Формы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить государственный кредит и особенности его развития в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..4
1 Экономическое содержание государственного кредита…………………...........6
1.1 Понятие и сущность государственного кредита ………………………….………6
1.2 Функции государственного кредита ……………………………………………….10
2 Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита Республики Беларусь……………………………………………….......................13
2.1 Оценка государственного долга Республики Беларусь………………………...13
2.2 Различные показатели платежеспособности…………………………………18
3 Государственные займы, как основная форма внутреннего государственного кредита…………..……………………………………..……………………………22
3.1 Понятие государственного займа, ценных бумаг, их роль и значение в экономике…………………………………………………………………………………….22
3.2 Состояние рынка ценных бумаг Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………………………………………..…..30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………………...34
Приложение А. Динамика соотношения внутреннего и внешнего долга
Приложение Б. Структура валового внешнего долга по секторам
Приложение В. Коэффициенты, характеризующие задолженность
государства
Приложение Г. Структура рынка ценных бумаг РБ
Приложение Д. Коэффициенты, характеризующие задолженность государства
Приложение Е. Разбивка стран по величине валового внешнего долга

Файлы: 1 файл

КУСРАЧ.docx

— 373.57 Кб (Скачать)

      Так, например, даёт определение Большой  экономический словарь:

      Кредит  государственный – совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами и заёмщиками – физические и юридические лица.

      Следующее определение даёт российский учебник «Финансы» под редакцией Нешитой А.С.:

      Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта [35].

      Согласно  Бюджетному кодексу Республики Беларусь под государственным кредитом понимается кредит (заем), по которому у иностранных  государств, международных организаций  и иных нерезидентов Республики Беларусь возникают долговые обязательства  перед Республикой Беларусь как  кредитором [3]. Можно заметить, что  в данном определении государство  выступает лишь в качестве кредитора, что не полностью отражает сущность государственного кредита.

      Как заёмщик государство характеризуется  в следующем определении из Бюджетного кодекса:

      Государственные займы – займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта [3].

      Однако, государственный кредит – более  широкое понятие, чем государственный  займ. Он включает в себя денежные отношения  по поводу мобилизации и использования  денежных средств при помощи заключения кредитных договоров и договоров  займа. Государственный займ объединяет только систему денежных отношений  в соответствии с требованиями договоров  займа, т. е. условий самих договоров  и предоставления государственных  гарантий [2].

      Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в  себе их черты, функционируя, тем не менее, как особое, специфическое  отношение.

      Так, государственный кредит участвует  в формировании и использовании  централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В то же время  процесс его формирования и использования  осуществляется в специфической  форме – привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе.

      От финансов кредит отличается следующими чертами:

  • предоставление средств осуществляется на возвратной и, нередко, возмездной основе;
  • движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении;
  • государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;
  • существование кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком;
  • кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;
  • государственный кредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы [34].

      В то же время государственный кредит обладает характерными чертами такой  экономической категории как  кредит, поскольку является его формой:

  • наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
  • мобилизация свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения на принципах возвратности, срочности и платности (в отдельных случаях возможен беспроцентный заем ресурсов);
  • возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и в международных отношениях [2].

      В связи с этим целесообразно разграничить понятия государственного кредита  и, как наиболее популярной и широко применяемой формы кредита, банковским кредитом.

      Таблица 1 – Отличия государственного и банковского кредита

  
      Государственный кредит       Банковский  Кредит
Получают  органы власти и управления Получают физические и юридические лица
Используется  на покрытие бюджетного дефицита Используется, как правило, в процессе производства
Обеспечением  служит всё имущество, находящееся  у государства В качестве обеспечения  выступают конкретные ценности
Государственный кредит не предусматривает экономических  санкций государству Срок возврата банковской ссуды строго регламентирован  и его нарушение приводит к  возникновению соответствующих  санкций
Интересы  кредиторов государства имеют иногда политические, экономические и другие обособленные цели Экономические интересы участников совпадают
Всегда является средством сокращения количества денег в обращении Может быть причиной появления избыточной денежной массы

                   Примечание – Источник: собственная разработка на основе [35].

      И, наконец, государственный кредит следует отличать от государственного долга. Государственный долг – общая сумма основного долга по внешним государственным займам и по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени [3]. В этом случае государство характеризуется исключительно, как заёмщик.

      Таким образом, следует различать такие  понятия как государственный  долг, государственный кредит и государственный  займ, у каждого из них есть своя трактовка, свои отличительные черты и особенности, и можно сказать, что в какой-то степени одно понятие вытекает из другого.

      Чтобы полно охарактеризовать понятие  государственного кредита, необходимо определить его основные функции, о чём более подробно будет рассмотрено далее. 

      1.2 Функции государственного  кредита 

      Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валового общественного продукта. В сферу заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств сформированных на стадии первичного распределения и вложенных затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е., по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место проявление перераспределительных отношений.

        Как элемент финансовой системы,  государственный кредит выполняет  распределительную, регулирующую  и контрольную функции.

      Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов государства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы служат основным источником финансирования бюджетного дефицита. Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение.

     Регулирующая  функция государственного кредита имеет две стороны – экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется, прежде всего, в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территории, в частности путем выделения им целевых кредитов. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности.

     Вступая в кредитные отношения, государство  вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке  денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

     Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос  на заемные средства и тем самым  способствует росту цены кредита. Чем  выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень  ссудного процента, тем более дорогим  кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств  вынуждает бизнесменов сокращать  инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует  накопления в виде приобретения государственных  ценных бумаг.

     До  определенных пределов этот процесс  не оказывает существенного негативного  влияния на производство. В том  случае если в стране достаточно свободных  капиталов, негативное воздействие  будет равняться нулю до их полного  поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке  выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного  использования существенно замедлит темпы экономического роста.

      Одной из функций государственного кредита  является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

     - она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

     - охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

     - осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. [34].

      Кроме того, различные авторы выделяют крайне значимую в рыночных условиях его функцию – формирование и индикация цены денег. Именно на рынках государственного долга определяются уровни процентных ставок, на которые ориентируются заёмщики и кредиторы, там же создаются залоговые инструменты и формируются условия, влияющие на ликвидность [6].

      Используя ценные бумаги как инструмент фискальной политики, государство призвано обеспечивать их выпуск в определенных пределах безопасности, нарушение которых приводит к дестабилизирующему влиянию задолженности по государственным бумагам на систему государственных финансов и финансовую систему в целом [14].

      Поэтому, в экономической литературе справедливо отмечается, что параметры развития рынка государственных ценных бумаг должны быть согласованы со следующими факторами:

  • бюджетной политикой (увеличение доли государственных ценных бумаг в покрытии дефицита бюджета должно соответствовать увеличению в расходах объемов инвестиций в реальный сектор экономики, то есть, увязано с ростом базы доходов бюджета);
  • проводимой политикой по регулированию финансового рынка в целом, в том числе ставкой рефинансирования, процентными ставками, курсом национальной валюты, особенностями валютного регулирования и т. д.);
  • фактическими параметрами рублевой денежной массы, ресурсами банковской системы и структурой их распределения, объемами ВВП и др.;
  • поддержанием их ликвидности на вторичном рынке [29].

      В целях дальнейшего анализа, необходимо представить краткую классификацию государственного кредита и государственного долга.

      По  поводу классификации также имеется  много противоречий в учебниках  и пособиях различных стран, что  связано с особенностями законодательства и учёта долговых обязательств в  этих странах.

      Однако  следует отметить, что для международных  сопоставлений необходимо использовать однородные данные. Поэтому разные страны стремятся унифицировать  статистику государственного кредита  и государственного долга.

      Так, согласно Бюджетному кодексу долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в формах:

Информация о работе Формы государственного кредита