Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:37, контрольная работа
Форма и структура государственных финансов тесно взаимодействуют с характером и особенностями развития товарно-денежных отношений в стране. В ситуации, когда наша страна только переходит к рыночной системе хозяйствования, особенно важна роль государственной финансовой системы как гаранта наиболее эффективного налогообложения и распределения средств бюджета по расходным статьям.
Введение 3
Предпосылки реформ Петра I 4
Первые реформы денежной системы 6
Реформа налоговой системы 9
Заключение 12
Список литературы 13
Содержание
Введение 3
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
Форма и структура государственных
финансов тесно взаимодействуют
с характером и особенностями
развития товарно-денежных отношений
в стране. В ситуации, когда наша
страна только переходит к рыночной
системе хозяйствования, особенно важна
роль государственной финансовой системы
как гаранта наиболее эффективного
налогообложения и
Очень интересным с точки зрения реформ является время Петра I. Царствование Петра Великого завершает период формирования абсолютизма в России. Становление характерной для российского варианта абсолютной монархии системы социальных отношений, в том числе и финансовых было продиктовано, прежде всего, логикой общегосударственных интересов, связанных с борьбой за безопасность страны и выход к мировым торговым путям. Старые методы увеличения доходов казны Петр сочетал с попытками по-новому организовать финансовое хозяйство страны. Вся финансовая политика Петра I осуществлялась под знаком постоянного и напряженного изыскания источников денежных средств. Поэтому обращения Петра к сенату «денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны» может стать своеобразным девизом его правления.
Основной причиной, послужившей
проведению финансовой реформы, была нужда
в денежных средствах для строительства
флота, обустройства армии, ведения
Северной войны 1700-1721 годов. В условиях
крупномасштабных государственно-политических
и социально-экономических
1. Предпосылки реформ Петра I
Первые годы финансовой деятельности Петра I были плохо обдуманы, поэтому его первые свершения в этой сфере хоть и давали результаты, но были недолговечны. Объяснялось это прежде всего стремлением Петра I как можно быстрее получить средства для создания регулярной армии и флота. В последующие годы значительное влияние на деятельность Петра I в финансовой сфере оказали идеи меркантилизма, а также его окружение (например, обер-фискал Алексей Нестеров, советовавший Петру провести подушную реформу).
После хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил 3 млн. рублей, экономический рост существенно замедлился. Это было вызвано, прежде всего, началом Северной войны, ведение которой требовало большого напряжения платежеспособных сил населения.
Расходы начали превышать
доходную часть бюджета, и
При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении.
Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.
О том, что получалось при таком порядке свидетельствует письмо сенатора графа А.В. Макарову: «Истинно во всех делах как слепые бродим и не знаем, что делать, стали везде великие расстрои, а где прибегнуть и впредь что делать не знаем, денег ниоткуда не возят, дела почитай все становятся».
Реформаторские действия
Петра I на рубеже XVII-XVIII веков
не были случайностью: страна
достигла поворотного пункта
в своей истории. Старая
2. Первые реформы денежной системы
В 1703-1706 годах за Ратушей
стали появляться недоимки: это грозило
существованию армии и флота.
Чтобы как-то получить средства, необходимые
для содержания армии и флота,
Пётр I начал перечеканку монет. Однако
простой перечеканкой иностранной
монеты, которая появлялась в России
от продажи иностранным
До того времени в России были в ходу только деньги, равнявшиеся двум копейкам. Копейка при этом не считалась основной денежной единицей, а слово "копейка", бывшее лишь разговорным, не чеканилось на монетах. Отныне рубль стал равняться ста копейкам и двумстам деньгам. Пётр I ввёл разменную медную монету – денежки, полушки и полуполушки и велел начеканить серебряные рубли, полтины, полуполтины, гривенники, пятачки, трёхкопеечники, причём вес этих монет уменьшился.
Нехватка денег тормозила
исполнение важнейших
С 1681 г. в России
чеканилась серебряная копейка
вновь пониженного (теперь на
1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск
этой монеты вырос в два
раза по сравнению с 1681-82 гг.
Используя ситуацию, правительство
осуществило переход к новой
денежной системе,
«Для всенародной пользы и для общей прибыли ко всякому торгу» был начат в 1700 г. выпуск медных денег. Медная мелкая разменная монета должна была стать дополнением к монете серебряной. По номинальной стоимости медные монеты составляли одну десятую стоимости всех наличных денег и предназначались в основном для местных рынков и торжков. Вся чеканка при Петре I составила 43,4 млн. руб., в том числе медных монет 44,4, серебряных 38,4, золотых 0,7 млн. руб.
При этом был упорядочен и значительно расширен набор денежных знаков разного достоинства и веса. Так, из меди были сделаны полполушки, полушка (полкопейки), деньга, копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра копейка, алтын (6 деньги или 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина, полтинник, рубль, 2 рубля, из золота крестный рубль, 2 руб., червонец, 2 червонца. За 1700-1704 гг. было выпущено более чем на 13 млн. руб. серебряной монеты, главным источником выпуска которой был передел старых, изымаемых из обращения монет. Доходы от чеканки монеты поступали в приказ Большой казны.
Эти доходы, также как и собиравшиеся Ратушей, как правило использовались на военные нужды. Прибыль от монетного передела сначала давала огромный доход: в 1701г. 717,744 руб., в 1702г. 764,939 руб., но уже в 1703г. доход понизился до 470,730 руб. и, постепенно понижаясь, упал в 1708 г. до 41,441 руб. Однако доход был лишь номинальным, так как количество денег в обращении не отвечало реально произведенному товару, что в последствии привело к росту цен и инфляции (цена русской монеты упала почти на половину).
В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия дала казне около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки неполноценных монет оказались быстро исчерпанными.
К тому же эти действия сопровождались падением курса рубля и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратное увеличение казны.
Прибыль от монетной реформы сначала давала огромный доход, но постепенно она снижалась. Эта денежная перечеканка немного облегчила положение финансов в стране, но вскоре появилось множество проблем: цена русской монеты упала почти на половину, а цены всех товаров поднялись вверх в два раза; затем упали в два раза все окладные платежи.
3. Реформа налоговой системы
1705 год был особенно
труден для Петра I в финансовом
положении: происходило
Столкнувшись с большими
трудностями в сфере финансов
уже в первые годы
В 1704 г. был образован специальный штат «прибыльщиков», в обязанность которых входило придумывание новых налогов. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и т. д. В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов.
С 1715 г. губернии делились на
доли по 5536 дворов или около того,
«как удобнее по расстоянию места».
В соответствии с количеством
долей производилась разверстка
по губерниям государственных
На созданный в 1711
г. Правительствующий Сенат
Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где «на одной странице все доходы кратко означены…а на другой странице листа все расходы … також вкратце объявлены быть имеют».
Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок. Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнение по соответствующим проектам.
В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении.
Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов. Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.