Формы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить государственный кредит и особенности его развития в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..4
1 Экономическое содержание государственного кредита…………………...........6
1.1 Понятие и сущность государственного кредита ………………………….………6
1.2 Функции государственного кредита ……………………………………………….10
2 Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита Республики Беларусь……………………………………………….......................13
2.1 Оценка государственного долга Республики Беларусь………………………...13
2.2 Различные показатели платежеспособности…………………………………18
3 Государственные займы, как основная форма внутреннего государственного кредита…………..……………………………………..……………………………22
3.1 Понятие государственного займа, ценных бумаг, их роль и значение в экономике…………………………………………………………………………………….22
3.2 Состояние рынка ценных бумаг Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………………………………………..…..30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………………...34
Приложение А. Динамика соотношения внутреннего и внешнего долга
Приложение Б. Структура валового внешнего долга по секторам
Приложение В. Коэффициенты, характеризующие задолженность
государства
Приложение Г. Структура рынка ценных бумаг РБ
Приложение Д. Коэффициенты, характеризующие задолженность государства
Приложение Е. Разбивка стран по величине валового внешнего долга

Файлы: 1 файл

КУСРАЧ.docx

— 373.57 Кб (Скачать)
  • кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
  • договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь;
  • займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
  • договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);
  • договоров о получении бюджетных кредитов.

      Гарантия  Правительства Республики Беларусь – обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, как гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком – резидентом Республики Беларусь обязательств по заключенному этим резидентом договору займа (кредита) [3].

      В отношении гарантий Правительства  существуют очень строгие правила  и требования. Так, например, при выполнении гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выданным банками Республики Беларусь, платежи, произведенные из республиканского бюджета, взыскиваются в бесспорном порядке со счетов юридических лиц – кредитополучателей с взиманием процентов с уплаченной Министерством финансов суммы [20].

      Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе [3].

      Традиционно разграничение между долгосрочными и краткосрочными обязательствами, основанное на формальном критерии первоначального срока погашения. Долгосрочное обязательство определяется как долг с первоначальным сроком погашения свыше одного года или без установленного срока погашения. Краткосрочные обязательства, включая наличную валюту, представляют собой долг, выплачиваемый по требованию или с первоначальным сроком погашения один год или менее. Если инструмент имеет первоначальный срок погашения один год или менее, то его следует считать краткосрочным, даже если этот инструмент выпущен в рамках соглашения, имеющего долгосрочный характер.

      Также следует разграничить внешний и внутренний государственный долг. Согласно Бюджетному кодексу российской Федерации в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг [34].

      В Республике Беларусь, как и во многих других странах, для разделения понятий внешнего и внутреннего государственного долга ключевое значение имеет резидентная принадлежность. Это разделение предлагает в своём руководстве по статистике внешнего долга Международный валютный фонд.

      Резидентная принадлежность определяется тем, где  находится центр экономического интереса заемщика и кредитора (как  правило, это их обычное местопребывание), а не их гражданством.

      В конечном итоге, следует отметить, что  функции государственного кредита  непосредственно из его сущности, каждая из которых выполняет свою роль в функционировании и изменении экономики, но в то же время дополняет, регулирует и контролирует. Используя ценные бумаги, государство может контролировать величину государственного долга, тем самым улучшая и стабилизируя экономику в целом.

      После изложения и конкретизации основных понятий и классификаций можно  проанализировать современное состояние  внутреннего и внешнего государственного кредита Республики Беларусь.

 

      

2. Характеристика внутреннего и вешнего государственного кредита Республики Беларусь

    2.1 Оценка государственного  долга Республики  Беларусь

     Все страны живут в долг. И не только слаборазвитые или развивающиеся, но и страны с мощной экономикой. Такие, как, например, США, Япония, Германия.

     В развитых странах доля внешнего долга  в общем объеме государственной  задолженности составляет в настоящее  время примерно 25%. Внешняя задолженность в государствах с переходной экономикой, к которым относится Республика Беларусь, достигает 75% в структуре совокупного долга.

       На 1 января 2011 года внешний государственный долг Республики Беларусь составил $9687,2 млн., увеличившись за 2010 год на 22,8% по данным Министерства финансов.

     На 1 июня 2011 года внешний государственный  долг составил $10,5 миллиардов. Что касается внутреннего государственного долга Республики Беларусь на 1 июля 2008 года, то он составил 6234,9 млрд белорусских рублей. Из них задолженность, гарантированная правительством, составила 1785,6 млрд бел. руб. (28,6 % всего внутреннего долга), задолженность центрального правительства составила 4449,3 млрд бел. руб.

     По  состоянию на 1 сентября 2011 года внутренний государственный долг составил 13 988 млрд. рублей. В настоящее время доля внешней задолженности Республики Беларусь составляет около 75% в структуре совокупного долга [5].

     Валовой внешний долг Беларуси за январь-июнь вырос на 4,7 млрд долларов (на 16,5%) и  составил на 1 июля 33,1 млрд. долларов (56,3% ВВП). На 1 января 2011 года долг равнялся 28,4 млрд долларов (52% ВВП на то время).

     Валовой внешний долг Беларуси является невыплаченной  суммой фактических текущих и  необусловленных обязательств, которая  требует выплаты основного долга  и процентов дебитором в будущем  и представляет собой обязательства  резидентов Беларуси перед нерезидентами. В валовой внешний долг входят долги органов госуправления  и денежно-кредитного регулирования, а также банков и иных секторов экономики.

     Для большей наглядности представим это соотношение на рисунке 1.

       

Рисунок 1 – Структура совокупного долга Республики Беларусь

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [5].

     Внутренние  заимствования делает в основном Министерство финансов посредством  государственных займов, выпуская государственные  облигации. В Беларуси это государственные  краткосрочные и долгосрочные облигации  Минфина.

             При первичном размещении их покупают на аукционе в основном коммерческие банки, которые потом продают эти ценные бумаги юридическим лицам, хотя около 75% всех ценных бумаг всё равно остаётся в банковской системе.

     Внешние заимствования можно получить и  другим путем. К примеру, в виде государственных  кредитов посредством соответствующих  межправительственных соглашений.

     Тенденция увеличения доли внешнего долга в  структуре государственного долга, о которой ясно свидетельствует  приложение А, является нежелательным явлением. Внутренний долг всегда можно вернуть, пойдя на управляемую инфляцию. Внешний долг надо отдавать теми деньгами, которыми занимал, т.е. валютой [9].

     Учет  внешнего государственного долга ведется  Министерством финансов Республики Беларусь в разрезе видов долговых обязательств, стран учреждения иностранных кредиторов, заемщиков-резидентов. Отчет о состоянии внешнего государственного долга направляется Министерством финансов Республики Беларусь ежемесячно 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Совет Министров Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь [13].

     Согласно  нашему законодательству, право осуществлять государственные заимствования принадлежит Республике Беларусь, Правительству Республики Беларусь и резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь.

     Привлечение внутренних государственных займов осуществляется Правительством Республики Беларусь либо по его поручению Министерством  финансов.

     Привлечение внешних государственных займов от имени Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь [3].

     В настоящее время основными кредиторами Республики Беларусь, помимо внутренних, выступают Россия, Германия, Италия и другие страны, а также международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

     Анализ структуры внешнего долга с точки зрения срочности проведём при помощи рисунка 2. Для начала необходимо отметить заметный темп роста совокупного внешнего долга в 2008 и 2009 году. Что же касается соотношения долгосрочных и краткосрочных обязательств, то заметного его изменения во времени не происходило. Доля краткосрочной задолженности сложилась на уровне 55-65% и существенно увеличилась лишь в 2005 году, когда она составила 77,8%, но впоследствии, краткосрочная задолженность вновь снизилась и на 1.01.2009 составила 54,6%, также можно отметить тенденцию на уменьшение краткосрочной задолженности в период с 2009 по 2011 г. 

 

Рисунок 2 – Валовой внешний долг Республики Беларусь

  Примечание – Источник: собственная разработка на основе [5].

     Более интересной и экономически значимой является структура внешнего долга в разрезе секторов экономики. Точные значения структуры указаны в приложении Б, но для простоты представления и удобства анализа рассмотрим рисунок 3. Сразу прослеживается несколько тенденций.

     Во-первых, значительная доля внешних заимствований  приходится на другие секторы (более 65% до 2009 года, в 2009 году – наименьший удельный вес в 53,1%). Исключение составили только 1996-1998 годы, когда основная доля приходилась на органы государственного управления (до 70,1% в 1996 году).

     Во-вторых, положительным моментом является то, что доля органов государственного управления во внешних заимствованиях постоянно снижалась (с 70,1% в 1996 году до 8,6 в 2007 году), и лишь в 2008 году возобновилась  тенденция к увеличению доли этого  сектора (в 2009 году – 23,7%, в 2011 году – 36,3%).

     В-третьих, можно отметить постоянный рост доли банковского сектора в структуре валового внешнего дога. Это можно также считать положительным моментом, поскольку, путём увеличения ресурсной базы за счёт внешних займов, банковская система может успешнее выполнять задачи кредитования экономики, что, безусловно, является главной её функцией. 

Рисунок 3 – Структура валового внешнего долга по секторам

  Примечание – Источник: собственная разработка на основе [5]. 

     За  последние три года Республика Беларусь быстрыми темпами наращивала размер внешнего долга. Поэтому целесообразно проанализировать адекватность таких мер и безопасность для экономики страны. Такой анализ следует проводить с нескольких сторон. Необходимо изучить, кто является важнейшими кредиторами центрального правительства, поскольку каждый кредитор в свою очередь требует принятия и выполнения соответствующих требований со стороны Правительства Республики Беларусь. Следует оценить показатели платёжеспособности страны на предмет возможности обслуживания возрастающего внешнего долга.

     Основным  кредитором Правительства в настоящее  время является Международный валютный фонд, который действует в рамках программы «стэнд-бай».

     29 июня 2009 года Совет директоров МВФ завершил первый обзор выполнения Беларусью договоренностей в рамках данной программы. На заседании в целом дана положительная оценка Правительства и Национального банка по минимизации последствий влияния мирового финансово-экономического кризиса и обеспечению макроэкономической стабильности экономики Беларуси в первом квартале 2009 года [24].

     Совет директоров МВФ принял решение увеличить  общую сумму кредита на 1 млрд. долларов США до 3,52 млрд. долларов США [27].

     Увеличение  финансирования МВФ осуществляет в обмен на новые меры, которые должно предпринять руководство Беларуси в целях преодоления финансового кризиса.

     Эти меры включают принятие закона о приватизации, который соответствует передовой практике, и создание агентства по приватизации, способного осуществить «амбициозную программу приватизации», как написано в сообщении МВФ. Другие структурные меры в рамках программы включают законодательные изменения, направленные на повышение независимости центрального банка, а также планы по дальнейшему сокращению контроля над ценами и заработной платой и отмене обязательных целевых показателей производства и занятости для частных компаний.

Информация о работе Формы государственного кредита