Денежные реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Денежные реформы осуществляются в соответствии с законодательными актами, направленными на укрепление денежной системы страны. В ходе денежных реформ изымаются из обращения, обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, происходит переход от одной денежной системы к другой. Во всех этих случаях речь идет об изменении денежной единицы как в налично-денежном обороте, так и в безналичных расчетах. При этом необязательно, особенно в современных условиях, изменение золотого содержания денежной единицы, но может измениться курс национальной валюты.

Оглавление

Введение................................................................................................................. 3
1. Цели и задачи денежных реформ
1.1 Понятие и сущность денежных реформ…………………………………… 6
1.2 Необходимость денежных реформ………………………………………... 9
1.3 Роль денежных реформ в денежно-кредитной политике государства….. 13
2. Стабилизация денежного обращения
2.1. Понятие денежного обращения…………………………………………… 19
2.2. Регулирование обращения денег государством…………………………. 22
Пенсионная реформа 2014 года……………………………………………….. 26
Вывод…………………………………………………………………………… 30
Список литературы…………………………………………………………….. 31
Приложение……………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

 

 
"Многие эксперты, которые занимаются  налогами, предлагают увеличить  потолок взносооблагаемого заработка  и за счет этого роста компенсировать  снижение ставки взносов. Проблема в том, что они, не зная устройства пенсионного законодательства, эквивалентной пенсионной формулы, не понимают, что при увеличении потолка увеличиваются обязательства – то есть пенсионные выплаты. Мы не можем идти этим путем", – добавил он. 

А теперь переведем это  на русский язык: сегодня все, что  вы заработали свыше 463 тысяч рублей в год, никакими страховыми взносами не облагается. Поэтому вопрос о  том, кто платит взносы, например, за чиновника, пенсия которого в такие  взносы не укладывается, остается открытым. Судя по всему, эти деньги будут взяты из взносов, скажем, сантехника, которому положена, также вне зависимости от его взносов, минимальная пенсия, установленная в регионе. Именно поэтому (хотя и не только поэтому) "в действующей конфигурации пенсионной системы" нельзя платить пенсии, исходя из тех взносов, которые перечислены за работника. 
 
 
Существуют фактически две разные системы начисления пенсий – одна для чиновничества, другая для народа. 
Чтобы исправить ситуацию, предлагается "формула индивидуального коэффициента, которая существовала до 2002 года, но в модернизированном виде". Если сейчас размер пенсии определяется накопленным каждым работником в течение его трудовой деятельности пенсионным капиталом, который делится на ожидаемый период пенсионных выплат (в настоящее время – 17 лет, а к 2013 году этот срок вырастет до 19 лет), то после очередной реформы для расчета пенсии будет использоваться новая сложная формула. 
 
Скажем честно: любые формулы при ожидаемом периоде пенсионных выплат в 17 и тем более в 19 лет – абсурд чистой воды. Среднестатистический мужчина в нашей стране живет 59,1 года, а, следовательно, до пенсии не доживает. И только женщины, в том же среднестатистическом виде живут после выхода на пенсию 18 лет. Но период дожития одинаков для всех и рассчитан по максимуму. Это значит, что уже при назначении пенсий часть денег становится бесхозной. И это, видимо, вполне устраивает реформаторов. 
 
А теперь о самой формуле, состоящей из четырех частей:

Первая часть –  стажевый коэффициент (0,55 за 30 лет стажа плюс 0,01 за каждый лишний год). Фактически речь идет о новом понижающем коэффициенте, поскольку в правилах Международной организации труда говорится о том, что за 30 лет стажа надо платить пенсию в 40 % от зарплаты, что нам не по плечу.

 Вторая – соотношение  индивидуального среднего годового  заработка к среднему годовому  заработку по стране, якобы обеспечивающее  постоянную актуализацию размера  пенсии. Третий элемент – средний  заработок текущего года. Он будет  меняться ежегодно для проведения индексации размера пенсии, чтобы после назначения этот размер не устаревал. И, наконец, четвертый элемент – сложный интегрированный коэффициент, который будет учитывать демографическую и макроэкономическую нагрузку. Этот коэффициент учитывают в своих пенсионных формулах все ведущие страны.Не станем обольщаться последним обстоятельством. Толку не будет, пока в проекте реформы не зафиксируют отказ от двух параллельных чиновничьих структур, занимающихся нашими пенсиями. Пока пенсионные взносы платят не сами работники, а компании, в которых они работают. Пока существуют фактически две разные системы начисления пенсий – одна для чиновничества, другая для народа. 
 
А главное – не будет толку, пока не дан ответ на самый насущный вопрос: какой жизни мы в действительности хотим для наших пенсионеров.

Выводы:

Денежные  реформы - это упорядочение денежной системы изменения стоимости или замены обращающейся денежной единицы, проводимое государством для восстановления равновесия между денежной и товарной массой. Денежные реформы позволяют быстро стабилизировать денежное обращение стран после войн, революций и других катаклизм.

Необходимость проведения денежной реформы в каждой стране обуславливается различными причинами, в частности:

  1. экономическими, связанными с расстройством денежной, финансовой систем, подрывом доверия к национальной валюте, использованием параллельной валюты (чаще иностранной), завышенным курсом национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Экономические причины обычно порождаются экономическими кризисами, направлением политики государства и центрального банка;
  2. политическими, связанными с изменением политического устройства или созданием нового государства;
  3. созданием наднациональных денежных единиц или объединением национальных денежных единиц.

Для успешного проведения денежной реформы необходимы определенные политические и экономические предпосылки, позволяющие кардинально улучшить экономические процессы в стране, функционирование финансовой и банковской систем.

Общими предпосылками успешного проведения денежной реформы для всех стран являются:

  1. политическая стабилизация в стране; рост доверия населения, предпринимателей к политике, проводимой правительством и центральным банком;
  2. создание условий для развития национальной экономики, увеличение предложений на рынке товаров и услуг, которые противостоят деньгам;
  3. увеличение бюджетных доходов и отказ от эмиссии для покрытия бюджетного дефицита;
  4. восстановление доверия к банкам и привлекательности накоплений денежных средств в кредитной форме;
  5. наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса валюты, сбалансированность товарной и денежной массы.

Список  литературы

  1. Родионов С.С, Бабичева Ю.А. “денежно- кредитное регулирование”, М., 1999 г. Стр. 54
  2. Родионов С.С. Бабичева Ю.А. “денежно-кредитное регулирование”, М., 1999 г. Стр. 52
  3. Лившиц А. Я., Москва, 1991 г.
  4. Большая Советская энциклопедия.
  5. Жуков Е.Ф., Деньги Кредит Банки. М.,«Юнити»,2004г.
  6. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек. 2003. Гл. 14
  7. Маконнелл К., Брю С., Экономикс., М.: Республика, 1999 г.
  8. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М.: Владос, 1999.
  9. Экономика. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. – М.: Дело, 2002. 211 стр.
  10. Самуэльсон П. Экономика. - М: МГП "Алгон" ВНИИСИ. – 2000г.
  11. Данные взятые с официального сайта Федеральной Службы Статистики Российской Федерации
  12. Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник для вузов, изд. 6-е, Высшее образование, 2008- 654 с.
  13. Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие (под ред. О.Ю. Мамедова) – Изд. 10-е. – Ростов н/Д:Феникс, 2007- 410 с.
  14. Малахова Н.Г. Деньги. Кредит. Банки. – Ростов н/Д:Феникс, 2008- 247 с.
  15. Байдукова Н.В., Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит. Банки: Учебник, Юрайт-Издат, 2008- 620 с.

 

 

Приложение:

Денежная реформа 1922-1924 годов

После революции и  Гражданской войны экономика  России находилась в глубоком финансовом кризисе; произошел развал хозяйства  и денежной системы страны. В начале 20-х годов доходы от государственных  предприятий покрывали лишь 14,4% расходов бюджета, остальные расходы финансировались за счет эмиссии бумажных денег. В стране раскручивалась гиперинфляция, ежедневный рост цен составлял 1,5-2,0%. Положение осложнялось тем, что в России не было единой денежной системы. В денежном обращении находилось более 2000 типов денежных и расчетных знаков, а также ценные бумаги царского и Временного правительства. Собственные совзнаки официально выпускали среднеазиатские республики.

Отсутствие единой денежной системы, гиперинфляция не позволяли  наладить хозрасчетные отношения, развивать торговлю и денежное обращение.

В целях государственного регулирования денежного обращения, оказания кредитной помощи предприятиям и содействия в налаживании торговли 16 ноября 1921 года был создан Государственный  банк РСФСР, который и проводил денежную реформу.

11 октября 1922 года Государственному  банку было предоставлено право  выпуска банковских билетов (червонцев). Не менее 25% всей суммы выпускаемых  в обращение билетов должно  было обеспечиваться золотом  и иностранной валютой, остальная часть- легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и иными обязательствами, находящимися в распоряжении банка.

Червонцы выпускались  в обращение в порядке краткосрочного кредитования народного хозяйства, что и предопределяло их возврат в кассы Госбанка.

К январю 1924 года червонец стал основной валютой страны, составляя  в общей массе денежного обращения 80%.

Сложившаяся в результате эмиссии банковских билетов система  двухвалютного обращения (твердого червонца и падающего совзнака) не во всех случаях была удобна. Она создавала почву для спекуляции червонцем, золотом и иностранной валютой на «вольном» рынке. Наступил червонный кризис.

 

 Сначала валютные спекулянты  брали плату за размен червонцев  на совзнаки по официальному  курсу, а затем взималась спекулятивная разница за размен совзнаков на червонную валюту. Чтобы ослабить «разменный голод», повсюду стали выпускаться разменные боны, кредитные талоны и другие денежные суррогаты. В 1923 году хозяйство испытывало недостаток в денежных знаках твердой валюты купюрами ниже 10 рублей. Об этом свидетельствует и положительный опыт эмиссии твердых сертификатов. Сертификаты были обязательны к приему для всех касс железных дорог, речного и морского транспорта по курсу золотого рубля. Несмотря на такое ограничение, сертификаты охотно использовались не только государственными учреждениями, но и населением при различных расчетах. Все это говорило о необходимости завершения денежной реформы и выпуске в оборот более мелких частей червонца.

В рамках денежной реформы для упрощения денежного учета и улучшения обращения денег в 1922-1923 годах были проведены две деноминации. При первой деноминации (выпуск «знаков 1922 года») 1 рубль вновь выпускаемых денежных знаков приравнивали к 10 000 рублей старых денежных знаков; при второй деноминации (выпуск «знаков 1923 года»)- к 100 рублям в «знаках 1922 года» или к 1 млн. рублей прежних (до проведения деноминации) денежных знаков.

В феврале 1923 года государство  приступило к завершению денежной реформы. Были изданы Декреты о выпуске в обращение государственных казначейских билетов в 1, 3 и 5 рублей золотом, о прекращении выпуска совзнаков и изъятии их из обращения по курсу 1 рубль золотом (казначейскими билетами) за 50 000 рублей дензнаками 1923 года, о чеканке и выпуске в обращение серебряных и медных монет.

Завершая реформу, государство  стремилось сокращать бюджетный  дефицит, сохранять активность торгового  и платежного балансов, проводить  мероприятия по поддержанию ценности новых денег путем регулирования  цен и товарной интервенции. Уже с 1 июля 1924 года полностью прекратилось использование казначейской эмиссии для покрытия бюджетного дефицита, поскольку бюджетный дефицит был ликвидирован.

Так закончилась денежная реформа 1922-1924 годов, позволившая создать  единую устойчивую денежную систему нового государства.

Уникальность реформы  заключалась в том, что Россия возвращалась к золотому стандарту  без размена бумажных денег на золото. Ни один червонец на золотые  монеты никогда не обменивался.

 

Россия первой продемонстрировала необязательность золотого стандарта для организации стабильной денежной системы.

 Реорганизация системы кредитования в 1927-1928 гг.

Во второй половине 20-х  гг. XX в кредитно-денежной системе  страны отмечалось 2 относительно самостоятельных, но в конечном счете взаимосвязанных процесса: нарастание трудностей и противоречий с одной стороны, и тенденции к централизации управления кредитом, с другой.

Наметившаяся тенденция  к централизации управлением  кредитом неизбежно приводила к  подрыву его коммерческих основ, превращению в разновидность централизованного финансирования.

Централизация управления кредитом была непосредственно обусловлена  ростом централизации управления промышленностью  со стороны синдикатов (промышленных объединений): Всероссийский текстильный синдикат, Продасиликат, Масложирсиндикат получали 100% банковских кредитов, выделенных соответствующим отраслям; в других сферах экономики синдикаты также аккумулировали 60-80% объема кредитов.

Сосредоточение у синдикатов контроля над связями промышленности с банками обусловило характер реорганизации кредитной системы в 1927-1929 гг., которая проводилась по следующим направлениям:

  1. жесткое закрепление клиентов за банками; каждая хозяйственная организация была прикреплена к определенному банку, в котором она должна была держать счет и получать кредиты;
  2. лишение банков оперативной самостоятельности (оперативное право управления всей банковской системой было передано Госбанку);
  3. разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитов. До февраля 1925 г. Промбанк и Электробанк наряду с Госбанком предоставляли как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты промышленности. Затем все краткосрочные кредитные операции были переданы Госбанку, а долгосрочные - Банку долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства, объединившему Промбанк и Электробанк;

Все это означало ликвидацию специфических кредитных функций  банков и превращение банковского  кредитования в разновидность государственного финансирования.

По мере дальнейшего  развития индустриализации и коллективизации сельского хозяйства выявилась необходимость перестройки системы кредитования. Взаимное коммерческое кредитование тормозило плановую организацию оборотных средств предприятий, давало возможность прибегать к внеплановым источникам финансирования. Политика коммерческого кредитования затрудняло использование кредита в качестве инструмента внедрения хозрасчета и контроля за работой предприятий, развитие кредитного планирования, тормозила переход к прямому планированию денежного обращения.

В то же время существовали объективные предпосылки для проведения кредитной реформы:

  1. почти полное вытеснение частного капитала из промышленности и торговли;
  2. быстрый рост социалистического сектора в сельском хозяйстве;
  3. усиление роли финансово-кредитной системы в плановом распределении денежных накоплений;
  4. повышение роли Госбанка как центрального звена кредитной системы;
  5. расширение прямого целевого кредитования;

3.3 Кредитная реформа  1930-1932 гг.

Кредитная реформа 1930 г. преследовала 2 главные цели: установление принципа демократического централизма в работе банков и концентрация кредитного, расчетного и кассового обслуживания народного хозяйства в одном общенациональном банке. В связи с этим реформа проводилась по следующим направлениям:

Информация о работе Денежные реформы