Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:44, курсовая работа
Денежные реформы осуществляются в соответствии с законодательными актами, направленными на укрепление денежной системы страны. В ходе денежных реформ изымаются из обращения, обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, происходит переход от одной денежной системы к другой. Во всех этих случаях речь идет об изменении денежной единицы как в налично-денежном обороте, так и в безналичных расчетах. При этом необязательно, особенно в современных условиях, изменение золотого содержания денежной единицы, но может измениться курс национальной валюты.
Введение................................................................................................................. 3
1. Цели и задачи денежных реформ
1.1 Понятие и сущность денежных реформ…………………………………… 6
1.2 Необходимость денежных реформ………………………………………... 9
1.3 Роль денежных реформ в денежно-кредитной политике государства….. 13
2. Стабилизация денежного обращения
2.1. Понятие денежного обращения…………………………………………… 19
2.2. Регулирование обращения денег государством…………………………. 22
Пенсионная реформа 2014 года……………………………………………….. 26
Вывод…………………………………………………………………………… 30
Список литературы…………………………………………………………….. 31
Приложение……………………………………………………………………...32
Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.
Налично-денежное обращение — это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелко-купюрные бумажно - денежные знаки — казначейские билеты.
Безналичное обращение — это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа, других расчетных документов. В некоторых странах в обращении используются казначейские векселя, сертификаты, другие инструменты.
Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньга постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке — непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.
С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XIX в. преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик, например, в США он составляет около 8%.
Деньги в условиях рыночной экономики осуществляют непрерывное движение в сфере обращения, и это движение, связанное, прежде всего с исполнением функций средства обращения и платежа называется денежным обращением. Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами:
1)физическими лицами
2) хозяйствующими субъектами
3) органами государственной власти
С углублением общественного
разделения труда и
В странах с развитыми экономическими отношениями значительная часть денежного оборота (до 90% всего денежного обращения) осуществляется путём безналичного оборота по текущим банковским счетам. Безналичные расчёты, заменяя оборот наличных денег, уменьшают потребности в них, ускоряют оборот средств, сокращают издержки производства. Способствуют накоплению и аккумулированию денежных средств, облегчают их перераспределение через финансово-кредитную систему.
Безналичное обращение обслуживает отношение между юридическими лицами разных форм собственности, юридическими лицами и кредитными учреждениями, юридическими и физическими лицами и государством, юридическими лицами и населением.
2.2 Регулирование обращения денег государством
Объективной необходимостью для экономики является регулирование денежного обращения. Оно предполагает:
Существует 4 варианта целенаправленного действия государства:
Все преобразования в
сфере денежного обращения
После проведения денежной реформы необходимо систематическое осуществление определенных мер по сохранению достигнутых результатов. Немалую роль в этом играет обоснованная денежно-кредитная политика, с помощью которой может быть осуществлено необходимое регулирование денежной сферы.
Мерой, призванной устранить негативные последствия снижения устойчивости денежной единицы, является деноминация. Она имеет несравненно меньшее значение и состоит в изменении наименования денежной единицы, как правило, при условии замены прежней денежной единицы по определенному соотношению (например, 10:1) новой денежной единицей. Подобные меры не приводят к существенному преобразованию денежной системы и сводятся лишь к замене денежной единицы, что имеет в основном техническое значение, поскольку облегчает и упрощает счет, но не ведет к созданию устойчивой денежной единицы.
Применяемая терминология для характеристики изменений денежной единицы не всегда достаточно правильно оценивает содержание таких мер. Например, проведение деноминации, как правило, означает уменьшение номинального выражения эмитируемых денежных знаков. Подобная оценка практически приемлема для характеристики деноминаций, проведенных в нашей стране. Это относится к деноминации в 1992 г., когда рубль выпуска 1992 г, заменял 10000 руб. ранее выпущенных денежных знаков, а также в 1923г., когда вновь выпушенные знаки соотносились к знакам образца 1922 г. как 1:100.
Впоследствии в 1996 г. была проведена замена выпущенных ранее денежных единиц по соотношению 10;1 к единице 1961 г. Такая мера представляла собой деноминацию, которая сводилась к изменению номинального выражения денежной единицы, что имело значение главным образом для денежного оборота внутри страны. Однако одновременно с деноминацией было уменьшено золотое содержание денежной единицы в 4,5 раза. Оно не могло характеризоваться как деноминация, а представляло собой самостоятельную меру, которая имела отношение в основном к операциям с иностранными государствами.
Мерой стабилизации денежной единицы является также девальвация. В 1998г. в РФ повышенный интерес привлекала к себе девальвация. Этот процесс был обусловлен сложившимся положением в экономике, финансовым кризисом неплатежами, колебаниями курса рубля, что имело значение для расчетов по внешнеэкономическим операциям, а также при обмене рубля на иностранную валюту (доллар и др.)
При рассмотрении проблемы девальвации существуют различия в определении ее содержания, причин, вызывающих ее осуществление. В процессе анализа проблемы игнорируются различия в характере денежной единицы и условиях ее функционирования.
Действительно, при функционировании полноценной или разменной на золото денежной единицы под девальвацией понималось снижение стоимостной величины денежной единицы, состоявшее в уменьшении ее золотого содержания. Так, в середине ХХ в. как нечто само собой разумеющееся в литературе отмечалось, что девальвация состоит в уменьшении золотого содержания денежной единицы. Например, девальвация франка в 1928 г. заключалась в том, что «его золотое содержание уменьшилось почти в 5 раз по сравнению довоенным», девальвация итальянской лиры (1936 г.), японской иены (1937 г.) «состояла в уменьшении золотого содержания названных денежных единиц».
В приведенных характеристиках осуществление девальвации не увязывается с изменениями курсов валют, а связывается с изменением золотого содержания денежных единиц.
В отличие от ранее существовавших характеристик и девальвации в современных условиях, когда весовое золотое содержание денежной единицы не фиксируется и размен денежных знаков на золото не производится, изменилось понимание девальвации.
Сравнительно широко распространена характеристика, которая связывает девальвацию со снижением курса национальной валюты, с необходимостью накопления достаточных золотовалютных резервов, способных обеспечить стабильность ее курса.
Недостаточность подобной трактовки состоит в том, что в ней в большей или меньшей степени игнорируются такие важные обстоятельства, влияющие на курс национальной валюты, как соотношение уровней цен на внутреннем и зарубежных рынках, инфляционные процессы,
Определенное влияние на курс валюты оказывают состояние торгового и платежного балансов, а также воздействие государства на изменение уровня цен с помощью мер таможенной и налоговой политики. Не следует игнорировать и такие факторы, как изменение стоимости товаров в связи с колебаниями в размере издержек производства, соотношения спроса и предложения товаров, снижения цен на нефть, газ и другие товары на международных рынках.
Итак, девальвация - такое изменение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте, которое сопровождается понижением покупательной способности денежной единицы.
Необходимо учитывать, что изменение и прежде всего снижение курса рубля сопровождается рядом последствий, в том числе:
• повышением заинтересованности в увеличении экспорта, так как за единицу валютной выручки можно получить большую сумму рублей;
• ростом цен на внутреннем рынке, особенно по импортируемым товарам, что может отразиться на ухудшении материального положения населения;
• снижением ценности рублевых сбережений (наличными деньгами и деньгами, хранящимися в банках);
• ухудшением условий импорта оборудования и различных приборов.
Все это должно послужить
побудительным мотивом для
Существуют также такие меры стабилизации, как дефляция (уменьшение денежной массы путём изъятия из обращения излишних бумажных денег) и нуллификация (ликвидация старых и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве).
Учитывая, что районов в столице
в постсоветское время стало
значительно больше и всюду работает
двойная система
Пенсионная реформа 2002 года, на самом деле, решила всего
один вопрос: как ублажить многочисленных
чиновников, присосавшихся к пенсионным
накоплениям. Одно введение коэффициента,
понижающего вашу пенсию в зависимости
от вашей зарплаты в СССР (то есть в другой
стране), говорит о том, что задачей реформы
было платить пенсионерам как можно меньше.
А без этого коэффициента, между прочим,
пенсию вам назначат еще меньшую. Хотя
не всем: госслужащие – те же чиновники
(а также приравненные к ним работники
органов КПСС) получают иные пенсии, нежели
простые граждане.
И вот настает момент, когда выясняется,
что денег на пенсии снова не хватает.
И государство широким жестом начинает
собирать обязательные страховые взносы
с бизнеса, подняв при этом ставку бывшего
ЕСН так, что малый и средний бизнес дружно
бросились в тень или же за кордон.
А теперь, когда стало ясно, что дело совсем
плохо, речь зашла о новой пенсионной реформе.
И речь, скажем прямо, знаменательная.
Вот, что поведал прессе основной источник
сведений о грядущих переменах – статс-секретарь
Минздравсоцразвития Юрий Воронин. В интервью
"Коммерсанту" он сказал: "Думаю,
это будет кардинальная реформа. Не настройка,
не наладка существующей системы – то,
что мы пытались сделать в 2009–2010 годах.
Мы не меняли и не ломали принципы, заложенные
в реформу 2002 года Михаилом Зурабовым
и Михаилом Дмитриевым. Однако чем дальше
мы идем прежним путем, тем отчетливее
видим, что реформа 2002 года не достигла
целей, о которых заявляли ее идеологи".
"Ключевым моментом в пенсионной системе
является пенсионная формула – специалисты
называют ее эквивалентной, потому что
она работает по принципу банковского
депозита: сколько взносов перечислено
за работника – столько потом ему и должно
быть выплачено в виде пенсии. Эта формула
тупиковая и порождает проблемы, которые
невозможно решить в действующей конфигурации
пенсионной системы", – заявил Воронин.