Формы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить государственный кредит и особенности его развития в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..4
1 Экономическое содержание государственного кредита…………………...........6
1.1 Понятие и сущность государственного кредита ………………………….………6
1.2 Функции государственного кредита ……………………………………………….10
2 Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита Республики Беларусь……………………………………………….......................13
2.1 Оценка государственного долга Республики Беларусь………………………...13
2.2 Различные показатели платежеспособности…………………………………18
3 Государственные займы, как основная форма внутреннего государственного кредита…………..……………………………………..……………………………22
3.1 Понятие государственного займа, ценных бумаг, их роль и значение в экономике…………………………………………………………………………………….22
3.2 Состояние рынка ценных бумаг Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………………………………………..…..30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………………...34
Приложение А. Динамика соотношения внутреннего и внешнего долга
Приложение Б. Структура валового внешнего долга по секторам
Приложение В. Коэффициенты, характеризующие задолженность
государства
Приложение Г. Структура рынка ценных бумаг РБ
Приложение Д. Коэффициенты, характеризующие задолженность государства
Приложение Е. Разбивка стран по величине валового внешнего долга

Файлы: 1 файл

КУСРАЧ.docx

— 373.57 Кб (Скачать)

     Наиболее показательные моменты, характеризующие 2006 год, оказавшие положительное и отрицательное влияние на рынок ГЦБ:

  • уменьшилось общее количество выпусков, находящихся в обращении (положительно);
  • произошла консолидация выпусков, с которыми заключался основной объем сделок (положительно);
  • объем заключенных сделок практически остался на уровне 2003 года (отрицательно);
  • увеличилось количество выпусков, с которыми не было совершено ни одной сделки на рынке (отрицательно).
  • участникам вторичного рынка облигаций не предоставлена возможность заключать новые виды сделок, например, от своего имени в интересах клиента (отрицательно).

     Во  многом снижение ликвидности государственных  ценных бумаг объясняется следующим:

  • установлением административных барьеров, направленных на прекращение обращения ценных бумаг за определенный период времени (в зависимости от срока обращения ценной бумаги — 1, 3 и 5 рабочих дней) перед погашением или выплатой купонного дохода. Раньше прекращение обращения ценных бумаг перед погашением или выплатой купонного дохода осуществлялось за 1 рабочий день независимо от срока обращения ценной бумаги [12];
  • увеличением в обращении выпусков государственных ценных бумаг с нерыночными характеристиками (необращаемых, с низкой доходностью или без нее и др.);
  • физические лица не были допущены к покупке государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций;
  • переходом банковской системы на новый План счетов бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности [14].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Состояние рынка  ценных бумаг Республики  Беларусь на современном  этапе 

     Состояние рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь на современном этапе характеризуется следующими данными.

     В 2008 – 2010 годах Национальным банком проводилось размещение краткосрочных  облигаций  собственной  эмиссии  со  сроком обращения  от 3 до 91 дня. Средневзвешенный  срок  заимствования  при  этом  составил 16  дней.  Объем размещения  облигаций за  данный  период  фактически  – 32 801,58 млрд.  рублей,  по  номиналу  – 32 964,7 млрд.  рублей.  Доля аукционных операций в общем объеме продаж – 81 процент. 

     С  2008  года  по  результатам  биржевых  торгов  рассчитывались рыночные цены по акциям открытых акционерных обществ, что позволило осуществлять  расчет  капитализации  рынка  акций.  Так,  капитализация рынка  акций  на  1  января  2009  г.  превысила  220  млрд.  рублей  (расчет рыночной цены осуществлялся по акциям 9 эмитентов), на 1 января 2010 г. – 4141,5  млрд.  рублей  (по  акциям  20  эмитентов).  На  1  января  2011  г. указанный  показатель  составил  11  030,8  млрд.  рублей,  что  больше  в 50,1 раза по сравнению с началом 2009 года и в 2,7 раза по сравнению с началом 2010 года (расчет осуществлялся по акциям 36 эмитентов).

     Объем  эмиссии  акций  действующих  эмитентов  на  1  января  2011  г.

увеличился  по сравнению с 1 января 2010 г. на 45,2 процента и составил 58 986,6 млрд. рублей, в том  числе 47 815,6 млрд. рублей – эмиссия  акций открытых  акционерных  обществ,  11 171  млрд.  рублей  –  закрытых акционерных обществ.  Общая  сумма  изменения  эмиссии  акций  акционерных  обществ  за 2010  год  составила  18 568,6  млрд.  рублей,  что  превышает  данный показатель за 2009 год в 1,9 раза. Объем  эмиссии  акций  в  обращении  по  отношению  к  ВВП  на 1 января 2009 г. составил 24 процента, на 1 января 2010 г. – 29,7 процента, на 1 января 2011 г. – 36,2 процента. В 2008 – 2010 годах объем эмиссии акций действующих эмитентов

увеличился  в  3,5  раза.  Это  обусловлено  активизацией  процессов приватизации, а также расширением белорусскими компаниями практики

привлечения инвестиций на фондовом рынке.

        В  2008  –  2010  годах  объем   эмиссии  находящихся  в   обращении 

облигаций увеличился в 26,9 раза (сумма эмиссии  облигаций организаций,

не являющихся банками, – с 2 млрд. рублей до 3733,5 млрд. рублей, или в 

1866,8 раза). Количество эмитентов возросло  в 17,1 раза  (организаций, не 

являющихся  банками,  –  в  67  раз).  Количество  выпусков  увеличилось  в 9,2 раза (выпусков организаций, не являющихся банками,  – в 17,7 раза). На  1  января  2010  г.  в  обращении  находилось  272  выпуска корпоративных  облигаций  на  общую  сумму  эмиссии  8241,38  млрд. рублей, что  превышает аналогичные показатели на 1 января 2009 г. в 1,7 и 3,5 раза соответственно. 

      На  1  января  2011 г.  в  обращении  находилось  502  выпуска корпоративных  облигаций  154  эмитентов  на  общую  сумму  эмиссии 13744,7 млрд. рублей. При этом объем эмиссии находящихся в обращении выпусков возрос по  сравнению  с  1  января  2010  г.  в  1,7  раза, в том числе по  облигациям небанковских организаций – в 6,1 раза, облигациям банков – в 1,3 раза. Доля облигаций организаций, не являющихся банками, находящихся в обращении, в общем объеме выросла на 1 января 2011 г. по сравнению с 1  января 2010  г.  с 7,44 процента  (613,45 млрд. рублей) до 27,2 процента (3733,5 млрд. рублей).

      Объем  эмиссии  ипотечных  облигаций,  находящихся  в  обращении, 

на  1  января  2008  г.  составил  272,5  млрд.  рублей,  на  1  января  2009 г.  – 

518,5 млрд. рублей (увеличился по сравнению  с 2008 годом в 1,9 раза), на 

1  января  2010 г.  –  231,5 млрд.  рублей  (снизился  по  сравнению  с предыдущим  годом в 2,2 раза), на 1 января 2011 г.  – 2499,9 млрд. рублей 

(увеличился  по сравнению с предыдущим  годом в 10,8 раза). В 2010 году средний срок обращения зарегистрированных выпусков корпоративных облигаций (без учета биржевых облигаций) составил 871 день (в 2009 году – 671 день).

     Несмотря  на  активизацию  рынка  корпоративных  облигаций, организации реального  сектора  экономики не в полной мере используют

облигации как механизм привлечения инвестиций.

      Не  принимая во внимание благоприятные условия по  выпуску  облигаций,  банки продолжают активно использовать выпуск сертификатов для привлечения денежных средств юридических и физических лиц. В  2008  –  2010  годах  ежемесячная  задолженность банков  перед владельцами  депозитных  и  сберегательных  сертификатов  изменялась незначительно и находилась на уровне 70 – 100 млрд. рублей. На 1 января 2011 г. общая сумма находящихся в обращении таких сертификатов составила 81,47  млрд.  рублей,  в том числе депозитные  –  72,32  млрд.  рублей, сберегательные – 9,15 млрд. рублей.

      В  настоящее  время  рынок производных  ценных  бумаг  представлен 

фьючерсными  контрактами  на  иностранную  валюту  и  процентными ставками на рынке государственных ценных бумаг.

     В  2009  году  в  биржевой  торговой системе совершены сделки  с фьючерсными  контрактами  на  курс  доллара  США  в  сумме  17,1  млрд. рублей  и  фьючерсными  контрактами  на  курс  евро  к  доллару  США, устанавливаемый  Европейским  центральным  банком,  в  сумме  7  млрд. рублей. В 2010 году – с фьючерсными контрактами на курс доллара США в  суммах  33,7  млрд.  рублей  и  11,2  млн.  долларов  США,  фьючерсными контрактами на курс евро к доллару США, устанавливаемый Европейским центральным  банком,  в  суммах  7,2    млрд.  рублей  и  2,4  млн.  долларов США. В 2010 году совершено 56 сделок с инструментами срочного рынка.

Объем в контрактах составил 12 990. Базисными  активами  производных  ценных  бумаг  могут  выступать наиболее ликвидные ценные бумаги, иные активы  (индексы, процентные ставки, другие финансовые инструменты).

     Ввиду  низкой  ликвидности  базисных  активов,  а  также  отсутствия возможности  извлекать  прибыль  из  колебаний  цен  на  базисные  активы

(при   этом  обеспечивая  их  стабилизацию)  рынок  производных  ценных бумаг остается недостаточно развитым сегментом рынка ценных бумаг.

     Законодательство,  регулирующее  функционирование  рынка  прочих ценных бумаг (складские  свидетельства, коносамент), существует, однако практика  выпуска  и  обращения  таких  инструментов  в  республике отсутствует [19].

     Проанализировав общую структуру фондового рынка  Республики Беларусь, можно сделать  следующие выводы:

  • государственные облигации занимают значительную часть (около 95%) всего обращения ценных бумаг в Республике Беларусь;
  • несмотря на то, что к торгам допущено большое количество акций, их обращение крайне мало;
  • выпуск и обращение корпоративных облигаций, хотя и находятся по объёму сделок на достаточно высоком уровне, всё же значительно уступают по этому параметру обращающимся государственным ценным бумагам;
  • оценив масштаб вторичного обращения ГЦБ, и исходя из того, что основными держателями  и участниками торгов по-прежнему являются банки, можно предположить, что эти ценные бумаги широко используются для регулирования банковской системы.

     Дальнейшее  развитие рынка государственных  ценных бумаг в Республике Беларусь трудно спрогнозировать. В то же время  эмитенту в лице Министерства финансов для дальнейшего развития рынка целесообразно:

  • совместно с участниками рынка разработать концепцию его развития;
  • пересмотреть отношение к первичному размещению государственных ценных бумаг и установлению доходности по ним;
  • уделять больше внимания вторичному рынку ценных бумаг за счет дальнейшей консолидации долга в нескольких крупных выпусках с наиболее популярными сроками, что достаточно четко проявилось в результатах торговли на вторичном рынке в 2006 году, иначе размещать облигации на рынке с более длительными сроками будет достаточно сложно;
  • снять административные барьеры, направленные на прекращение обращения ценных бумаг за определенный период времени перед погашением или выплатой купонного дохода;
  • снизить количество выпусков государственных ценных бумаг в обращении с нерыночными характеристиками (необращаемых, с низкой доходностью или без нее и др.);
  • допустить физических лиц к покупке государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций;
  • расширить номенклатуру выпускаемых государственных ценных бумаг;
  • повысить заинтересованность Национального банка в использовании операций на вторичном рынке ценных бумаг для регулирования ликвидности банковской системы [14].
 

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Государственный кредит является  частью государственных финансов, одной из форм мобилизации  государством денежных ресурсов, нужных ему для выполнения  своих функций. В сфере кредитных  отношений государство может  быть и заёмщиком, и кредитором, и гарантом. Партнёрами государства  по кредитным отношениям могут  быть любые юридические и физические  лица, но на практике их круг  ограничен. Это в основном другие  государства, международные финансовые  организации, отечественные и  зарубежные банки и корпорации, участники национального и международных  рынков ценных бумаг.

       Наличие внешнего государственного  долга – черта, присущая практически  всем экономикам стран мира. В  целях противодействия негативным  последствиям мирового финансового  кризиса Республика Беларусь  за последние два года быстрыми  темпами наращивала размер внешнего  долга. 

     Основной причиной внешних заимствований является всё возрастающее отрицательное сальдо торгового баланса.

       Показатели кредитоспособности  Республики Беларусь хоть и  ухудшаются, но всё же до конца  года они сохранятся в пределах  пороговых значений не только  международных нормативов, но и  национальных, которые, как известно, являются более жёсткими.

       Развитие фондового рынка Республики  Беларусь происходит медленными  темпами. Основной его составляющей  является рынок государственных  ценных бумаг. Интерес инвесторов  к ценным бумагам низкий, а  вторичное обращение ГЦБ используется  в основном лишь с целью  регулирования банковской системы,  которая является главным держателем  государственных облигаций.

       Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь должно происходить в направлении снятия административных барьеров, снижении количества государственных ценных бумаг в обращении с нерыночными характеристиками, расширения источников привлечения финансовых ресурсов в виде евробондов. Для этого необходимо совместно с участниками рынка разработать концепцию его развития; пересмотреть отношение к первичному размещению государственных ценных бумаг и установлению доходности по ним; допустить физических лиц к покупке государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций.

Информация о работе Формы государственного кредита