Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:36, курсовая работа
Цель работы: изучение понятия ипотечного кредита и его места в структуре экономических отношений, рассмотрение видов ипотечного кредитование и определение роли данного вида кредита, а также исследование особенностей и проблем ипотечного кредитования в современных условиях Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………4
1 Понятие, виды и роль ипотечного кредита………………………………….6
2 Оценка условий развития ипотечного кредитования в Беларуси…………11
3 Состояние и перспективы развития ипотечного кредитования в
Республике Беларусь…………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованных источников………………………………………….24
Приложение А Виды ипотечного кредитования……………………………...26
Приложение Б Сравнительная характеристика моделей ипотечного
Кредитования…………………………………………………28
Приложение В Проценты по кредитам………………………………………..29
Приложение Г Кредиты на финансирование недвижимости под залог
недвижимости………………………………………………….30
Приложение Д Процентные ставки по ипотечным кредитам………………..31
Частично эта проблема может быть решена путем выпуска ипотечных облигаций, которые могут повторно обращаться на рынке. Но в Беларуси сегодня такие облигации выпускаются на непродолжительный срок - от 1,5 до 5 лет. К тому же, доходность по ним невысока, она немногим выше ставки рефинансирования (11,5-12%). Поэтому эмиссия таких ценных бумаг ничтожно мала по сравнению с жилищной кредитной задолженностью.[27]
Также, следует признать, что национальное законодательство в части выпуска и обращения ценных бумаг во многом не удовлетворяет требованиям развития рынка ипотечного кредитования и привлечения на него долгосрочных финансовых ресурсов через выпуск и обращение эмиссионных ипотечных ценных бумаг.
Сегодня в Беларуси есть потенциальные инвесторы и заемщики ипотечных кредитов, но отсутствует надежный механизм перехода средств инвесторов в сферу ипотеки; недостаточно совершенны правовые основы, позволяющие увязать предоставление кредитов на 10-20 лет с выпуском очень надежных, высоколиквидных ценных бумаг, обеспеченных ипотекой приобретаемого жилья, объектов промышленности и сельского хозяйства.
Так же одной из проблем является отсутствие вторичного рынка ипотечных кредитов, на котором инвесторы могли бы вкладывать в промышленность, аграрный сектор, строительство жилья своими средствами, связать рынок недвижимости с фондовым рынком.
Одной из главных проблем, не позволяющих ипотеке развиваться достаточно быстрыми темпами, является отсутствие в Беларуси среднего класса.
Экономическая ситуация таково, что полярность доходов различных слоев населения сохраняется. В нашей стране наблюдается высокая стоимость жилья и одновременно низкая платежеспособность потенциальных заемщиков. Те, кто может купить квартиру, у кого есть деньги, сделают это и без ипотеки. Тем, кто хочет купить квартиру, но не может этого сделать из-за низкого уровня доходов, никакая ипотека не поможет. Мало кто способен купить квартиру в столице, без значительного начального капитала, за 150 и более тыс. долларов, выплачивая затем по кредиту 500-800 долларов каждый месяц. Сегодня цена квадратного метра превышает среднюю зарплату по стране примерно в четыре раза, в то время как в западных странах нормой считается возможность купить за месячную заплату один квадратный метр жилья.
В республике наблюдается несоизмеримость процентной ставки по кредитам на жилищное строительство с уровнем доходов населения. Ежемесячные платежи по погашению долга велики, на их выплату не хватило бы дохода от сдачи квартиры, если рассматривать аренду как источник погашения по кредиту.
Как мы видим в таблице В 1, приложения В, даже по льготным кредитам ставка составляет 13%, и выдается он сроком на 15 лет. На мой взгляд, даже по таким льготам далеко не каждая многодетная семья, нуждающаяся в улучшение жилья сможет себе это позволить. Что уже говорить о кредитах под 16%, 17%. Для сравнения проценты по ипотечным кредитам на Западе приведены на рисунке Д 1, приложения Д. Кроме того, срок выдачи кредита в Китае, например, составляет 25-30 лет, в США- 40 лет.
Также в нашей стране отсутствует подменный фонд жилья. Ведь зачастую нужно вначале продать свою квартиру и выплатить так называемый взнос собственными средствами, а уже затем построить (или купить) новую, ипотечную. Следует задать вопрос: где жить все это время.
Однако, чтобы увеличить сроки выдачи кредитов и снизить процентные ставки, необходимое достаточное количество денежных средств у банков. В нашей же стране наблюдается недостаточность денег в банках для долгосрочного кредитования, ведь ипотечное кредитование требует больших долгосрочных ресурсов кредитования. Между тем белорусские банки снизили объем предоставленных клиентам рублевых ресурсов на 0,4 % по сравнению с данными на 1 января 2010 г до 47,979 трлн бел. руб. на 1 февраля. В то же время, объем валютной задолженности в кредитном портфеле банков в январе 2010 г увеличился на 1,4 проц до эквивалента 21,304 трлн бел руб.[27]
Использование же краткосрочных ресурсов для этих целей ипотечного кредитования приведет к серьезным рискам процентной ставки и ликвидности банков. Также чтобы снизить процентные ставки по кредитам необходимо снижение процентных ставок по депозитам. Это, в свою очередь, возможно при низкой инфляции, стабильности национальной валюты, устойчивых темпах экономического роста. Что, к сожалению, не наблюдается в нашей стране в настоящее время.
Так же в нашей стране наблюдаются трудности формирования качественного залога по ипотечным кредитам. Данная проблема связана с несоответствием действующего законодательства требованиям ипотеки, при которых отсутствует возможность обратить взыскание на заложенное имущество (стоящуюся квартиру или дом, землю) по причине ограниченности права собственности на землю и невозможности выселения несостоятельного заемщика из заложенного жилья. Иными словами, у заемщиков зачастую просто нет недвижимости для обеспечения возврата кредита. Кроме, того сегодня оформить кредит под жилье сложно: для этого необходимы поручители.
Еще одной причиной неразвитости ипотечного кредитования является отсутствие самой системы ипотечного кредитования, целесообразно предназначенных структур: ипотечных агентств, ипотечных банков, страховых организаций и других, которые составляют основу системы ипотечного кредитования.
Таким образом, введение системы ипотечного кредитования целесообразно в условиях неустойчивой экономики. Несмотря на наличие нормативной правовой базы, регулирующей ипотеку, ипотечное кредитование сталкивается с рядом проблем. К основным из них можно отнести нежелание банков выдавать ипотечные кредиты из-за высоких рисков неплатежа; отсутствие вторичного рынка и соответствующего законодательства в части выпуска и обращения ценных бумаг; непродолжительный срок выпуска ипотечных ценных бумаг; недостаточность денег в банках для долгосрочного кредитования; несоизмеримость процентной ставки по кредитам с уровнем доходов населения; полярность доходов населения; отсутствие надежного механизма перехода денежных средств инвесторов в сферу ипотеки; отсутствие подменного фонда жилья и соответствующих институтов, составляющих основу системы ипотечного кредитования.
3 Состояние и перспективы развития ипотечного кредитования в Республике Беларусь
В предыдущей главе были рассмотрены условия и проблемы развития ипотечного кредита в нашей стране. В этой главе я бы хотела рассказать о путях решения существующих проблем и перспективах развития ипотечного кредита.
В-первую очередь следует сказать о нормативной правовой базе. Определенные правовые условия для кредитования, основного на залоге недвижимости, в нашей республике созданы. Представляется, что основными принципами формирования системы долгосрочного ипотечного кредитования в Республике Беларусь должны стать осуществляемые одновременно разработка нормативной правовой базы ипотеки и предоставление доступа участникам ипотеки к дешевым долгосрочным кредитным ресурсам. В последующем требуется обеспечить защиту интересов кредитора и заемщика посредством страхования, специальных государственных гарантий, отлаженной процедуры обращения взыскания на заложенное имущество, создать необходимые элементы рынка долгосрочного ипотечного кредитования обеспечить приоритетное развитие ипотечного кредитования жилищного строительства и сельского хозяйств. В связи с этим, чтобы положения закона об ипотеке (в части обращения взыскания на имущество) могли быть реализованы, следует внести изменения в действующие правовые акты: Гражданский, Жилищный, Банковский кодексы. Дешевыми долгосрочными кредитными ресурсами могут стать денежные средства пенсионного и иных фондов, средства от обязательного государственного страхования личности, имущества и ответственности, средства страховых фондов банков, страховые резервы страховых организаций. Это денежные средства, которые должны приносить доход, но которые можно вкладывать только в финансовые операции, характеризующиеся низким уровнем риска. Это позволит участникам ипотечного кредитования получить доступ к инвестициям, а кредиторам гарантирует возможность обязательного возврата своих денежных средств.
В ближайшее время необходимо разработать механизм действия ипотеки. Это потребует введения правового регулирования института ипотечных банков и ипотечных облигаций (закладных листов), оценки недвижимости, обращения взыскания на заложенное недвижимое имущество, выселения из заложенных жилых помещений, страхования, льготного налогообложения. Также возникает необходимость разработать новые нормативные право вые акты министерств и ведомств, внести изменения и дополнения в действующие акты.
Экономисты считают, что наличие налоговых льгот, связанных с долгосрочным ипотечным кредитованием, следует рассматривать в качестве действенного экономического фактора, стимулирующего со стороны государства развитие первичного ипотечного рынка. Такие льготы позволят существенно увеличить доступность долгосрочных ипотечных кредитов для населения и юридических лиц, повысить заинтересованность банков в их выдаче и обслуживании.
Ипотечное кредитование способствует повышению налоговой дисциплины граждан. Это объясняется тем, что одним из основных требований банков при выдаче ипотечных кредитов является официальное документальное подтверждение платежеспособности заемщика, в том числе путем предъявления налоговой декларации (справки из налоговых органов об уплате налогов).
Таким образом, широкое распространение ипотечного кредитования будет способствовать повышению сбора налогов за счет более полного декларирования физическими лицами своих доходов, увеличения объемов сделок, расширения налогооблагаемой базы. Это позволит не только компенсировать потери от налоговых льгот, но и обеспечить прирост налоговых сборов.
Крайне важным для развития ипотеки является наличие системы гарантий, как правовой, так и финансовой защиты проводимых операций. Банки не желают выдавать кредиты из-за высоких рисков не платежа, а так же значительности сумм кредита и длительности срока. Решить эту проблему сможет, на наш взгляд, страхование. Следует внедрить в банковскую практику следующие виды обязательного и добровольного страхования:
страхование предмета залога ипотеки. Данный вид страхования должен быть обязательным;
страхование риска невозврата кредита. В случае суммы кредита, превышающей 150 млн. руб., по мнению автора, данный вид страхования должен быть обязателен. В настоящих условиях дополнительным обеспечением кредита может служить страхование риска невозврата кредита, однако, согласно действующему законодательству, страхователем должен выступить банк, он же - нести соответствующие расходы. Законодателю необходимо предусмотреть возможность перенесения расходов на кредитополучателя;
страхование жизни и трудоспособности кредитополучателя. В случае отсутствия дополнительного обеспечения кредита, которым может являться, например, поручительство третьих лиц, данный вид страхования должен быть обязательным;
страхование строительных рисков. Данный вид страхования может быть добровольным и другие.[10, с. 369]
В нашей стране, так же, наблюдается неразвитость вторичного рынка ипотеки. Принятие законодательного акта об ипотечных ценных бумагах позволило бы организовать в стране вторичный рынок ипотеки, обеспечив рефинансирование выдаваемых кредитов.
В настоящее время в Беларуси есть потенциальные инвесторы и заемщики ипотечных кредитов, но отсутствует надежный механизм перехода средств инвесторов в сферу ипотеки. Законодательство об ипотечных ценных бумагах должно решить задачу по привлечению на рынок долгосрочных кредитов по максимально низким ценам. Цена привлекаемых на основе ипотечных ценных бумаг ресурсов будет, в конечном счете, определять уровень процентных ставок по кредитам для конкретных заемщиков. Для того чтобы инвесторы согласились вкладывать свои средства в эти бумаги, важно, чтобы они были уверены в их надежности и ликвидности, то есть в возможности купить или продать ипотечные бумаги по рыночным ценам в любой удобный момент.
По мнению ряда экономистов, законодательство об ипотечных ценных бумагах должно установить и закрепить:
виды ипотечных бумаг и удостоверяемые ими права, требования к их форме и содержанию;
порядок выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг, порядок и процедуру их эмиссии, круг эмитентов, порядок надзора за выпуском и обращением этих бумаг;
способ обеспечения исполнения обязательств эмитента по ипотечным ценным бумагам;
перечень раскрываемой эмитентом информации об обеспечении ипотечных ценных бумаг, порядок ее предоставления инвесторам для ознакомления;
особый правовой статус кредиторов - держателей эмиссионных ипотечных ценных бумаг при банкротстве юридических лиц - эмитентов этих бумаг.
Принятие и практическое внедрение законодательства об ипотечных ценных бумагах дало бы возможность создать вторичный рынок ипотечных кредитов, на котором инвесторы могли бы вкладывать в промышленность, аграрный сектор, строительство жилья свои средства, связать рынок недвижимости с фондовым рынком. Таким образом, можно было бы организовать замкнутую систему выдачи ипотечных кредитов и продажу их инвесторам с целью пополнения кредитной и ресурсной базы банков, выдающих эти кредиты.
Еще одним вариантом привлечения денежных средств инвесторов в сферу ипотеки является доверительное управление. Инвестор передает денежные средства банку в доверительное управление для размещения в строительство недвижимости (коммерческой либо жилого фонда). Банк, в свою очередь, за счет этих средств кредитует застройщика. Также это позволит привлечь длинные ресурсы, что положительно отразится на ликвидности, совершенствовать уровень процентных ставок по кредитам, вовлечь в систему юридические лица и широкие слои населения со средними доходами.[10, с. 374]
Особую роль в создание системы ипотечного кредитования играет государство. Именно оно определяет концепцию развития системы ипотечного кредитования и для надежного и эффективного функционирования этой системы формирует правовую базу; разрабатывает механизм социальной защиты заемщиков; проводит налоговую политику, стимулирующую участников рынка ипотечного кредитования; создает необходимые институты для организации рынка и участвует в управлении ими. Государство должно создать условия, стимулирующие и поддерживающие механизм ипотечного кредитования.