объемы предоставленных кредитов активно растут, число банков - участников рынка постоянно увеличивается, ставки по кредитам продолжают снижаться. Однако вклад ипотечных операций в финансирование покупок жилья в России остается крайне низким.

Жилищная проблема в  России, обеспечение населения жильем является социально-экономической  проблемой. Около 77 % россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия, и  только около 10 процентов располагают достаточными доходами, чтобы с помощью ипотечного кредита приобрести жилье 

Развитие жилищной ипотеки  в России сегодня сдерживается рядом основных факторов:

1. Ограниченный платежеспособный  спрос населения. По оценкам   Минэкономразвития России, даже  при самых "либеральных" параметрах, максимальная граница  доступности для населения составит не более 10%.

Стимулирование  покупательской способности населения за счет ипотеки, без симметричных мер по стимулированию строительства жилья ведет к росту цен на жилье и затрудняет решение жилищной проблемы. Из-за роста цен на жилье возможно значительное смещение интереса заемщиков к продуктам, предоставляемым на цели индивидуального жилищного строительства. Основными негативными факторами останутся снижение предложения на рынке жилья и рост цен на него.

2. Низкие темпы разработки  и  совершенствования законодательства  о недвижимости и несогласованность  правовых актов между собой.  Так, например, очевидно, какое большое  значение для развития рынка  жилья имеет земельное законодательство. Однако Земельный кодекс РФ на момент его принятия в 2000 году содержал не менее чем в 29 статьях отсылки на законы или нормы, которые еще предстояло создать. В 2003 году положение мало изменилось. Только в июле 2003 гола Правительство РФ внесло крайне важный для развития жилищного строительства законопроект "О переводе земель из одной категории в другую".

Необходимо также отметить, что до настоящего времени многие федеральные законы, содержащие нормы, регулирующие в той или иной мере отношения, связанные с недвижимостью, имеют массу недоработок.

3. Неразвитость инфраструктуры  рынка жилья и жилищного строительства.  Традиционными участниками жилищного рынка являются строительные компании, банки, производители строительных материалов, страховые компании, риэлтерские и оценочные агентства. При фактическом наличии данных структур в России не отлажена технологическая схема их взаимодействия и, как следствие, невысока эффективность системы в целом, завышены расходы при совершении сделок.

4. Психологические факторы,  главным из которых является  национальная особенность большинства  населения – нежелание жить  в долг.

5. Большое количество  административных барьеров. Строительные  компании, заемщики и ипотечные  компании сталкиваются с существенными административными препонами. Например, строительные компании должны получить не менее 40 согласований и разрешений для регистрации нового проекта, что влечет за собой большое количество издержек.

6. Неразвитость организационно-технологической  и финансовой инфраструктуры  в системе ипотеки. На сегодняшний день в России пока нет работающей и решающей проблемы населения ипотеки. Об этом свидетельствует статистика ипотечных сделок, размер и структура доходов населения. Только 4 % жилья было куплено на банковские ипотечные займы.

7. Высокие процентные  ставки на ипотеку для большинства  россиян, в связи с чем, ипотечное   кредитование в России не становится  массовым, и большинство россиян  не могут воспользоваться ипотекой  для решения своих жилищных  проблем.

8. Непрозрачные источники доходов граждан, значительный удельный вес не декларируемых доходов граждан. Документально подтвердить свои доходы могут не более 10-12 % потенциальных заемщиков.

9. Недостаток долгосрочных  финансовых ресурсов банков. Проблему  привлечения кредитных ресурсов для долгосрочного ипотечного кредитования с полным основанием можно считать наиболее актуальной для развития системы ипотечного кредитования в России. Ни один банк не в состоянии формировать свой кредитный портфель из долгосрочных кредитов, опираясь при этом на краткосрочные источники. Несоответствие банковских активов и пассивов по срокам, объемам и ставкам рано или поздно приводит банк к потере своей ликвидности  [4, с. 10].

 

3.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО  КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НА 2012 г.

 

Система ипотечного кредитования является одним из приоритетных направлений  государственной жилищной политики. К началу экономических реформ в  России отсутствовал рыночный механизм, основывающийся на активном участии  населения в решении жилищной проблемы. Свободного рынка жилья практически не было, а долгосрочные кредиты населению составляли незначительную долю в общем объёме финансирования жилья. Данные кредиты предоставлялись в основном индивидуальным застройщикам, жилищно-строительным и жилищным кооперативам на строительство нового, а не на покупку готового жилья.

Государственная жилищная политика должна ориентироваться не только на нужды социально незащищённых групп населения, но и на решение  жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющими жильё в собственности в результате приватизации. Одним из способов решения жилищной проблемы для этой части населения является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование на основе государственных программ. В связи с этим Правительством Российской Федерации была разработана Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства от 11 января 2000 г. № 28, в которой были определены основные цели и принципы формирования системы ипотечного жилищного кредитования с учётом российского законодательства и существующих социально-экономических условий, намечены конкретные направления деятельности. [13, с. 231].

Развитие ипотеки невозможно без тех или иных форм государственной  поддержки:

принятие нормативных  правовых актов;

оптимальное налогообложение;

совершенствования проектирования и технологий строительства;

государственные гарантии, способствующие привлечению внебюджетных средств в жилищную сферу;

адресные жилищные субсидии гражданам.

Анализ доходов населения  и сложившихся цен на рынке  жилья показывает, что сегодня (без  ипотечного кредитования) лишь 1-1,2% населения  обладают платёжеспособным спросом  для приобретения жилья; ещё 0,3-0,5% населения обеспечиваются жильём за счёт средств бюджетов всех уровней.

Развитие массового  ипотечного кредитования (без какой-либо государственной поддержки) увеличивает  платёжеспособный спрос населения  в 5-6 раз для приобретения жилья по социальным нормам и в 10-12 раз – для улучшения жилищных условий.

В то же время на рынке  жилья наблюдается острый дефицит  предложений.

Существующий вторичный  рынок жилья не может быть основой  массового ипотечного кредитования, поскольку жилищный фонд в Российской Федерации катастрофически стареет. В значительной степени он уже не соответствует современным представлениям о комфортности. Тем более не будет соответствовать им через 10-15 лет. Это ведёт к снижению ликвидности залога и является существенным фактором, понижающим надёжность ипотечных ценных бумаг.

В странах, где развито ипотечное кредитование, государство не только создаёт законодательно-нормативную базу, но так или иначе активно участвует в качестве субъекта ипотечных отношений. На этапе формирования ипотечной политики для России очень важно учесть региональный аспект и специфику государственного устройства, которая заключается в его трёхуровневости: федеральный, субфедеральный и муниципальный.

В решении государством задач, связанных с макроэкономической, социальной и кредитно-денежной политикой, во многом поможет ипотечное кредитование. Оно может выступить мощным антиинфляционным механизмом, препятствующим росту цен на потребительском рынке, так как отвлечёт средства населения с текущего потребления в сферу сбережений для приобретения квартиры. С другой стороны, по мере развития ипотечного кредита, роста обеспеченности населения возрастает потребность в товарах для домашнего потребления, строительных и отделочных материалах, что стимулирует развитие соответствующих отраслей промышленности – эффект влияния на макроэкономическую политику. Следовательно, задача государства в становлении ипотечного жилищного кредитования состоит в поддержании системы ипотечного кредитования в активном состоянии, путём использования различных форм и методов на всех его уровнях.

В настоящее время выработана стратеги государства в развитии долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. Её цель – создание эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем российских граждан со средними доходами, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке. Это позволит: увеличить платёжеспособный спрос граждан и сделать приобретение жилья доступным для основной части населения; активизировать рынок жилья; вовлечь в реальный экономический оборот приватизированное жильё; привлечь в жилищную сферу сбережения населения и другие внебюджетные финансовые ресурсы; обеспечить развитие строительного комплекса; активизировать экономику страны в целом.

Система долгосрочного  ипотечного жилищного кредитования должна опираться на имеющийся международный опыт, быть адаптирована к российской законодательной базе, учитывать макроэкономические условия переходной экономики и ограниченную платёжеспособность населения.

Становление ипотечного жилищного кредитования предусматривает решение ряда фундаментальных задач. Во-первых, совершенствование законодательной и нормативной базы для реализации механизма данного вида кредитования и эффективного функционирования первичного и вторичного рынков ипотечных кредитов. Во-вторых, создание и внедрение механизма, обеспечивающего приток долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов. В-третьих, налоговое стимулирование граждан получающих ипотечные кредиты, кредиторов и инвесторов, обеспечивающих рефинансирование. В-четвёртых, создание равных условий для свободной конкуренции между субъектами рынка ипотечных жилищных кредитов. В-пятых, создание механизма социальной защиты заёмщиков от неправомерных действий кредиторов и их социальной адаптации при процедуре выселения в случае невозможности погашения ипотечного кредита.

Решение этих задач предусматривает: ориентацию ипотечного кредитования на ту категорию населения, которая  нуждается в небольшом ипотечном  кредите, что позволит обеспечить кредитами большое количество заёмщиков (доля населения, нуждающегося в небольших ипотечных кредитах, составляет не менее трети желающих улучшить свои жилищные условия), а также возможность оплаты нового жилья за счёт продажи имеющегося в собственности жилья.

Решающим шагом в  развитии федерального законодательства по вопросам ипотечного жилищного кредитования стало принятие Гражданского кодекса  Российской Федерации, который установил  общие правила обеспечения кредитов залогом недвижимости (в том числе  жилой). В дальнейшем предусмотрено принятие специальных федеральных законов, регулирующих вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также вопросы ипотеки (залога недвижимости). Кроме того, в целях создания благоприятной налоговой среды для развития ипотечного жилищного кредитования (как это предусмотрено Концепцией) принята и введена в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в которой решены вопросы налоговых льгот при определении налоговой базы для исчисления подоходного налога с физических лиц. [11, с. 45]

Рынок ипотечного кредитования в России переживает период быстрого восстановления после кризиса. Причинами  оживления ипотечного рынка называют экономический подъем в стране, весеннее «пробуждение» рынка недвижимости, а также рост спроса на жилье. По итогам 2010 года было выдано ипотечных кредитов на 379 млрд. руб. (298 тыс. кредитов).

В 2011 году объем выданных ипотечных кредитов составил 523582 ИЖК на сумму 716,9 млрд. руб. Средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам, выданным в 2011 году, составила 12,4%, что является историческим минимумом для России. Такой уровень ставок был зафиксирован лишь однажды — по итогам I квартала 2008 года. Одна из важнейших задач для повышения доступности ипотеки, которую выделяют специалисты,  – снижение процентной ставки до 7%.

Ставка и первоначальный взнос будут снижаться за счет конкуренции между банками-кредиторами. Так, банки снижают первоначальный взнос: Райффайзенбанк - с 30% до 25% от стоимости  жилья, ВТБ 24 и Сбербанк - с 30% до 20%, программа Сбербанка «Молодая семья» - с 20% до 15%.

Ведущая задача сейчас –  развивать механизмы поддержки  мелких и средних банков, потому что у госбанка нет проблем  с ликвидностью. Средним и небольшим  банкам нужны целевые программы по поддержанию долгосрочной ликвидности. Необходимо вовлечь в ипотечные программы большее количество банков и, таким образом, активизировать конкуренцию.

Информация о работе Ипотечный кредит