Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:39, курсовая работа
Цель работы: изучить государственный кредит и особенности его развития в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………….……..4
1 Экономическое содержание государственного кредита…………………...........6
1.1 Понятие и сущность государственного кредита ………………………….………6
1.2 Функции государственного кредита ……………………………………………….10
2 Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита Республики Беларусь……………………………………………….......................13
2.1 Оценка государственного долга Республики Беларусь………………………...13
2.2 Различные показатели платежеспособности…………………………………18
3 Государственные займы, как основная форма внутреннего государственного кредита…………..……………………………………..……………………………22
3.1 Понятие государственного займа, ценных бумаг, их роль и значение в экономике…………………………………………………………………………………….22
3.2 Состояние рынка ценных бумаг Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………………………………………..…..30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………………...34
Приложение А. Динамика соотношения внутреннего и внешнего долга
Приложение Б. Структура валового внешнего долга по секторам
Приложение В. Коэффициенты, характеризующие задолженность
государства
Приложение Г. Структура рынка ценных бумаг РБ
Приложение Д. Коэффициенты, характеризующие задолженность государства
Приложение Е. Разбивка стран по величине валового внешнего долга
Однако, только этим роль государственных ценных бумаг не ограничивается. Операции, проводимые с ними, используются центральными банками для регулирования обращения денежной массы и ликвидности финансово-кредитных учреждений.
Это выражается в том, что норма доходности по государственным долговым обязательствам (облигациям) влияет на уровень процентных ставок по банковским кредитам и депозитам. Снижение нормы доходности по государственным ценным бумагам, при прочих равных условиях, часто приводит к падению процентных ставок по банковским кредитам и депозитам.
Эмиссию государственных ценных бумаг можно осуществлять отдельными выпусками, которые делятся на транши. Транш — часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема этого выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.
Используя ценные бумаги как инструмент фискальной политики, государство призвано обеспечивать их выпуск в определенных пределах безопасности, нарушение которых приводит к дестабилизирующему влиянию задолженности по государственным бумагам на систему государственных финансов и финансовую систему в целом.
Такое влияние может проявляться в:
Очевидно, что у кредитора при приобретении ценных бумаг Правительства возникают определённые риски, основными из которых являются:
Основополагающие положения указанного Закона:
Для
анализа динамики и современного
состояния рынка
Так, в соответствии с нашим законодательством, к государственным эмиссионным ценным бумагам относятся:
Государственные
краткосрочные облигации и
Отдельно выделяются валютные государственные облигации, номинированные в иностранной валюте.
В основном, продажа государственных ценных бумаг осуществляется юридическим лицам. Однако, некоторые категории ценных бумаг могут размещаться и среди населения.
Продажа облигаций государственных сберегательных [17] и валютных [18] займов непосредственно населению осуществляется через банки, для чего они заключают с Министерством финансов соответствующие договоры.
Как известно, в Республике Беларусь первый закрытый аукцион по размещению государственных ценных бумаг состоялся 16 февраля 1994 года. Однако, процесс развития рынка долговых обязательств Правительства представляется целесообразным рассматривать, только начиная с 2001 года. Этот подход обусловлен тем, что к тому моменту были созданы полноценные условия для первичного размещения и вторичного обращения государственных облигаций [14].
Для проведения закрытых аукционов и доразмещений в Национальном банке к 2001 году был создан и постоянно совершенствовался программно-технический комплекс по размещению государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, который был интегрирован в платежную и депозитарную системы Республики Беларусь.
В период 2001 – 2003 годов существовало несколько способов первичного размещения ГКО и ГДО:
В обмен на право приобретать ценные бумаги при первичном размещении первичные инвесторы должны были выполнять ряд требований. В частности, были утверждены показатели минимальной обязательной покупки государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций на аукционах и (или) при доразмещениях, проводимых Национальным банком, а также приобретенных на договорных условиях напрямую у Министерства финансов.
Государственные
облигации размещались в
В обращении находилось 152 выпуска государственных облигаций: 73 выпуска государственных краткосрочных облигаций (ГКО), 31 — государственных долгосрочных облигаций (ГДО), 48 — валютных государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте (ВГДО). Структура представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Структура обращения государственных облигаций на РЦБ на 01.01.2004
Примечание – Источник: [14].
На ОАО '"Белорусская валютно-фондовая биржа" в качестве участников торгов по государственным ценным бумагам было зарегистрировано 351 юридическое лицо.
С ГКО заключалось около 92 процентов всех сделок, с ГДО — только 8 процентов.
К 2004 году на рынке ценных бумаг сложились следующие условия:
Одним из существенных событий на рынке государственных ценных бумаг, оказавшим определенное влияние на дальнейшее его развитие в Республике Беларусь, явился перенос в 2004 году Министерством финансов первичного размещения ценных бумаг в ОАО '"Белорусская валютно-фондовая биржа". Поэтому, период после 2004 года можно выделить в очередной этап в развитии рынка государственных ценных бумаг.
В период 2004 – 2006 годов на рынке государственных ценных бумаг складывалась такая ситуация. К первичному размещению были допущены практически все члены секции фондового рынка. Обязательств по минимальной обязательной покупке ценных бумаг к ним не предъявлялось. Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществлялось за счет продажи их на аукционе, проводимом ОАО "'Белорусская валютно-фондовая биржа", и прямой продажи ценных бумаг юридическим лицам.
Основным
покупателем государственных
Рисунок 6 – Структура РЦБ на 01.01.2007
Примечание – Источник: [14].
В обращении находилось 137 выпусков государственных облигаций (40 выпусков ГКО, 80 — ГДО, 17 — ВГДО). Средний срок заимствования составил: по ГКО — 133 дня, по ГДО — 1729 дней, по ГКО и ГДО — 1090 дней. Несмотря на то, что доля ГДО выросла, примерно половина выпусков этих ценных бумаг как по количеству (38 выпусков), так и по объему (около одного триллиона рублей) являлись нерыночными по следующим причинам: либо не могли обращаться на вторичном рынке, либо доходность по ним отсутствовала или находилась на минимальном уровне [14]. Это косвенно свидетельствует о том, что рынок не может в полной мере дать эмитенту необходимый объем денежных средств, и эмитент вынужден прибегать к административным ресурсам.
Еще одним фактором, подтверждающим снижение интереса к государственным ценным бумагам, является количество участников торгов. По состоянию на 01.01.2005 в качестве участников было зарегистрировано 709 юридических лиц, в том числе резидентов — 699, нерезидентов — 10. Однако на 01.01.2007 соответствующие показатели были следующими: общее количество участников — 351, в том числе резидентов — 346, нерезидентов — 5. Отмечается значительное сокращение участников.