Формы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить государственный кредит и особенности его развития в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..4
1 Экономическое содержание государственного кредита…………………...........6
1.1 Понятие и сущность государственного кредита ………………………….………6
1.2 Функции государственного кредита ……………………………………………….10
2 Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита Республики Беларусь……………………………………………….......................13
2.1 Оценка государственного долга Республики Беларусь………………………...13
2.2 Различные показатели платежеспособности…………………………………18
3 Государственные займы, как основная форма внутреннего государственного кредита…………..……………………………………..……………………………22
3.1 Понятие государственного займа, ценных бумаг, их роль и значение в экономике…………………………………………………………………………………….22
3.2 Состояние рынка ценных бумаг Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………………………………………..…..30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………………...34
Приложение А. Динамика соотношения внутреннего и внешнего долга
Приложение Б. Структура валового внешнего долга по секторам
Приложение В. Коэффициенты, характеризующие задолженность
государства
Приложение Г. Структура рынка ценных бумаг РБ
Приложение Д. Коэффициенты, характеризующие задолженность государства
Приложение Е. Разбивка стран по величине валового внешнего долга

Файлы: 1 файл

КУСРАЧ.docx

— 373.57 Кб (Скачать)

     Кроме этого, есть договоренность и о выделении 500 млн. долларов кредита от России, помимо уже поступивших ранее 1,5 млрд. долларов.

     Увеличиваются и объемы финансирования из других источников. Успешно и плодотворно сотрудничает с Всемирным банком в рамках Стратегии сотрудничества на 2008-2011 годы. В начале июня 2009 года Всемирный банк подписал соглашение с Правительством Республики Беларусь о предоставлении Беларуси займа в 125 млн. долларов США для финансирования проекта по повышению энергоэффективности в Беларуси общей стоимостью 193,1 млн. долларов США [21]. Заём Всемирного банка будет предоставлен на условиях погашения в течение 16 лет с отсрочкой выплат основной суммы долга на 6 лет. Реализация проекта, финансируемого Всемирным банком, началось в 2009 году и займет 5 лет [4].

     Политика  международных организаций такого уровня, как МВФ и Всемирный  банк, служит важным индикатором доверия. Особо актуально это сейчас, когда  продолжается кризис доверия на мировом  финансовом рынке [24].

     Проанализировав полученный материал, можно с уверенностью сказать, что в нашей стране прослеживается увеличения доли внешнего долга в  структуре государственного долга, что является нежелательным явлением. Внутренний долг всегда можно вернуть, пойдя на управляемую инфляцию. Внешний долг надо отдавать теми деньгами, которыми занимал, т.е. валютой. На сегодняшний момент валовой внешний долг Республики Беларусь составляет около 33 млрд. долларов США, что является очень большой суммой для нашей страны, и правительство должно предпринимать все необходимые меры и решения, для как можно скорого и эффективного погашения внешней задолженности. 

2.2 Различные показатели  платёжеспособности 

        Рассматривая данную тему, следует обратить особое внимание на показатели платёжеспособности, которые обычно используют для характеристики внешнего государственного долга. В этом вопросе не обойтись без международного опыта и сравнений с показателями других стран.

     Наиболее  общий подход к данной проблеме предполагает, что страна является платежеспособной, если приведенная стоимость чистых процентных платежей не превышает приведенной стоимости притока по другим статьям счета текущих операций (главным образом, поступлений от экспорта) за вычетом импорта.

     На  практике страны прекращают обслуживать  свои долги задолго до достижения этого порога, а именно в тот момент, когда появляется ощущение, что обслуживание долга оборачивается слишком большими издержками в плане достижения экономических и социальных целей страны. Таким образом, соответствующим порогом, как правило, выступает нежелание платить, а не теоретическая неспособность платить. Установить, что страна платежеспособна и готова платить, непросто. Платежеспособность во многом схожа с честностью: точно проверить ее невозможно, и для материализации доказательств ее наличия требуется длительное время.

     Большое значение в этом вопросе имеет сальдо счета текущих операций, поскольку долговременное существование дефицита по этому счету может, в конечном итоге, привести к неустойчивости внешнеэкономической позиции страны (проявляющейся в виде растущего отношения внешнего долга к ВВП). Иными словами, финансирование постоянного крупного дефицита счета текущих операций за счет выпуска долговых инструментов приведет к увеличению долгового бремени, что может обернуться подрывом платежеспособности страны и сделать ее уязвимой с точки зрения внешней ликвидности в силу необходимости погашения крупных сумм по задолженности.

    Для Республики Беларусь характерно то, что  основной причиной увеличения внешнего долга является как раз не дефицит  государственного бюджета, а возрастающее отрицательное сальдо торгового  баланса.

     Что же касается торгового баланса, то в 2011 году, он характеризуется следующими данными:

     в Беларуси отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в январе-октябре 2011 года составило 2,075 миллиардов долларов против 5,115 миллиардов долларов в январе-октябре 2010 года, или сократилось на 59,4%. [32]. Даже несмотря на это Республике Беларусь приходиться ежемесячно изыскивать почти 0,2 млрд. долларов США для оплаты превышения импорта над экспортом.

       Внешняя торговля не в состоянии обеспечить должный приток валюты в экономику страны. Покрытие отрицательного сальдо возможно только за счет внешних заимствований, в противном случае недостаток валюты придется восполнять продажей недвижимости в виде ведущих белорусских предприятий. Поскольку Правительство не возражает в принципе против покупки ряда акционированных белорусских флагманов в надежде заполучить стратегических инвесторов, цена на эту собственность будет прямо связана с состоянием платежного баланса нашего государства. Чем больше в страну поступит валюты, тем дороже будут оцениваться акции ведущих белорусских предприятий, чем меньше мы заработаем валюты, тем дешевле и на худших условиях придется их уступать [28].

     В результате роста государственного внешнего долга происходит ухудшение  показателей кредитоспособности и платёжеспособности страны по внешнему долгу. Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь, которые в настоящее время использует Министерство финансов и их значения представлены в таблице 3.

       

       Таблица 2 – Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

  
  Показатели  кредитоспособности   01.01.2010 г   01.01.2011 г.
  отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров  и услуг, %   31,8   44,2
  отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему  продукту, %   16,5   32,5
  отношение платежей по внешнему гос. долгу к  экспорту товаров и услуг, %   1,3   2,5

Примечание – Источник: [5].

     По  итогам 2010 года они находились на довольно низком уровне: отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг Беларуси составило 31,8 %, отношение долга к валовому внутреннему продукту — 16,5 %, а отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг — 1,3 %.

        Однако по итогам 2011 года данные параметры должны (в 3-4 раза) ухудшиться, так как долг растет, а объемы экспорта и ВВП снижаются (в долларовом выражении). В связи с этим в 2012 году дальнейшее увеличение долга окажется проблематичным.

     Предельной  верхней границей для внешних  долгов считается 60% ВВП. Отношение  внешней задолженности Беларуси к ее ВВП пока не внушает опасений, хотя и наблюдается тенденция его роста. По данным Национального банка это отношение на 01.01.2007 составляло 18,5%, на 01.01.2008 – 27,6%, на 1.07.2009 – 31,5%. Для сравнения, в Италии в 2007 году этот показатель составил более 110%, а в США – 55%. На рисунке 4 представлено отношение внешнего долга к ВВП некоторых стран за период с 2005 по 2009 года.

     

  Рисунок 4 – Сравнение внешней задолженности по странам (отношение внешнего долга к ВВП)

                                                  Примечание – Источник: [27].

     Таким образом, главной причиной увеличения внешнего долга Республики Беларусь является отрицательное сальдо торгового баланса. Поэтому, для обеспечения стабильности белорусских финансов, в ближайшие 3 - 5 лет требуется решить проблему импортозамещения. В рамках существующей программы импортозамещения за год произведено продукции всего на 2,2 млрд. долларов, тогда как необходимо на 30 - 40 млрд. долларов. Для этого Беларуси надо стать лидером в новейших технологиях.

     Также Беларуси необходимо решить проблему привлечения внешних и внутренних инвестиций

     Чтобы организовать новые производства на 30-40 млрд. долларов в год требуется вложить в производство 30-40 млрд. долларов и только на предпроектные работы потратить 3-4 млрд. долларов [31].

          По внешнему долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям от экспорта товаров и услуг (ВПЭ), выраженное в процентах (формула 1). Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать не более 25% [35]. 

      ,                 (1)

     где     Кобсл – коэффициент обслуживания внешнего долга, %;

            ПлЗ – платежи по задолженности,  млн. долл.;

            ВПЭ – валютные поступления  от экспорта товаров и услуг,  млн. долл.

   По  итогам 2010 года показатели экономической безопасности составили:

  • отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг - 1,7 % (пороговое значение по национальному стандарту - 10 %, по международному - 25 %);
  • платежи по внешнему долгу составили  порядка 418,5 млн. долларов, или 3,8 % от доходов бюджета (пороговое значение по национальному стандарту - 7 %, по международному -10%) [25].

          Кроме того, выделяют и другие  показатели. Некоторые из них непосредственно находятся в приложении В. 

 

      

       3. Государственные займы, как основная форма внутреннего государственного кредита

    3.1 Понятие государственного  займа, ценных  бумаг, их роль  и значение в  экономике

     Под внутренним государственным займом обычно понимают совокупность денежных отношений на финансовом рынке на территории данной страны, связанных с формированием денежных фондов государства и финансированием государственных расходов в национальной валюте [2]. Согласно же Бюджетному кодексу Республики Беларусь государственные займы – займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта [3].

     В странах с развитой рыночной экономикой преобладающее большинство заимствований  государства осуществляется в форме  выпуска государственных ценных бумаг, размещаемых на внутреннем финансовом рынке и формирующих внутренний государственный долг, а также  на внешнем финансовом рынке (еврооблигации) и, соответственно, увеличивающих внешний  долг государства.

     Основными государственными ценными бумагами в Республике Беларусь являются облигации, выпускаемые Министерством финансов от имени Республики Беларусь. Однако это не единственный вид ценных бумаг,

находящийся в обращении. Более подробно со структурой РЦБ можно ознакомиться в приложении Г.

     Облигация (от лат. obligatio — обязательство) — это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу [14].

     Государство прибегает к выпуску государственных  ценных бумаг по многим причинам и  с различными целями.

  • в рамках одного бюджетного года возникают относительно короткие разрывы между поступлением в бюджет доходов и финансированием расходов. Эти разрывы связаны с тем, что основные поступления в бюджет приходятся на определенные даты уплаты налогов, в то время как расходы имеют более равномерное распределение во времени. В целях кассового исполнения бюджета выпускаются краткосрочные ценные бумаги;
  • выпуск государственных ценных бумаг может быть обусловлен привлечением средств для погашения облигаций предыдущих выпусков;
  • государственные ценные бумаги выпускаются также для финансирования различных программ правительства и программ местных органов власти, одобренных правительством [14];
  • инвестиционные займы осуществляют в целях финансирования долгосрочных проектов и программ государственного значения;
  • социальные займы предназначены для финансового обеспечения государственных социальных программ [33].

     В отношении выпусков государственных ценных бумаг обусловленных привлечением средств для погашения облигаций предыдущих выпусков в 1960 г. появляется так называемое правило 60-летнего выкупа. Основная идея этого правила сводится к тому, что инвестиционные проекты, которые изначально были профинансированы выпуском долгосрочных (стратегических) облигаций, будут достаточно эффективными в течение последующих 60 лет. В соответствии с этим правилом любой проект должен логически завершиться через 60 лет, не более этого срока. Вся эмиссия, включая облигации, выпущенные с целью погашения облигаций предыдущих выпусков, должна быть погашена через 60 лет [33].

Информация о работе Формы государственного кредита