Деньги и денежный оборот

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить теоретические аспекты денег, содержание и структуру денежного оборота, провести анализ системы денежного оборота в Республике Беларусь, а также выявить пути и направления совершенствования денежного оборота в РБ.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты денег. Содержание и структура денежного
оборота 6
1.1 Деньги -
1.1.1 Необходимость и сущность денег. Виды денег -
1.1.2 Функции денег 10
1.2. Денежный оборот 11
1.2.1 Понятие денежного оборота, структура и принципы
организации -
1.2.2 Налично-денежный оборот, его организация 13
1.2.3 Безналичный денежный оборот, его организация 17
1.2.4 Денежная масса и денежная база 26
2 Анализ системы денежного оборота 29
2.1 Количественная характеристика денежного оборота. Анализ
денежной массы и денежной базы как показателей денежного
оборота -
2.2 Анализ состояния денежного оборота в РБ 37
3 Пути и направления совершенствования денежного оборота в РБ 41
3.1 Оптимизация массы денег в Республике Беларусь -
3.2 Совершенствование безналичного и наличного денежного оборота
в РБ 48
Заключение 52
Список использованных источников 56
Приложение А 58
Приложение Б 59
Приложение В 60
Приложение Г 61
Приложение Д 62

Файлы: 1 файл

Деньги и денежный оборот.doc

— 420.50 Кб (Скачать)

     Структура безналичного денежного оборота, как  и денежного оборота в целом, определяется связью движения денег  с процессами материального производства (товарный оборот) и нематериального (нетоварный оборот).

     Анализ  безналичного денежного оборота сферы материального производства показывает, что в тех случаях, когда денежные платежи субъектов хозяйствования приобретают преимущественно авансовый характер, нарушается их зависимость от поступлений средств по результатам деятельности. Отсутствие зависимости расходов от поступлений приводит к тому, что обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется не за счет собственных накоплений, а при постоянном использовании кредитного и финансово-перераспределительного механизма. Тем самым функционирование предприятий производится в условиях непрерывного долга, их реальная платежеспособность неуклонно падает. Повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования требует прежде всего обеспечения соответствия производимых расходов получаемым доходам каждым отдельным звеном экономического оборота, а также формирования у этих звеньев необходимого количества денежных средств в границах, установленных потребностями денежного оборота.

     В зависимости от форм безналичных  расчетов, используемых субъектами хозяйствования, структура безналичного денежного (платежного) оборота характеризуется удельным весом (соотношением) каждой из форм в общем объеме платежного оборота. В последние годы в безналичном обороте наибольший удельный вес занимают расчеты платежными поручениями. Изменения в структуре безналичного денежного (платежного) оборота обусловлены преимуществами той или иной формы расчетов, а также политикой Национального банка в сфере расчетов.

     Изменения объема и структуры безналичного денежного оборота связаны прежде всего с качественными изменениями, происходящими в экономике: ростом (снижением) объемов производства и реализации продукции, совокупного общественного продукта, национального дохода. Немаловажное значение для развития безналичного денежного оборота имеет денежно- кредитная политика государства.

     На  протяжении последних лет наблюдается  заметное изменение безналичного денежного оборота в стране.

     По  данным Национального банка, за 2009 год  года на территории Беларуси осуществлено 401 751 488 операций с использованием банковских пластиковых карточек в белорусских рублях на сумму 41 461 507,8 млн. р. Удельный вес безналичных операций в общем количестве операций с использованием банковских пластиковых карточек составил 45,3 процента, а в суммарном выражении – 11,4 процента. Эти цифры на самом деле означают, что более половины всех операций по количеству и почти 90 процентов по денежному объему приходится на операции по снятию наличных. [15]

     Изменения объема и структуры безналичного денежного оборота связаны прежде всего с качественными изменениями, происходящими в экономике: ростом объемов производства и реализации продукции, совокупного общественного продукта, национального дохода.

     Ни  одна экономика не может обойтись без наличных денег. Опыт государств показывает, что независимо от уровня развития рыночной экономики и преобладания в денежно-кредитных системах инструментов безналичных расчетов наличное денежное обращение по-прежнему занимает важное место. [16]

     Анализ наличной денежной массы в Республике Беларусь за 2009 год приведен в таблице 2.2.  

          Таблица 2.2 – Анализ наличной денежной массы  в Республике Беларусь за 2009 год

Показатели На 01.01.2009 На 01.01.2010 Отклонение Темп  прироста, в %
сумма, млрд. р. удельный вес,  % сумма в млрд. р. удельный вес, в % сумма, млрд. р. удельный вес, п.п.
Наличные  деньги в обороте – М0 3 836,2 12,39 3 647,2 9,57 -189,0 -2,82 -4,93
Широкая денежная масса – М3 30 961,0 - 38 106,7 - 7 145,7 - 23,08
 

     Исходя  из приведенного в таблице 2.2 анализа наличной денежной массы наличные деньги в обороте (М0) по состоянию на 01.01.2010 года составили 3 647,2 млрд. р. Удельный вес наличных денег в обращении в широкой денежной массе на 01.01.2010 года по отношению к 01.01.2009 года уменьшился на 2,82 процентных пункта и составил 9,57 процента. Обеспечению сокращения наличных денег способствовало ужесточение проводимой Национальным банком Республики Беларусь эмиссионной политики в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год.

     Наряду  с позитивными тенденциями в  наличном денежном обращении республики проблемы реального сектора экономики  по-прежнему сложны. Проблема обеспеченности предприятий денежными средствами не позволяет производить в полном объеме своевременные расчеты по оплате труда на предприятиях и приводит к росту просроченной задолженности по заработной плате, пенсиям и пособиям. Выплачиваемая за счет полученных банковских кредитов заработная плата увеличивает денежные доходы населения, но рост реальных денежных доходов не сопровождается соответствующим ростом объемов производства потребительских товаров, розничного товарооборота и объема платных услуг населению.

     Проблемы  финансового состояния белорусских  предприятий оказывают негативное влияние на наличный денежный оборот и не позволяют обеспечить сбалансированность денежных доходов населения с объемами предлагаемых к реализации товаров и платных услуг.

     Перед банковской системой поставлена задача по связыванию наличных средств населения. Чтобы денежная масса не довлела над валютным рынком и экономикой в целом, ее нужно обеспечивать товарами и услугами, ценными бумагами для населения.

     Наличные  деньги являются важной составляющей денежной системы страны, от которой  в немалой степени зависит  ее устойчивое функционирование. Даже самые развитые государства постоянно уделяют значительное внимание наличной составляющей денежной массы.

     Оценка  пропорций наличного и безналичного оборота денег, анализ соотношения  между ними остаются одной из ключевых задач в организации наличного денежного обращения.

     Для  определения  объема, источников поступлений  наличных денег  в  кассы   учреждений  банков  и направлений их выдач, а также выпуска  или  изъятия  их  из  обращения  в  областях  и  в целом по Республике   Беларусь учреждениями банков  составляется  прогноз кассовых оборотов на квартал.

     Главные управления Национального банка  Республики Беларусь и   их  учреждения  ежеквартально  анализируют  состояние  наличного денежного оборота  в регионе.

       Результаты  анализа состояния наличного денежного оборота используются   главными   управлениями   Национального   банка   для разработки   и   осуществления   совместно   с  учреждениями  банков практических  мер  по  улучшению организации оборота наличных денег, сокращению   эмиссии  наличных  денег в городах и районах.  При необходимости  соответствующие предложения по этим вопросам вносятся на рассмотрение территориальных исполнительных органов власти. [17]

 

      3 Пути и направления совершенствования денежного оборота в РБ 

     3.1 Оптимизация  массы денег в Республике Беларусь 

     Важнейшим объектом регулирования со стороны Национального банка является денежная масса в обращении. Ее объем зависит в первую очередь от эмиссионной политики органов государственной власти, принимающих непосредственное решение о выпуске в обращение определенного количества казначейских и банковских билетов. Так, в бывшем СССР, где денежный рынок только начинал развиваться, денежная масса складывалась главным образом из наличных денег, остатка средств на счетах предприятий и организаций и вкладов населения. Однако денежная масса представляет собой более широкое понятие, чем банкноты и монеты в обращении. Например, в ряде стран центральные банки включают в понятие денежной массы различные виды счетов до востребования, различные инструменты денежного рынка: чеки, боны, облигации и другие, т. е. структура денежной массы по-разному классифицируется в различных странах.

     Такой расчет помогает обеспечить сбалансированность денежной массы и товарного покрытия. Решение данного вопроса диктуется потребностями более рационального управления эффективностью общественного производства.

     Однако  некоторые экономисты считают, что  ограничиться только исчислением общей массы необходимых денежных средств нельзя: необходимо совершенствовать механизм прогнозирования различных планов и балансов, связанных с денежным оборотом республики (баланс денежных доходов и расходов населения, кассовый план или движение наличных денег, план кредитных ресурсов, кредитный план и т. д.). Вместе с тем в переходный период к рыночным отношениям прежние методы регулирования – через кассовый план – применяться не могут, так как размыта грань между наличным и безналичным оборотом, фонды оплаты труда формируются непосредственно предприятиями, все больше реализуется требование либерализации цен, отсутствуют реальные планы розничного товарооборота. Все это ведет к утрате базы для обособленного планирования налично-денежного оборота.

     С 1991 г. регулирование объема и структуры  денежной массы в обращении осуществляется на основании ежеквартальных прогнозных расчетов изменения денежной массы в обращении, включающей наличные деньги в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные обязательства банков. Разработка расчетов производится Национальным банком республики с учетом складывающейся экономической конъюнктуры в увязке с показателями социального и экономического развития республики. При этом составляются прогнозные расчеты денежных доходов и расходов населения, определяются изменения остатка средств у населения в наличных деньгах и в организованных формах сбережений. На основании этого исчисляется квота прироста средств у населения (наличные деньги плюс организованные сбережения в процентах к прогнозируемым доходам населения).

     Результаты  указанных расчетов тщательно анализируются  Национальным банком республики с позиции обоснованности максимальных границ изменения денежной массы в обращении в увязке с темпами экономического роста, уровня цен и других показателей. По результатам анализа рассматривается вопрос о размере кредитов, предоставляемых коммерческим банкам, сроках этих кредитов, размере покупки и продажи государственных ценных бумаг. Национальный банк республики ежемесячно контролирует соблюдение квоты прироста наличных денег у населения – на основании оценки по кассовым оборотам банков денежных доходов и расходов населения и определения размера фактического прироста средств у населения по отношению к фактическим денежным доходам населения. В случае превышения квоты прироста средств у населения Национальный банк республики должен соответственно сокращать объемы кредитования и использовать экономические методы воздействия (изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в Национальном банке республики, и изменение процентных ставок по кредитам предоставляемых коммерческим банком).

     При изменившейся структуре финансово-кредитной  системы необходимыми факторами стабилизации денежного оборота являются единый государственный контроль за объемом средств, находящихся в обороте, и механизм осуществления этого контроля. Соответственно, в современных условиях жесткое деление совокупного денежного оборота на наличный и безналичный представляется искусственным, а однозначное разграничение принципов и сфер обращения наличных и безналичных средств – необоснованным.

     В многолетней мировой практике контроль осуществляется не за количеством наличных денег, а за объемом денежной массы, который включает в себя также бессрочные банковские депозиты, дорожные чеки и другие чековые депозиты, долгосрочные вклады и др. Проблемы перелива денег из безналичной формы в наличную нет, так как через изменение цен, процентных ставок, валютного курса балансируется денежная масса товаров, услуг, инвестиционных возможностей, включая внешнеэкономические связи. Поэтому с развитием в республике рыночных отношений, появлением многообразных форм собственности, значительного расширения системы безналичных расчетов населения все больше стираются грани между налично-денежным обращением и безналичным оборотом, что требует перехода к системе управления совокупным денежным оборотом.

     Понятие денежной массы является базовым для макроэкономического анализа рыночной экономики, поскольку, например, ее чрезмерно быстрое увеличение ведет к росту цен, инфляции, дефициту и, наоборот, при ее быстром сокращении возникают безработица и спад производства. Денежная масса включает в себя, во-первых, наличные деньги в обращении (все бумажные деньги и металлические монеты, находящиеся на руках у населения, а также в кассах предприятий, учреждений и организаций). В денежную массу не включают наличные деньги в кассах банков. Во-вторых, денежную массу, наряду с наличными деньгами, образуют банковские депозиты или вклады населения, предприятий, учреждений и организаций. Они включаются в денежную массу из-за их ликвидности (способностью немедленно, без каких-либо препятствий выступать в качестве платежного средства), поскольку с их помощью можно осуществлять всякого рода расчеты. В целях устранения повторного счета в денежную массу не входят депозиты правительства и депозиты банков. Понятие денежной массы конкретизируется с помощью так называемых денежных агрегатов, представляющих собой различные группировки ликвидных активов.

Информация о работе Деньги и денежный оборот