Денежная реформа Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:37, контрольная работа

Краткое описание

Форма и структура государственных финансов тесно взаимодействуют с характером и особенностями развития товарно-денежных отношений в стране. В ситуации, когда наша страна только переходит к рыночной системе хозяйствования, особенно важна роль государственной финансовой системы как гаранта наиболее эффективного налогообложения и распределения средств бюджета по расходным статьям.

Оглавление

Введение 3
Предпосылки реформ Петра I 4
Первые реформы денежной системы 6
Реформа налоговой системы 9
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Нэля история развития денежной системы.docx

— 34.91 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

  1. Предпосылки реформ Петра I                                                                   4
  2. Первые реформы денежной системы                                                        6
  3. Реформа налоговой системы                                                                     9

Заключение 12

Список литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Форма и структура государственных  финансов тесно взаимодействуют  с характером и особенностями  развития товарно-денежных отношений  в стране. В ситуации, когда наша страна только переходит к рыночной системе хозяйствования, особенно важна  роль государственной финансовой системы  как гаранта наиболее эффективного налогообложения и распределения  средств бюджета по расходным  статьям.

Очень интересным с точки  зрения реформ является время Петра I. Царствование Петра Великого завершает период формирования абсолютизма в России. Становление характерной для российского варианта абсолютной монархии системы социальных отношений, в том числе и финансовых было продиктовано, прежде всего, логикой общегосударственных интересов, связанных с борьбой за безопасность страны и выход к мировым торговым путям. Старые методы увеличения доходов казны Петр сочетал с попытками по-новому организовать финансовое хозяйство страны. Вся финансовая политика Петра I осуществлялась под знаком постоянного и напряженного изыскания источников денежных средств. Поэтому обращения Петра к сенату «денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны» может стать своеобразным девизом его правления.

Основной причиной, послужившей  проведению финансовой реформы, была нужда  в денежных средствах для строительства  флота, обустройства армии, ведения  Северной войны 1700-1721 годов. В условиях крупномасштабных государственно-политических и социально-экономических преобразований осуществлялись огромные финансовые затраты. Финансовая система его предшественников уже не удовлетворяла нужды государства  на свершение великих дел, в частности, система подворного налогообложения, введёная ещё в 1678 году. Появлялись недоимки, дефицит государственного бюджета, что, в значительной мере, угрожало как внутренней, так и внешней безопасности страны.

 

1. Предпосылки  реформ Петра I

Первые годы финансовой деятельности Петра I были плохо обдуманы, поэтому  его первые свершения в этой сфере  хоть и давали результаты, но были недолговечны. Объяснялось это прежде всего стремлением Петра I как можно быстрее получить средства для создания регулярной армии и флота. В последующие годы значительное влияние на деятельность Петра I в финансовой сфере оказали идеи меркантилизма, а также его окружение (например, обер-фискал Алексей Нестеров, советовавший Петру провести подушную реформу).

После хозяйственного подъема  в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем  поступлений в казну за 20 лет  увеличился вдвое и составил 3 млн. рублей, экономический рост существенно  замедлился. Это было вызвано, прежде всего, началом Северной войны, ведение которой требовало большого напряжения платежеспособных сил населения.

 Расходы начали превышать  доходную часть бюджета, и если  первые три года разрыв между  расходами и доходами государства  покрывался за счет остатков  прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал  нарастать финансовый кризис. Дефицит  бюджета достиг огромной по  тем временам суммы 500 тыс. рублей. Слабая пригодность существовавшей  финансовой системы для решения  такой задачи была очевидна. Требовался  новый подход к устройству  административного аппарата.

При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние  отчетности - ни дума, ни Большая казна  не могли сказать, какие суммы  находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения  не было, они могли меняться от того кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком  часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении.

Малоуспешная борьба с  казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые  неотложные нужды. Общегосударственная  роспись доходов и расходов отсутствовала.

О том, что получалось при таком порядке свидетельствует письмо сенатора графа А.В. Макарову: «Истинно во всех делах как слепые бродим и не знаем, что делать, стали везде великие расстрои, а где прибегнуть и впредь что делать не знаем, денег ниоткуда не возят, дела почитай все становятся».

 Реформаторские действия  Петра I на рубеже XVII-XVIII веков  не были случайностью: страна  достигла поворотного пункта  в своей истории. Старая система  устройства хозяйства не могла  удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Первые реформы денежной системы

В 1703-1706 годах за Ратушей  стали появляться недоимки: это грозило  существованию армии и флота. Чтобы как-то получить средства, необходимые  для содержания армии и флота, Пётр I начал перечеканку монет. Однако простой перечеканкой иностранной  монеты, которая появлялась в России от продажи иностранным государствам казённых товаров, решить проблему не удалось (хотя доход от этого составлял 86 000 рублей), поэтому Пётр ввёл новые  монеты.

До того времени в России были в ходу только деньги, равнявшиеся  двум копейкам. Копейка при этом не считалась основной денежной единицей, а слово "копейка", бывшее лишь разговорным, не чеканилось на монетах. Отныне рубль стал равняться ста  копейкам и двумстам деньгам. Пётр I ввёл разменную медную монету –  денежки, полушки и полуполушки и велел начеканить серебряные рубли, полтины, полуполтины, гривенники, пятачки, трёхкопеечники, причём вес этих монет уменьшился.

 Нехватка денег тормозила  исполнение важнейших предприятий:  собранные рекруты от бескормицы  умирали и разбегались, солдаты,  не получая жалования, принимались  за грабежи, флот из-за недостатка  припасов не мог выйти в  море. Источник пополнения казны  правительство Петра видело в  усиленной эксплуатации монетной  регалии. Расширение торгового  оборота требовало дополнительного  количества средств обращения.  Недостаток монеты не покрывался  даже дополнительным ее выпуском.

 С 1681 г. в России  чеканилась серебряная копейка  вновь пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск  этой монеты вырос в два  раза по сравнению с 1681-82 гг. Используя ситуацию, правительство  осуществило переход к новой  денежной системе, сопровождаемый  дальнейшим снижением веса серебряной  копейки. С 1698г. он стал равен  1/100 веса талера, т.е. был снижен  еще на 43%. Серебряная копейка  была практически единственной  монетой, обслуживающей хозяйственный  оборот.

«Для всенародной пользы и для общей прибыли ко всякому  торгу» был начат в 1700 г. выпуск медных денег. Медная мелкая разменная монета должна была стать дополнением к  монете серебряной. По номинальной  стоимости медные монеты составляли одну десятую стоимости всех наличных денег и предназначались в  основном для местных рынков и  торжков. Вся чеканка при Петре I составила 43,4 млн. руб., в том числе медных монет 44,4, серебряных 38,4, золотых 0,7 млн. руб.

При этом был упорядочен и значительно расширен набор  денежных знаков разного достоинства  и веса. Так, из меди были сделаны полполушки, полушка (полкопейки), деньга, копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра копейка, алтын (6 деньги или 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина, полтинник, рубль, 2 рубля, из золота крестный рубль, 2 руб., червонец, 2 червонца. За 1700-1704 гг. было выпущено более чем на 13 млн. руб. серебряной монеты, главным источником выпуска которой был передел старых, изымаемых из обращения монет. Доходы от чеканки монеты поступали в приказ Большой казны.

Эти доходы, также как  и собиравшиеся Ратушей, как правило  использовались на военные нужды. Прибыль от монетного передела сначала давала огромный доход: в 1701г. 717,744 руб., в 1702г. 764,939 руб., но уже в 1703г. доход понизился до 470,730 руб. и, постепенно понижаясь, упал в 1708 г. до 41,441 руб. Однако доход был лишь номинальным, так как количество денег в обращении не отвечало реально произведенному товару, что в последствии привело к росту цен и инфляции (цена русской монеты упала почти на половину).

В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия  дала казне около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки неполноценных монет  оказались быстро исчерпанными.

К тому же эти действия сопровождались падением курса рубля и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратное увеличение казны.

Прибыль от монетной реформы  сначала давала огромный доход, но постепенно она снижалась. Эта денежная перечеканка  немного облегчила положение  финансов в стране, но вскоре появилось  множество проблем: цена русской  монеты упала почти на половину, а цены всех товаров поднялись  вверх в два раза; затем упали в два раза все окладные платежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Реформа налоговой системы

1705 год был особенно  труден для Петра I в финансовом  положении: происходило переустройство  армии, формировались драгунские  и новые пехотные полки, шла  полным ходом перестройка балтийского  флота. Поэтому введение новых  монет и налогов не могли  полностью решить финансовых  проблем. Тогда Пётр прибегнул  к монополизации – взятие в  исключительное право государства  продажи некоторых товаров сбыта  как внутри страны, так и за  границу. Указом 1 января 1705 года  была монополизирована продажа  соли и стали продавать её  вдвое дороже той цены, по которой  доставляли её в казну подрядчики. Цену на соль установили в  среднем 10 ½ копеек за пуд  соли. Вместе с солью была монополизирована  продажа алкоголя, дёгтя, мела, рыбьего  жира, ворванного и квашеного  сала, щетины. Была значительно расширена  торговля казёнными товарами.

 Столкнувшись с большими  трудностями в сфере финансов  уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов  и резко увеличил их ставки. Была учреждена Ближняя канцелярия, в которую все приказы и  Ратуша обязаны были ежемесячно  и ежегодно представлять отчеты  о всяких окладных и неокладных  приходах и расходах, роспись  государственных доходов и расходов  стала составляться каждый год. 

В 1704 г. был образован специальный  штат «прибыльщиков», в обязанность которых входило придумывание новых налогов. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и т. д. В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов.

 

 

 

С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по расстоянию места». В соответствии с количеством  долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел  городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.

 На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были  возложены задачи высшего распоряжения  и надзора за управлением, в  первую очередь финансовым. Тем  же указом было определено  «учинить фискалов во всяких  делах». Доносительство было прямой  служебной обязанностью фискалов  всех уровней. 

Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и  расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где «на одной странице все доходы кратко означены…а на другой странице листа все расходы … також вкратце объявлены быть имеют».

Однако действия отдельных  коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок. Право  налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения  и высказывать свое мнение по соответствующим  проектам.

В 1719 г. были произведены  реформы в местном управлении.

Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов. Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.

Информация о работе Денежная реформа Петра 1